РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—8 кл
06.12.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов
Программа предназначена для обучающихся 5-8 классов. Она направлена на формирование деятельностных качеств учащихся – способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Р. программа исследовательской и проектной деятельности.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования города Братска

 

 

РАССМОТРЕНО

Протокол № 2

от  29.08.2019г.

руководитель ШМО

             Е.В.Смирнова

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1

от  30.08.2019г.

председатель  МС

               Т.В.Толмачева

УТВЕРЖДАЮ

Приказ   от  30.08.2019г.

№ 149

директор МБОУ «СОШ № 5»

                             Т.А.Лукина

                               

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

для  обучающихся  5-8  классов

 

 

 

 

 

 

Предметная область: «Русский язык и литература»

 

 

 

 

 

 

                                            Разработала: Белорыбцева Алёна Владимировна,

                                                            учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

г. Братск

 

2019

Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения

возникающих в жизни проблем. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В курсе «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» происходит знакомство учащихся с основными понятиями, этапами проектирования, содержанием работы над проектом на каждом этапе; с требованиями к проектной работе, правилами оформления таких работ, с формами защиты проектов и критериями оценок проекта.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Программа предназначена для обучающихся 5-8 классов. Она направлена на формирование деятельностных  качеств учащихся – способности  осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Рабочая программа факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и  проектной деятельности»  составлена на основе:

·       Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

·       Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5 г. Братска

Цель данного курса: освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовка их к разработке и реализации собственных проектов.

Задачи:

познакомить учащихся с технологией учебно-исследовательской и проектной деятельности;

 формировать готовность к работе над проектами;

дать представление о типах проектов, целях и задачах, плане действия, гипотезе, структуре проектов;

 развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности;

развивать умения осуществлять поиск, анализ и эффективное преобразование информации на бумажных и электронных носителях;

 развивать творческий потенциал учащихся;

 развивать потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности;

формировать опыт управления своей учебно-познавательной деятельностью и других, умения работать в команде, способности справляться с конфликтными ситуациями;

 развитие речевого интеллекта, коммуникативной активности, культуры делового общения.

 

Место курса в учебном плане школы

Из части формируемой участниками образовательного процесса учебного плана ООП ООО на реализацию курса в 5-8 классах выделено 34 часа в год, один час в неделю в каждом классе соответственно.

Учебная программа опирается на следующие приоритетные технологии: метод проектов, информационные технологии, дифференциация и индивидуализация учебного процесса, личностно-ориентированные технологии, технологии здоровьесбережения, учебная игра, технология дебатов, развитие критического мышления.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

индивидуальная самостоятельная работа; групповая дискуссия; беседа; анализ конкретных ситуаций; создание проблемных ситуаций; мини-опрос; элементы наблюдения, самонаблюдения; ролевые игры; выполнение мини-проекта; тренинг; рефлексивный анализ и самооценка.

 

Формы проведения занятий: практикумы, презентации, экскурсии, библиотечные занятия; работа с различными текстовыми источниками, информационными ресурсами.

 

Форма промежуточной аттестации: защита проекта. Система оценивания: «зачёт/незачёт».

 

 

Планируемые результаты освоения курса  «Основы  учебно-исследовательской и проектной деятельности»:

 

Планируемые личностные результаты:

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей;

•основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

•уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

•позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

 

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

•устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

 

•осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

•адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

•адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

•прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

•организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

•осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

•работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

•отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

•осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

•обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

•осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•строить классификацию на основе отрицания;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

•основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

•структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

•работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

•самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

•выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

•делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Выпускник научится:

•выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

•соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

 

 

 

Выпускник получит возможность научиться:

•осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

•осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

•проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

•проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

•осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

 

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

•создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

•создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

•использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста.

 

Выпускник получит возможность научиться:

•работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

•проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

•формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

•использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

•осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве

образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев,

совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

 

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

•использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование;

•использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

•самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

•использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

•целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

 

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

•преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

 

Основное содержание курса

 «Основы учебно-исследовательской и  проектной деятельности»

5 класс (34 часа)

1. Введение. (1час)

Цель. Знакомство обучающихся с целями и задачами изучаемого курса.

Понятие «проектно-исследовательская деятельность». Важность данных умений в жизни современного человека. Диагностика интересов обучающихся.

 

2. Способы мыслительной деятельности. (10 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления. Учимся видеть проблему. Тренинговые упражнения. «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

 

3.Выдвижение гипотезы (6 часов). Цель. Учимся выдвигать гипотезу. Тренинговые упражнения. «Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства. Умение задавать вопросы. Тренинговые упражнения. «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса». Умение давать определения понятиям. Тренинговые упражнения. «Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов. Умение классифицировать. Тренинговые упражнения. «Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки». Умение вести наблюдение. Тренинговые упражнения. «Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

 

 4.Эксперимент. (6 часов). Цель. Учимся ставить эксперимент. Тренинговые упражнения. Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

 

5.Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (7 часов)

Цель. Овладение техникой проектно - исследовательской деятельности. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цель и задачи исследования. Определение цели исследования. Отличие цели от задач. Постановка задач. Организация и методика исследования. План исследовательской работы. Выбор источников для сбора материала. Подготовка к представлению результата. План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

 

8.Защита результатов исследования (4 часа). Подготовка доклада.  Регламент. Структура доклада.  Процедура защиты исследования.  Речь докладчика. Вопросы. Требования к изложению доклада:

·       логичность;   

·       точность;   

·       ясность; 

·       доступность;

·       убедительность;  

·       интересность;  

·       выразительность; 

·       уверенность; 

·       контакт со слушателями; 

·       уместность жестов; 

·       выражение лица и т.д.

 

 

6 класс (34 часа)

1.Введение -1 ч.     

2.Что такое деятельность (8 часов). Какие виды деятельности бывают. Проектная деятельность. В чём суть учебного проекта? Какие учебные проекты бывают?  «Проектные термины». Структура проекта.  Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Поиск и предложение возможных вариантов решения. Сбор материала.

Обобщение полученных данных. Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.). Защита проекта. Практическое занятие: Проблемные ситуации и их решение.

3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности – (10 часов).

Исследовательская и проектная деятельность: понятие, возможности, перспективы. Научно-исследовательская работа: структура, содержание, этапы, методы. Определение темы исследования. Выявление целей и задач исследовательской работы. План работы над исследованием. Работа с разными источниками информации. Виды источников. Виды информационных ресурсов и способы работы с ними. Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Требования к публичной защите работы. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы.

4.Самостоятельное исследование – (6 часов)

Самостоятельная работа в группах по теме исследования.

5.Проектирование – (9 часов).

Подготовка: погружение в проект. Выбор темы проекта, постановка цели и поисково- исследовательских задач. Планирование. Определение источников информации; способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов. Распределение обязанностей между членами команды. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты исследования. Результаты и выводы. Анализ информации. Формулирование выводов. Представление результатов.

Подведение итогов, анализ и оценка проектной деятельности всех участников (руководителей проектов, учащихся). Прогнозирование дальнейшей работы.

 

7 класс (34 часа)

1.Введение -1 ч.     

2.Публичная речь (4 часа).

Публичная речь и её виды. Условия успеха оратора. Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом. Как готовиться к выступлению. Как работать над содержанием. Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения).

3.Презентация (6 часов).

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей. Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.

4.Создание наглядного пособия (4 часа).

Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на филологическую тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.

5.Лингвистические проекты (5 часов).

Выбор тем для создания лингвистических проектов. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.

6.Заочная экскурсия (2 часа).

Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма.

7. Историко-бытовой комментарий (2 часа).

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового материала.

8. Создание клипа (3 часа).

Знакомство с передачами «Радионяня». Написание сценария. Запись клипа.

9. Памятник писателю или литературному герою (2 часа).

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового и иллюстративного материала.

10. Лингвистическая сказка (3 часа).

Что такое лингвистическая сказка. Выбор темы. Написание сценария. Оформление и запись.

11.Итоговые занятия - представление лучших работ (2 часа.)

 

 

                                               8 класс (34 часа)

1. Введение -1 ч.    

2.«Регулирование конфликтов» (3 часа).

Осознание участниками общения ситуации возникновения конфликта. «Моя картина конфликта».

Индивидуальные особенности и уникальность каждого человека. Различное видение мира людьми. Познание себя. Исследование своих ценностей и убеждений, их формирование и соотношение с конфликтом. Автопортрет.

Значимый положительный и отрицательный жизненный опыт. Позитивные суждения о себе. Определение положительных аспектов ситуаций, кажущихся отрицательными.

3.Общение (3 часа).

Эффективные методы общения. Формы вербального и невербального общения. Положительные и отрицательные мимика и жесты. Ясность выражения своих мыслей и чувств. Стратегия слушания. Стратегия слушания. Открытые и закрытые вопросы.

4.Эмоции (3 часа).

Способы их выражения. Активное слушание. Доверие. Барьеры общения.

Стереотипы. Как избавиться от «ярлыка»? Корни и последствия конфликтов. Потребности, убеждения, ценности участников конфликта. Эмпатия и ее значение в конфликтной ситуации. Пятиступенчатая стратегия регулирования конфликта. Модель «победить – победить». Приоритетность своих потребностей. Соотношение прав и обязанностей.

5. Понятия команды и группы (10 часов).

Приемы установления взаимопонимания и демонстрации готовности к взаимодействию. Определение правил командного поведения. Зона личного комфорта. «Коллективист» или «индивидуалист»? Классификация командных ролей. Эго- состояния и их роль во взаимодействии. Определение наиболее комфортной роли в команде. Правила эффективного командообразования. Формы и разновидности трансактов, уровни их осуществления. Роль невербальных средств коммуникации. Приемы продуктивного ведения спора. Причины возникновения конфликтов. Позитивные и негативные функции конфликтов. Поиск консенсуса. Роли участников конфликта. Этапы конфликта. Стратегии поведения в конфликте, оценка их эффективности. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия. Причины неудач и способы их ликвидации. Ответственность за результат.

6.Понятия «отметка», «оценка», «контроль» (6 часов).

Общепризнанные эталоны. «Что такое хорошо и что такое плохо». Критерии оценки. Процедура оценивания. Индивидуальные эталоны. Критерии оценки. Оценка продукта. Оценочные шкалы. Эксперт. Экспертиза. Субъективное мнение эксперта. Экспертное заключение. Самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны деятельности и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.

7. Реклама (2 часа).

Написание сценария в ходе групповой работы по данным схемам или опорным словам, оформление проектов.

8.Телепередача (2 часа).

Составление сценария. Самостоятельный отбор материала. Коллективная запись передачи.

9.Лингвистические проекты (4 часа).

Выбор тем для создания лингвистических проектов. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.

 

Направления проектной деятельности обучающихся

5 класс

1. Улицы нашего города (презентация)

2. Великие мореплаватели (бумажный справочник)

3. Знаменитые спортсмены России (презентация)

4.Ветераны Великой Отечественной войны нашего города (бумажный справочник)

5. Моя школа, мой класс и я. (презентация)

6 класс

 1.Пишем учебник по истории своей школы  (возможно в форме книги)

 2. Известные выпускники и учителя школы (электронная страница)

 3.Школьная газета.

 4.Прогулка по супермаркету (инструкция для продавца «Как правильно разместить продукты питания на прилавках»)

7-8 классы

1. Как быстро выучить стихотворение?

2. Почему коты боятся мышей?

3. Русский и европейский снеговик: что общего и в чем различия?

4. Шариковая ручка: вчера, сегодня, завтра.

5. Как научиться прощать?

6. Размеры одежды и обуви в Европе и в России.

7. Как выбрать спелый арбуз?

8. О чем говорят Ники?

9. Любая обувь промокает: правда или миф?

10. Смайлики в SMS общении.

11. Как погода влияет на настроение?

12. Рифма в рекламе.

13. Как влияет ручка на почерк?

14. Почему вредно ходить на высоких каблуках?

15. Как паук плетет паутину?

16. Что думают девушки и юноши о браке?

17. Зачем учителя ставят двойки?

18. Кукла Барби – идеал женской красоты: правда или миф?

19. Деньги – это зло: правда или миф?

20. Что говорят жесты о настроении?

21. Типичные ошибки в речи дикторов.

22. Как работает стакан для структурирования воды?

23. Excel – гениальный математик.

24. 2*2=4?

25. Издалека долго течет река Волга.

26. Что говорит почерк о характере?

27. Типичные ошибки в иллюстрациях к сказкам.

28. Алгоритмы в быту.

29. Павка Корчагин в современном мире.

30. Золотое сечение в литературе.

31. Симметрия в пейзаже.

32. Холодный душ: вред или польза?

33. Закон «О воинской обязанности и военной службе»: вчера, сегодня, завтра.

34. Армия меняет людей в лучшую сторону: правда или миф?

35. Благосостояние: вчера, сегодня, завтра.

36. Нормы вежливости в разных странах: что общего и в чем различия?

37. От улыбки станет всем светлей.

38. Числа в сказках.

39. Мобильный телефон: вчера, сегодня, завтра.

40. Как признаться в любви?

41. Чистота в Европе и России: что общего и в чем различия?

42. Сгущённое молоко: вред или польза?

43. Как работает пианино?

44. Лето — это маленькая жизнь.

45. Красная шапочка в современном мире.

46. Антибиотики: вред или польза?

 

Критерии оценивания проектной работы

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументировано ответить на вопросы.

 

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

 Повышенный

 

Самостоятельное

приобретение

знаний и решение

проблем

 

Работа в целом свидетельствует о

способности самостоятельно с

опорой на помощь руководителя

ставить проблему и находить пути еѐ

решения; продемонстрирована

способность приобретать новые

знания и/или осваивать новые

способы действий, достигать более

глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о

способности самостоятельно ставить

проблему и находить пути еѐ решения;

продемонстрировано свободное

владение логическими операциями,

навыками критического мышления,

умение самостоятельно мыслить;

продемонстрирована способность на

этой основе приобретать новые знания

и/или осваивать новые способы

действий, достигать более глубокого

понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание

содержания выполненной работы. В

работе и в ответах на вопросы по

содержанию работы отсутствуют

грубые ошибки

Продемонстрировано свободное

владение предметом проектной

деятельности. Ошибки отсутствуют

 

Регулятивные

действия

 

Продемонстрированы навыки

определения темы и планирования

работы. Работа доведена до конца и

представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под

контролем и при поддержке

руководителя. При этом

проявляются отдельные элементы

самооценки и самоконтроля

обучающегося

Работа тщательно спланирована и

последовательно реализована,

своевременно пройдены все

необходимые этапы обсуждения и

представления.

Контроль и коррекция осуществлялись

самостоятельно

 

Коммуникация

Продемонстрированы навыки

оформления проектной работы и

пояснительной записки, а также подготовки простой презентации.

Автор отвечает на вопросы

 

 

Тема ясно определена и пояснена.

Текст/сообщение хорошо

структурированы. Все мысли

выражены ясно, логично,

последовательно, аргументировано.

Работа/сообщение вызывает интерес.

Автор свободно отвечает на вопросы

 

Тематическое планирование

                                                               5 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

 

 

лекция

практическая часть

семинар

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

Зачет

Тест

Контрольные срезы

 

 

 

 

 

 

1

Введение. Понятие «проектно-исследовательская деятельность».

1

1

Диагностика интересов обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Способы мыслительной деятельности

10

3

3

2

2

 

 

 

 

 

 

3

Выдвижение гипотезы

6

2

2

1

1

 

 

 

 

 

 

4

Эксперимент

6

2

2

1

1

 

 

 

 

 

 

5

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

7

2

2

2

1

 

 

 

 

 

 

6

 Защита результатов исследования

4

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

Итого

 

34

11

10

7

6

 

 

 

 

 

 

6 класс

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

лекция

практическая часть

семинар

Зачет

Тест

Контрольные срезы

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Что такое деятельность

8

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

3

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

10

3

3

3

1

 

 

 

 

 

 

 

4

Самостоятельное исследование

6

2

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

5

Проектирование

9

2

3

2

2

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

34

10

10

8

6

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

лекция

практическая часть

семинар

Зачет

Тест

Контрольные срезы

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Публичная речь

4

1

1

1

1

 

3

Презентация

6

1

2

2

1

 

4

Создание наглядного пособия

4

1

1

1

1

 

5

Лингвистические проекты

5

1

3

 

1

 

6

Заочная экскурсия

2

 

2

 

 

 

7

Историко – бытовой комментарий

2

 

1

1

 

 

8

Создание клипа

3

 

2

1

 

 

9

Памятник писателю или литературному герою

2

 

2

 

 

 

10

Лингвистическая сказка

3

 

2

1

 

 

11

Итоговые занятия

2

 

 

 

2

 

 

 

 

5

16

7

6

 

8 класс

 

1

Введение

1

1

 

 

 

 

2

Регулирование конфликтов

3

1

1

1

 

 

3

Общение

3

 

2

1

 

 

4

Эмоции

3

1

1

1

 

 

5

Понятия команды и группы

10

2

4

3

1

 

6

Понятия «отметка», «оценка», «контроль»

6

 

2

2

2

 

7

Реклама

2

 

1

1

 

 

8

Телепередача

2

 

1

 

1

 

9

Лингвистические проекты

4

1

1

1

1

 

Итого

 

34

6

13

10

5

 

 

Список методической литературы по проектной деятельности

 

1.                  Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2.                  Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

3.                  Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23

4.                  Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

5.                  Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. Акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

6.                  Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

7.                  Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jacques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

8.                  Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41

9.                  Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7

10.               Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33

11.               Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22

12.               Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65

13.               Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84

14.               Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для обучающихся 5-8 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для  обучающихся  5-8  классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019