Сценарий литературно-музыкальной композиции «ДЛЯ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА ПРИМЕР!», посвященный Олегу Константиновичу Романову
Оценка 4.6

Сценарий литературно-музыкальной композиции «ДЛЯ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА ПРИМЕР!», посвященный Олегу Константиновичу Романову

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
история +1
4 кл—11 кл +1
19.12.2020
Сценарий литературно-музыкальной композиции  «ДЛЯ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА ПРИМЕР!»,  посвященный  Олегу Константиновичу Романову
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной князю императорской крови - Олегу Константиновичу Романову. Содержит цитаты из дневников князя, воспоминания его современников, стихи самого князя и современных поэтов, посвящённые князю Олегу .
Для сынов Отечества пример!.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий театральной (литературно-музыкальной) постановки

 

«ДЛЯ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА ПРИМЕР!»

посвящается князю императорской крови - Олегу Константиновичу Романову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – Филянова Ольга Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность описываемого мероприятия - в расширении знаний по жизни и творчеству О.К. Романова, его семьи и истории России начала 20 века, в знакомстве с поэтическим творчеством наших современников  - Виталия Фёдоровича Губанова и Александра Моисеевича Городницкого и, как итог – воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за Родину, осознание себя частью своей страны.

Направленность мероприятия на решение актуальных задач системы ДОД. В одном из интервью телеканалу «Россия» (https://www.instagram.com/p/B__4ExcpWFa/) Владимир Владимирович Путин назвал патриотизм национальной идеей: "Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд...» Президент подчеркнул, что патриотизм – это не только обращение к нашему героическому прошлому, но и обязательно – стремление к успешному будущему. То есть – процесс не созерцательно-пассивный, а деятельный. Поэтому участие в подобных постановках является актуальным и крайне важным в процессе воспитания школьников и становления их личностей.

Цель – реализация одной из главных национальных идей в воспитании молодёжи.

Задачи.

Обучающие:

- познакомиться  поэтическими и музыкальными произведениями, не входящими в школьную программу;

- расширить знания по истории 20 века;

- познакомиться с творчеством князя императорской крови – Олега Константиновича Романова.

Развивающие:

- научиться анализу поэтических произведений и выразительной декламации;

- улучшить дикцию и память;

- научиться естественной манере поведения на сцене.

Воспитательные:

- предпринять попытку разобраться в истинном значении понятия «патриотизм»;

- пробудить любовь к своей стране, гордость за её прошлое и настоящее, желание стать частью своей Родины;

- научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- научиться устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- развить навыки организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адресат мероприятия – старшие школьники и взрослая аудитория, интересующаяся историей России.

Материально-техническое обеспечение сценария:

костюмы – парадная форма у ведущих, чтецов и исполнителя роли М.Г.Гаршина, два стилизованных кадетских мундира для исполнителей роли князя Олега в детстве и юности;

реквизит – две одинаковые тетради - «Дневники»  князя Олега;

аудиоаппаратура для воспроизведения фонограмм.

Ожидаемые результаты.

Предметные – развитие навыка анализа поэтических и прозаических произведений; решение конкретных проблем, связанных с  дикцией, артикуляцией, распределением дыхания; снятие сценической (эмоциональной и физической) зажатости, расширение диапазона сценического движения (жестикуляция, позировки, проходки и проч.).

Метапредметные -  расширение знаний по истории России конца 19 - начала 20 века, поэзии и музыке 20 века, развитие навыка анализа исторических документов (воспоминаний, дневников, писем). 

Личностные – формирование духа патриотизма и любви к Родине, гордости за её литературное наследие; умения самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Инновационные характеристики мероприятия. Инновационность заключается в   метапредметном – через поэзию и театральную инсценировку - подходе к изучению истории.

Актуальность результатов – в осознании на примере князя Олега Романова истинного значения понятия «патриотизм», заключающегося в деятельном проявлении любви и преданности своей стране и, как следствие, стремление самому  что-то сделать для Родины. Кроме этого - желание продолжить изучение истории, забытых её страниц, глубокое погружение в современную поэзию и современную музыку.

Результативность использования – театрализованная постановка по сценарию  «Для сынов Отечества пример!» востребована на различных тематических мероприятиях  в ОУ. Она  была показана перед прихожанами церкви Великомученика и Целителя Пантелеимона в Царском Селе, стала победителем в номинации «За патриотизм и верность исторической памяти»  районного социально-творческого проекта школьников Пушкинского района «Афиша», а также получила 1 место на Втором Международном фестивале детского и молодёжного творчества «Всё начинается с детства», посвящённого истории России в поэзии и авторской песне 20-21 веков в номинации  «Литературно-музыкальная композиция».

Материал доступен и полезен  для использования в системе ДО, его можно рекомендовать для разучивания в театральных коллективах и объединениях Художественного слова с воспитанниками старших классов.

 

 

 

 

 

 

 

 


Сценарий литературно-музыкальной композиции

"ДЛЯ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА ПРИМЕР!"

 

Действующие лица:

Мальчик князь Олег – самый младший из исполнителей театрального коллектива, возраст 11-13 лет

Юноша князь Олег – один из старших исполнителей театрального коллектива

М.Г.Гаршин – один из старших исполнителей театрального коллектива

Чтецы, ведущие – остальные участники коллектива. Их количество может варьироваться от четырёх до двенадцати, в зависимости от возможностей коллектива. Это могут быть как мальчики, так и девочки. Стихотворения «В моей душе…», «О, дай мне, Боже…» и «Гроза прошла…» по возможности должны исполнять чтецы-мальчики.

(Под музыку Г.Свиридова «Грустная песня» на сцену с противоположных сторон выходят два чтеца и читают стихотворение А.Городницкого «Последний лицеист»)

В прошлое ушел, в забвенье канув,
Для сынов Отечества пример,
Юноша, великий князь, Романов,
Сын поэта славного КР.
Он корону царскую не ценит, —
Родственники царствуют, и пусть.
С детства он мечтает о лицее,
Пушкина читая наизусть.
День встает над Петербургом мглистый,
В воздухе дыхание войны.
Нынешней России лицеисты
Сделались сегодня не нужны.
За окном лицея кружат птицы,
Предвещая криками беду.
Он его закончить ухитрится
В памятном тринадцатом году.
Жить ему судьба отпустит мало,
Чтобы избежать наверняка
Екатеринбургского подвала
Или Петроградского чека.
Чтобы там, где громыхают пушки,
У войны на гибельной черте,
Сгинуть неожиданно, как Пушкин,
От смертельной раны в животе.

(Чтецы уходят со сцены в противоположные стороны. Музыка затихает. На середину сцены выходят мальчик князь Олег и М.Г.Гаршин. Между ними происходит диалог.)

Мальчик князь Олег - Михаил Георгиевич, если бы Вы знали, как я завидую Вам – ведь я еще ничего не сделал для Родины…

Гаршин - Ваше Высочество, Вы так молоды. У Вас вся жизнь впереди. И Вы успеете послужить России.

Мальчик князь Олег - Да ведь войны теперь долго не будет.

Гаршин - Это и хорошо, Ваше Высочество. А  пользу можно принести и в мирное время.

Мальчик князь Олег - Вы меня не поняли… Конечно, это хорошо, что войны не будет, но я хотел сказать, что только на войне можно отдать всего себя…

(Мальчик князь Олег и М.Г.Гаршин уходят. На сцену под звуки первой фонограммы выходят ведущие, выстраиваются в одну линию. Текст читается на фоне музыки.)

Ведущий 1  - Этот диалог состоялся в 1905 между офицером флота, участником войны и обороны Порт-Артура Михаилом Георгиевичем Гаршиным и нашим героем, которому было на тот момент 12 лет.

Ведущий 2 -  Он - правнук императора Николая I.

Ведущий 3 -  Он - внук преобразователя российского флота генерала-адмирала, великого князя Константина Николаевича.

Ведущий 4 -  Он -  5 из 9 детей поэта, известного под псевдонимом «К. Р.» -  великого князя Константина Константиновича. 

Ведущий 5 - Ему не полагался титул Великий. Его будут звать иначе - Светлый.

Ведущий 6 - Он мечтал об  Императорском Александровском Лицее,  поступил в него и окончил с серебряной медалью.

Ведущий 3 -  Хотя до него никто из  членов Императорского дома не учился в гражданском учебном заведении.

Ведущий 1 -  Его история и история его семьи - это часть истории России двадцатого века.

Вместе -  Он – князь Олег Константинович Романов.

(Ведущие, кроме одного, уходят со сцены. Музыка затихает. С дневником в руках на середину сцены выходит мальчик князь Олег. Ведущий стоит чуть в стороне.)

Ведущий - С 8 лет князь постоянно вел дневник. В нём  раскрывается  перед нами удивительно чистая и цельная личность. Запись первая.

Мальчик князь Олег - Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день. Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками…

(Мальчик князь Олег уходит. Ведущий остаётся.)

Ведущий - Больше слов нет, идут одни только точки — маленький князь сурово оценивал свои детские провинности. Высочайшие требования к себе и предельная честность перед собою сохраняются в Дневниках Олега до последней страницы.

(Ведущий уходит. На сцену выходят юноша князь Олег с дневником в руках и два чтеца, которые становятся чуть позади главного героя, по обе стороны от него.)

Юноша князь Олег - Я напишу тут, что я про себя думаю. Я умный, по душе хороший мальчик, но слишком о себе высокого мнения. У меня талант писать сочинения, талант к музыке, талант к рисованию. Иногда я сам себя обманываю, и даже часто. Я иногда закрываю себе руками правду.

Хочется быть хорошим. У меня есть совесть. Она меня спасает. Я должен ее слушаться, а между тем я часто ее заглушаю. Можно заглушить совесть навеки. Это очень легко. Но без совести человек пропал. Надо прислушиваться к ней.

(Юноша князь Олег немного отходит вглубь сцены, вперёд выходит один из чтецов.)

1Чтец:

В моей душе есть чувства благородные

Порывы добрые, надежды и мечты;

Но есть в ней также помыслы негодные,

Задатки пошлые, ничтожные черты.

Но я их затопчу, и с силой обновленною

Пойду вперед с воскреснувшей душой.

И пользу принесу работой вдохновенною

Моей Отчизне милой и родной.

 

(Чтец уходит на своё место, вперёд выход юноша князь Олег.)

Юноша князь Олег - У меня очень неприятная вещь: я почти не могу молиться. Мне очень трудно. Я вдумываюсь, и очень трудно вдуматься, и повторяю одно слово или фразу несколько раз. Это у меня отнимает много времени, я раздражаюсь и устаю… Душа у меня в грехах, я обдумал некоторые вещи во время болезни. Молиться надо: хорошо, что спохватился, а то было бы поздно…

(Юноша князь Олег опять немного отходит вглубь сцены, вперёд выходит второй чтец.)

2 Чтец:

О, дай мне, Боже, вдохновенье,

Поэта пламенную кровь.

О, дай мне кротость и смиренье,

Восторги, песни и любовь.

О, дай мне смелый взгляд орлиный,

Свободных песен соловья,

О, дай полёт мне лебединый,

Пророка вещие слова.

О, дай мне прежних мук забвенье

И тихий, грустный, зимний сон,

О, дай мне силу всепрощенья

И лиры струн печальный звон.

О, дай волнующую радость,

Любовь всем сердцем, всей душой...

Пошли мне ветреную младость,

Пошли мне в старости покой.                                                 

(Чтец уходит на своё место, вперёд выход юноша князь Олег.)

Юноша князь Олег - Я довольно много думал, думаю и, дай Бог, всегда буду думать о том, как мне лучше достигнуть моей цели – сделать много добра Родине, не запятнать своего имени и быть во всех отношениях тем, чем должен быть русский князь.

(Юноша князь Олег уходит со сцены. Под саундтрек Э.Артемьева к  к/ф «Раба любви» к чтецам присоединяются ведущие, которые выстраиваются в ряд позади чтецов.)

1 Чтец:

Гроза прошла... Как воздух свеж и чист!

Под каплей дождевой склонился скромный лист,

Не шелохнет и дремлет упоенный,

В небесный дивный дар влюбленный.

Ручей скользит по камешкам кремнистым,

По свежим берегам, по рощицам тенистым...

Отрадно, в сырости пленительной ручья,

Мечтами унестись за трелью соловья...

 

2 Чтец:

Гроза прошла... а вместе с ней печаль,

И сладко на душе. Гляжу я смело вдаль,

И вновь зовет к себе отчизна дорогая,

Отчизна бедная, несчастная, святая.

Готов забыть я все: страданье, горе, слезы

И страсти гадкие, любовь и дружбу, грезы

И самого себя.

Ведущие - Себя ли?..

2 Чтец    -  Да, себя,

         О, Русь, страдалица святая, для Тебя.                                              

(Музыка затихает)

Ведущий 1 - Князь Олег достиг своей цели, поставленной в ранней юности – всецело отдать себя России, не запятнать своего имени.

Ведущий 2 - 10 октября  1914 г. князь Олег, командовавший взводом в своём полку, был тяжело ранен в бою.

Ведущий 3 - Рана оказалась смертельной.

Ведущий 4 - По дороге в госпиталь Олег мужественно терпел боль, демонстративно грызя яблоко, чтобы подавить стоны...

(Перед ведущими выходит юноша князь Олег)

Юноша князь Олег - Да, я страдаю! Но я невыразимо счастлив: Господь удостоил меня пролить кровь за Государя и Родину! Когда народ узнает, что один из Романовых пролил свою кровь за Россию, нас будут больше уважать и любить.

(Юноша князь Олег уходит)

Ведущий 5 - Это были одни из последних слов, произнесённых Светлым князем Олегом Константиновичем Романовым…

(Звучит саундтрек Э.Артемьева к  к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих». Двое ведущих, чуть выйдя вперёд, читают на фоне музыки заключительное стихотворение.)

О, юный витязь, князь Олег!

Герой невинный и прекрасный!

С душой еще по-детски ясной

И чистой, как нагорный снег!

Ты мирных дней оставил дело,

Что совершал ты в тишине,

И как Георгий на коне

В ряды врагов врубился смело.

И первым очутился ты,

Герой, средь вражеского стана...

Потом – зияющая рана

И мрак могильной темноты.

Смерть как цветок тебя скосила

На пажитях родной земли...

А сколько б дать еще могли

Твои душа, и ум, и сила...

Но ты судьбой на утре дней

Отозван к горнему Престолу...

И кто главы не клонит долу

Пред светлой памятью твоей?

Нет в мире скорби безысходней

Терять того, кто так любим...

Благословение Господне

Над милым именем твоим!

Смерть беспощадно и безгласно

Сломала молодой побег...

Но память о тебе прекрасна,

О, юный витязь, князь Олег!

( На сцену выходят все участники инсценировки. Общий поклон. )

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Августейший поэт. Великий князь Константин Константинович / А.Я.Чадаева. – М.: Вече, 2013. – 496 с.

К.Р. / Элла Матонина, Эдуард Говорушко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 671 с.

Князь Олег: Репринтное воспроизведение издания 1915 г. / Предисловие и примечания протоиерея Игоря Цветкова. Казань: ТОО «Стар», 1995. 6, IV, 204, 5 с., ил. (Отечество зовёт. Вып.6)

Царскосельская тетрадь / А.М.Городницкий. – СПб.: Серебряный век, 2013 – 104 с., ил.

 

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://hramolega.prihod.ru/romanovy/oleg-konstantinovich-romanov/  

http://pravdonbass.net.ua/sites/default/files/oleg.pdf

http://nezabudkalili.beon.ru/44078-963-iz-dnevnika-knjazja-olega-konstantinovicha-romanova.zhtml

http://spas-monastery.by/history/vospominaniya-ob-obiteli/index.php?id=3291

http://fb.ru/article/168517/janryi-liriki-v-literature-janryi-liriki-pushkina-i-lermontova

http://hramolega.prihod.ru/patriot-otechestva/recenzii/recenzii-2012-goda/  


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий театральной (литературно-музыкальной) постановки «ДЛЯ

Сценарий театральной (литературно-музыкальной) постановки «ДЛЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность описываемого мероприятия - в расширении знаний по жизни и творчеству

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность описываемого мероприятия - в расширении знаний по жизни и творчеству

Ожидаемые результаты . Предметные – развитие навыка анализа поэтических и прозаических произведений; решение конкретных проблем, связанных с дикцией, артикуляцией, распределением дыхания; снятие сценической (эмоциональной и…

Ожидаемые результаты . Предметные – развитие навыка анализа поэтических и прозаических произведений; решение конкретных проблем, связанных с дикцией, артикуляцией, распределением дыхания; снятие сценической (эмоциональной и…

Сценарий литературно-музыкальной композиции "ДЛЯ

Сценарий литературно-музыкальной композиции "ДЛЯ

Мальчик князь Олег - Вы меня не поняли…

Мальчик князь Олег - Вы меня не поняли…

Задатки пошлые, ничтожные черты

Задатки пошлые, ничтожные черты

Гроза прошла... а вместе с ней печаль,

Гроза прошла... а вместе с ней печаль,

И кто главы не клонит долу Пред светлой памятью твоей?

И кто главы не клонит долу Пред светлой памятью твоей?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Августейший поэт

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Августейший поэт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020