Сценарий театральной (литературно-музыкальной) постановки
«ДЛЯ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА ПРИМЕР!»
посвящается князю императорской крови - Олегу Константиновичу Романову
Автор – Филянова Ольга Геннадьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность описываемого мероприятия - в расширении знаний по жизни и творчеству О.К. Романова, его семьи и истории России начала 20 века, в знакомстве с поэтическим творчеством наших современников - Виталия Фёдоровича Губанова и Александра Моисеевича Городницкого и, как итог – воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за Родину, осознание себя частью своей страны.
Направленность мероприятия на решение актуальных задач системы ДОД. В одном из интервью телеканалу «Россия» (https://www.instagram.com/p/B__4ExcpWFa/) Владимир Владимирович Путин назвал патриотизм национальной идеей: "Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд...» Президент подчеркнул, что патриотизм – это не только обращение к нашему героическому прошлому, но и обязательно – стремление к успешному будущему. То есть – процесс не созерцательно-пассивный, а деятельный. Поэтому участие в подобных постановках является актуальным и крайне важным в процессе воспитания школьников и становления их личностей.
Цель – реализация одной из главных национальных идей в воспитании молодёжи.
Задачи.
Обучающие:
- познакомиться поэтическими и музыкальными произведениями, не входящими в школьную программу;
- расширить знания по истории 20 века;
- познакомиться с творчеством князя императорской крови – Олега Константиновича Романова.
Развивающие:
- научиться анализу поэтических произведений и выразительной декламации;
- улучшить дикцию и память;
- научиться естественной манере поведения на сцене.
Воспитательные:
- предпринять попытку разобраться в истинном значении понятия «патриотизм»;
- пробудить любовь к своей стране, гордость за её прошлое и настоящее, желание стать частью своей Родины;
- научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- научиться устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- развить навыки организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Адресат мероприятия – старшие школьники и взрослая аудитория, интересующаяся историей России.
Материально-техническое обеспечение сценария:
костюмы – парадная форма у ведущих, чтецов и исполнителя роли М.Г.Гаршина, два стилизованных кадетских мундира для исполнителей роли князя Олега в детстве и юности;
реквизит – две одинаковые тетради - «Дневники» князя Олега;
аудиоаппаратура для воспроизведения фонограмм.
Ожидаемые результаты.
Предметные – развитие навыка анализа поэтических и прозаических произведений; решение конкретных проблем, связанных с дикцией, артикуляцией, распределением дыхания; снятие сценической (эмоциональной и физической) зажатости, расширение диапазона сценического движения (жестикуляция, позировки, проходки и проч.).
Метапредметные - расширение знаний по истории России конца 19 - начала 20 века, поэзии и музыке 20 века, развитие навыка анализа исторических документов (воспоминаний, дневников, писем).
Личностные – формирование духа патриотизма и любви к Родине, гордости за её литературное наследие; умения самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Инновационные характеристики мероприятия. Инновационность заключается в метапредметном – через поэзию и театральную инсценировку - подходе к изучению истории.
Актуальность результатов – в осознании на примере князя Олега Романова истинного значения понятия «патриотизм», заключающегося в деятельном проявлении любви и преданности своей стране и, как следствие, стремление самому что-то сделать для Родины. Кроме этого - желание продолжить изучение истории, забытых её страниц, глубокое погружение в современную поэзию и современную музыку.
Результативность использования – театрализованная постановка по сценарию «Для сынов Отечества пример!» востребована на различных тематических мероприятиях в ОУ. Она была показана перед прихожанами церкви Великомученика и Целителя Пантелеимона в Царском Селе, стала победителем в номинации «За патриотизм и верность исторической памяти» районного социально-творческого проекта школьников Пушкинского района «Афиша», а также получила 1 место на Втором Международном фестивале детского и молодёжного творчества «Всё начинается с детства», посвящённого истории России в поэзии и авторской песне 20-21 веков в номинации «Литературно-музыкальная композиция».
Материал доступен и полезен для использования в системе ДО, его можно рекомендовать для разучивания в театральных коллективах и объединениях Художественного слова с воспитанниками старших классов.
Сценарий литературно-музыкальной композиции
"ДЛЯ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА ПРИМЕР!"
Действующие лица:
Мальчик князь Олег – самый младший из исполнителей театрального коллектива, возраст 11-13 лет
Юноша князь Олег – один из старших исполнителей театрального коллектива
М.Г.Гаршин – один из старших исполнителей театрального коллектива
Чтецы, ведущие – остальные участники коллектива. Их количество может варьироваться от четырёх до двенадцати, в зависимости от возможностей коллектива. Это могут быть как мальчики, так и девочки. Стихотворения «В моей душе…», «О, дай мне, Боже…» и «Гроза прошла…» по возможности должны исполнять чтецы-мальчики.
(Под музыку Г.Свиридова «Грустная песня» на сцену с противоположных сторон выходят два чтеца и читают стихотворение А.Городницкого «Последний лицеист»)
В прошлое ушел, в
забвенье канув,
Для сынов Отечества пример,
Юноша, великий князь, Романов,
Сын поэта славного КР.
Он корону царскую не ценит, —
Родственники царствуют, и пусть.
С детства он мечтает о лицее,
Пушкина читая наизусть.
День встает над Петербургом мглистый,
В воздухе дыхание войны.
Нынешней России лицеисты
Сделались сегодня не нужны.
За окном лицея кружат птицы,
Предвещая криками беду.
Он его закончить ухитрится
В памятном тринадцатом году.
Жить ему судьба отпустит мало,
Чтобы избежать наверняка
Екатеринбургского подвала
Или Петроградского чека.
Чтобы там, где громыхают пушки,
У войны на гибельной черте,
Сгинуть неожиданно, как Пушкин,
От смертельной раны в животе.
(Чтецы уходят со сцены в противоположные стороны. Музыка затихает. На середину сцены выходят мальчик князь Олег и М.Г.Гаршин. Между ними происходит диалог.)
Мальчик князь Олег - Михаил Георгиевич, если бы Вы знали, как я завидую Вам – ведь я еще ничего не сделал для Родины…
Гаршин - Ваше Высочество, Вы так молоды. У Вас вся жизнь впереди. И Вы успеете послужить России.
Мальчик князь Олег - Да ведь войны теперь долго не будет.
Гаршин - Это и хорошо, Ваше Высочество. А пользу можно принести и в мирное время.
Мальчик князь Олег - Вы меня не поняли… Конечно, это хорошо, что войны не будет, но я хотел сказать, что только на войне можно отдать всего себя…
(Мальчик князь Олег и М.Г.Гаршин уходят. На сцену под звуки первой фонограммы выходят ведущие, выстраиваются в одну линию. Текст читается на фоне музыки.)
Ведущий 1 - Этот диалог состоялся в 1905 между офицером флота, участником войны и обороны Порт-Артура Михаилом Георгиевичем Гаршиным и нашим героем, которому было на тот момент 12 лет.
Ведущий 2 - Он - правнук императора Николая I.
Ведущий 3 - Он - внук преобразователя российского флота генерала-адмирала, великого князя Константина Николаевича.
Ведущий 4 - Он - 5 из 9 детей поэта, известного под псевдонимом «К. Р.» - великого князя Константина Константиновича.
Ведущий 5 - Ему не полагался титул Великий. Его будут звать иначе - Светлый.
Ведущий 6 - Он мечтал об Императорском Александровском Лицее, поступил в него и окончил с серебряной медалью.
Ведущий 3 - Хотя до него никто из членов Императорского дома не учился в гражданском учебном заведении.
Ведущий 1 - Его история и история его семьи - это часть истории России двадцатого века.
Вместе - Он – князь Олег Константинович Романов.
(Ведущие, кроме одного, уходят со сцены. Музыка затихает. С дневником в руках на середину сцены выходит мальчик князь Олег. Ведущий стоит чуть в стороне.)
Ведущий - С 8 лет князь постоянно вел дневник. В нём раскрывается перед нами удивительно чистая и цельная личность. Запись первая.
Мальчик князь Олег - Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день. Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками…
(Мальчик князь Олег уходит. Ведущий остаётся.)
Ведущий - Больше слов нет, идут одни только точки — маленький князь сурово оценивал свои детские провинности. Высочайшие требования к себе и предельная честность перед собою сохраняются в Дневниках Олега до последней страницы.
(Ведущий уходит. На сцену выходят юноша князь Олег с дневником в руках и два чтеца, которые становятся чуть позади главного героя, по обе стороны от него.)
Юноша князь Олег - Я напишу тут, что я про себя думаю. Я умный, по душе хороший мальчик, но слишком о себе высокого мнения. У меня талант писать сочинения, талант к музыке, талант к рисованию. Иногда я сам себя обманываю, и даже часто. Я иногда закрываю себе руками правду.
Хочется быть хорошим. У меня есть совесть. Она меня спасает. Я должен ее слушаться, а между тем я часто ее заглушаю. Можно заглушить совесть навеки. Это очень легко. Но без совести человек пропал. Надо прислушиваться к ней.
(Юноша князь Олег немного отходит вглубь сцены, вперёд выходит один из чтецов.)
1Чтец:
В моей душе есть чувства благородные
Порывы добрые, надежды и мечты;
Но есть в ней также помыслы негодные,
Задатки пошлые, ничтожные черты.
Но я их затопчу, и с силой обновленною
Пойду вперед с воскреснувшей душой.
И пользу принесу работой вдохновенною
Моей Отчизне милой и родной.
(Чтец уходит на своё место, вперёд выход юноша князь Олег.)
Юноша князь Олег - У меня очень неприятная вещь: я почти не могу молиться. Мне очень трудно. Я вдумываюсь, и очень трудно вдуматься, и повторяю одно слово или фразу несколько раз. Это у меня отнимает много времени, я раздражаюсь и устаю… Душа у меня в грехах, я обдумал некоторые вещи во время болезни. Молиться надо: хорошо, что спохватился, а то было бы поздно…
(Юноша князь Олег опять немного отходит вглубь сцены, вперёд выходит второй чтец.)
2 Чтец:
О, дай мне, Боже, вдохновенье,
Поэта пламенную кровь.
О, дай мне кротость и смиренье,
Восторги, песни и любовь.
О, дай мне смелый взгляд орлиный,
Свободных песен соловья,
О, дай полёт мне лебединый,
Пророка вещие слова.
О, дай мне прежних мук забвенье
И тихий, грустный, зимний сон,
О, дай мне силу всепрощенья
И лиры струн печальный звон.
О, дай волнующую радость,
Любовь всем сердцем, всей душой...
Пошли мне ветреную младость,
Пошли мне в старости покой.
(Чтец уходит на своё место, вперёд выход юноша князь Олег.)
Юноша князь Олег - Я довольно много думал, думаю и, дай Бог, всегда буду думать о том, как мне лучше достигнуть моей цели – сделать много добра Родине, не запятнать своего имени и быть во всех отношениях тем, чем должен быть русский князь.
(Юноша князь Олег уходит со сцены. Под саундтрек Э.Артемьева к к/ф «Раба любви» к чтецам присоединяются ведущие, которые выстраиваются в ряд позади чтецов.)
1 Чтец:
Гроза прошла... Как воздух свеж и чист!
Под каплей дождевой склонился скромный лист,
Не шелохнет и дремлет упоенный,
В небесный дивный дар влюбленный.
Ручей скользит по камешкам кремнистым,
По свежим берегам, по рощицам тенистым...
Отрадно, в сырости пленительной ручья,
Мечтами унестись за трелью соловья...
2 Чтец:
Гроза прошла... а вместе с ней печаль,
И сладко на душе. Гляжу я смело вдаль,
И вновь зовет к себе отчизна дорогая,
Отчизна бедная, несчастная, святая.
Готов забыть я все: страданье, горе, слезы
И страсти гадкие, любовь и дружбу, грезы
И самого себя.
Ведущие - Себя ли?..
2 Чтец - Да, себя,
О, Русь, страдалица святая, для Тебя.
(Музыка затихает)
Ведущий 1 - Князь Олег достиг своей цели, поставленной в ранней юности – всецело отдать себя России, не запятнать своего имени.
Ведущий 2 - 10 октября 1914 г. князь Олег, командовавший взводом в своём полку, был тяжело ранен в бою.
Ведущий 3 - Рана оказалась смертельной.
Ведущий 4 - По дороге в госпиталь Олег мужественно терпел боль, демонстративно грызя яблоко, чтобы подавить стоны...
(Перед ведущими выходит юноша князь Олег)
Юноша князь Олег - Да, я страдаю! Но я невыразимо счастлив: Господь удостоил меня пролить кровь за Государя и Родину! Когда народ узнает, что один из Романовых пролил свою кровь за Россию, нас будут больше уважать и любить.
(Юноша князь Олег уходит)
Ведущий 5 - Это были одни из последних слов, произнесённых Светлым князем Олегом Константиновичем Романовым…
(Звучит саундтрек Э.Артемьева к к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих». Двое ведущих, чуть выйдя вперёд, читают на фоне музыки заключительное стихотворение.)
О, юный витязь, князь Олег!
Герой невинный и прекрасный!
С душой еще по-детски ясной
И чистой, как нагорный снег!
Ты мирных дней оставил дело,
Что совершал ты в тишине,
И как Георгий на коне
В ряды врагов врубился смело.
И первым очутился ты,
Герой, средь вражеского стана...
Потом – зияющая рана
И мрак могильной темноты.
Смерть как цветок тебя скосила
На пажитях родной земли...
А сколько б дать еще могли
Твои душа, и ум, и сила...
Но ты судьбой на утре дней
Отозван к горнему Престолу...
И кто главы не клонит долу
Пред светлой памятью твоей?
Нет в мире скорби безысходней
Терять того, кто так любим...
Благословение Господне
Над милым именем твоим!
Смерть беспощадно и безгласно
Сломала молодой побег...
Но память о тебе прекрасна,
О, юный витязь, князь Олег!
( На сцену выходят все участники инсценировки. Общий поклон. )
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Августейший поэт. Великий князь Константин Константинович / А.Я.Чадаева. – М.: Вече, 2013. – 496 с.
К.Р. / Элла Матонина, Эдуард Говорушко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 671 с.
Князь Олег: Репринтное воспроизведение издания 1915 г. / Предисловие и примечания протоиерея Игоря Цветкова. Казань: ТОО «Стар», 1995. 6, IV, 204, 5 с., ил. (Отечество зовёт. Вып.6)
Царскосельская тетрадь / А.М.Городницкий. – СПб.: Серебряный век, 2013 – 104 с., ил.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://hramolega.prihod.ru/romanovy/oleg-konstantinovich-romanov/
http://pravdonbass.net.ua/sites/default/files/oleg.pdf
http://nezabudkalili.beon.ru/44078-963-iz-dnevnika-knjazja-olega-konstantinovicha-romanova.zhtml
http://spas-monastery.by/history/vospominaniya-ob-obiteli/index.php?id=3291
http://fb.ru/article/168517/janryi-liriki-v-literature-janryi-liriki-pushkina-i-lermontova
http://hramolega.prihod.ru/patriot-otechestva/recenzii/recenzii-2012-goda/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.