Муниципальное бюджетное учреждение дополнительногообразования
«Центр внешкольной работы»
Сценарий игрового досуга
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
«Лего-ландия»
Литвинкович Светлна Петровна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦВР», руководитель
объединения «Техническое моделирование»
городской округ Коломна
2022 г.
Пояснительная записка
Специфика организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъект воспитательно-образовательного процесса. Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественноэстетического развития детей в игровой форме.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОСДО. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы.
Считаю, чтоЛЕГО - технологияэффективна, так как способствует:
- развитию индивидуальных способностей ребенка;
- развитию интереса у дошкольников к моделированию и конструированию, техническому творчеству;
- развитию познавательных процессов: мышления, воображения;
- учит ребенка фантазировать;
- формирует предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, действовать по образцу, выполнять инструкцию, планировать.
Организованная деятельность по Легоконструированию направлено на развитие интеллектуальной сферы дошкольника, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская и др.). Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями, невозможно заставить выучить какой- либо материал, при условии, что цель его изучения непонятна для ребенка. Лего-конструирование, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду способствует развитию ребенка. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
С помощью лего-конструктора воспитанники создают свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
В процессе обучения использую такие педагогические приёмы:
Вступительная беседа, с помощью которой привлекаю внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной рассказываю увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкойЛего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.
Представленный сценарий игрового досуга в форме квест- игры способствует сформированию совокупности знаний навыков, умений, в процессе обучения конструированию, а также сориентировать ребенка в ближайшем пространственном окружении, развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей, умение наблюдать, овладеть навыками конструирования. Расширить представления детей об окружающем мире.
Сценарий игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Тема: Лего-квест «Лего-ландия» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Форма проведения: Квест- игра
Образовательная область социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Цель: Развитие интереса, познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности
Задачи:
-развивать
познавательные процессы: мышлениетворческие способности, воображение;
-развивать умение детей анализировать и синтезировать, ориентироваться в схемах, моделях;
-развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
-развивать интерес к конструктивно-модельной деятельности;
-развивать мелкую моторику рук.
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители (законные представители)
Предварительная работа: Рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры), моделирование, изучения иллюстраций, анализ и обобщение демонстрируемых материалов, выполнение практических заданий, разработка проектов, творческое использование готовых заданий (предметов), сюжетно- ролевые игры с применением Лего-конструктора при организации детской деятельности, конструирование персонажей для обыгрывания сюжета.
Оборудование и материалы: Лего-конструктор, ложки, два стула, две коробки; листы с начатыми портретами героев Лего, карандаши, фломастеры, фигуры из бумаги LEGOконструктора небольшие подарочки для победителей игры.
Методы и приемы: наглядные (образцы, предметы), словесные (загадки, вопросы), игровые (соревнования) метод дорисовывания фигур.
Ход игры «Лего-квест»:
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать в нашем зале уважаемых гостей! Сегодня у нас замечательный праздник лего-квест «Лего-ландия!» А что это значит, это значит, что сегодня мы узнаем, кто у нас инженер, архитектор, научный сотрудник.! Итак, начинаем! Прошу команды выйти в центр зала и поприветствовать друг друга!
Команда «Светлячки»
Девиз команды (все вместе) –
_________________________
Команда «Пчелки»
Девиз команды (все вместе) -
________________________
Ведущая: Спасибо дорогие друзья, а мы будем начинать. И начнем мы наш Лего-квест с физминутки
ЛЕГО руки развивает (ходьба на месте руки встряхиваем)
И мечтать нам не мешает. (смотрим по сторонам)
И скажу про ЛЕГО я (поочередно поднимаем руки)
Это лучшая игра! (подпрыгиваем и разводим руками)
Произносится текст, а дети выполняют сопровождающие движения.
Ведущий: Команды пройдите к своим столам.
1 задание; «Отгадай загадку - построив отгадку»
Ведущий: Вам нужно отгадать загадки и построить, создать отгадки!
1. загадка для «Светлячков» и «Пчелок»
Я блестящая такая
И, конечно, легковая,
По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
А зовут меня…..
Ответ (машина)
2.загадка для «Светлячков» и «Пчелок»
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш Российский ……
Ответ (Вертолет)
Правильно ребята! Первую часть задания вы выполнили, отгадав загадки. Вторая часть задания – построить отгадки на загадки. То есть собрать из конструктора Машину и вертолет.
Вам надо выбрать из каждой команды по 4 и 2 человека для выполнения заданий.
2. задание «Конструирование по образцу»
Прежде чем приступить к выполнению задания команды получают схемы сборки: вертолет – 2 человека, машина – 4 человека.
Ведущий: А у нас 3 задание «конструирование по образцу».
Каждая команда получает задание на карточке. Ваша задача собрать быстро и самое главное правильно модель по образцу. Образец на карточке (фотография модели для сборки). Цвет и форма деталей имеет значение. Работа выполняется за контрольное время. Все поняли правила? Тогда, начинаем по сигналу.
Остальные члены команды, не останутся без дела, вы тоже будете помогать, но не просто сидеть, а на время собрат предложенные пазлы, для каждой команды по 4 картинки. За это дополнительное задание вся команда получает баллы в общую копилку.
Команды, готовы!? Начали! Время пошло!
Ведущий: Молодцы ребята, вы славно потрудились, и конечно, мы покажем нашим гостям результат, посмотрите какие у нас машина и вертолет!
Ведущий: Бурные аплодисменты нашим командам!
Ведущий: Следующее задание на проверку вашей ловкости!
3 задание «Перенеси Лего!»
Ведущий: Каждой команде выдаются ложки. Вы по свистку друг за другом бежите к стульям, кладете в ложку деталь и несете её к команде, где стоит коробка. Побеждает команда, успевшая за отведённое время перенести наибольшее количество кубиков Лего.
4 задание «Дорисуй человечка»
Ведущий: Люблю спортивные развлечения, а ещё больше я люблю творить. Хотите немножко порисовать?
Ведущий: На листах бумаги изображены человечки Лего, но они незакончены. Например, у одного нет головы, или, наоборот, туловища. Можно дорисовывать шляпы, усы и прочее.
Ведущий: У нас получилась отличная выставка. Я обязательно покажу рисунки создателям конструктора, вдруг их включат в новые наборы?
5 задание «Конструирование по памяти».
Ведущий: Все ребята, молодцы! Давайте поддержим наши команды аплодисментами. Внимание, сейчас помощники покажут вам еще один образец. Ваша задача внимательно посмотреть, запомнить и по команде собрать правильно и точно. Помощники, прошу. Убираем образец. Начали. (гонг).
Ведущий: Работа закончена, прошу убрать руки. Помощники, выложите образец и оцените работу. Ребята, аккуратно снимаем детали.
Ведущий: Все молодцы! Вам нравится играть?
6 задание «Профессия будущего».
Ведущий: Соревнования продолжаются.
Следующее завершающее наш конкурс творческое домашнее задание «Профессия будущего».
Ведущий: Все команды выполняли творческий проект назаданную тему с использованием конструкторов LEGO. На представление домашнего задания командам отводится 3 минуты.
Итак, команды готовы показать свои проекты. Начинает команда «Энштейны». Спасибо, ребята!
Команда «Пчелки». Молодцы!
Команда «Светлячки». Молодцы!
Ведущий: Уважаемые ребята, сегодня вы показали умения, творчество, проявили фантазию, воображение. Молодцы! Вам удалось выполнить все задания «Квест–игры» Лего-ландия».
Ведущий: предлагаю вам поделится эмоциями полученными от сегодняшней квест-игры,
Ведущий: Пока наше жюри подводит итоги игры, мы объявляем музыкальный Флеш-моб «Фиксики».
Ведущий: Наше жюри готово огласить результаты и наградить участников и победителей.
Ведущий: Вот и завершился наш праздник Лего - квест «Лего-ландия!». Мы надеемся, что это не последняя наша встреча!
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Ведущий:
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Список литературы
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска»,2013.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.(Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.