Новогодняя викторина
Цели:
1.Расширить знания учащихся по истории.
2.Познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах.
3.Развивать познавательную активность детей.
4.Воспитывать уважение к прошлому народа и современным традициям.
Ход мероприятия
Ведущий. Во все времена наступление Нового года у всех народов считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января. В древнем Египте, например, Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила. В древней Греции начало Нового года приходилось на самый длинный день в году – 22 июня. Впервые календарь, в котором год начинался 1 января, ввёл римский император Юлий Цезарь. В середине века в Англии Новый год встречали с приходом весны – 1 марта. Во Франции – 22 сентября – в день образования республики. На Украине канун Нового года называли «Щедрый вечер». Дети ходили из дома в дом, носили большую соломенную куклу Коляду, поздравляли хозяев, пели песни – колядки.
В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые – дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. Праздновали Новый год 1 сентября. В 1700 году Пётр Первый перенос празднование Нового года на 1 января, как это было принято уже во всех европейских странах. В указе было написано: «Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года и в знак того доброго начинания столетнего века в веселии друг друга поздравить с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
1 тур. «Любимый новогодний персонаж». – Без него не обходится ни один Новый год – это любимый новогодний персонаж. В любой стране дети и взрослые ждут с нетерпением кого? (Ответы.) Верно. Деда Мороза. В Англии и США его зовут (Санта – Клаус). У французов – Пер Ноэль,.У шведов – Томлен, в Колумбии – Папа Паскале. У немцев роль Деда Мороза исполняет Вайнахтеманн (рождественская дедушка). А как зовут новогоднего дедушку в Италии? (Баббо Натале).
2 тур. – Сейчас мы узнали, как зовут всех Дедов Морозов. Но знает ли кто – нибудь, откуда взялся этот персонаж? Дед Мороз был порождён фантазией жителей Европы более двух тысяч лет назад. В обрядовые ночи они бросали за порог своего жилища лепёшки, кусочки мяса, выливали чашки вина, уговаривали Мороза не злиться, не мешать охоте. Мужчины и женщины совершали переодевания, появились смешные фигурки животных, часто приходил бородатый дед. Но есть и такой Дед Мороз, который не снимает своего наряда круглый год – все 12 месяцев. Живёт он в маленьком селении. Там есть и зоопарк, и замок»Муррр – Муррр» и кукольный театр и мастерская игрушек, и комната сказок. Тридцать гномов здесь заняты тем, что отвечают на письма ребят со всего света, торгуют в сувенирной лавке, катают гостей на оленьих упряжках. Угадайте название той страны, где живёт «настоящий» Дед Мороз? (Финляндия)
3 тур.Загадки.
- Белые шапки надели дома,
Двор запушила нам снегом (зима)
-Кто снег белый разбросал,
Речку крепким льдом сковал?
С вьюгой, холодом пришла…
Как зовут её? (зима)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна
Просыпается от сна. (медведь)
- Возит только с горы,
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За верёвку вожу. ( санки)
- Вот полозья, спинка, планки –
А всё вместе это - (санки)
- Быстро пролетают зимние деньки,
Лёд весь исчеркали острые…(коньки)
- Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. ( коньки)
- Он щиплет щёки,
Кусает за нос. Кто он? Ответим?
Конечно..(.мороз)
- Красавица, какая
Стоит, светло сверкая?
Как пышно убрана..
Скажите, кто она? (новогодняя ёлка)
. 4 тур. Снежинка. Кто лучше и быстрее вырежет снежинку из листа бумаги? (Оценивается красота снежинки и скорость выполнения задания)
5 тур. Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
- У Иринки и Оксанки
Трёхколёсные есть (не санки, а велосипед)
- Мы на крутой очень снежной вершине,
Вниз мы помчимся стремглав на (не на машинах, а на лыжах или санках)
- Лыжня сгибает деревья, пеньки,
Несу, как на крыльях, нас наши (не коньки, а лыжи)
- Есть отличная примет:
Выпал снег – встречайте (не лето, а зиму)
- В шубу Машенька одета –
На дворе лютует (не лето, а зима)
- На пляже, смотрите, шум, кутерьма –
Радует морем детишек..(не зима, а лето)
- В школе «двоек» целый воз
Заработал..( не Дед Мороз, а ученик)
Физ.минутка. «СНЕЖИНКИ»
Снежинки спускаются с неба
Всё ниже, всё ниже 1.Руки вытянуты ровно перед собой; плавно приседаем, опуская постепенно руки.
Сугробы пушистого снега
Всё выше, всё выше.2.Руками «чертим» в воздухе большие круги и плавно поднимаемся как можно выше.
Шаги уходящего года
Всё тише, всё тише 3. Шаг на носочках, медленный, осторожный, чтобы не было слышно ни звука.
А песенка Нового года
Всё ближе, всё ближе.4. Кружимся, напевая: «Ля, ля, ля!»
6 тур. –Все, конечно, знают знаменитую песенку «В лесу родилась ёлочка».Исполним песню вместе.
Долгое время авторов этой песни не знали,лишь в 1941 году стало известно, что музыку написал музыкант – любитель Л.Бекман, а стихи – жительница Москвы, которая была и учительнице, и библиотекарем, занималась литературной деятельностью, писал для детей. Кто же она – автор известной песни? (Кудашева Раиса Адамовна)
7 тур. Пословицы и поговорки. Вспомнить пословицы и народные поговорки о зиме.
1.Месяц январь – зиме государь.
2. Много снега – много хлеба.
3.У февраля два друга – метель и вьюга.
4. Береги нос в большой мороз.
5. Мороз не велик, а стоять не велит.
6. Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
7. В феврале зима с весной встречаются впервой.
8. Декабрь зиму встречает, а год провожает.
9. Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь – с мосточками.
10.Январь – лютовей.
11. Зимой тулуп всякому люб.
8 тур. «Четвёртый лишний». Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
- декабрь, январь, февраль, сентябрь;(сентябрь)
- берёза, клён, ель, дуб;(ель)
- синица, дятел, кукушка, сорока;(кукушка)
- воробей, клест, галка, снегирь, (появляются зимой птенцы0;
- шуба, свитер, платье, валенки; (валенки);
- гирлянда, кубики, шарик, хлопушка.(кубики)
10.тур. «Новогоднее меню». Переставить буквы в словах так, чтобы получилось название продукта или блюда.
ТРОТ – торт
ЛАСТА – салат
ЖОНОЕМОРЕ – мороженое
БАРЫ – рыба
ПОТКОМ – компот
АПУСТАК – капуста
ОТЛЕКТА – котлета
11 тур. Награждение победителей. На Новый год принято дарить подарки. Обычай пришёл из древнего Рима, говорят там дарили ветки лавра, которые предвещают счастье и удачу. В Италии с нетерпением ждут добрую фею Бефану, которая прилетает на волшебной метле ночью, и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские туфельки. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк. В Англии принято обмениваться поздравительными открытками. В Голландии дарят игрушки, фрукты, леденцовые цветы. И мы подарим, друг другу открытки с добрыми пожеланиями, которые на весь год станут символом счастья, благополучия. Примите их, и пусть будет для вас этот год удачным, благополучным и счастливым! (Дети дарят открытки. Можно заранее сделать открытки своими руками)
Новогодняя викторина – вопросы и загадки
Вопросы:
1. Самый главный дед на новогоднем празднике
(Мороз)
2. Прозвище Деда Мороза (Красный нос)
3. Город в котором находится резиденция Деда
Мороза в России(Великий Устюг)
4. Жезл Деда Мороза (посох)
5. Хранилище подарков Деда Мороза (Мешок)
6. Внучка Деда Мороза (Снегурочка)
7. Часть света, где возник обычай встречать
новый год у ёлки (Европа)
8. Обязательный атрибут новогоднего праздника
(Ёлка)
9. Придание ёлке новогоднего вида (украшения)
10. Место предновогодней распродажи ёлок и
ёлочный украшений (Базар)
11. Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)
12. Из зажигают на ёлке, и на праздничном столе
(свечи)
13. Блестящая новогодняя лента (мишура)
14. Длинная узкая лента из цветной бумаги,
которую бросают друг в друга на новогоднем празднике. (Серпантин.)
15. Разноцветные бумажные кружочки, которым
осыпают друг друга на новогоднем празднике. (Конфетти.)
16. Взлетающие в воздух цветные декоративные
огни. (Фейерверк.)
17. Близкие люди, с которыми чаще всего
встречают Новый год. (Родня.)
18. Время суток, когда встречают Новый год.
(Ночь.)
19. Цепь взявшихся за руки детей и взрослых,
которые с песнями ходят вокруг новогодней елки. (Хоровод.)
20. Холодное сладкое лакомство, которое похоже
на снег. (Мороженое.)
21. . Ветка новогодней ели. (Лапа.)
22. Их принято дарить на Новый год. (Подарки.)
23. Игрушка, которая, разрываясь от удара,
издает резкий звук и выбрасывает конфетти. (Хлопушка.)
24. Костюмированный бал в новогоднюю ночь.
(Маскарад.)
Загадки
Что за звездочка такая
На пальто и на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинка).
Что вниз вершиной растет? (Сосулька).
Лежало одеяло мягкое, белое,
Солнце припекло - одеяло утекло. (Снег).
На синем льду серебряные зерна рассыпаны.
(Звезды).
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка).
Мои новые дружки
И блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся. (Коньки)
Доскажи словечко.
- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это … (снегири)
- Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (снег)
- Без рук, без глаз,
А рисовать умеет. (мороз)
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
- Мороз не велик,
да стоять …(не велит)
- Зима лето пугает,
да всё равно …(тает)
- Снег холодный,
а от стужи … (укрывает)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.