Сценарий праздника «КАРАВАЙ НАШ БАТЮШКА»
Оценка 4.8

Сценарий праздника «КАРАВАЙ НАШ БАТЮШКА»

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
воспитание +1
3 кл—6 кл
27.11.2021
Сценарий праздника «КАРАВАЙ   НАШ БАТЮШКА»
21 сентября –день особый, осеннее равноденствие. По народному поверью, с этого дня солнце умирает. В избах обновляли огонь – старый гасили, а новый разжигали. В торжественный день Осенин крестьяне надевали лучшие одежды и собирались на высоком берегу у открытой воды. Приласкает бабье лето, полетит «богородицина пряжа» - паутинка тенетника. Жнеи неспешно поведут последний хоровод под старинные песни, почитая последний сноп. Наряжали его, в дом вносили с почетом, ставили в красный угол. Уважаемые работницы – «Большухи» – выносили на полотенце пирог да водицу родниковую. Пирог «Богач» из чистой пшеничной муки, украшенный особыми знаками. Сверху теста была выложена фигура Берегини с поднятыми вверх в молитве руками, над ней солнце, Месяц, Звезды. У ног плуг и борона, колосья и цветы. Окружала пирог витушка, символизируя живую воду. Корочка пирога была засеяна пшеничными зернышками. «Богач» нельзя было резать ножом. «Большуха» преломляла праздничный хлеб своей рукой над полотенцем, чтобы ни крошки не пропадало, одаривая всех на величание Осени. Запивали ломоть родниковой водой.
Каравай наш батюшка.doc

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»                                                                                                                             

 

 

 

 

 

        Русский народный праздник

Сценарий для 5 класса

 

 

     «КАРАВАЙ   НАШ БАТЮШКА»

 

 

 

 

 

 

                                                             Подготовили:

                                                             Учитель технологии

                                                               Риминюк Н.А.                                                          

                                                          Педагог дополнительного образования                                         

                                                              Абрамова Т. А.

                                                             

                                                            

САРАТОВ

 

 Цель :                                                                                                                                                                                                                                                                 Воспитание навыков общения посредством изучения культурных  традиций

русского народа.                                        

 Задачи:

  • Воспитание социально- адаптированного человека на традициях русской народной культуры;
  • развитие личностных качеств, обучающихся;
  • воспитание умения жить в коллективе, уважения к себе и к другим;
  • воспитание чувства толерантности, навыков культурного поведения;
  • воспитание патриотизма и гражданственности, чувства уважения к истории и культуре русского народа;
  • изучение самобытности, творчества народных умельцев, устного фольклора;
  • развитие кругозора познавательной деятельности, творческого потенциала каждого обучающегося;
  • знакомство с профессиями, связанными с хлебом;
  • воспитание чувства хозяина на своей земле и бережного отношения

к хлебу.

Предварительная подготовка.

1.       Подготовить выступления на темы: «Хлеб в судьбе русского человека», «За что мы ценим хлеб», «Притчи о хлебе».

2.       Использовать книги: К.К. Барыкин «Из истории хлеба», Ю. Чичев «Земля твоя», А. Логунов «Богатырский Каравай», «Чудесное зернышко» А. Кленская.

3.       Оформить репродукции картин «Батюшко-хлебушко». Выставку книг посвящённых хлебу.

4.       Провести классные часы: «Профессии хлеба», «Творцы пшеничного колоса», «За что мы любим хлеб»; устный журнал- «Хлеб всей жизни голова».

5.       Разучивание народных песен, хороводов, частушек, небылиц, считалок и игр.

6.       Подготовка рисунков и поделок на тему «Каравай наш батюшка».

Помощь родителей: приготовление пирога с яблоками, покупка хлебобулочных изделий.

Оборудование: сцена оформлена в стиле русской избы (стол, лавки, печь, домотканые дорожки, рушники).  На заднем плане - деревенские дома, стога, мельница, солнце, петушок, подсолнухи (выполнено в лоскутной аппликации).

Реквизит: костюмы в русском народном стиле, костюмы для сказки «Колосок», костюм лошади, калач, рушник, кухонная утварь, противень с пирожками, пряники, леденцы, грибы, перцы (камуфляж соленое тесто).

Действующие лица: Тетушка Агафья, парни, девушки, волшебный мешок, Петушок, Круть, Верть, Лошадь.

Сценарий праздника

 Ведущий: «Сентябрь – новосел осени. Холоденек батюшка сентябрь, да кормить горазд».

21 сентября –день особый, осеннее равноденствие. По народному поверью, с этого дня солнце умирает. В избах обновляли огонь – старый гасили, а новый разжигали.

В торжественный день Осенин крестьяне надевали лучшие одежды и собирались на высоком берегу у открытой воды. Приласкает бабье лето, полетит «богородицина пряжа» - паутинка тенетника. Жнеи неспешно поведут последний хоровод под старинные песни, почитая последний сноп. Наряжали его, в дом вносили с почетом, ставили в красный угол. Уважаемые работницы – «Большухи» – выносили на полотенце пирог да водицу родниковую. Пирог «Богач» из чистой пшеничной муки, украшенный особыми знаками. Сверху теста была выложена фигура Берегини с поднятыми вверх в молитве руками, над ней солнце, Месяц, Звезды. У ног плуг и борона, колосья и цветы. Окружала пирог витушка, символизируя живую воду. Корочка пирога была засеяна пшеничными зернышками. «Богач» нельзя было резать ножом. «Большуха» преломляла праздничный хлеб своей рукой над полотенцем, чтобы ни крошки не пропадало, одаривая всех на величание Осени. Запивали ломоть родниковой водой.

Ведущий: Сегодня, да и во все времена на самом почётном месте – хлеб.         

                  Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный.

                  Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нём – здоровье наше, сила.

В нём – чудесное тепло,

В нём – земли родимой соки,

Солнце свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле!

А теперь давайте перенесёмся в прошлое.

Занавес открывается.

(На сцене бабушка замешивает тесто. Печка, стол.)

Бабушка Агафья: Ох, и слава богу,

Что жито пожали! Что жито пожали,

И в копна поклали:

На гумне стогами,

В клете закромами,

А в печи с пирогами!

В каждом зёрнышке – мука,

Ватрушки, да пышки.

Прибегут за стол ко мне

Девчонки, да мальчишки.

(Ставит в печь тесто, вытирает руки о фартук, заходят дети.)

Дети: Доброго здоровья бабушка Агафья!

                  Бабушка: Ой, спасибо, спасибо ребятки, а я как раз каравай в печь поставила. Сейчас чайком побалуемся, садитесь-ка к столу. «Худ обед, коли хлеба нет».

(Дети садятся вокруг бабушки за стол, на столе чайник, плюшки, ватрушки, пряники леденцы)

Дети: Бабушка Агафья, а расскажи нам что-нибудь интересное, пока хлеб печётся.

Бабушка Агафья: А, расскажу –ка я вам ребятки, притчу о хлебе.

            «Жил в одной деревне мальчик Панкрат и был у него раненый конь. Была тогда война, и коня мальчику кормить было нечем. Начал конь ходить по всем дворам, побираться. В этой деревне же жил мальчик Филька и прозвище у него было «Да ну тебя!». В один из дней раненый конь постучал мордой в калитку к Фильке. Филька вышел во двор, жуя кусок хлеба. Конь потянулся к нему. Филька, ударив коня, бросил хлеб в снег и крикнул: «Да ну тебя, на вас не напасешься! Иди, копай его мордой из снега!». Обиделся конь, и слеза скатилась из глаз. Конь взмахнул хвостом, и тотчас засвистел пронзительный ветер, ударил колючий мороз. Начался сильный буран. Замёрзли колодцы, мельница работать не может, так как замёрзла река до самого дна, и ждёт теперь всю деревню голодная смерть.»

            Ребёнок: Бабушка, от чего же стрясся тот мороз?

Бабушка: От злобы людской, нельзя так с хлебом обращаться, обижать других, творить злое дело.

               Ребёнок: А, что же теперь делать, бабушка, помирать нужно?

               Бабушка: Зачем помирать? Надеяться надо, что исправит обидчик своё злодейство.

Вот и пошёл Филька к коню, протягивает ему кусок хлеба. А конь не берёт, перебирает ногами, пятиться назад. Испугался Филька, заплакал и говорит: «Не пугайся меня, бери хлеб, давай мириться». Конь вытянул шею и взял хлеб. И в тот же час упала на деревню оттепель. Оттаяла река, заработала мельница.  Намолол Панкрат муки, и вся деревня напекла тёплого душистого хлеба. С румяной корочкой. Вы видели, как хлеб едят в деревне? Нарежут ломтями, крошки соберут в ладонь, поднесут ко рту. Не от бедности это. А потому, что кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки. «За трудным хлебом находишься, а с лёгким наплачешься». Вот послушайте ребятки, что в одной сказке произошло.

(сказка «Колосок». (под музыку выходит петушок, метёт пол.)

Петушок: Ку-ка-ре-ку. Кто рано встаёт, тому бог подает! Ой, что это? Колосок, да такой славный, а зёрен-то сколько? Эй, Круть, эй, Верть идите скорей сюда, посмотрите, что я нашёл. (Спрятал колосок за спину.)

Верть: Что нашёл?

Круть: Что нашёл?

Петушок: Отгадайте. Золотистый он и усат, в ста карманах сто ребят.

Круть: Неужели кот?

Петушок: Глупые вы мышата, это же колосок!

Верть: Ой, и правда (носом поводит) Апчхи!

Петушок: Ну вот, а теперь колосок надо обмолотить. Кто будет молотить?

Круть: Только не я!

                               Нам некогда.

Верть: Только не я!

Петушок: Ну, что же придётся мне обмолотить. Труд кормит, а лень портит.

(Петушок уходит, а мышата поют частушки.)

I.Мы частушки запоём,

Запоём мы звонко.

Затыкайте ваши уши, -

Лопнут перепонки.

II.Мы мышата не простые

Остроумны, веселы.

На работу мы ленивы,

Любим, есть мы пироги.

III.Любим петь и танцевать,

Мы с утра до вечера.

И на солнышке лежать,

Делать то нам нечего.

IV.Во саду ли, в огороде

Пели вам частушки,

Очень просим извинить,

Коль устали ушки!

(Выходит петушок с мешком зерна. Ставит на пол перед собой.)

Петушок: Ну вот, обмолотил. Теперь надо зерно на мельницу везти.

Круть: Только не я! У меня живот болит!

Верть: Только не я! У меня ножка хромает!

                  Петушок: Ну, что ж видно мне придётся идти на мельницу. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (уходит, берёт мешок.)

                  Верть: Круть, мы с тобой шли?

                  Круть: Шли.

                  Верть: Пирожок нашли?

Круть: Нашли.

Верть: Я тебе его дал?

Круть: Дал.

Верть: Ты его взял?

Круть: Взял.

Верть: А где же он?

Круть: Кто?

Верть: Пирожок.

Круть: Какой пирожок?

Верть: Ну, мы с тобой шли (повтор ещё раз.)

Верть: Опять (всё сначала) ком мочало, начинай всё сначала.

(Под музыку выезжает лошадь с Петушком и мукой)

Петушок: Ну вот, мука готова.

Круть: Эх, сколько муки.

Верть: Целый мешок!

(Петушок уводит лошадь, а мышата берутся за руки, кружатся вокруг мешка и поют)

Мышата: Намололи мы мешок, мы мешок, мы мешок. Будем ставить пирожок, пирожок, пирожок.

(Возвращается Петушок)

Петушок: Ну, теперь и пироги пора затевать. Кто будет тесто месить?

Круть: Только не я!

                                          Мы ещё в лапту не доиграли.

Верть: Только не я!

(убегают)

Петушок: У кого хлебушко, у того и счастье.

                  Видно мне лепёшки печь придётся.

(замешивает тесто)

Петушок: Насыплю я в кадку всего понемножку,

                  Сейчас испеку я такую лепёшку!

                  Соли, муки, молока и крахмала,

                  И простокваши, чтоб долго стояла,

                  Корицы, сметаны, яиц и воды,

От масла и манки не будет беды.

Смешаю, как следует все без труда,

Лепёшки получаются как никогда!

(Ставит в печь на протвени, забегают мышата с ложками.)

Круть: Ой, как вкусно пахнет.

Верть: Я есть хочу, у меня и ложка припасена.

Петушок: (Вынимает готовые пирожки, ставит на стол, мышата садятся на лавку за стол.)

Круть: (нюхает пирожки) Ой, как вкусно!

Верть: (облизывается) Ой? Какая румяная корочка!

Петушок: Подождите мышата! Сначала мне скажите, кто нашёл колосок?

Круть: Только не я! (весело).

Верть: Только не я! (весело).

Петушок: А кто колосок обмолотил?

Круть: Только не я.

                                            (погрустнее).

Верть: Только не я.

Петушок: А кто зерно на мельнице смолол?

Круть: Только не я…

                                              (грустно понурив головы).

Верть: Только не я…

Петушок: А кто из муки лепешек напёк?

Круть: Только не я.

                                            (тихо).

Верть: Только не я.

Петушок: Вот! Кто не работает, тот не ест. На чужой каравай рот не разевай.

(Мышата выбегают из-за стола и бредут восвояси, останавливаются, перешептываются и возвращаются.)

Круть: Петушок, прости нас, мы всё поняли.

Верть: Мы не будем на боку лежать, а будем тебе помогать.

Петушок: Ну, что же угощайтесь.

«Хлеб к нам в дом, приходит с трудом, хлеб в закромах – счастье в домах.»

(Занавес закрывается.)

Бабушка: Ну как вам сказка моя? Понравилась?

Дети: Да, бабушка, понравилась. Теперь мы знаем, что хлеб самый главный на столе. Хлеб – всему голова, и без труда на стол не приходит.

1 ребёнок: Бабушка Агафья, а можно узнать, сколько хлеба уродиться много или мало.

Бабушка: Приметы были разные да гадания.

(раздается апчхи)

2 ребёнок: Ой, бабушка, кто это?

Бабушка: Да, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

(мешок на сцене приплясывает)

3 ребёнок: Что за чудо, скок, да скок. Глядите тронулся мешок!

Бабушка: Эй, ребята хватайте его, ловите, поскорей мешок держите!

(дети обступают мешок)

Бабушка: А сейчас вот и гадать будем. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется. Кто первый?

4 ребёнок: Можно я. (достаёт колосок полный)

Бабушка: Это к богатому урожаю.

1 ребёнок: Пустой колосок.

Бабушка: Пустой колос к плохому урожаю. А после того, как урожай в закрома положат, с Покрова начинались весёлые шумные свадьбы. Девушки на замужество гадали. Ну-ка доставай, что тебе досталось?

2 ребёнок: Горошина – к замужеству на стороне, пряник – к сладкой жизни.

3 ребёнок: Бублик румяный – к сытому столу, достатку. А я знаю, как появился на свете первый бублик. Мне дедушка рассказывал.

Бабушка: Ну-ка дай мне бублик. Садитесь-ка потеснее, да слушайте подружнее.

3 ребёнок: Жил на свете один замечательный пекарь. И однажды испёк он целый город: пряничные башни, сладкие мосты, ворота. О, как красив и вкусен был этот город. Пекарь внимательно осмотрел его и вдруг заметил: рядом с прекрасным городом, лежит простая палочка из теста. И тогда пекарь решил: «Если эта палочка не попала в мой город, то пусть она встречает гостей». И тут в ворота стали въезжать кареты с музыкантами, сусальные лошадки, великолепное зрелище! Палочка удивилась этому пряничному великолепию и стала без конца кланяться гостям. Она кланялась всё ниже, и наконец, её голова прилипла к ногам. Как ни пыталась палочка поднять голову, ничего не получилось. Так и покатилась она колесом. А рассеянный пекарь сказал: «Это же бублик! Настоящий бублик!» Так появился на свете первый бублик.

Бабушка: Ну, молодец. Хорошая история. А давайте с бубликом поиграем.

(даёт ребёнку в руки бублик и начинает передавать.)

Бабушка: Ты катись, весёлый бублик,

                 Быстро, быстро по рукам.

                 У кого весёлый бублик

                 Тот загадку скажет нам.

 1 ребёнок: Комовато, ноздревато,

                   И грубо, и горбато,

И кисло, и пресно,

И вкусно, и красно,

И кругло, и легко,

И мягко, и твёрдо,

И чёрно, и бело,

И всем людям мило. (Хлеб, Каравай)

2 ребёнок: Ах, какая старая бабушка,

 Вся белая, белая,

Н улице лето, на неё и внимание не обращают,

А зима придёт, так и липнут к ней. (Печь)                                      

3 ребёнок: Трах – трах, стоит дом на горах.

Вода бежит – весь дом дрожит.

Птица – юрица

На ветер глядит,

Крыльями машет,

Сама ни с места? (Мельница)               

4 ребёнок: В долг зерно возьмёт-

      Каравай вернёт. (Хлебное поле)

Бабушка: Правильно, ребятки – это каравай. Ай, батюшки, а наш-то каравай поспел.

(достаёт из печки и отдаёт ребёнку)

Ребёнок: В круг вставай, кого хочешь выбирай, каравай. Я выбираю пекаря.

(пекарь в белом колпаке и переднике, берёт у него каравай).

Пекарь: Я не грел на печке бок каравай ребятам пёк.

Ребёнок: Пекарь с нами поиграй, кого хочешь, выбирай!

Пекарь: Мельника. (выходит мельник в большом фартуке и в фуражке, берёт каравай)

Мельник: Не молол я чепуху, а смолол зерно в муку.

Ребёнок: Мельник с нами поиграй, кого хочешь выбирай!

Мельник: Хлебопашца (в русском народном костюме) (выходит хлебопашец в комбинезоне с гаечным ключом в кармане, берёт каравай.)

Хлебопашец: И я в тенёчке не лежал, а хлеба растил и жал.

Ребёнок: Хлебопашец в круг вставай, кого хочешь выбирай!

Хлебопашец: Рабочего.

Рабочий: (берёт каравай). Я приехал к вам с дарами: тягачами, тракторами.

Пекарь: Слава урожаю в закромах!

Мельник: Слава караваю на столах!

Хлебопашец: Слава натруженным рукам.

Рабочий: Слава! Слава! Труженикам.

Бабушка: После сбора урожая устраивали на деревне праздник.

Все: Слава! Слава урожаю! Всех на праздник приглашаем.

Дети: Ну сударушки – вострушки, запевай теперь частушки!

(выходят девочки и поют частушки)

1. Эй, девчушки – хохотушки,

   Начинаем петь частушки,

   Начинаем веселей,

   Чтоб порадовать гостей.

2. В хуторке мы все живём

    Сушки, пряники жуём.

    Мы частушек много знаем,

    И сейчас для вас споём.

3. Прянички печатные,

    До чего нарядные!

    Мы не сразу их съедим,

    А сначала поглядим.

4. Но не сразу стали зёрна

    Хлебом тем, что на столе.

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

5. Он не падает к нам с неба,

    Появляется не вдруг:

    Чтобы вырос колос хлеба

    Нужен труд десятков рук.

6. Взором радостным окинем

    Даль бескрайнюю полей

    Слава тем, кто любит землю,

    Тем, кто трудится на ней.

Танец «Хохлома» (Девочки с ведрами и коромыслом, мальчик с балалайкой.)

Песня: русская народная о хлебе.

Танец с колосьями.

(дети в конце встают полукругом, мальчик держит сноп, девочка каравай на рушнике.)

Ведущая: Человек привык трудиться,

Люди пашут, сеют, жнут!

                  В каждом зёрнышке пшеницы,

                  В каждой крошке хлеба – труд!

                  Хвала рукам, что пахнут хлебом!

                  Слава хлебу на столе!

Бабушка: И низкий поклон матушке земле!

(все делают поклон.)

 

 

 

 


МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Цель :

Цель :

Вот он тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой

Вот он тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой

Петушок: Ку-ка-ре-ку. Кто рано встаёт, тому бог подает!

Петушок: Ку-ка-ре-ку. Кто рано встаёт, тому бог подает!

Возвращается Петушок) Петушок:

Возвращается Петушок) Петушок:

Бабушка: А сейчас вот и гадать будем

Бабушка: А сейчас вот и гадать будем

Мельник: Хлебопашца ( в русском народном костюме) (выходит хлебопашец в комбинезоне с гаечным ключом в кармане, берёт каравай

Мельник: Хлебопашца ( в русском народном костюме) (выходит хлебопашец в комбинезоне с гаечным ключом в кармане, берёт каравай
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2021