Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа-интернат имени Л. В. Лапцуя»
__________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Великие мелодии любви»
(Музыкальная гостиная по творчеству Фридерика Шопена)
Автор - составитель:
Ильиных Лариса Федоровна
с. Новый Порт 2020г
Аннотация
Методическая разработка музыкальной гостиной посвященная творчеству польского композитора Фридерика Шопена, который является, пожалуй, самым поэтичным и самым романтичным из всех композиторов – романтиков. В его произведениях чрезвычайный лиризм, мелодическое богатство и изящество удивительным образом сочетались с глубоким драматизмом, подчас трагизмом. Польская тема – воспоминания о родине, горечь от разлуки с ней – стала ведущей в его творчестве.
Мы живем в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной. И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир.
Желание помочь ребятам разобраться в многообразии музыки обусловило появление музыкальной гостиной, посвященной поэтической и романтической музыке Ф.Шопена, которая способна затронуть душу ребенка, стать чище, добрее, внимательнее.
Поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении пишет о «музыке души», которую он ощущает как особый внутренний свет. И эта «музыка души» звучит в каждом человеке.
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Его годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки пои ее способность пробуждать «чувства добрые», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!
Мероприятие по данной разработке можно проводить с учащимися
8-11 классов.
Введение
Формированию музыкально-эстетического чувства и воспитанию у подрастающего поколения этического чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей способствуют мероприятия, вызывающие эмоциональные переживания. Музыка Ф.Шопена – это средство музыкально-эстетического воспитания, она развивает способность воспринимать, чувствовать и понимать…
Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.
Воздействуя на чувства, его музыка формирует моральный облик человека, побуждает к сопереживанию, корректирует индивидуальное развитие.
Литературная гостиная была тщательно продумана и проведена в хорошей творческой атмосфере.
Рефлексия: воспитанникам было предложено прикрепить маленькие нотки на нотный стан, который мы расположили на доске, как выражение своего настроения во время мероприятия.
Цели:
- знакомство с биографией Ф. Шопена, основными чертами художественного направления «романтизм».
- развивать воображение и фантазию, воздействовать на чувства и эмоции через восприятие музыкальных образов вальсов Ф.Шопена
Задачи:
- Познакомить воспитанников с жизнью и творчеством Фридерика Шопена, как самого поэтичного и романтичного композитора.
- Развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
- Воспитание качеств личности на примере судьбы автора и его музыкальных произведений.
- Эстетическое воспитание путём анализа музыкальных произведений.
Форма проведения: литературная гостиная.
Предварительная подготовка:
- Разработка сценария;
- Распределение текста сценария между воспитанниками группы, репетиции;
- Для проведения рефлексии были изготовлены из картона нотный стан и маленькие нотки (разных оттенков).
- Подготовка презентации.
Оборудование
- Проектор, ПК
- Презентация «Самый поэтичный композитор»
- Диски CD: «Классическая музыка для детей. Юность гения»; «Шедевры классической музыки. Шопен. Магия фортепиано». - фонотека.
- На доске прикреплен нотный стан из картона.
- Маленькие нотки.
-Портрет Фридерика Шопена.
- Изображение рояля.
«Самый поэтичный композитор»
(сценарий)
Ход мероприятия
Ведущий: - «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни»
В.Сухомлинский
(слайд № 3).
Ученик: «Мы знаем, что в каждом музыкальном сочинении заключается какая – то частица жизни, мы называем её музыкальным образом. Это может быть образ ласковый. Добрый образ колыбельной песни, может быть образ мужественный, образ, воплощающий тревогу»
Д.Б. Кабалевкий
(слайд № 4).
Ведущий:
Шопен – слез капель,
Слаще дальше не знать.
Полюби, ликуй, грезь, крушись,
Усыпляй, спи, тц…
Цыц, и танцуй в танцах жить
Все забыть безвозвратно
Шопен все льет небесный лед
Невероятно!
Так услышал музыку Шопена французский писатель Марсель Бруст. Жизнь Фридерика Шопена внешне казалась блистательной. Он много ездил, концертировал. Пол - жизни прожил в Париже. Он был знаком с Шуманом, Гейном, Жорж Санд, Делакруа, Листом и Берлиозом.
Долгое время музыку Шопена, манеру его игры, его облик и характер воспринимали как приятное и ненавязчивое сопровождение светских гостиных, с их неизменными, томными ундинами и романтическими влюбленными. Как заметил Пастернак, роем романтических мотыльков и эльфов вились вокруг него великосветских гостиные, когда он, поднимаясь из-за рояля, проходил через их проступающийся строй. Гениальный, сдержанно насмешливый, и до смерти утомленный ночными писаниями по ночам и дневными занятиями с учениками.
(слайд № 5).
Ученик: «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…» - так сказал Л.Толстой.
(слайд № 6).
Шопен – величайший пианист и композитор, родившийся в Варшаве и покоривший Париж своими великолепными сочинениями – мазурками, полонезами, фортепианными концертами и этюдами, искрящимися виртуозным блеском.
(слайд № 7).
Звучит Вальс №6 «Минутка» Ф. Шопена.
Ведущий: - Почему этот вальс называется вальсом-минуткой?
- Какое настроение передает музыка?
- Как она построена?
- Каков музыкальный образ? (образ молодости и изящества).
Название вальса заставляет задуматься: либо это должно звучать ровно минуту, либо Шопен предполагал исполнять его в очень быстром темпе. Это произведение, бузусловно, требует виртуозного мастерства – мелодия буквально не останавливается ни на минуту. Средняя часть представлена краткой мелодичной интерлюдией, после чего музыка возвращается к прежнему настроению и завершается ослепительным пассажем.
(слайд № 8).
Ученик:
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится.
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
Джон Китс
(слайд № 9).
Ведущий:
Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, в местечке Железнова Воля. Отец его был французом и служил домашним учителем у графа Скарбека. Отец хорошо играл на скрипке и флейте. Мать Шопена была полька, прекрасно пела и немного играла на фортепиано, так что мальчик жил в окружении музыки и в пять лет уже уверенно играл на рояле несложные пьесы.
(слайд № 10).
Ученик 1: Первое выступление маленького Фридерика состоялось в Варшаве, когда ему было семь лет. Концерт имел большой успех. Поэтому неудивительно, что в двадцать лет, когда Фридерик уже окончил Варшавскую высшую музыкальную школу, его учитель, композитор Эльснер, рядом с оценками в экзаменационном листе написал: «Фридерик Шопен – музыкальный гений».
(слайд № 11).
Ученик 2: Вскоре после окончания учебы Шопен уехал за границу. Он хотел в течение нескольких месяцев выступить с концертами в Австрии, Германии, Италии и Франции, а также познакомиться с новыми произведениями выдающихся музыкантов, показать собственные сочинения. Тогда ни сам Шопен, ни его родные и друзья – никто предположить не мог, что на родину Фридерик больше не вернется никогда.
Ведущий: В то время почти вся Польша находилась в составе Российской империи. Почти сразу после отъезда Шопена за границу в Польше началось восстание, которое вскоре было подавлено. Печальная весть об этом застала Шопена в Германии, он очень сильно переживал. Под впечатлением польских событий в 1931 году Шопен написал самый знаменитый «Революционный этюд», в котором мощно проявились его гнев, боль и скорбь. Этот этюд явился первым эмоциональным сочинением Шопена, прообразом его будущих музыкальных сочинений, посвященных судьбе родной Польши.
«Хотя я и не принимал участия в революции 1831 года, так как был еще слишком молод, однако сердцем я был с теми, кто ее делал»,- так впоследствии говорил Шопен о своем отношении к польским событиям. Когда в 1937 году российский император Николай I, прослышав, что вся Европа восхищается польским пианистом и композитором, пригласил Шопена в Россию в качестве придворного музыканта и даже собирался присвоить ему звание «первого пианиста его величества императора России», то Шопен категорически отказался. Он не хотел служить угнетателю польского народа.
Шопен прожил в Париже всю вторую половину жизни, целых 19 лет. Друзьями и знакомыми его были выдающиеся личности того времени: музыканты Лист, Берлиоз, Беллини, писатели и поэты – Оноре де Бальзак, Генрих Гайне, Жорж Санд, Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа.
Ученик 1. Шопен был человеком тонко чувствующим, чрезвычайно впечатлительным и мнительным. Однажды он был в гостях у писательницы Жорж Санд, которая вместе со своим сыном ненадолго уехала по делам. Шопен остался в большом доме один. Тут началась страшная гроза. Ливень хлестал в окна. Близился вечер. Жорж Санд не возвращалась.
…Наступила ночь, гроза все усиливалась. В полной темноте Шопен сидел за роялем и, освещаемый лишь вспышками молний, сочинял прелюдию, ставшую одной из лучших в его творчестве. Он уже смирился с мыслью, что Жорж Санд погибла в дороге, что ее карета на горной дороге скатилась в пропасть. По его щекам непрерывно текли слезы.
В очередной раз вспыхнула молния, озарив большой зал, в котором за роялем сидел Шопен. И как раз в тот момент вспышки молнии распахнулись двери – перед ним появилась Жорж Санд с сыном. Шопен вскочил и, вскрикнув: «Ах, я так и знал, что вы умерли!» - упал в обморок. Он решил, что увидел… привидения.
Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано, он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Потому его часто называют «самым поэтичным композитором», «певцом фортепиано».
Все его главные произведения написаны для фортепиано. В сочинениях Шопена рояль, или фортепиано, звучит удивительно необычно и ярко. Для фортепиано он писал вальсы, полонезы, мазурки, этюды, прелюдии, экспромты, баллады, ноктюрны, сонаты… И почти всегда композитор первым исполнял свои сочинения.
(слайд № 12).
Звучит «Вальс №7 » Ф.Шопена.
Ведущий: - Какая частица жизни заключена в этом произведении?
- Каково его построение?
- Как можно охарактеризовать образ?
Ученик 2: Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Л.Озеров
(слайд № 13)
Ведущий: Романтизм (франц) - идейное и художественное направление культуры конца XVIII – начала XIX века.
- от испанского «романсе»
(в средние века испанские романсы, затем рыцарский роман);
- от английского «романтик» (романтический, означавшее «странное», «живописное», «фантастическое»)
В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
(слайд № 14)
Ученик 1. Каждый из вальсов Шопена – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Например, «Вальс № 7» Ф. Шопена – это портретная зарисовка Марии Водзиньской.
(слайд № 15)
Ведущий: Сейчас вы послушаете фрагмент «Вальса № 6» и уже знакомого вам фрагмента «Вальса № 7». Обратите внимание на таблицу в презентации и выберите подходящие для того или иного фрагмента слова.
(слайд № 16).
Шопен является, пожалуй, и самым романтичным из всех композиторов – романтиков. Однако в его произведениях чрезвычайный лиризм, мелодическое богатство и изящество удивительным образом сочетались с глубоким драматизмом, подчас трагизмом. Польская тема – воспоминания о родине, горечь от разлуки с ней – стала ведущей в его творчестве.
Фридерик Шопен скончался от туберкулеза в 1849 году, ему было всего тридцать девять лет. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже, а сердце – в Польше. Оно замуровано в стене костела Святого Креста в Варшаве. Так завещал сам композитор.
С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Ф.Шопена. В 1937 году был открыт Институт Шопена. Во многих странах мира существуют общества имени Шопена.
Рефлексия.
Ведущий: - На доске у нас прикреплен нотный стан. Я предлагаю вам прикрепить эти нотки на нотный стан того цвета, который по вашему мнению выражает настроение музыки Фридерика Шопена. (Учащиеся прикрепляют нотки). Большое спасибо вам за внимание, до новых встреч! (слайд № 17).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.