Муниципальное общеобразовательное учреждения «Начальная школа – детский сад №24 «Солнышко»
Сценарий квест - игры с Буратино
в подготовительной к школе группе
по финансовой грамотности
Выполнила воспитатель
Старцева Татьяна Викторовна
Микляиха,2023г.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе
освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию
основ финансовой грамотности через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
познакомить детей с понятием Банк, доход-расход, семейный бюджет;
продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
продолжать учить решать проблемные ситуации,
аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие:
развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе;
развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;
развивать основы финансовой грамотности средствами дидактических игр.
развивать внимание, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные:
способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи,
формировать умение договариваться, помогать друг другу,
способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному
отношению к деньгам и разумному их использованию.
Материалы и оборудование:
Проектор,ноутбук,экран,композиция
А.Рыбникова «Буратино», монеты за
каждое задание, музыкальная физкультминутка «Буратино», схема изготовления
кошелька, листы цветной бумаги, пазлы – карты-схемы, мяч, карточки с заданиями,шкатулка,
сюрприз для детей (монетки – шоколадки)
Ход занятия:
1.Вводная часть
Воспитатель (приветствие):
-Здравствуй солнце золотое,
-Здравствуй небо голубое,
-Здравствуй легкий ветерок,
-Здравствуй маленький дубок,
-Здравствуй утро, здравствуй день,
-Нам здороваться не лень!
-Доброе утро, дети, здравствуйте гости.
-Ребята, поздороваемся с
гостями.
2. Основная часть.
Звучит композиция А.Рыбникова «Буратино», заходит грустный Буратино (взрослый)
Буратино:
- Привет, ребята! Очень рад встрече с вами. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные, самые добрые дети. А мне нужна помощь. Ведь я никогда не ходил ни в детский сад, ни в школу, и меня никто не научил правилам поведения и не научил меня ни считать, ни читать. Обманули меня кот и лиса, закопал я монеты, а выкопал во что, посмотрите… (Буратино показывает шкатулку, в которой пластиковая банковская карточка и разорванная карта)
-Буратино, разве ты не знаешь, что деньги не растут в земле?
-Откуда берутся деньги? (их зарабатывают)
-Ребята, поможем Буратино? (да)
-Что- то разорвано, давайте соберем, приклеим и посмотрим, что получится.
-Что это? (карта) (дети рассматривают карту)
- Ребята,что на карте? (знаки, цифры, стрелки, монеты) -Как вы думаете, зачем эти обозначения? Давайте рассмотрим карту. Как вы думаете, где здесь начало?
Дети:
- Надо выполнять задания по порядку, идти по стрелочкам и цифрам.
-Правильно, мы пойдем по стрелочкам, будем выполнять задания и заработаем монеты. Пойдем с нами Буратино.
Воспитатель:
- Молодцы, а теперь отправляемся по карте.
-Ну что в путь! (дети идут по цветным стрелкам к столам)
-Прочитайте, какой первый пункт нашей остановки.
1пункт «Деньги».
Воспитатель:
-Ребята, отгадайте загадку:
Бывают
они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это? (деньги)
-Какие бывают деньги? (бумажные и металлические деньги)
Воспитатель: Как называются бумажные и металлические деньги?
Дети: Купюры и монеты.
-Откуда появляются деньги?(взрослые работают, им платят деньги, зарплату, пенсию, стипендию)
Воспитатель: - Как называются Российские деньги?
Дети: Рубли.
-Ребята, смотрите здесь конверт с заданием, давайте откроем и прочитаем задание в конверте.(предложить читающим детям прочитать задание):
Выбери деньги России
-Ребята, найдите среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены российские рубли. (выполняют задание)
Воспитатель:
-Как, одним словом, можно назвать деньги других стран?
Дети:- Валюта
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием вы справились и заработали по купюре в 100рублей, теперь мы можем отправиться дальше по карте.
Но сначала я вам предлагаю сделать кошелек, чтобы складывать монеты.
Давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (поочередно загибаем пальцы)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
(Дети с Буратино выполняют задание по схеме)
-Молодцы, вы заработали еще по 1 монете, идем дальше по стрелкам.
2 пункт «Банк» (кабинет психолога)
Детей встречает банковский работник (взрослый):
-Здравствуйте, дети, а вы знаете, куда вы пришли? (в банк)
-Что такое банк? (где хранятся деньги, снимают деньги)
-Ребята, а у вас есть деньги ? (да)
- Деньги ваши называются «наличные». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показывает пластиковую карту).
-Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, что вы о них знаете?(Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
Консультант:
-Хотите получить свою банковскую карточку? Я предлагаю вам положить свои купюры на карту и оформить свою именную карту.
Воспитатель:
-Буратино, вот зачем твоя карточка, вставляй ее, может на ней есть деньги.
Буратино вставляет и слышится звук (на вашей карте нет денежных средств)
Буратино: опять обманули меня лиса Алиса и кот Базилио.
Воспитатель:
-Буратино не надо доверять свои деньги незнакомцам.
Консультант:(читает задание в конверте):
-Ребята, а все можно купить за деньги?
-Что нельзя купить за деньги? (дружбу, смелость, ум, любовь, здоровье, честность, совесть, заботу, мирное небо и др)
-Молодцы, вы справились с заданием, получайте по монете)
Воспитатель:
-Смотрим куда нам дальше идти по карте.
3 пункт «Семейный бюджет». (кабинет логопеда)
Воспитатель:
- Ребята, расскажите, откуда в семье берутся деньги? (мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату; бабушка и дедушка получают пенсию; старшие сестра и брат учатся в колледже, институте и получают стипендию)
Семейный бюджет я считаю: то складываю, то вычитаю.
Любые деньги любят счёт.
Мама в семейный кошелёк их кладёт.
Все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Сейчас мы составим бюджет семьи.
Задание в конверте:
Подсчитайте семейный бюджет.
Папина зарплата 5рублей.
Зарплата мамы 2 рубля.
Пенсия дедушки с бабушкой 2 рубля.
Стипендия старшего брата и сестры – 1 рубль.
Сосчитайте пожалуйста бюджет семьи?
Запишите ответ на листочке.
-Давайте попробуем составить схему семейного бюджета.( Работа на листочках.)
-Как правильно распределить семейный бюджет?
Дети: - Сначала надо заплатить за коммунальные услуги, на продукты, одежду и предметы для дома.(дети проводят стрелки к нужным картинкам)
Буратино:
-Ребята, давайте поиграем.(игра с мячом)
Я Вам буду задавать вопросы, а вы должны будете сказать, если доход «Ура», а если расход «Ох».
· Покупка хлеба в магазине….(ох)
· Оплата коммунальных услуг…..….(ох)
· Папа получил премию……(ура)
· Дедушка получил пенсию…(ура)
· Мама с папой получили зарплату…(ура)
· Мама заплатила за детский сад……(ох)
· Вы нашли клад……………………(ура)
· Бабушка купила молоко………….(ох)
· Папа заплатил за стрижку………(ох)
· Брат получил стипендию………(ура)
· Вы купили билеты в кино…….(ох).
-Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?
(дети передают мяч и отвечают)
Дети:
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.
-Молодцы, получите свои монетки!
Воспитатель:
-Ну вот, еще одна монетка у вас. Отправляемся дальше.
4 пункт «Сказки» (музыкальный зал).
Задание: отгадайте сказочных героев
1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)
2. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).
3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
6. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
7. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)
8. Какие герои выкопали клад, чтоб купить корову? (кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор)
Воспитатель:
-Молодцы, получайте свои денежки!
Буратино:
-Ребята вы отлично поработали! Теперь настало время отдохнуть!
Физкультминутка «Буратино» (музыкальная)
Воспитатель:
-Путешествие продолжается. Ищем следующую дорожку.
5пункт «Магазин»
Воспитатель:
- Ну вот, ребята, мы с вами заработали деньги, посчитайте пожалуйста сколько вы заработали.
-Куда бы вы хотели потратить свои деньги?
Перед вами магазин «Супермаркет», Банк, Фонд помощи бездомным животным, или кто-то
будет копить на свою заветную мечту.
Вы можете потратить деньги и купить товар, но прежде, чем купить, давайте вспомним правила поведения в магазине и научим Буратино экономно тратить деньги.
-Как сэкономить деньги в магазине? (надо покупать только самые необходимые товары)
-Выбирайте понравившийся вам товар, называете материал, из которого он сделан (пластмасса, металл, ткань, дерево и т.д),называете стоимость (цену), отсчитываете определенную сумму денег и покупаете в кассе.
-А на что ты потратишь свои деньги, Буратино?
Буратино:
-Я куплю книгу Азбуку и пойду в школу, чтобы
уметь считать, читать, все знать.
6 пункт «Клад» (в группе)
Воспитатель:
-Ребята, я вам буду загадывать загадки и мы прочитаем с вами ключевое слово, которое здесь спрятано в кроссворде. (КЛАД)
За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробьет (кассир)
И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)
На товаре быть должна обязательно (цена)
В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин идём (деньги)
Воспитатель записывает отгадки в кроссворд.
- Прочитайте ключевое слово.(читающие дети читают)
-Ребята, давайте найдем …… (клад)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а вот и наш клад! (в сундучке лежат конфеты золотых монет). Буратино благодарит всех за помощь.
-Ну что пора отправляться в детский сад, а ты, Буратино, отправляйся к папе Карло и все, таки ходи в школу получай знания и никогда не попадай больше в «Страну дураков».
Буратино прощается и уходит.( прощание с героем и фото на память)
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята, понравилась вам игра-путешествие?
- Скажите, какой момент больше всего вам понравился?
- Что узнали нового и интересного?
- Что для вас показалось самым сложным?
- Что вы можете рассказать другим детям?
- Давайте вспомним, о чем мы разговаривали в начале игры? Верно, мы говорили о том, как трудно зарабатывать деньги и как важно тратить и правильно, покупать то, что действительно необходимо. В первую очередь доходы тратятся на оплату коммунальных услуг, еду, необходимую одежду и предметы для дома.
4.Рефлексия
(выполняется под музыкальное сопровождение.)
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
-Ребята, если вам понравилась игра, выберите себе смайлик под ваше настроение.
Всем спасибо,молодцы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.