Сценарий музыкального занятия в начальной школе Детский фольклор - малые жанры
Оценка 4.9

Сценарий музыкального занятия в начальной школе Детский фольклор - малые жанры

Оценка 4.9
Документация +1
doc
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
09.03.2022
Сценарий музыкального занятия в начальной школе Детский фольклор - малые жанры
Сценарий музыкального занятия в начальной школе "Детский фольклор - малые жанры"
Сценарий музыкального занятия в начальной школе Детский фольклор - малые жанры.doc

                                         Сценарий музыкального занятия

 

Тема:                          Детский фольклор - малые жанры

                                   

 Цель занятия: познакомить учащихся с малыми жанрами фольклора.

 

План занятия:

1.Презентация «Устное народное творчество»

2.Знакомство с малыми жанрами фольклора.

3. Участие  учащихся  в исполнение элементов детского фольклора

 

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.

Сегодня мы с вами познакомимся  с некоторыми жанрами детского фольклора.

 

Детский фольклор

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками.

Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

Виды малых жанров фольклора

 

Колыбельные

Название произошло от  глагола  баять, баить – "говорить ". Старинное значение этого слова – "шептать, заговаривать".)

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

 

1.Ходит Сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха по другой

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

только глазки закрывать.

 

2.Баю - баю - баюшки,

Да прискакали заюшки

Люли - люли - люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.

( исполнение 2 колыбельной с учащимися)

 

Пестушки - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.

 

Когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперёк толстонюшки

А в ручки хватюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

 

Когда ребенок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: «Стоит дыбок» - и поют:

А дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Петеньке годок!

Ай, дыбок, дыбок, дыбок,

Стоит Танечка дыбок!

Купим Танечке платок –

Во всю голову цветок!

Купая ребёнка, напевают:

С гуся вода,

С лебедя вода,

С моего дитя –

Вся худоба

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду

 

Песенки – потешки. Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их.

 

1. «Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Зачем дров не пилил?

-Зачем воду не носил?

 

2. Ехали мы, ехали

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенёчкам -

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

( исполнение 2 пестушки с учащимися)

 

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

 

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Заклички про солнце:

 

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

 

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

 

Заклички про дождь

 

Туча, туча,

Дождь не прячь!

Лейся, дождик,

Дам калач!

 

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе гущи,

Хлеба краюшку,

Щей черепушку,

Дам тебе ложку —

Кушай понемножку!

 

Заклички про явления природы

 

 

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

 

 

Блошке утопиться!

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

 

Вихрь, вихрь, не на меня,

А на злого старика!

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

 

Заклички про насекомых, животных и растений

 

1.Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе пирога.

 

2. Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

 

3. Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

 

( исполнение  3 Заклички с учащимися)

 

 

Перевертыши

Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.

Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дядюшка Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучем на коне;

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнул;

Сапоги нарастопашку,

На босу ногу зипун;

Парень белый, вышитой,

Рубашка чернобровая.

 

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

 

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны,

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногою машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

 

Считалки

 

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

 

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

 

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

Тара-бра домой пора

Коров доить, тебе водить.

 

 

Скороговорки

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

 

Шел косой козел с косой;

Пришел косой козел с косой.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

 

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку греку — цап!

 

( исполнение  2 скороговорки с учащимися)

 

Переклички

 

Переклички  представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки.

 

 

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- Очень!

 

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

 

Дразнилки

 

Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира.

Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

 

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей.

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

 

Обманули простака –

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

 

Катится, катится

С горочки яичко!

Модница воображает,

А в грязи все личико!

 

Малые фольклорные формы

 

Поговорки

Вид малой фольклорной формы. Это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер.

 

Где ум, там и толк.

Глаза бояться, а руки делают.

Имеем - не храним, потеряем - плачем.

Лишний ум не помеха.

Мал горшок, да кашу варит.

Работа веселье любит.  

У наших ворот всегда хоровод.

 

Пословицы

 

Малая фольклорная форма. Это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица - это жанр  фольклора,   краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение. Пословица   советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют  их   в  речи. От  этого  речь становится яркой, образной.

 

Дорога́ ложка к обеду.

Волка бояться — в лес не ходить.

Рыбак рыбака видит издалека.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

У страха глаза велики.

Под лежачий камень вода не течёт.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

 

Загадки. Это малая фольклорная форма. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь.

Загадка развивает догадливость и сообразительность.

 

Не ездок, а со шпорами,

Не будильник, а всех будет. (Петух) 

 

Учащиеся отгадывают загадки:

 

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

 

Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)

 

Зимой спит, летом – улья ворошит. (Медведь)

 

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом буде

Орешки я грызу. (Белка)

 

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

 

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Снег)

 

Отгадывают кроссворд

 

К лыбел ные

Пест шки

Пес нки – пот шки 

З клички

Перев ртыш

Счит лки

Скор гов рки

П рекл чки

Дразн лки

П гов рки

Посл вицы


Сценарий музыкального занятия

Сценарий музыкального занятия

Пестушки - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца

Пестушки - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца

А этому не дала: -Зачем дров не пилил? -Зачем воду не носил? 2

А этому не дала: -Зачем дров не пилил? -Зачем воду не носил? 2

Заклички про явления природы

Заклички про явления природы

Из-за лесу, из-за гор Едет дядюшка

Из-за лесу, из-за гор Едет дядюшка

Кто поднимет, тот и выйдет. Тара-бра домой пора

Кто поднимет, тот и выйдет. Тара-бра домой пора

Андрей-воробей, Не гоняй голубей

Андрей-воробей, Не гоняй голубей

Учащиеся отгадывают загадки:

Учащиеся отгадывают загадки:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022