Форма учебной работы: тематический классный час для учащихся.
Тема классного часа: «День народного единства».
Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении.
Задачи:
1. воспитание у школьников гражданских качеств;
2. активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала;
3. формирование гражданской позиции;
4. воспитание интернационализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия.
Ход классного часа
- Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов – изгоев,
Обрёл свободу на века!
И поднималась Русь с колен,
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой,
Под звон грядущих перемен.
Деревни, сёла, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
- Чему будет посвящен сегодняшний классный час? (Ко Дню народного единства) СЛАЙД 1
- Это даже не просто день, это праздник нашей страны.
- Как вы думаете, зачем вам нужно знать про этот день?
ПОДВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ.
- В какой стране вы живете? (РФ)
- Кем вы являетесь в нашей стране? (Граждани)
- Нужно ли гражданам знать историю своей страны?
– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова? (Единая родина)
– В чем смысл праздника? (в единстве, единении народа – сила России)
– Какие государственные праздники вы знаете? (слайд гос. праздники) СЛАЙД 2
- День народного единства – российский национальный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.
- Посчитайте пожалуйста, сколько лет он уже празднуется? (13 лет)
- У этого праздника очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)СЛАЙД 3-6
– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось… (Смута).
– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)
– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)
– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
- Сейчас старшие покажут нам пьесу «Народ и Минин» СЛАЙД 7
Народ.
Сабрина — Эко рыдание во всем соборе!
Света — Да и было отчего!
Андрей — Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
Сабрина — Мы за веру православную должны до смерти стоять!
Света — А кто же прочь?
Андрей — Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин (Толик)
Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Народ (Настя) Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.
Минин.
И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы!
Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Народ (все вместе)
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин.
Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Голос народа — голос Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!
Народ (кладут деньги кто сколько может).
Настя — Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.
Света — Что деньги? Деньга — дело наживное!
Сабрина — Все отдадим! Теперь не до нарядов!
Андрей — Вот наши деньги!
Минин.
И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги? (Козьма Минин)
– Кого поставили во главе ополчения? (Княза Пожарского)
– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (СЛАЙДЫ 8-9)
– Давайте познакомимся с этими героями.
Читает София 1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)СЛАЙД 8
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные собрания: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.
К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.
Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе.
Читает Андрей 2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь. СЛАЙД 9
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
СЛАЙД 10. Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями.
Читает Ангелина 3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)СЛАЙД 12
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. (ССЛАЙД 13) И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! (СЛАЙД 14)
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)СЛАЙД 15
- Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.
- Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)
- Как вы думаете, что значит «народное единство? (Народ сплотился)
- А теперь вы мне ответите, что означает название праздника День народного единства?
- А за какие подвиги стоит в Москве памятник Минину и Пожарскому?
- Кто такие Минин и Пожарский?
- Когда отмечают праздник день народного единства?
- А теперь представьте, что каждый из вас попал на поле сражения. Вы в одиночку сражаетесь с целым войском. Получится ли у вас прийти к победе? А если вы соберётесь всей школой, сможете прийти к победе?
- Какой можно сделать вывод?
– Послушайте стихотворение.
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
- О чем это стихотворение? (о любви к Родине)
– За что автор любит свою Родину?
– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.
– А вы знаете пословицы о Родине? Давайте это проверим. На экране разбросаны части пословиц, ваша задача собрать части.(СЛАЙД 16)
Родина – мать, Родине служить.
Жить – , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
- Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.
– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)
– Что у вас получилось? (флаг) (СЛАЙД 17)
- А что это за флаг? (Символ РФ)
- Что обозначают цвета полос в нашем флаге? (Белая – чистота, искренность, совершенство. Синяя – вера и верность. Красная – мужество, сила и кровь, пролитая при защите Родины)
- Какие еще символы вы знаете? (Гимн, герб.)
- И конечно же, каждый из вас знает слова нашего гимна. Сейчас прозвучит отрывок из Государственного гимна, попрошу вас подпевать. Что нужно сделать, когда звучит гимн? (Встать)
– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
- К чему призывает нас это стихотворение? (Быть единым народом, чтить предков)
- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания врагов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку, которая написана на слайде: (СЛАЙД 18)
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
- Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго! На этом наш классный час закончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.