МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Бессмертие народа - в его языке»
(Сценарий праздника, посвящённого Дню русского языка)
Составила:
Мишаткина Вера Петровна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
д. Горицы
2020 – 2021 учебный год
Цели:
· выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;
· обобщить знания обучающихся по всем разделам языкознания;
· обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.
Оборудование и технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки.
Участники: ученики 5-8 классов.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску: наш праздник мы назвали словами Ч. Айтматова «Бессмертие народа – в его языке»! Правильные слова, правдивые!
Как известно, в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. (Слайд 1)
День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником.
Сегодня в нашем зале собрались любители русского языка. Мы долго готовились к этому празднику. Очень хочется, чтобы вам было интересно, чтобы каждый из вас проявил себя, показав полученные в школе знания.
Выходят чтецы
1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н. Заболоцкий).
2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака. (Слайд 2)
4-й: Язык национальной гордости и достоинства!
1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
1-й: «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Учитель: Сегодня мы начнём по крупицам собирать альбом - копилку «Родной язык»! (Слайд 3) Каждый из вас сможет пополнить её интересными находками.
Ведущие:
- Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
- Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
- Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Учитель: С чего начнём мы составлять нашу копилку? Правильно, с истории письменности. (Слайд 4)
Ведущие: Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
-Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.
-Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (33)
-Третий этап развития письменности – звуко-буквенный. Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. (Слайд 5)
-А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке).
- Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник? Математика или литература? Осень или зима?
Учитель: В нашей копилке есть место знакам препинания. Без них не могло быть письменности.
Ведущий: В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков? (Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше).
Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.
Загадки (У ребят на столах перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку).
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (!)
Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку… (-)
Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)
Словам раскрывают объятья: - Ждем в гости вас, милые братья! ( )
Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)
Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)
Ведущий: Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. («Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания...) Давайте продолжим эту историю. (Ребята предлагают свои варианты) (Слайд 6)
-Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику?
Вы сделали правильный вывод: часто постановка знаков препинания или их отсутствие может принести много проблем человеку.
Учитель: Следующая страница в нашем альбоме – копилке посвящена частям речи. (Слайд 7)
Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите. (Слайд 8) На экране вы видите алгоритм, заполните его. (Ребята записывают части речи, приводя примеры).
Учитель: Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.
(Сценка )
Королева: Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…Знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:
1) Спросили
Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2)
- В
том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
3)Давать,
делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1)
- Да,
переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2)
- Давно
придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
Придворный: Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас нет!
Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество, не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.
Они вас порадуют.
Ведущий: 1) Ребята, мы знаем, что в русском языке иностранных слов. Они тоже будут в нашем альбоме – копилке. Подберите синонимы к этим словам. (Работа на карточках)
Валюта-деньги
Карцер-тюрьма
Менеджмент-управление
Наркоз-обезболивание
Шоу - зрелище
Шоп – магазин
Коммерция-торговля
Триумф-успех
Рэкет-шантаж
Ведущий: 2) Кто быстрее и правильно распределит слова по родам (слова на интерактивной доске) (Слайд 9)
ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м). СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода).
Королева : Молодцы! Вот порадовали!!! (Герои уходят со сцены)
Учитель: Ребята, вы знаете о науке Орфоэпии. На экране слова.
(Слайд 10)Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах: ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПОНЯЛ, ПОНЯЛА, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.
Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова. Слова с правильным ударением займут достойное место в нашей копилке.
(Сценка)
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Уж не эпидемия ли безграмотности в стране?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Учитель: Внимание на экран! Кто быстрее и правильно исправит ошибки в словах (слова на интерактивной доске) (Слайд 11)
ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХНИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬСЯ.
Ведущий: Приглашаем желающих к доске. Выбери правильную форму слова: КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИНОВ
ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА - ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ
ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ - ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ
Ведущий: Какие ошибки часто допускают одноклассники, друзья, взрослые? (ЧЁ(что), ИХНИЙ, ЕСЛИВ, ТАМА, ТУТА, ЗДЕСЯ, ЗВОНИШЬ, СТЕРИ С ДОСКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТУ, БЕГИТ(бежит) – правильный вариант
Ведущий: Представьте себя редАкторами. Исправьте речевые ошибки.
(Работа на карточках)
1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.
2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе – лучшие повары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.
Ведущий: Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ (Ответы ребят)
Ведущий: Одеть - надеть - слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.
«Одеть», «Надеть»… Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть. (Слайд 12)
Ведущий: Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.
ЦЕЛЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ |
ХАРАКТЕР |
РАСКРЫТЬ |
ПИСЬМО |
УПРАЗДНИТЬ |
ПРЕПЯТСТВИЯ |
МАНОВЕНИЕ |
ОКА |
Ведущий: К нам приехала в гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)
Ведущий: Составьте словосочетания со словами-паронимами.
ЭФФЕКТНЫЙ
- ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ - ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)
САМОЛЮБИЕ - СЕБЯЛЮБИЕ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ - ДОВЕРЧИВЫЙ.
НЕВЕЖА
- НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ
Учитель: Друзья, а сейчас время подошло повторить и улыбнуться. Вы догадались! На экране ваши «картины» - фразеологизмы! Одна из любимых ваших тем. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный ему фразеологизм:
Дальний родственник - седьмая вода на киселе
Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло
Все нипочем, ничего не страшно - море по колено
Очень умный - семи пядей во лбу
Очень мало - кот наплакал
Работать плохо - работать спустя рукава.
Всем очевидно - на лбу написано.
Учитель: Все ваши презентации на тему «Фразеологизмы» займут достойное место в копилке «Русский язык».
Ведущий: «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).
Учитель: Сегодня вы показали, как знаете и любите русский язык, как бережно к нему относитесь. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга. Я хочу вспомнить стихотворение Вадима Шефнера «Слова».
Много слов на земле.
Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
(Звучит песня о русском языке)
Учитель: На этом мы заканчиваем наш праздник. (Слайд 13)
Итак, сегодня мы начали собирать альбом - копилку «Родной язык». В течение следующего учебного года вы сможете пополнить её интересным материалом, который представите в программе праздника, посвящённого Дню русского языка. Спасибо за активное участие.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.