Сценарий мероприятия для 5 класса по басням "От Эзопа до Крылова"
Оценка 4.6

Сценарий мероприятия для 5 класса по басням "От Эзопа до Крылова"

Оценка 4.6
docx
01.02.2020
Сценарий мероприятия для 5 класса по басням "От Эзопа до Крылова"
мероприятие по басням крылова.docx

     Мероприятие – путешествие по басням  «От Эзопа до Крылова».

 

 

 

Ведущий  1

 

 

                                       Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, Он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней

 

Учитель:

 

1.    Видеоролик  о басне «Мартышка и очки»

2.    Беседа о ролике:

·       Как вы думаете, чему посвящено наше мероприятие?

·       А что такое басня?

·       Назовите признаки басни.

·       Какова мораль басни «Мартышка и очки»?

·       А хотелось бы вам расширить представление о басенном творчестве?

·       Каких баснописцев вы  знаете?

 

Учитель:

Чтобы расширить ваше представление о басенном творчестве и о жанре басни вообще , мы проводим сегодня в рамках недели словесности мероприятие  - путешествие «От Эзопа до Крылова».

 

 

Ведущий 1.

 

Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. До н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме – басне.

 

Ведущий 2

 

О жизни Эзопа почти не сохранилось сведений. Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека .Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?

(иносказательное выражение мысли)

 

2.

Чтение басни Эзопа.

 Послушайте басню Эзопа и скажите, с какой басней Крылова её можно сопоставить.                      Ворон и лисица.

 Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

 

 Учитель:

-Не показался ли сюжет этой басни вам знакомым??

- С какой басней схож сюжет?

 - Какой человеческий порок высмеивает баснописцами  в данных баснях? (Глупость, неразумность).

- А чем они отличаются?

 

 

Ведущий 1

Известен еще один  французский баснописец  Лафонтен (1621-1695).  При дворе Людовика Четырнадцатого во Франции жил Жан Лафонтен. Он, как и Эзоп, писал басни о животных, в которых современники без труда различали людей с их пороками. 12 книг басен были созданы Лафонтеном на протяжении 26 лет. Перед читателями в образах животных представали общественные типы той эпохи от крестьян до самого короля.

 

Ведущий 2

 

Лафонтен был необычайно смелым человеком, и это не нравилось королю Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Вот одна из басен Лафонтена о дровосеке. «Дровосек и смерть.»

 

 Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовёт смерть. Когда она приходит, он отказывается от её услуг и просит её взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдержал испытание

 

Учитель:

Ребята, с творчеством какого русского баснописца мы познакомились на уроках литературы в этом году?

Интересны ли вам басни Крылова?

 

«Оба они, - писал Пушкин, сопоставляя Лафонтена с Крыловым, - вечно останутся любимцами среди своих современников и потомков»

 

Ведущий 1.

 

И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург, журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский.

 

Ведущий 2

 

 В 1808 г. в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен , завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг. создал 200 басен.

 

 

Учитель:

 

Ребята, вашему внимаю представляются инсценировки полюбившихся вам басен

·       Ворона и Лисица

·       Квартет

·       Свинья под дубом

·       Стрекоза и Муравей.

Учитель:

 

Понравилось ли вам творчество ваших одноклассников??

Какие пороки высмеивал великий Крылов?

Современны ли басни Крылова сейчас, понятны ли они вам, сегодняшним детям?

 

Викторина по басням Крылова:

Учитель:

В отличие от басен Эзопа и Лафонтена, басни Крылова вам хорошо известны с самого раннего детства. Сейчас мы проведём викторину на знание басен Крылова.

 Отгадайте, из каких басен взяты строки

 1. Ты всё пела? это дело:Так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»). Высмеиваются лень, глупость. Мораль: чтоб что-то получить, надо трудиться.

 2. Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона. («Слон и Моська»). Высмеиваются люди, которые, пользуясь чужим авторитетом, пытаются приобрести вес в обществе. Мелкий человек, прячась за спину человека могущественного, пытается обратить на себя внимание.

3. Спой, светик, не стыдись! («Ворона и Лисица»). Высмеивается глупость, ротозейство, хитрость.

 

Учитель:

 4. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»). Высмеивается злобность, бесчестность, лицемерие;

5. Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»). Отражены события войны с Наполеоном. Высмеивается лицемерие; показано превосходство мудрости, ума и жизненного опыта над лицемерием и злобностью.

 6. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. («Лебедь, Рак и Щука»). Высмеивается несогласованность в действиях.

 7. А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»). Высмеивается глупость, самоуверенность, невежество.

 8. Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. («Свинья под дубом»).

 

 

Ведущий 1

 

Басни - это наше наследие! Многие великие деятели литературы писали басни с незапамятных времён, а знает и помнит их каждый. В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания поколений. И в XXI веке басни не уходят на второй план, их по-прежнему изучают .Наше сегодняшнее мероприятие   познакомило подробнее с жанром басни и баснописцами разных эпох. Интересны и поучительны для всех также произведения, приведённые в качестве примеров.


 

Мероприятие – путешествие по басням «От

Мероприятие – путешествие по басням «От

Ведущий 2 О жизни Эзопа почти не сохранилось сведений

Ведущий 2 О жизни Эзопа почти не сохранилось сведений

А чем они отличаются? Ведущий 1

А чем они отличаются? Ведущий 1

Ведущий 2 В 1808 г. в «Драматическом

Ведущий 2 В 1808 г. в «Драматическом

Спой, светик, не стыдись! («Ворона и

Спой, светик, не стыдись! («Ворона и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020