Мероприятие – путешествие по басням «От Эзопа до Крылова».
Ведущий 1
Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, Он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй – басней
Учитель:
1. Видеоролик о басне «Мартышка и очки»
2. Беседа о ролике:
· Как вы думаете, чему посвящено наше мероприятие?
· А что такое басня?
· Назовите признаки басни.
· Какова мораль басни «Мартышка и очки»?
· А хотелось бы вам расширить представление о басенном творчестве?
· Каких баснописцев вы знаете?
Учитель:
Чтобы расширить ваше представление о басенном творчестве и о жанре басни вообще , мы проводим сегодня в рамках недели словесности мероприятие - путешествие «От Эзопа до Крылова».
Ведущий 1.
Жанр басни известен с давних времен. Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп. Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г. До н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме – басне.
Ведущий 2
О жизни Эзопа почти не сохранилось сведений. Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека .Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?
(иносказательное выражение мысли)
2.
Чтение басни Эзопа. –
Послушайте басню Эзопа и скажите, с какой басней Крылова её можно сопоставить. Ворон и лисица.
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Учитель:
-Не показался ли сюжет этой басни вам знакомым??
- С какой басней схож сюжет?
- Какой человеческий порок высмеивает баснописцами в данных баснях? (Глупость, неразумность).
- А чем они отличаются?
Ведущий 1
Известен еще один французский баснописец Лафонтен (1621-1695). При дворе Людовика Четырнадцатого во Франции жил Жан Лафонтен. Он, как и Эзоп, писал басни о животных, в которых современники без труда различали людей с их пороками. 12 книг басен были созданы Лафонтеном на протяжении 26 лет. Перед читателями в образах животных представали общественные типы той эпохи от крестьян до самого короля.
Ведущий 2
Лафонтен был необычайно смелым человеком, и это не нравилось королю Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Вот одна из басен Лафонтена о дровосеке. «Дровосек и смерть.»
Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовёт смерть. Когда она приходит, он отказывается от её услуг и просит её взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдержал испытание
Учитель:
Ребята, с творчеством какого русского баснописца мы познакомились на уроках литературы в этом году?
Интересны ли вам басни Крылова?
«Оба они, - писал Пушкин, сопоставляя Лафонтена с Крыловым, - вечно останутся любимцами среди своих современников и потомков»
Ведущий 1.
И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург, журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский.
Ведущий 2
В 1808 г. в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен , завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей. С 1809 по 1843 гг. создал 200 басен.
Учитель:
Ребята, вашему внимаю представляются инсценировки полюбившихся вам басен
· Ворона и Лисица
· Квартет
· Свинья под дубом
· Стрекоза и Муравей.
Учитель:
Понравилось ли вам творчество ваших одноклассников??
Какие пороки высмеивал великий Крылов?
Современны ли басни Крылова сейчас, понятны ли они вам, сегодняшним детям?
Викторина по басням Крылова:
Учитель:
В отличие от басен Эзопа и Лафонтена, басни Крылова вам хорошо известны с самого раннего детства. Сейчас мы проведём викторину на знание басен Крылова.
Отгадайте, из каких басен взяты строки
1. Ты всё пела? это дело:Так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»). Высмеиваются лень, глупость. Мораль: чтоб что-то получить, надо трудиться.
2. Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона. («Слон и Моська»). Высмеиваются люди, которые, пользуясь чужим авторитетом, пытаются приобрести вес в обществе. Мелкий человек, прячась за спину человека могущественного, пытается обратить на себя внимание.
3. Спой, светик, не стыдись! («Ворона и Лисица»). Высмеивается глупость, ротозейство, хитрость.
Учитель:
4. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»). Высмеивается злобность, бесчестность, лицемерие;
5. Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»). Отражены события войны с Наполеоном. Высмеивается лицемерие; показано превосходство мудрости, ума и жизненного опыта над лицемерием и злобностью.
6. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. («Лебедь, Рак и Щука»). Высмеивается несогласованность в действиях.
7. А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»). Высмеивается глупость, самоуверенность, невежество.
8. Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею. («Свинья под дубом»).
Ведущий 1
Басни - это наше наследие! Многие великие деятели литературы писали басни с незапамятных времён, а знает и помнит их каждый. В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания поколений. И в XXI веке басни не уходят на второй план, их по-прежнему изучают .Наше сегодняшнее мероприятие познакомило подробнее с жанром басни и баснописцами разных эпох. Интересны и поучительны для всех также произведения, приведённые в качестве примеров.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.