Сценарий викторины
(на столе у ведущего стоят песочные часы)
Слайд 1
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья!
С 3 по 7 февраля в нашей школе проходит Неделя российской науки. В течение пяти дней для учащихся школы проводятся различные мероприятия, приуроченные к празднованию Дня российской науки. Кратко расскажу предысторию данного праздника.
Ведущий:
8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр 1 (российский император, один из выдающихся государственных деятелей России) подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 — в Российскую академию наук.
7 июня 1999 года указом президента РФ Ельцина Бориса Николаевича, «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук», был учрежден День российской науки, который ежегодно празднуется 8 февраля.
Слайд 2
Ведущий:
Ребята, сегодня вы примете участие в познавательной интерактивной викторине, которая посвящена Дню российской науки.
Вам предстоит ответить на 12 вопросов.
Члены жюри будут оценивать ваши ответы на каждый вопрос по трем критериям:
· правильность ответа;
· скорость ответа;
· сплоченная работа в команде.
За каждый критерий можно заработать по 1 баллу. Максимальное количество балов за ответ на вопрос - 3 балла. Итого вы можете заработать за прохождение всей викторины максимум 36 баллов. Еще 1 балл могут добавить члены жюри за креативность названия команды. На размышление и обсуждение каждого вопроса у вас есть ровно 1 минута. После завершения времени вы записываете ответ на листочке и передете его членам жюри. Итоги викторины будут объявлены на Линейке 7 февраля.
Викторина начинается. Желаем вам удачи!
Слайд 3
Ведущий:
1 вопрос - В деревне есть часы такие: Не мёртвые, а живые. Ходят без завода, они птичьего рода.
Варианты ответов: А - скворец, Б - петух, В - ворон.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 4
Ведущий: А сейчас вы узнаете правильный ответ. И это – ПЕТУХ
Немного интересных фактов.
Петух – глава курятника. В любом курятнике есть четкая иерархия, и царит там патриархат. Парадом командует петух. Утром он будит кур (и не только их), на ночь провозглашает отбой, находит и показывает еду, защищает от нападок других обитателей участка (к примеру, от дворовых собак) и даже решает конфликты межу курами.
Куры – потомки динозавров. Ученые склоняются к тому, что куры — единственные ныне существующие потомки тиранозавров. Они хорошо ориентируются в пространстве, быстро бегают, хорошо видят, при необходимости выбирают тактику нападения.
Слайд 5
Ведущий:
2 вопрос - Прибор для измерения температуры называется …? Варианты ответов: А - гигрометр, Б - барометр,
В - термометр.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 6
Ведущий: Правильный ответ - ТЕРМОМЕТР
Нашу жизнь трудно представить без термометров. Они помогают определить температуру тела, если человек болен, узнать, что надеть на улицу, помогают узнать температуру воды, в правильном ли температурном режиме находится холодильник, чтобы продукты не испортились. Термометр помогает приготовить вкусную еду в духовке, его используют в различных сферах производства и различных научных сферах. Градусник — самый распространённый вид термометра, и именно его можно найти в каждом доме. Однако ртутные градусники, бывшие когда-то ярким открытием учёных, сегодня постепенно уходят в прошлое как небезопасные. Ртутные градусники содержат 2 грамма ртути и обладают самой высокой точностью определения температуры, но нужно не только правильно с ними обращаться, но и знать, что делать, если градусник вдруг разобьётся. На замену ртутным градусникам приходят электронные или цифровые термометры, которые работают на основе встроенного металлического датчика.
Слайд 7
3 вопрос - Как называется человек, стремящийся к знаниям, более глубокому познанию мира и возможности раскрытия своих исследований обществу?
Варианты ответов: А - ученый, Б - специалист, В - профессионал.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 8
Ведущий: Узнаем правильный ответ. Это - УЧЕНЫЙ
Кого же называют «учеными»?
Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки. Понятия «учёный» и «наука» прошли длительное развитие и преобразование, и их понимание в разных культурах может различаться, однако при этом было сформировано мировое научное сообщество, которое сблизило представления о науке и учёных в разных странах.
Слайд 9
4 вопрос - На портрете изображен великих русский ученый, который родился в Архангельской губернии, пешком с обозом дошел до Москвы, а после открыл первый российский университет в Москве? Кто изображен на портрете?
Варианты ответов: А - Михаил Васильевич Ломоносов,
Б - Игорь Васильевич Курчатов, В - Петр Леонидович Капица.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 10
Ведущий: Правильный ответ - Михаил Васильевич Ломоносов
Интересная информация. Михаил Ломоносов был ярким человеком, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не были ограничены одной сферой деятельности. Энциклопедист, химик, физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт, художник, филолог, историограф, генеалог… Перечислять его направления деятельности, в которых он действительно добился существенного успеха, можно бесконечно.Жажда науки была сильнейшею страстью всей его души.
Слайд 11
5 вопрос - Сколько минут белый медведь может пробыть под водой? Варианты ответов: А - две, Б - пять, В - десять.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 12
Ведущий: И так... Правильный ответ - ДВЕ
Что же мы знаем о белых медведях? Белый медведь уникально приспособлен к жизни на морском побережье Северного Ледовитого океана. Море для белых медведей – родная стихия. Белые медведи плавают со скоростью до 10 км в час и способны проплыть до 100 километров без отдыха в поисках пищи. А нырнув, могут пробыть под водой около двух минут. Кроме того, белые медведи хорошо видят под водой.
Слайд 13
6 вопрос - Эта наука о числах и их применении. А с числами мы сталкиваемся каждый день: вычисляем, считаем, производим различные измерения или просто ведём счёт в игре. С данной наукой связана работа людей самых разных профессий.
Догадайся, о какой науке идёт речь?
Варианты ответов: А - география, Б - биология, В - математика.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 14
Ведущий: Сейчас знаем правильный ответ. МАТЕМАТИКА
Познавательно о науке. Математика — наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Она изучает различные математические объекты и их взаимодействия, используя логические методы и строгую формализацию. Основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, математический анализ, теория вероятности, математическая статистика, теория чисел, математическая логика и теория множеств, дискретная математика.
Слайд 15
7 вопрос - Это животное называют «кораблем пустыни».
Варианты ответов: А - слон, Б - верблюд, В - зебра.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 16
Ведущий: Правильный ответ - ВЕРБЛЮД
Интересные факты о верблюдах.
Верблюд используется не только в качестве транспортного средства, но ещё даёт шерсть, войлок, молоко, мясо. Зрение у верблюдов настолько развито, что они могут увидеть идущего человека за километр, а движущийся автомобиль – за 3–5 километра.
Длинные мохнатые ресницы надёжно защищают их большие глаза от песка, а ноздри-щёлочки при необходимости могут плотно закрываться. Верблюды являются также хорошими пловцами, несмотря на то, что большинство из них никогда не видели ни одного водоёма. Они весьма неплохо плавают, при этом наклоняя тело немного в сторону.
Слайд 17
8 вопрос - Если нужно вызвать маму, Позвонить гиппопотаму, По пути связаться с другом – Эта вещь – к твоим услугам. Варианты ответов: А - мобильный телефон, Б - будильник,
В - колокольчик.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 18
Ведущий: А сейчас мы узнаем правильный ответ. И это - МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Хотите узнать чуть больше о вашей незаменимой вещи? Слушайте.
В 1876 году появилось устройство, которое отчётливо воспроизводило и транслировало звук человеческого голоса посредством электрических сигналов. По прошествии времени телефоны эволюционировали, и сегодня стали одними из самых часто используемых устройств на планете. Любой смартфон представляет собой настоящий кладезь драгоценных металлов, использующихся при производстве его компонентов. В среднем в мобильном устройстве содержится порядка 30 миллиграмм золота, 300 мг серебра, 15 мг палладия. В общей сложности в телефонах сегодня применяется более 40 различных металлов, среди которых такие редкие и дорогие, как платина, индий и рутений.
А еще, в среднем, на мобильном телефоне находится в 18 раз больше бактерий, чем на дверной ручке туалета.
Слайд 19
9 вопрос - Зачем змее язык?
Варианты ответов: А - ловить комаров, Б - чувствовать запахи,
В - плеваться ядом.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 20
Ведущий: Правильный ответ - ЧУВСТВОВАТЬ ЗАПАХИ
Научные факты о змеях.
Змеи – рептилии без конечностей, с длинным цилиндрическим телом, чешуйчатой кожей, глазами без век и раздвоенным языком. Большинство видов не ядовиты, некоторые умеренно ядовиты, а другие производят смертоносный яд. Змеи предпочитают теплые края. Насчитывается 2700 видов змей. У змей крайне плохое зрение и слух. Вопреки распространенному мнению, змеи не скользкие. Зубы змей не позволяют им жевать и разрывать тела своих жертв. Окраска чешуи змеиной кожи обеспечивает отличную маскировку. Голод и испуг заставляют змей нападать. Их язык является органом чувств, а высунув его и пошевелив им пару секунд, змеи захватывают им мельчайшие частички воздуха, по которым понимают, что недавно здесь пробегала мышка или другая вкусненькая жертва. В отличие от людей, которые улавливают запах носом, у змей эти функции выполняет язык, который способен улавливать в воздухе даже самые мельчайшие следы какого-либо запаха. При помощи него змеи также ориентируются в пространстве, поскольку он является еще и органом осязания.
Слайд 21
10 вопрос - Что называют «черным золотом»?
Варианты ответов: А - глина, Б - древесина, В - нефть.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 22
Ведущий: Узнаем правильный ответ прямо сейчас. Это – НЕФТЬ
Нефть - это полезное ископаемое в виде маслянистой жидкости, включающей в себя смесь углеводородных компонентов. Само наименование на большинстве языков обозначает «горное масло» или «каменное масло». Простыми словами, нефть — это маслянистая жидкость, используемая для получения топлива (бензин, керосин и т.д.), а также в качестве источника сырья для бытовой химии, косметики и иной продукции. Цвет нефти черный, коричневый, вишневый, зеленый, желтый. Бывает нефть даже бесцветной (прозрачной). Темный цвет чаще всего встречается в промышленности и художественных фильмах. Это и послужило основанием для фразеологизма «черное золото».
Слайд 23
11 вопрос - Назовите российского ученого, изображенного на этих портретах.
Варианты ответов: А - Игорь Васильевич Курчатов,
Б - Дмитрий Иванович Менделеев, В - Иван Петрович Павлов.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на одном из листочков, которые лежат у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 24
Ведущий: Правильный ответ - Дмитрий Иванович Менделеев
Коротко об ученом.
Дмитрий Иванович Менделев получил мировое признание, обладал огромным научным авторитетом, имел более сотни титулов и званий разных академий, университетов, научных обществ. В 1869 году открыл Периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. На его основе создал периодическую систему химических элементов. Имя Менделеева носят Российское химическое общество, Российский химико-технологический университет, Тобольский государственный педагогический институт, Всероссийский НИИ метрологии, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, вулкан, ряд населённых пунктов и географических объектов и др. РАН и Российское химическое общество с 1965 года присуждают премию и Золотую медаль имени Д.И. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии.
Слайд 25
Ведущий:
12 вопрос - Какая трава на Земле самая высокая?
Варианты ответов: А - бамбук, Б - осока, В - кукуруза.
На обсуждение у вас 1 минута. Время пошло.
(ведущий переворачивает песочные часы; команды обсуждают ответы на вопрос; жюри следит за работой команд)
(по истечению времени, когда песок пересыпется, ведущий останавливает обсуждение команд)
Ведущий: Время вышло. Запишите ответ на последнем листочке, который остался лежать у вас на столах. (команды пишут свой ответ)
(ведущий подходит к каждой команде, забирает листок с ответом и относит все листы членам жюри)
(после этого ведущий возвращается к презентации и продолжает)
Слайд 26
Ведущий: И так... Это - БАМБУК
Бамбук — древовидный злак, самая высокая трава на земном шаре, родственниками которой являются известные нам пшеница, рожь и другие представители семейства злаков. Бамбук сегодня — самое быстрорастущее цветковое растение, прибавляющее за сутки от 70 до 100 сантиметров и более. То, что бамбуковые гигантские рощи – это заросли травы, луга великанов - почти всем известно. Но у бамбука есть множество странных свойств, малоизученных наукой. Бамбук принадлежит к семейству злаковых и представляет собой просто траву. Причем вырастать эта трава может до 40 метров, достигая в обхвате 80 сантиметров.
Слайд 27
Ведущий: Это был последний вопрос.
Викторина завершена. До новых встреч!
Любите науку! Изучайте науку! Открывайте науку для себя!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.