Сценарий квест-игры
для обучающихся 1 – 4 классов
по русскому языку и литературе «Грамотеи»
Цель: развивать любознательность и интерес к русскому языку и чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного ученика, читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, карточки с заданиями для команд, интерактивная доска, словесные пазлы, листы формата А3 для художественной станции.
Маршрутный лист каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются в маршрутном листе каждой команды.
Станции расположены в кабинетах начальной школы
Время нахождения на станциях – не более 5 минут.
ХОД ИГРЫ.
Открытие: Слово ведущего:
Дорогие ребята!
Приглашаем вас в увлекательное путешествие в мир русского языка. Русский язык входит в число мировых языков. Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Сегодня вы имеете возможность показать себя знатоками лингвистики, окунуться в мир общения и творчества.
У нас будут помощники – книги. Книги — наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны... Сегодня вы можете применить все свои знания по русскому языку и литературному чтению на практике. Итак, мы начинаем наше путешествие!
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
1 уч: Читать ужасно интересно: Вы можете сидеть, лежать И — не сходя при этом с места — Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ! Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ За ручку с мамой, после — сами. Ходить — ведь это же пустяк, Не бойтесь сделать первый шаг! Споткнулись раз, другой… И вдруг вы Прочли подряд четыре буквы, И вы пошли, пошли, пошли — И слово первое прочли! |
3 уч: Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Протянул за книжкой руку, А её на полке нет! Нет твоей любимой книжки - «Чипполино», например, И сбежали, как мальчишки, Робинзон и Гулливер. Нет, нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник И тебя могли оставить Все герои детских книг. |
2 уч: Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей?.. |
4 уч: Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ. Ей открыты все дороги, И на всех материках Говорит она на многих Самых разных языках. Слава нашей книге детской! Переплывшей все моря! И особенно российской - Начиная с Букваря! |
1. СТАНЦИЯ «Литературная»
1 класс
Презентация «По сказкам»
2-4 класс
«В царстве славного Салтана» (За каждую отгадку – 1 балл)
1. Как полностью называется сказка о царе Салтане?
2. «Узнай персонаж сказки по словесному портрету»
(ЦАРЬ САЛТАН) — добрый и справедливый, мягкий и незлопамятный, немного простоватый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, он гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. Он милосердный и великодушный.
(ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ) — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая князем от злого коршуна, она помогает ему советом и волшебством, а затем становится его женой.
(КНЯЗЬ ГВИДОН) — сын царя Салтана, которого злые завистницы обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец в бочке растёт «не по дням, а по часам» и становится прекрасным, сильным, смелым, отважным юношей. Он защищает слабых (спас Царевну Лебедь от коршуна), справедливо правит, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.
Кто на весь крещёный мир, приготовить бралась пир? А теперь на кухне злится, что жена царя - сестрица. (ПОВАРИХА) |
Как звали мать трёх сестёр, одна из которых стала царицей? (СВАТЬЯ БАБА БАБАРИХА)
|
Кто на весь бы мир одна, наткала всем полотна? Сейчас плачет у станка, не она царя жена. (ТКАЧИХА) |
Пушки с пристани палят, Всем ответ держать велят, Как зовется остров в море, Где Гвидон не знает горя? (БУЯН) |
2.СТАНЦИЯ «Словообразовательная»
Сейчас объявляется конкурс на лучшего наборщика слов. Побеждает тот, кто подбирает больше слов с буквами определенного слова. Ребята получают карточку со словами и надо на каждую букву набрать слова-существительные.
1 класс н – нос, нитка, нота,… е – еда, ель,… б – брат, бант, бабушка,… о - осень, остров, отец,… |
2 класс к- корабль, комар, крыса н- нос, нога, носки и- игла, искра, иволга г- город, гора, год а- агроном, аист, антилопа |
3 класс ш- шар, шапка, шарф к- карандаш, кубик, кукла о- озеро, ограда, огород л- лёд, лиса, лес а- азбука, альбом, арбуз
|
4 класс п – пир, парта, пирамида, … р – родина, рот, радио,… и- иволга, ирис, ириска,… р – род, рота, река, … о – осень, остров, отец,… д – дом, дерево, дрова, … а – арбуз, астра, аист, … |
3. СТАНЦИЯ «Грамматическая»
1 класс Даны карточки с буквами, собираем слова. ВОРД-ДВОР; ЕЛОНЬ-ОЛЕНЬ; БЛУК-КЛУБ; ВАТРА-ТРАВА; КУТА-УТКА. |
2 класс Ястреб - 6б., 7зв. Ельник-6б., 6зв. Коньки-6б., 5зв. Солнце-6б., 5зв. Змея - 4б., 5зв. |
3-4 классы В словах поставить ударение. Звонит налила побыла дала баловаться Цемент столяр портфель брала щавель Начал поняли красивее положил приговор |
4. СТАНЦИЯ «Народная мудрость»
- Мудрость народа отражается в пословицах. Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость.
Труд человека кормит, |
на добрые дела. |
Семь раз отмерь – |
легко в бою. |
Жизнь дана |
людей насмешишь. |
Поспешишь – |
один раз отрежь. |
Тяжело в учении, |
а лень портит. |
Кто хорошо трудится, |
а речь короткая. |
Хороша верёвка длинная, |
тому есть чем хвалиться. |
Труд человека кормит, а лень портит.
Жизнь дана на добрые дела.
Тяжело в учении, легко в бою.
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
5.СТАНЦИЯ «Морфемика»
1-2 класс
- Ой, ребята, по-моему, вы попали в волшебный лес, на деревьях в этом лесу растут буквы! Они предлагают нам отгадать загадки. Будем отгадывать?
(Дети отгадывают загадку, выбирают букву-отгадку и прикрепляют на доску)
1. Есть закон такой у нас, Я менять его не вправе - Эта буква каждый раз Хочет внутрь меня направить! (В) |
6. В старом дереве дупло Ну, совсем как буква ...(О)
|
2. Ходит с палочкой, увы, По страницам буква ...(Ы)
|
7. Соглашаешься когда, С нею ставишь букву «а», А когда поставишь «о» ты, Получаешь просто ноту! (Д) |
3. Давно известно детям всем: Корова знает букву ...(М)
|
8. Букву «пэ» перевернули, Справа хвостик пристегнули, Завернули на конце, Получилась буква...(Ц) |
4. Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву ...(О)
|
9. Что за гласная такая, Не простая, а двойная, И поклясться я готов - Нет ее в начале слов! (Ы) |
5. Примеряет лев шинель, А шинель под буквой ….(Л) |
|
- Ребята, какая фраза у вас получилась?
На доске: ВЫ МОЛОДЦЫ!
3-4 класс
Задания:
1 Игра «Третий лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным. 1) Рисунок, рисовать, рисовая (каша). 2) Водитель, вода, водить. 3) Запах, пахать, пахарь. 4) Море, измор, морской (берег). |
2 Игра «Составьте слово» 1) Приставка такая же, как в слове полёт. 2) Корень такой же, как в слове дарить. 3) Суффикс такой же, как в слове дружок. 4) Окончание такое же, как в слове лес. (подарок) |
6. СТАНЦИЯ «Спортивная»
Ведущие: -Ребята, а что такое спорт? (ответы детей)
Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться.
Чтобы отправится к следующей станции, нужно показать какие вы ловкие, смелые и быстрые. На этой станции необходимо собрать из букв название важного спортивного мероприятия в стране («олимпиада»).
Для этого на скорость каждая команда:
1) 10 раз всем присесть (дети получают 2 буквы И);
2) быстро построиться в шеренгу (дети получают 2 буквы А);
3) попрыгать на скакалке 5 раз (дети получают остальные буквы).
Помощником для вас будет загадка:
В спорте принято мечтать |
Отгадав слово «олимпиада», ребята выкладывают его из букв.
Ведущий: - Очень важен спорт для всех.
Он – здоровье и успех!
7. СТАНЦИЯ «Ребусы»
Для каждого классы выдаются презентации с ребусами.
8. СТАНЦИЯ «Художественная»
Коллективная сюжетная иллюстрация к стихотворению Сергея Михалкова «Рисунок»
Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал, А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад, в саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят, и дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка, оранжевой - дорогу,
Потом над ними облака подрисовал немного.
И эти тучи я потом проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром и молния над садом.
Я черным точки зачеркнул, и означало это,
Как будто ветер вдруг подул, и яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил - он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил, а карандаш сломался.
И я поставил стул на стол, залез как можно выше
И там рисунок приколол, хотя он плохо вышел.
В процессе прочтения стихотворения дополнить заранее подготовленный набросок, чтобы получился рисунок.
Критерии:
- точность размещения на рисунке предметов и объектов, о которых идёт речь (максимум 5 баллов)
- организация взаимодействия в команде (2балла)
- эстетический вид получившегося рисунка (3 балла)
Максимум за станцию – 10 баллов
Заключительный этап.
Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов. Награждение команд.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.