Сценарий классного часа Ко дню снятия блокады Ленинграда

  • docx
  • 05.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий классного часа ко дню снятия блокады Ленинграда.docx

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

 

 

1.   Организационный этап, мотивационный этап

Дети сидят по группам. Деление произвольное.

 

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы поговорим об одном из вели- чайших событий в истории нашей страны. Помогать мне будут ребята члены военно-патриотического клуба имени В.И. Саплина. (Ученики старших классов одеты в военную форму).

 

Учитель:   Скажите, пожалуйста, знакомы ли вы с такими понятиями, как «бло- када», «карточки», «голод», «эвакуация», «бомбардировка»?

 

Дети отвечают на вопрос. Карточки со словами прикреплены к доске. Словари лежат на столах.

 

Учитель: Давайте обратимся за помощью к словарю и уточним значение неко- торых понятий.



ЗА ПРЕДЕЛАМИ УРОКА

сценарий мероприятия

 

 

Надпись: бедствий, с мест затопления); перевозка раненых с театра военных действий в тыл, вывод войск из ранее занимавшихся ими районов. 2. Место, время пребывания эвакуированных там, куда они вывезены (разг.). Жили в эвакуации. (Толковый словарь Ожегова С.И.)

 

 

Учащиеся работают в группах, старшие ребята им помогают. Ведется работа по уточнению значения слов.

 

 

2.   Деятельностный этап

Учитель:  «Великая Отечественная» – так называют войну, в которой наш на- род победил фашистскую Германию. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Она была тяжелой и унесла много жизней.

 

Старшеклассник 1:                         Сквозь гром всех сражений и гул канонад

Слушай,  страна,  говорит  Ленинград! Твой город бессмертный над синей Невой Твой город, твой воин, твой сын боевой.

 

Старшеклассник 2:                         Громящий без отдыха злую орду…

«Я часовой и с поста не сойду». Вот так говорит он, и доля его Везде утверждает свое торжество!

 

Старшеклассник 3:                         Сквозь гром всех сражений и гул канонад

Слушай, страна, говорит Ленинград! Сильна его воля, остер его  взгляд, Над ним боевые знамена шумят.

 

Старшеклассник 1:                         «Я в битве и славу твою берегу, И я никогда  не поддамся  врагу!»

Вот так говорит он, гранитный, стальной Ключ к сердцу России, любимый, родной.

 

 

60                                                                                                                                                                         Управление начальной школой


 

 

 

 

 

 

Старшеклассник 2:                         Слушай, страна, говорит Ленинград!

Сквозь гром всех сражений и гул канонад, Сквозь все пулеметные ливни косые Величия полон и славы России.

 

Старшеклассник 3:                        «Ты знаешь меня, положись и надейся»,

Вот так говорит он наш город гвардейский.

(А. Прокофьев)

 

Учитель: 27  января  наша  страна  отмечает  великое  событие.  Ребята,  знаете ли вы что это за день? Чем он знаменит? Почему является важным днем для нашей страны?

 

Дети отвечают.

 

Учитель: 27 января отмечается День воинской славы России День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашист- ской блокады (1944 год). В 2024 году исполняется 80 лет со дня снятия блокады. А что это за город Ленинград? Оборона Ленинграда – особая страница в истории России, символ величайшего мужества и беспри- мерного героизма.

 

Старшеклассник 1: 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. А через два месяца после начала войны немцы приблизились к Ленинграду. Гитлер решил уничтожить город, сравнять его с землей. Ежедневно на город падало около 300 бомб. 8 сентября 1941 года немецкие войска взяли в кольцо Ленинград. Началась блокада города, которая длилась почти 900 дней и ночей. Весь мир знает о мужестве и стойкости непо- коренного города и его людей, живших в условиях полного окружения врага. Без еды и воды, без тепла и света. Но народ надеялся и верил в победу. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Враг окружил город со всех сторон, душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, морил голодом.

 

Старшеклассник 2:     На защиту города поднялись все его жители. Ленинград превратился в город-крепость: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды. Не остались в стороне и школьни-

 

 

№12 декабрь 2023 года                                                                                                                                                                                                                                                                            61


ЗА ПРЕДЕЛАМИ УРОКА

сценарий мероприятия

 

 

ки. Они заменили отцов на заводах у станков, наравне со взрослыми дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Смело тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

 


Ученик (из воспомина-

ний очевидцев):


«В шесть лет я уже умела гасить зажигалки. Таким, как я, малышне, специально сделали что-то вроде хлопушки для мух,  но  побольше. Мы подтаскивали ими зажигалки к куче песка во дворе и тушили»


 

Ученица: «Зажигательная бомба воспламенялась мгновенно. Нельзя было упустить ни секунды. Мы держали в руках длинные щипцы. Когда зажигательная бомба падала на крышу, она шипела и вспыхивала. Надо было не растеряться и сбросить зажигалку вниз, на землю».

 

Старшеклассник 3: Запасы продовольствия приближались к концу. В городе начался голод. Хлеб выдавали по карточкам. Рабочие получали в день хлеба по 250 граммов, а служащие и дети по 125 граммов. Хлеб стал символом надежды и жизни в это непростое время. Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц писала: «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

 

Старшеклассник 1: Блокадный хлеб! Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из от- рубей, обойной пыли, целлюлозы. Это был маленький сморщенный прямоугольник коричнево-черного цвета. По воспоминаниям ленин- градцев, мякиш был влажным, липким, выглядел неважно. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

 

Можно показать заранее подготовленный черный хлеб, напоминающий бло- кадный по виду и по весу, чтобы детям было понятно, сколько это 125 г хлеба.

 

Старшеклассник 2: Из воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду: «Чтобы не умереть с голоду, ели все подряд. Варили ремни, собирали землю и добавляли ее в чай. В городе исчезли собаки, кошки, птицы».

 

Ученик 1:                        ...И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?» Дети, плача, хлеба просили.

 

 

62                                                                                                                                                                         Управление начальной школой


 

 

 

 

 

 

Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской. Без воды, без тепла, без света. День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь?

 

Ученик 2:                        Умирали и говорили:

Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли. На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе Город наш по-солдатски хорош?.. Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь. (Елена Израилевна Рывина)

 

Старшеклассник 3:   Зима 1941–1942 годов в Ленинграде была очень холодная, голодная. В ночь на 31 декабря 1941 года было зафиксировано около 52 граду- сов ниже нуля. Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В домах были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли все подряд: мебель, паркет, даже книги. За водой ходили на набережные реки Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Было страшно. Жители города умирали прямо на улицах, во время похода за хлебом или водой, и на своих рабочих местах.

 

Старшеклассник 1: В холодные месяцы в блокадном Ленинграде санки были основным транспортным средством: трамваи и троллейбусы в городе не ходили, потому что не было электричества. На санках перевозили вещи, на них везли людей в больницы, их использовали для перевозки умерших. Санки печальный символ, который породил блокадный Ленинград.

 

Ученица:                      Я в гору саночки толкаю. Еще немного и конец. Вода, в дороге замерзая, Тяжелой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замерзла, Святая невская вода!

 

 

№12 декабрь 2023 года                                                                                                                                                                                                                                                                             63


ЗА ПРЕДЕЛАМИ УРОКА

сценарий мероприятия

 

 

 

Когда я поскользнусь под горкой, На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой. (Варвара Вольтман-Спасская)

 

Старшеклассник 2: В 1942 году умер каждый третий человек. За годы блокады город потерял почти миллион жителей. От голода и холода погибло почти 642 тысячи человек.

Но несмотря на все ужасы блокады, город жил. Действовали все го- родские службы и предприятия, не постоянно, но все же работали кинотеатры, проходили спектакли в театрах, функционировало радио. Радио было единственной постоянной связью города со всей осталь- ной огромной страной. Оно призывало держаться из последних сил за жизнь, ждать и надеяться. И люди свято верили в победу, потому что слышали сообщения с фронта, патриотические песни.

 

Старшеклассник 3: Тяжелее всего в осажденном городе было детям. Но даже в страшных условиях блокады, когда не хватало еды, дров, воды, дети продолжали учиться. К декабрю 1941 года в Ленинграде осталось 39 школ. Город постоянно обстреливался, а потому часто ребята учились в бомбоубе- жищах. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали даже чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, пальцы с трудом держали кусочек мела. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут было очень холодно, да и сил у голодных ребят (и учителей тоже) практически не было. Ученики шатались от голода. Дети умирали не только дома, но и на улице.

 

Ученица:                       Девочка руки протянула Уснула,

А оказалось умерла... Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон (Ю. Воронов)

 

Старшеклассник 1: Когда умирают взрослые это тяжело, но понятно. Но смерть детей это самое страшное, что может случиться в жизни человека. Одним из са-

 

 

64                                                                                                                                                                         Управление начальной школой


 

 

 

 

 

 

мых страшных свидетельств ужасов войны является дневник 11-лет- ней школьницы Тани Савичевой. Это была обыкновенная девочка, ленинградка, которая перед началом войны закончила третий класс. Во время блокады Ленинграда девочка вела записи о том, что голод каждый месяц уносил из жизни ее близких.

В дневнике всего девять страниц, на которых Таня сообщает о гибели родных людей. Это была настоящая летопись смерти. Сейчас дневник Тани Савичевой находится в Музее истории Ленинграда, его копия в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время фашистской блокады (1941–1943 гг.), и на  Поклонной  горе  в  Москве.  Девочка  пережила  блокаду,  но  так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.

 

Старшеклассник 1: Уходят из жизни люди, испытавшие на себе весь ужас блокадного Ленинграда. И мы не сможем узнать об этих страшных днях из первых уст.

 

Старшеклассник 3: Со всех сторон окружили фашисты Ленинград. Единственной ни- точкой, которая связывала город со страной, была «Дорога жизни» по Ладожскому озеру.

Дорога начала действовать с 21 ноября 1941 года. На самом деле это не какая-то конкретная дорога, просто так называли путь, проложен- ный в зимнее время по замерзшему Ладожскому озеру. По «Дороге жизни» из Ленинграда на Большую землю вывозили (эвакуировали) детей, стариков, больных, раненых людей, а в город доставляли про- довольствие,  вооружение,  боеприпасы.  Каждая  четвертая  машина не вернулась из рейса – провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.

 

Ученик:                       «Дорогой жизни» шел к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

 

Старшеклассник 1: 27 января 1944 года – Великая дата в жизни славного города на Неве. День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от вражеской блокады. Город сражался! Выстоял! Победил!

 

 

№12 декабрь 2023 года                                                                                                                                                                                                                                                                             65


ЗА ПРЕДЕЛАМИ УРОКА

сценарий мероприятия

 

 

Старшеклассник 2: В честь победы в этом сражении 27 января 1944 года над Невой прогре- мели 24 залпа торжественного салюта. Салютовали в честь выживших и погибших военных, мирных, ни в чем не повинных жителей, кото- рым удалось выстоять в почти 900-дневной осаде. Мужество и отвага ленинградцев вошли в историю.

 

Ученик 1:                        За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем Цветами  пестрыми  цветут. А ленинградцы тихо плачут.

 

Ученица 2:                        Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей  не  надо. Их радость слишком велика

Гремит салют над Ленинградом!

 

Ученик 3:                        Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось...

 

Ученица 4:                        Рыдают люди, и поют,

И лиц, заплаканных не прячут. Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут... (Юрий Воронов)

 

 

Итог. Рефлексия

Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час, посвященный блокадному Ленинграду. Мы сегодня говорили о подвиге защитников города, о ге- роизме его жителей. Это нельзя забывать, это героическое прошлое нашей великой страны. Мы должны рассказывать об этом каждому следующему поколению.

Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного. Попробуйте проанализировать полученный материал и сказать. Свой ответ на- чинайте со слов: Я узнал, что… Самым интересным для меня было… Самым новым для меня было…

 

 

66                                                                                                                                                                         Управление начальной школой


 

 

 

 

 

 

Старшеклассник 1: Наступила торжественная минута зажжения свечей в память обо всех погибших в блокадном Ленинграде. Всем солдатам и добровольцам, кто не пожалел себя, освобождая город от фашистов, – Вечная память! Зажжем свечу за вечный их покой.

 

Старшеклассник 2:      Объявляется минута молчания.

 

Учитель:    Спасибо всем за занятие.

 

Классный час сопровождается показом презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№12 декабрь 2023 года                                                                                                                                                                                                                                                                             67