Сценарий музыкального занятия
Тема: Детский фольклор - малые жанры
Цель занятия: познакомить учащихся с малыми жанрами фольклора.
План занятия:
1.Презентация «Устное народное творчество»
2.Знакомство с малыми жанрами фольклора.
3. Участие учащихся в исполнение элементов детского фольклора
Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми жанрами детского фольклора.
Детский фольклор
Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками.
Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.
Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.
Виды малых жанров фольклора
Колыбельные
Название произошло от глагола баять, баить – "говорить ". Старинное значение этого слова – "шептать, заговаривать".)
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
1.Ходит Сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха по другой
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
только глазки закрывать.
2.Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
( исполнение 2 колыбельной с учащимися)
Пестушки - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.
Когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: «Стоит дыбок» - и поют:
А дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Петеньке годок!
Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
Стоит Танечка дыбок!
Купим Танечке платок –
Во всю голову цветок!
Купая ребёнка, напевают:
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя –
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду
Песенки – потешки. Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их.
1. «Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
-Зачем дров не пилил?
-Зачем воду не носил?
2. Ехали мы, ехали
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенёчкам -
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!
( исполнение 2 пестушки с учащимися)
Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Заклички про солнце:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Заклички про дождь
Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!
Заклички про явления природы
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
Блошке утопиться!
Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!
Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
Заклички про насекомых, животных и растений
1.Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога.
2. Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
3. Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
( исполнение 3 Заклички с учащимися)
Перевертыши
Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.
Из-за лесу, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне;
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнул;
Сапоги нарастопашку,
На босу ногу зипун;
Парень белый, вышитой,
Рубашка чернобровая.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
У нашего Данилы
Разыгралася скотина,
И коровы и быки
разинули кадыки,
Утки в дудки,
Тараканы в барабаны,
Коза в синем сарафане,
Во льняных штанах,
В шерстяных чулках,
Вол и пляшет,
Ногою машет,
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Бух, бух, бух.
Считалки
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет.
Тара-бра домой пора
Коров доить, тебе водить.
Скороговорки
Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Шел косой козел с косой;
Пришел косой козел с косой.
Три сороки тараторки,
Тараторили на горке.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку — цап!
( исполнение 2 скороговорки с учащимися)
Переклички
Переклички представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки.
- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень!
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Дразнилки
Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира.
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Катится, катится
С горочки яичко!
Модница воображает,
А в грязи все личико!
Малые фольклорные формы
Поговорки
Вид малой фольклорной формы. Это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер.
Где ум, там и толк.
Глаза бояться, а руки делают.
Имеем - не храним, потеряем - плачем.
Лишний ум не помеха.
Мал горшок, да кашу варит.
Работа веселье любит.
У наших ворот всегда хоровод.
Пословицы
Малая фольклорная форма. Это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
Дорога́ ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Загадки. Это малая фольклорная форма. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь.
Загадка развивает догадливость и сообразительность.
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будет. (Петух)
Учащиеся отгадывают загадки:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)
Зимой спит, летом – улья ворошит. (Медведь)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом буде
Орешки я грызу. (Белка)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Снег)
Отгадывают кроссворд
К лыбел ные
Пест шки
Пес нки – пот шки
З клички
Перев ртыш
Счит лки
Скор гов рки
П рекл чки
Дразн лки
П гов рки
Посл вицы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.