Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)
Оценка 4.9

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Оценка 4.9
Научные работы
doc
русский язык
5 кл—8 кл
18.02.2019
Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)
В статье предлагаются разнообразные задания для школьников при изучении такого нелитературного варианта языка, как жаргон. Использование во время уроков и во внеурочной работе (факультативы, классные часы) нестандартных заданий (инсценировки, упражнения-игры, творческие конкурсы, элементы маршрутной технологии и т.д.) поможет обучающимся осознать роль жаргона в нашей речи, будет способствовать повышению уровня их культуры речи.
Крым И.А. статья.doc
Крым И.А. ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Проблема   взаимодействия   языка   и   общества   не   может   быть   разрешена   без изучения   функционирования   языка   в   различных   общественных   слоях   и профессиональных группах, без тщательного его исследования. Жаргонизация   речи   учащихся   сегодня   приобретает   угрожающие   размеры. Каждый   второй   ученик   не   всегда   может   вовремя   подобрать   подходящее   слово, непроизвольно заменяя его жаргонизмом. В школьном куре русского языка, на наш взгляд, проблеме жаргонизации речи уделяется не достаточно много внимания, тогда как дополнительные занятия по этой теме, как показывает практика, вызывают живой интерес учащихся, многие из которых даже не задумываются о чистоте своей речи, о правильности   произношения.   Подобные   занятия   лучше   всего   проводить   во внеурочное  время  (на  классных  часах   или  факультативных  занятиях),  поскольку школьники   легче   идут   на   контакт,   с   интересом   принимают   участие   в   беседах, диспутах и дискуссиях.  Заниматься   проблемой   жаргонизации   речи   школьников   не   просто   нужно,   а необходимо, потому что язык отражает наше внутреннее содержание, нашу языковую сущность. На дополнительных занятиях по культуре речи школьники с интересом выполняют различные задания и упражнения, которые учитель отбирает, учитывая уровень подготовки своих подопечных. Но каждое задание (заменить жаргоны на литературные   слова,   составить   свой   словарик   жаргонных   слов   и   выражений, попытаться порассуждать на тему «Почему мы употребляем жаргонные слова?») должно   подтолкнуть   школьника   к   размышлениям,   к   анализу   собственной   речи. Заставить задуматься, обратить внимание – это уже достижение педагога. Ведь пока ученик сам не захочет «излечить» свою речь, никакие доводы и нравоучения не заставят его это сделать. Серьёзная   обеспокоенность   относительно   общего   снижения   уровня   речевой культуры   и   необходимость   коренного   изменения   отношения   к   русскому литературному   языку   способствовали   разработке   ряда   упражнений   со «специфическим феноменом культуры» (Е.А. Земская) – жаргоном.  К нашей работе по привлечению жаргонной лексики в качестве дидактического материала на уроках русского языка   применимо всем известное выражение «учиться на своих и чужих ошибках».   Предлагаемые   учащимся   задания   помогают   в   нестандартной   форме подойти к рассмотрению такой нелитературной разновидности русского языка, как жаргон, выполняют не только обучающие, но и воспитательные функции.    Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного   интереса     не   только   трудна,   но   и   практически   невозможна. Разумеется,   ни   в   коем   случае   нельзя   отказываться   от   традиционного   урока   как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные   приёмы   необходимо   для   активизации   мыслительной   деятельности учащихся [1. С. 214]. На   начальном   этапе   изучения   жаргонной   лексики   всегда   эффективно использование   игры.   Так,   при   рассмотрении   нелитературных   вариантов   языка школьникам предлагается  инсценировать отрывок из рассказа Лиона Измайлова «Ненужные словечки» и ответить на вопросы: «Какие особенности речи Вани позволяют рассказчику утверждать, что он совершенно не знает русского языка? Можно ли, по­вашему, успешно общаться с людьми на том языке, на котором привык разговаривать Ваня Сидоров?»  Специальные   упражнения­игры   хорошо   развивают   творческие способности. Во время игры каждый участник сам делает ошибки и сам находит удачные   решения,   обогащая   свой   личный   опыт.   Предлагается  придумывать разные   развёрнутые   ответы   на   вопрос:   «Что   было   бы,   если   в   речи школьников присутствовали только жаргонные слова?», «Что было бы, если жаргоны полностью заселили бы планету под   названием «Русский язык?», «Что было бы, если мир не знал жаргонного языка?» Усвоение единиц языка и правил их употребления как условия понимания и конструирования   высказывания,   овладение   богатством   языка   как   условием успешной речевой деятельности связано  с  языковой компетенцией. Кроме того, данная компетенция способствует формированию таких частноречевых умений и   навыков,   как     лингвистические,   грамматические,   стилистические.   Среди традиционных заданий, связанных с обогащением грамматического строя речи, пополнением фразеологического запаса, овладением лексикой разных пластов, есть и такие, когда, например, мы просим  прокомментировать лексическое значение единиц, взятых из «Словаря молодёжного сленга» Т.Г. Никитиной: букварь   (человек   с   широким   кругозором,   эрудицией),   угарно  (превосходно, прекрасно), утопленник (заварочный пакетик) и др.  Как известно, потребность в творческой деятельности   есть почти у всех школьников.   Задача   педагога   максимально   полно   способствовать   реализации творческого потенциала школьников. Так, из творческих заданий можно назвать такое: «Напишите эссе на тему «Жаргоны в школьной речи: за и против». Учащимся   предлагается   самостоятельно   разобраться   с   таким   жанром публицистики и критики, как эссе, а значит – обратиться к словарю. В этом случае,   как   и   во   многих   других   (обращение   к   словарям   практикуется   при изучении самых разных тем в курсе «Русский язык»), речь идёт о формировании лексикографической   компетенции   как   одной   из   важнейших   составляющих компетенции языковой. Она включает: ­ осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач; ­   умение выбирать нужное лексикографическое издание с учётом его типа и жанра; ­ умение воспринимать текст словаря (владение метаязыком) и извлекать из него необходимую информацию о слове; ­   умение   сопоставлять   различные   словари   для   решения   различных познавательных задач [Черняк, 2004: 148] Учащиеся составляют и свой словарь жаргонных слов. Данную работу они ведут в течение года, а потом на классном часе проходит анализ собранного материала.  Наиболее   распространённой   интерактивной   формой   организации   обучения является групповая работа учащихся. Опыт показывает, что лучших результатов можно достигнуть в том случае, если  группа неоднородна по своему составу, то есть в ней представлены и сильные учащиеся, и слабые. В соответствии со структурой изучаемого материала  группы могут работать над одним и тем же заданием, а затем представить   результат   работы,   который   все   оценивают   (например,   у   кого редактирование   текста   оказалось   интереснее,   с   более   яркими   и   образными выражениями).   Или   группы   получают   разное   задание,   а   после   его   выполнения отчитываются перед классом (например,  по группам, готовясь к уроку­дискуссии, ученики получают задание по следующим темам: «Причины появления в речи жаргонных   слов»,   «Функции   жаргонов   в   речи»,   «Источники   пополнения жаргонной лексики»). Не менее эффективной формой деятельности является парная работа учащихся. Например, выполнив следующее задание, они обмениваются  тетрадями и проверяют, насколько   точно   прошла   замена   жаргонов   на   общеупотребительные   языковые единицы.  Замените жаргонные слова на литературные. 1) трепаться ­ ?   2) хавать ­ ?   3) железно ­ ?  4) клюнула ­ ?  5) облом ­ ?  и т.д. Для школьника важно овладеть и навыками обработки текста, содержащего изъяны.   Такая   работа   по   редактированию   применяется   при   изучении   не   только лексических   норм,   но   и   стилистических:  Внимательно   послушайте   небольшой отрывок   из   школьного   сочинения   «Мой   лучший   друг».   Найдите   в   тексте жаргонные   слова   и   выпишите   их.   Знакомы   они   вам?   Что   они   обозначают? Почему они появились в сочинение?  Приносит   реальные   результаты   в   формировании   языковой   личности   и   так называемая   маршрутная   технология   обучения.   В   её   основе   –   выполнение школьниками   задания,   рассчитанного   на   продолжительный   период.   Например, школьникам   предлагается   разбиться   на   группы   по   3­4   человека   и   в   течение месяца   собирать   материал   к   занятию   по   определённой   теме   (например, «Языковой   микромир   маршрутного   такси»,   где   в   объявлениях   часто используются жаргонные слова или «Образ пассажира маршрутного такси (на примере объявлений в маршрутке)». Жаргон   в   наши   дни   резко   расширяет   социальную   сферу   своего функционирования. Он проникает в язык газет, радио, телевидения. Наблюдение за использованием жаргонной лексики в средствах массовой информации даёт богатый материал   для   анализа.   Поэтому   на   уроках     по   стилистике   (при   рассмотрении особенностей публицистического стиля) школьники получают  следующее задание: «Обратите внимание на заголовки статей в городских,  областных и российских газетах. Выпишите те из них, в которых используются жаргоны».    Собранные учащимися   заголовки   на   занятиях   обсуждаются,   подвергаются   литературному редактированию (например, «Теперь и науке –  абзац»,  «Разборка после экзамена», «В   полном   шоппинге!»,   «О   пользе   «мыла»   и   вреде   «передоза»,   «Зэшэбэнные страсти в Сочи» и др.). Современная школа провозглашает  как обязательное   многостороннее, гармоническое воздействие на разум и чувства ученика. В процессе обучения должно работать не только левое полушарие, но и такие важнейшие проявления правого полушария, как творческое воображение, интуиция, эмоции, чувства и т.д.   Именно   такой   целостный   подход   выводит   человека   на   постижение глубинных   смыслов   изучаемого   материала.   Разработанные   творческие   и нестандартные   задания   при   изучении   жаргонной   лексики   должны   помочь школьникам   выработать   своё   осознанное   отношение   к   нелитературным разновидностям языка, ориентироваться  в языковом многообразии. Перспективы исследования языка школьников могут быть сосредоточены на   дидактическом   направлении:   подчинены   задачам   обучения   учащихся культуре речевого общения, воспитанию языкового вкуса, развитию осознанного и зрелого отношения к русскому языку как составной части русской культуры  и как к национальному достоянию.  Список литературы 1. Мамаева   С.В.   Формы   и   методы   активизации   познавательной деятельности школьников на уроках русского языка // Русский язык: Теория. История. Риторика. Методика: материалы Х филологических чтений им. проф. Р.Т.Гриб. – Красноярск, 2005.  2. Черняк   В.Д.   Современная   лексикография   как   зеркало   социальной жизни современной России // Современная русская речь: состояние и функционирование:   Сборник   аналитических   материалов   /   Под   ред. С.И. Богданова, Л.А. Вербицкой, Л.В. Московкина, Е.Е. Юркова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004.

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)

Статья "Жаргонная лексика на уроках русского языка" (русский язык, 5-8 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019