Отдел образования администрации Инжавинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Караваинский филиал
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Методическим Советом МБОУ «ИСОШ» Протокол от «___» _____________ 20____г. № ________ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ИСОШ» ___________ И. Ю. Хурцилава Приказ от «____» ___________ 20____г.
№__________
|
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Стань грамотным»
(разноуровневая)
Возраст учащихся: 11-14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Васина Антонина Ивановна,
педагог дополнительного образования
Караваино
2018
Информационная КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Караваинский филиал, с Караваино, Инжавинского района,Тамбовской области
|
2.Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Cтань грамотным!» |
3. Сведения об авторах: |
|
3.1. Ф.И.О., должность |
Васина Антонина Ивановна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: |
|
4.1. Нормативная база ? |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2. Область применения |
дополнительное образование |
4.3. Направленность |
социально-педагогическая |
4.4.Уровни освоения программы |
Стартовый, базовый и продвинутый |
4.5. Вид программы |
общеразвивающая |
4.6.Возраст учащихся по программе |
12-14 лет |
4.7.Продолжительность обучения |
3 года |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 5-7-х классов общеобразовательной школы. Она призвана обеспечить повышение грамотности обучающихся, развитие информационно- коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей в процессе практической работы с текстом.
Уровни освоения: стартовый, базовый, продвинутый.
Актуальность
Актуальность данной программы продиктована запросом со стороны учащихся и их родителей, обеспокоенных состоянием лингвистического образования в современной школе. Необходимость создания программы обусловлена отсутствием разработанных программ, позволяющих формировать различные лингвистические компетенции в процессе обучения. Навыки, получаемые в результате изучения программы, необходимы учащимся для формирования четких и ясных нравственных ориентиров в жизненном и профессиональном самоопределении. Данная программа способствует разностороннему развитию учащихся, формированию навыков самообразования и самореализации личности, воспитанию патриотов России, обладающих высокой нравственностью.
Новизна
В данной программе занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы, имеющие значение для развития орфографических умений и навыков; решение грамматико-орфографических задач (как один из поисковых, проблемных методов), тесно связанное с языковым анализом и синтезом, опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц.
Новизной можно считать организацию проектной деятельности как исследовательской команды, где каждый из учащихся занимается своим проектом и в то же время работал на общий результат группы.
Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на учащегося, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, проектно-исследовательскую.
Педагогическая целесообразность
данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.
Курс предлагает решить проблему «трудных вопросов орфографии и пунктуации» для решения задач развития мышления учащихся.
Кроме того, в процессе ее реализации формируются навыки орфографической и пунктуационной зоркости, расширяется лексический запас обучающихся, что способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному психологическому состоянию учащихся, повышению заинтересованности в изучении программы.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации произойдет формирование творческих умений учащихся, что будет способствовать осознанию себя как активной личности, способной к речевому взаимодействию в различных сферах общения, а также дифференцированного подхода и использования возможностей в соответствии с уровнями сложности.
Отличительные особенности программы
Предлагаемая программа является модифицированной.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области является то, что программа построена по блочно-модульному принципу.
В структуру программы входят образовательные блоки:
теория, практика, проекты, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать различные виды текстов, разрабатывать проекты и проводить исследовательскую работу.
Адресат программы
Программа адресована учащимся от _12_до __14_ лет.
Дети среднего школьного возраста способны не только осознавать получаемые знания, но и использовать их в практической деятельности.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие безо всяких собеседований.
Количество учащихся
- в группе 1 года обучения –9 человек;
- в группах 2-го и 3 года –9 человек.
Малое количество учащихся в группах объясняется малокомплектностью школы.
Объем и срок освоения программы
1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения– 72 часа, 3 год обучения– 72 часа
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на __3_ года обучения.
1 год обучения: __72_____часов в год,
2 год обучения: __72____ часов в год,
3 год обучения– 72 часа в год
Первый период направлен на формирование у учащихся твердых навыков в освоении орфографии и пунктуации и получении основ работы с проектами, второй - на базовую подготовку в освоении Законов лингвистики и применении их в творческой, исследовательской деятельности, третий — посвящен совершенствованию навыков учащихся в разделе «Синтаксис и пунктуация»,а также подготовке творческих проектов.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа для учащихся школьного возраста – 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Программа адаптируема для различных возрастных групп.
Как правило, на занятия приходят учащиеся с разным уровнем подготовки. Темп освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы различный, поэтому программа включает 3 ступени (уровня) освоения:
I ступень обучения (стартовый уровень) 11-12 лет;
II ступень обучения (базовый уровень) 13 лет.
II1 ступень обучения (продвинутый уровень) 14 лет.
Каждая ступень (уровень) образовательной программы рассчитана на 1 год обучения, имеет законченный цикл, но вместе с тем каждая последующая ступень (уровень) является логическим продолжением предыдущей, что позволяет решать проблему преемственности обучения по данной программе.
Формы организации деятельности учащихся:
групповые занятия; индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми, а также занятия с целью ликвидации отставания в освоении программы);
Формы организации деятельности учащихся на занятии: вводное занятие, занятия по углублению знаний, контрольное занятие, комбинированная форма занятий, беседа, игра, круглый стол, наблюдения, открытое занятие, практическое занятие, семинар, создание собственных текстов, анализ готовых текстов.
Цель программы: формирование общей языковой культуры учащихся через развитие орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование творческой и исследовательской деятельности.
Содержание программы
I ступень обучения (стартовый уровень)
1 год обучения
Задачи -
Образовательные:
- познакомиться с основными лингвистическими понятия из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии (не предусмотренных программой), непосредственно связанных с изучаемыми орфографическими правилами;
-совершенствовать в форме занимательности морфемный и фонетический разбор,
транскрипцию;
моделировать, алгоритмизировать изученные орфограммы;
-совершенствовать интеллектуальные, организационные, информационные знания и умения учащихся в лингвистике;
- создавать тексты на изученные орфограммы, проектно-исследовательские работы.
Развивающие-
-сформировать устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности;
- развивать способность формирования положительной самооценки учащегося;
- развивать индивидуальные лингвистические интересы и склонности учащихся;
-обеспечить высокую познавательную активность учащихся,
- повысить мотивацию орфографической работы;
-развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
-развивать творческие способности учащихся .
Воспитательные –
- обеспечить высокий уровень самостоятельности и активности уч-ся на каждом занятии;
-воспитывать орфографическую зоркость;
-воспитывать патриота, представляющего русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность своего народа;
-воспитывать бережное отношение к слову и родному языку;
-воспитывать любовь к книге как средству повышения грамотности через анализ текстов из произведений русской классики и современных детских книг.
Учебный план. 1 год обучения
|
Название разделов и тем занятий |
Кол-во часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Введение |
2 |
2 |
|
|
|
Дорога к письменности (вводное занятие). |
1 |
1 |
1 |
Входной контроль |
1. |
Меня зовут фонема |
14 |
4 |
10 |
|
1.1 |
Кто такая фонема? |
2 |
1 |
1 |
Творческое задание |
1.2 |
«Фабрика звуков» и почему не для всех фонем есть буквы? |
4 |
1 |
3 |
|
1.3 |
«Ошибкоопасные» места или тайна фонемы. |
4 |
1 |
3 |
|
1.4 |
«Опасные» гласные и согласные: выходим к «главному» правилу. |
4 |
1 |
3 |
викторина |
2. |
Фонемные и нефонемные правила |
12 |
4 |
8 |
|
2.1 |
Когда Ь пишется, а когда не пишется? Составляем инструкцию. |
4 |
1 |
3 |
Мозговой штурм |
2.2 |
Правило о непроизносимых согласных – фонемное? |
4 |
1 |
3 |
Творческое задание |
2.3 |
«Что писать после Ц – И или Ы ? |
2 |
1 |
1 |
|
2.4 |
Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти удивительные фонемы». |
2 |
1 |
1 |
Игра-конкурс |
3 |
Морфемы – труженицы |
26 |
8 |
18 |
|
3.1 |
Строительная работа морфем. Где же хранятся слова? |
3 |
1 |
2 |
|
3.2 |
Слова – родственники. |
3 |
1 |
2 |
тест |
3.3 |
Кто командует корнями? |
2 |
1 |
1 |
|
3.4 |
Корень и «главное правило», или «Не лезьте за словом в карман!» |
2 |
1 |
1 |
тест |
3.5 |
«Пересаженные» корни. |
3 |
1 |
2 |
Творческое задание |
3.6 |
Поговорим обо всех приставках сразу. |
4 |
1 |
3 |
|
3.7 |
Приставки, которые пишутся всегда одинаково. |
4 |
1 |
4 |
тест |
3.8 |
Нарушители «главного» правила (приставки на з- и с- ). |
3 |
1 |
3 |
|
4. |
Научись составлять проект «Клуб знатоков»: |
14 |
4 |
10 |
|
4.1 |
Что такое проект. |
3 |
1 |
2 |
|
4.2 |
Учимся создавать проект. Практическая работа. |
9 |
3 |
6 |
презентация |
4.3 |
Защита проекта-исследования (по одной из предложенных тем). |
2 |
|
2 |
Проект защита |
5. |
Итоги. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Тема: «Введение в образовательную программу. Дорога к письменности»
Теория: Задачи курса и знакомство со структурой работы. Сигналы-символы: их назначение в древний (дописьменный период) и в настоящее время.
Древние письмена. Рисуночное письмо. Египетские иероглифы. Клинопись. Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица.
Практика: Начальная диагностика – входной контроль
Раздел I. «Меня зовут фонема»
1.1.Тема: «Кто такая фонема?»
Теория: Понятие фонемы. Количество фонем в русском языке. Гласные и согласные фонемы. Обозначение фонем буквами.
Практика: Осмысление звукового состава слова и транскрипция. Контроль темы в форме фонетического разбора.
1.2. Тема: «Ошибкоопасные» места или тайна фонемы»
Теория: Расширение понятий о Речевом аппарате. Образование звуков.
Классификация согласных звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сонорные согласные. Фонема <j>. Йотированные гласные.
Практика: Осмысление звукового состава слова и транскрипция. Контроль темы в форме фонетического разбора
1.3. Тема: «Фабрика звуков» и почему не для всех фонем есть буквы?»
Теория: Расширение понятий . Способы обозначения мягкости согласных на письме. Разделительные Ь и Ъ.
Практика: Работа с текстом на изученную тему.
1.4. Тема: ««Опасные» гласные и согласные: выходим к «главному» правилу»
Теория: Расширение понятий. Чередования звуков. Позиционные и непозиционные чередования. Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонемы.
Практика: Фонетический анализ слов.
Раздел II. «Фонемные и нефонемные правила
2.1.Тема «Когда Ь пишется, а когда не пишется? Составляем инструкцию»
Теория: Сильные и слабые позиции для твердых и мягких согласных (конец слова, середина слова) Особое положение звука [ л’]. Сочетания ЧН, ЧК, НЧ, НЩ.
Практика: Транскрипция. Инструкция о написании Ь или его отсутствии.
2.2.Тема: «Правило о непроизносимых согласных – фонемное?»
Теория: Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки.
.Практика: Составление алгоритма. Работа с текстами на изученное правило.
2.3.Тема: ««Что писать после Ц – И или Ы ?»
Теория: Правописание Ы -И после Ц.
Практика: Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.
2.4.Тема: «Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти удивительные фонемы»»
Теория: Знакомство с правилами игры.
Практика: игра-конкурс.
Раздел III. « Морфемы – труженицы»
3.1. Тема: «Строительная работа морфем. Где же хранятся слова?»
Теория: Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем. Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики.
Практика: Морфемный разбор.
3.2. Тема: «Слова – родственники»
Теория: Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов
Практика: Определение лексического значения корня. Контроль темы в форме самостоятельной работы.
3.3. Тема: «Кто командует корнями?»
Теория: Корни с чередующимися гласными. Полногласные и неполногласные сочетания.
Практика: Работа с текстами. Тест по теме.
3.4. Тема: «Корень и «главное правило», или «Не лезьте за словом в карман!»
Теория: Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки.
Практика: Отработка навыка морфемного разбора. Контроль в форме теста .
3.5. Тема: ««Пересаженные» корни»
Теория: Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология ( -фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.)
Практика: Отработка навыка морфологического разбора глагола, причастия и деепричастия. Контроль в форме теста орфографического навыка.
3.6. Тема: «Поговорим обо всех приставках сразу»
Теория: Приставки, типы приставок, правописание приставок каждого типа (кроме приставок пре- и при- ). Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.
Практика: Работа с текстами на орфографическое правило. Контроль в форме создания собственного текста с использованием орфограмм.
3.7. Тема: «Приставки, которые пишутся всегда одинаково»
Теория: Приставки, оканчивающиеся на гласные и согласные. Исключения из правила. Составление алгоритма правописания приставок.
Практика: Отработка навыка правописания приставок данного вида. Контроль в форме теста орфографического навыка.
3.8.. Тема: «Нарушители «главного» правила (приставки на з- и с- )»
Теория: Приставки, оканчивающиеся на -з и -с
Практика: Создание алгоритма на заданную тему.
Раздел 4. «Научись составлять проект. «Клуб знатоков»»
4.1.. Тема: «Что такое проект»
Теория: Знакомство с структурой и планом проекта - исследования.
Практика: Алгоритм создания проекта.
4.2. Тема: «Учимся создавать проект».
Теория: Освоение с структуры и плана проекта - исследования.
Практика: Создание ученических презентаций.
4.3. Тема: ««Клуб знатоков»: защита проекта-исследования (по одной из предложенных тем)»
Практика: контроль в форме защиты проекта- исследования.
Раздел 5 «Итоги» Практика: Итоговая аттестация: диагностика.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
По окончании 1 года обучения учащиеся должны:
Предметные результаты.
знать :
- основные понятия из области фонологии, морфемики, графики, непосредственно связанные с изучаемыми орфографическими правилами;
-приёмы исследовательской - проектной деятельности;
уметь :
-моделировать, алгоритмизировать изученные орфограммы;
-проводить морфемный и фонетический разбор слова;
-создавать мини-проекты
иметь навыки:
- применения в практике письма орфографических норм русского языка;
-транскрибирования слов с изученными орфограммами.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные:
-определяться с целеполаганием, включая постановку новых целей;
-планировать пути достижения целей;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-самостоятельно контролировать своё время.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества;
-предлагать помощь, работать в группе.
3. Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, проблемы;
-работать с информацией, с языковыми учебными моделями;
-выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Личностные результаты
К концу первого года:
-учащийся научится ответственно относиться к процессу обучения и имеет представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;
- будут воспитаны нравственные качества патриота;
IІ ступень обучения (базовый уровень)
2 год обучения
Задачи:
Образовательные
-формировать у учащихся прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки путем создания творческой атмосферы на занятии;
-расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;
-обучить внимательному исследованию текста путем анализа его содержания и лингвистических компонентов с целью глубокого погружения в содержание и понимание значения отдельных слов;
-научить поиску в тексте конкретных примеров, иллюстрирующих определенные орфографические правила, и интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся;
- выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности.
Развивающие
-развивать мотивацию учащегося к познанию и творчеству через
увлечение лингвистикой и ее законами;
-развивать интерес к родному языку путем использования занимательных приемов и методов;
-развивать потребность учащихся в саморазвитии в процессе творческой, проектной и исследовательской работы.
Воспитательные
-воспитывать чувство любви и уважения к родному языку;
-пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
-научить бережно обращаться с ним;
-воспитывать познавательный интерес и осознанную мотивацию к продолжению самостоятельного изучения родного языка.
Учебный план 2 год обучения
|
Название разделов и тем занятий |
Кол-во часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Введение. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Задачи. «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. |
1 |
1 |
1 |
входной контроль |
1. |
Изменение смысла слова с изменением звука. |
10 |
3 |
7 |
|
1.1 |
Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы , загадки- складки, слова- перевёртыши. |
6 |
2 |
4 |
игры |
1.2 |
Кроссворды, палиндромы, ребусы, чайнворды и др. |
4 |
1 |
3 |
тест |
2. |
Лексика и фразеология |
12 |
3 |
9 |
|
2.1 |
Как рождается слово. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Различные виды омонимов. Слова и вещи. |
6 |
2 |
4 |
Творческое задание |
2.2 |
Фразеология. Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. |
6 |
1 |
5 |
викторина |
3. |
Этимология |
5 |
1 |
4 |
|
3.1 |
Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. |
3 |
1 |
2 |
|
3.2 |
Полногласные и неполногласные сочетания |
2 |
0 |
2 |
тест |
4. |
Состав слова и словообразование. |
6 |
3 |
3 |
|
4.1 |
Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». |
2 |
1 |
1 |
Опрос, тест |
4.2 |
«Странные» корни. Слова с двумя-тремя приставками. |
2 |
1 |
1 |
Творческое задание |
4.3 |
Сложные слова. В мире суффиксов. |
2 |
1 |
1 |
тест |
5. |
Морфология |
17 |
4 |
13 |
|
5.1 |
Части речи. Род имён существительных. |
2 |
1 |
1 |
|
5.2 |
Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные. Переход прилагательных в существительные. |
3 |
1 |
2 |
|
5.3 |
Имя числительное. «Родственники» числительного. |
2 |
0 |
2 |
сочинение |
5.4 |
Местоимения. Сложные слова с составной частью САМО-. |
2 |
0 |
2 |
зачет |
5.5 |
Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Вид глагола. Возврат ные глаголы. Безличные глаголы. |
5 |
1 |
4 |
|
5.6 |
Наречие. |
3 |
1 |
2 |
|
6. |
Клуб знатоков. Создаем проекты. |
13 |
4 |
9 |
|
6.1 |
Проект - дорога в будущее. |
3 |
2 |
1 |
|
6.2 |
Я учусь проектировать!. |
10 |
2 |
8 |
презентация |
7. |
Стилистика. |
5 |
1 |
4 |
|
7.1 |
Словесная живопись. Долой однообразие! |
2 |
0 |
2 |
творческая работа |
7.2 |
Заморские гости. Оружие смеха.
|
3 |
1 |
2 |
|
8. |
Итоги. |
2 |
0 |
2 |
Защита проекта |
|
Итого |
72 |
|
|
|
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Тема: «Введение в образовательную программу»
Теория: Задачи курса и знакомство со структурой работы. Задачи. «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности
Практика: Начальная диагностика – входной контроль
Раздел I. «Изменение смысла слова с изменением звука »
1.1.Тема: «Шарады, анаграммы, логогрифы, загадки- складки .т.д»
Теория: Осмысление понятий. Изменение смысла слова с изменением звука.
Практика: Работа с данными видами занимательных упражнений.
1.2. Тема: «Кроссворды, палиндромы, ребусы, чайнворды и др.»
Теория: Осмысление понятий.
Практика: Работа с данными видами занимательных упражнений..
Раздел II. «Лексика и фразеология»
2.1.Тема «Как рождается слово. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Различные виды омонимов. Слова и вещи»
Теория: Совершенствование знаний терминов по теме.
Практика: Разграничение антонимов и синонимов. Выполнение упражнений по нахождении омонимов и определения их видов.
2.2.Тема: «Фразеология. История фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки. Афоризмы»
Теория: Знакомство с историей фразеологизмов и фразеологической цепочкой.
Практика: Работа с пословицами, поговорками и афоризмами..
Раздел III. «Этимология»
3.1. Тема «Этимология слова и «морфологическое чутьё»
Теория: Понятие об этимологических родственниках.
Практика: Отработка навыка определения происхождения слова.
3.2. Тема: «Полногласные и неполногласные сочетания.».
Теория: Происхождение полногласных и неполногласных сочетаний.
Практика: Работа с текстами с целью нахождения полногласных и неполногласных сочетаний и выяснение их роли.
Раздел 4. «Состав слова и словообразование..»
4.1. Тема: «Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо»
Теория Углубление понятий о словообразовательных цепочках и «древе.
Практика: Создание словообразовательных цепочек. Работа над словообразовательным древом.
4.2. Тема: «Странные» корни. Слова с двумя-тремя приставками»
Теория: Понятие о странных корнях.
Практика: Отработка навыка морфемного разбора слов с двумя-тремя приставками.
4.3. Тема: «Сложные слова. В мире суффиксов»
Теория: Составление алгоритма правописания сложных слов.
Практика: Отработка данного алгоритма. Тестирование по теме «Суффиксы»
Раздел 5 «Морфология»
5.1. Тема: « Части речи. Род имён существительных»
Теория: Углубление знаний о роде имен существительных.
Практика: Отработка навыка определения рода имен существительных путем выполнения упражнений и тестов различной направленности.
5.2. Тема: «Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные. Переход прилагательных в существительные»
Теория: Способы образования степеней сравнения имен прилагательных. Особенности кратких прилагательных.
Практика: Отработка навыка образования степеней сравнения имен прилагательных. Контроль умения находить слова ,образованные путем перехода имен прилагательных в существительные.
5.3. Тема: «Имя числительное. «Родственники» числительного»
Теория: Правописание имен числительных. Составление алгоритма.
Практика: Совершенствование умений использовать имена числительные при создании текстов. Работа в творческой мастерской.
5.4. Тема: «Местоимения. Сложные слова с составной частью САМО-»
Теория: Разряды местоимений.
Практика: Анализ текстов и нахождение местоимений разных разрядов. Совершенствование умений создавать текст, используя местоимения.
5.5. Тема: «Глагол»
Теория: Названия предметов и глаголы действия. Вид глагола. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Углубление понятий.
Практика: Морфологический разбор глаголов.
5.6. Тема: «Наречие».
Теория: Особенности наречия как часть речи.
Практика: Нахождение наречий в текстах и определение их роли.
Раздел 6 «Клуб знатоков. Создаем проекты.»
6.1. Тема: «Проект - дорога в будущее.».
Теория: Повторение и обобщение знаний о проекте и его строении.
Практика: Работа над планом проекта.
6.2. Тема: «Я учусь проектировать!»
Теория: Повторение алгоритма создания проекта.
Практика: Создание собственного проекта по теме.
Раздел 7 «Стилистика»
7.1.Тема: «Словесная живопись. Долой однообразие!»
Теория: Речевая ситуация. Особенности стилей.
Практика: Создание текстов сочинений типа рассуждения, работа над проектом
7.2.Тема: «Заморские гости. Оружие смеха»
Теория: Речевая ситуация. Особенности стилей.
Практика: Создание текстов сочинений типа рассуждения, работа над проектом
Раздел 8 «Итоги» Практика: защита проектов
Ожидаемые результаты 2 года обучения
По окончании 2 года обучения учащиеся должны:
Предметные результаты.
знать :
- некоторые проблемные вопросы языкознания;
-структуру и план проектной работы.
уметь :
- внимательно исследовать текст путем анализа его содержания и лингвистических компонентов с целью глубокого погружения в содержание и понимание значения отдельных слов;
-находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила;
иметь навыки:
- орфографические и пунктуационные в процессе создания творческой атмосферы на занятии;
-работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; с лингвистическими словарями;
-ведения исследовательской работы, проектной деятельности.
Метапредметные результаты
2. Регулятивные:
К концу второго года обучения ученик способен:
-принимать решения в проблемной ситуации;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
2. Коммуникативные:
К концу второго года обучения ученик способен:
-учитывать разные мнения и быть готовым к сотрудничеству;
-формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения.
3. Познавательные:
К концу второго года обучения школьник способен:
-строить логические рассуждения;
-осуществлять поиск необходимой информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Личностные результаты:
-развита мотивация учащегося к познанию и творчеству через увлечение лингвистикой и ее законами;
-углублен интерес к родному языку путем использования занимательных приемов и методов;
-сформирована потребность учащихся в саморазвитии в процессе творческой, проектной и исследовательской работы;
-развито чувство любви и уважения к родному языку, чувство бережного обращения с ним;
-воспитан познавательный интерес и осознанная мотивация к продолжению самостоятельного изучения родного языка.
IІI ступень обучения (продвинутый уровень)
3 год обучения
Задачи:
Образовательные
- совершенствовать теоретические синтаксические и пунктуационные сведения;
-познакомить с биографией и научной деятельностью известных языковедов;
- обогатить грамматический строй речи на основе синтаксической синонимии;
- расширить запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;
-совершенствовать правописные (прежде всего пунктуационные) умения и навыки учащихся.
Развивающие
-сформировать глубокие навыки проектно-исследовательской деятельности;
-совершенствовать самостоятельность в приобретении знаний;
-формировать творческую активность учащихся на занятиях;
-углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
-формировать потребность обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.
Воспитательные
-воспитывать чувство любви и уважения к родному языку;
-воспитывать познавательный интерес и осознанную мотивацию к продолжению самостоятельного изучения родного языка;
-воспитывать и развивать психологические качества личности учащихся: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость;
Учебный план 3 год обучения
|
Название разделов и тем занятий |
Кол-во часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
Введение. |
2 |
1 |
1 |
|
|
Задачи. Выдающиеся русские лингвисты.
|
2 |
1 |
1 |
входной контроль |
1. |
А все-таки какая она хорошая!» (Русская пунктуация как система) |
8 |
2 |
6 |
|
1.1 |
Из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации. |
2 |
1 |
1 |
|
1.2 |
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. |
2 |
|
2 |
тест |
1.3 |
Пунктуация и интонация.
|
2 |
1 |
1 |
|
1.4 |
Выразительные возможности пунктуации. |
2 |
|
2 |
Творческое задание |
2. |
Простое предложение как синтаксическая единица |
11 |
3 |
8 |
|
2.1 |
Главные и второстепенные члены предложения |
5 |
2 |
3 |
тест |
2.2 |
Синтаксические функции инфинитива и номинатива |
2 |
|
2 |
викторина |
2.3 |
Особенности строения, значения и функционирования односоставных предложений |
4 |
1 |
3 |
Опрос, тест |
3. |
Простое осложненное предложение. |
23 |
2 |
21 |
|
3.1 |
Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненного простого предложения
|
4 |
|
4 |
|
3.2 |
Трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах |
4 |
1 |
3 |
тест |
3.3 |
Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных членах предложения(причастных и деепричастных оборотах) |
6 |
1 |
5 |
|
3.4 |
Вводные единицы: значение и функционирование |
4 |
|
4 |
|
3.5 |
Вырази тельные возможности обращений |
2 |
|
2 |
Творческое задание |
3.6 |
Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях с как |
3 |
|
3 |
самостоятельная работа. |
4. |
Сложное предложение |
6 |
2 |
4 |
|
4.1 |
Определение количества частей в сложном предложении. Синонимия разных типов сложных предложений |
3 |
1 |
2 |
Опрос, тест |
4.2 |
Разграничение омонимичных союзов и союзных слов. Разграничение типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении
|
1 |
|
1 |
тест |
4.3 |
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении |
2 |
1 |
1 |
тест |
4.4 |
Построение графических схем сложных предложений. Трудные случаи синтаксического разбора сложных предложений. |
5 |
1 |
4 |
|
5. |
Диалог и монолог как форма речи |
7 |
2 |
5 |
|
5.1 |
Понятие о диалогическом единстве |
3 |
1 |
2 |
тест |
5.2 |
Трудные случаи постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге |
4 |
1 |
3 |
самостоятельная |
6. |
Текст как синтаксическая единица. Клуб знатоков. Проекты. |
13 |
2 |
11 |
|
6.1 |
Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов в процессе создания проекта. |
5 |
1 |
4 |
презентация творческой работы |
6.2 |
Работа с текстами. Проект. |
8 |
1 |
7 |
тест |
7. |
Итоги. |
2 |
|
2 |
Защита проекта |
|
Итого |
72 |
|
|
|
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Тема: «Выдающиеся русские лингвисты»
Теория: Задачи курса и знакомство со структурой работы. Выдающиеся русские лингвисты.
Практика: Начальная диагностика – входной контроль
Раздел I. «А все-таки какая она хорошая!»(Русская пунктуация как система »
1.1.Тема: «Из истории русской пунктуации. Принципы пунктуации»
Теория: Осмысление понятий. Предмет и задачи синтаксиса пунктуации. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке. Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Практика: Синтаксический разбор предложения.
1.2. Тема: «Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания»
Теория: Осмысление понятий. Факультативные и вариативные знаки препинания. Понятие авторской пунктуации.
Практика: Работа с текстами по выявлении функции знаков препинания.
1.1.Тема: «Пунктуация и интонация»
Теория: Осмысление понятий. Сочетание знаков препинания.
Практика: Работа с упражнениями ля выяснения интонационной составляющей разных знаков препинания.
1.4. Тема: «Выразительные возможности пунктуации»
Теория: Осмысление понятий.
Практика: Работа с основными справочниками и пособиями по пунктуации.
Раздел II. ««Это непростое простое предложение» Простое предложение как синтаксическая единица»
2.1.Тема «Главные и второстепенные члены предложения»
Теория: Совершенствование знаний терминов по теме. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Типы сказуемых. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая? или где?) Приложение. Разряды обстоятельств.
Практика: Постановка вопросов к второстепенным членам предложения. Синтаксический разбор предложений.
2.2.Тема: «Синтаксические функции инфинитива и номинатива»
Теория: Знакомство с синтаксическими функциями инфинитива и номинатива.
Практика: Работа с текстами художественной литературы по определению синтаксической роли инфинитива.
2.3.Тема: «Особенности строения, значения и функционирования односоставных предложений»
Теория: Особенности грамматической основы в односоставных предложениях. Типы односоставных предложений. Роль односоставных предложений в тексте.
Практика: Разграничение односоставных и двусоставных неполных предложений.
Раздел III. «Простое осложненное предложение»
3.1. Тема «Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненного простого предложения»
Теория: Способы осложнения простого предложения. Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложненных простых предложений.
Практика: Отработка навыка синтаксического разбора предложения.
3.2. Тема: «Трудные случаи постановки запятой при однородных членах»
Теория: Признаки однородных членов предложения. Грамматические нормы при употреблении однородных членов. Изобразительно-выразительные возможности однородных членов. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Практика: Работа с текстами с целью нахождения однородных членов предложения, выяснение их роли, отработка навыка постановки знаков препинания.
3.3. Тема: «Трудные случаи постановки знаков препинания при обособленных членах предложения»
Теория: Обособление причастных и деепричастных оборотов. Разграничение между уточнением и пояснением. Функции союза или.
Практика: Работа с текстами с целью нахождения обособленных членов предложения, выяснение их роли, отработка навыка постановки знаков препинания.
3.4. Тема: «Вводные единицы: значение и функционирование»
Теория: Функции вводных слов и предложений. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными единицами. Вводные единицы как выразительное средство.
Практика: Работа с текстами с целью нахождения вводных слов, выяснение их роли, отработка навыка постановки знаков препинания. Разграничение вводных слов и омонимичных им конструкций.
3.5. Тема: «Выразительные возможности обращений»
Теория: Функции обращения: призывная оценочно-характеризующая, этикетная. Обращение как фигура поэтического синтаксиса. Знаки препинания.
Практика: Работа с текстами с целью нахождения обращений, выяснение их роли, отработка навыка постановки знаков препинания
3.6. Тема: «Трудные случаи постановки знаков препинания с как»
Теория: Синтаксические позиции, вводимые словами как, будто, словно, точно и др.Отличие сравнительного оборота от придаточной сравнительной части.
Сравнительные конструкции как выразительное средство.
Практика: Работа с текстами с целью выяснения особенностей постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, точно, словно и др.
Раздел 4. «Сложное предложение»
4.1. Тема: «Определение количества частей в сложном предложении» Синонимия разных типов сложных предложений
Теория: Определение частей в сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.
Практика: Отработка навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного предложения,
4.2. Тема: «Разграничение омонимичных союзов и союзных слов» Разграничение типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении»
Теория: Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов. Средства связи разных типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении.
Практика: Отработка нахождения средств связи разных типов придаточных частей в сложноподчиненном предложении.
4.3. Тема: «Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении»
Теория: Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении.
Практика: Отработка данного алгоритма. Тестирование по теме «Сложное предложение»
4.3. Тема: «Построение графических схем сложных предложений. Трудные случаи синтаксического разбора сложных предложений»
Теория: Особенности синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений. Алгоритм.
Практика: Отработка данного алгоритма.
Раздел 5 «Диалог и монолог как форма речи»
5.1. Тема: «Понятие о диалогическом единстве»
Теория: Способы передачи чужой речи. Составляющие диалога. Диалогическое единство. Правила речевого этикета. Диалог и монолог.
Практика: Отработка навыка различения диалога и прямой речи, работа с тестами на заданные темы,
5.2. Тема: «Трудные случаи постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге»
Теория: Пунктуационное оформление диалога.
Практика: Отработка навыка пунктуационного оформления диалога и прямой речи.
Раздел 6 Клуб знатоков. Проекты. «Текст как синтаксическая единица»
6.1. Тема: «Анализ синтаксической структуры и средств выразительности текстов в процессе создания проекта»
Теория: Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются синтаксические возможности простого и сложного предложений.
Классификация текстов. Основные признаки текста. Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте. Тексты и проекты.
Практика: Подбор текстов для создания проекта..
6.2. Тема: «Работа с текстами. Проект»
Теория: Составление плана работы над проектом.
Практика: Работа над проектом.
Раздел 7 «Итоги» Практика: защита проектов
Ожидаемые результаты 3 года обучения
По окончании 3 года обучения учащиеся должны:
Предметные результаты.
знать :
- строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
-типологию простого и сложного предложений, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
- виды чужой речи;
- признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
- основные правила постановки знаков препинания в простом, в сложном предложении, в предложениях, передающих чужую речь;
- выдающихся ученых-лингвистов;
-расширят запас знаний в области лексики, фразеологии;
-обогатят грамматический строй речи на основе синтаксической синонимии;
уметь :
- производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложении, предложении с прямой речью;
- правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
иметь навыки:
- орфографические и пунктуационные в процессе создания творческой атмосферы на занятии;
-совершенствуют правописные (прежде всего пунктуационные) и навыки ;
-работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями;
-ведения исследовательской работы, проектной деятельности.
Метапредметные результаты
3. Регулятивные:
К концу третьего года обучения ученик способен:
-определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
-принимать решения в проблемной ситуации;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
-оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
2. Коммуникативные:
К концу третьего года обучения ученик способен:
-взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
-владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
-давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников;
-учитывать разные мнения и быть готовым к сотрудничеству;
-формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения.
3. Познавательные:
К концу третьего года обучения школьник способен:
-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
-использовать приемы самостоятельного отбора и систематизации материала на определенную тему;
-вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; преобразование, сохранение и передача информации;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- заниматься исследовательской и проектной деятельностью;
-владеть разными видами чтения;
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
-строить логические рассуждения.
Личностные результаты:
-Развито понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-учащийся осознает эстетическую ценность русского языка;
- воспитано уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
-сформирована потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-учащийся обладает достаточным объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-способен к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-совершенствованы духовно-нравственные качества личности, привито чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»
2.1 Календарный учебный график
Количество учебных недель – 72
Количество учебных дней – 144.
Начало занятий групп всех годов обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.
Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.
2.2 Условия реализации программы
Перечень материально-технического обеспечения
(в расчете на 9 учащихся)
№ |
Наименование |
I ступень |
II ступень |
п/п |
|
|
|
1. |
Ноутбук |
1 |
1 |
2. |
Стол |
6 |
6 |
3. |
Стул |
10 |
10 |
4. |
Мультимедийный проектор |
1 |
1 |
5. |
Микрофон |
2 |
2 |
6. |
Экран |
1 |
1 |
7. |
Видеофильмы |
по тематике |
по тематике |
8. |
Диски, аудиокассеты |
по тематике |
по тематике |
9. |
Опорные конспекты |
по тематике |
по тематике |
10. |
Карточки, перфокарты, тесты, плакаты |
по тематике |
по тематике |
Информационное обеспечение
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
2.3 Формы аттестации
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:
-педагогические наблюдения;
-использование методов специальной диагностики, тестирования;
-презентации по обобщающим темам
-проекты в конце учебного года;.
-участие в конкурсах сочинений и проектов
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и итоговый контроль учащихся.
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся в форме теста, иногда беседы.
Входной контроль осуществляется в начале каждого года обучения.
Промежуточный контроль: осуществляется в конце первого года обучения и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала. Проводится в форме создания творческой работы.
Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств. Это защита проектов.
Кроме того, учебно-тематический план каждого года обучения содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие — промежуточную или итоговую диагностику.
Для каждого учащегося важно продемонстрировать свои творческие достижения, получить одобрение и справедливую оценку своих стараний от педагога, родителей и сверстников. Критериями освоения программы служат знания, умения и навыки учащихся, позволяющие им создавать собственные творческие работы, исследовательские проекты и презентации.
2.4 Оценочные материалы
В конце каждого учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, а по завершении курса обучения по программе, проходит итоговая аттестация с использованием диагностических методик:
Развитие познавательных процессов:
Составление алгоритмов.
Личностное развитие учащихся:
«Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник);
«16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла» (детский вариант, адаптированный Э.М. Александровской);
«Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
2.5 Методические материалы.
Методическое обеспечение
I ступени обучения (стартовый уровень)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Дидактико-методический материал |
Формы, методы, приемы обучения |
Формы подведения итогов |
|
Введение |
таблицы, раздаточный материал, |
Словесный: рассказ, диалог Практический: игра ролевая; практикум, тренинг Коллективный: анализ текста, семинар Наглядный: показ, анализ видеоматериалов 1. Частично-поисковый 2. анализ текста , 3. семинар. Индивидуальный -самостоятельная работа Проблемно- поисковые: выполнение творческих заданий, исследование, творческая мастерская, практикум Исследовательский: решение проблемных ситуаций, |
Начальная диагностика, анкетирование |
1. |
Меня зовут фонема |
ОК, карточки |
Творческое задание |
|
2. |
Фонемные и нефонемные правила |
Перфокарты, видеоматериалы, карточки Схемы, памятки, |
викторина |
|
3. |
Морфемы – труженицы |
Тесты, карточки мультимедийные материалы, Система орфографических упражнений.
|
игра |
|
4. |
Научись составлять проект «Клуб знатоков
|
карточки компьютерные программные средства |
проект |
|
5. |
Итоговое занятие |
|
|
Защита проекта |
II ступени обучения (базовый уровень)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Дидактико-методический материал |
Формы, методы, приемы обучения |
Формы подведения итогов |
|
Введение |
Таблицы, раздаточный материал, |
Словесный: рассказ, диалог Практический: игра ролевая; практикум, тренинг Коллективный: анализ текста, семинар Наглядный: показ, анализ видеоматериалов 4. Частично-поисковый анализ текста , 5. семинар. Индивидуальный -самостоятельная работа Проблемно- поисковые: выполнение творческих заданий, исследование, творческая мастерская, практикум Исследовательский : решение проблемных ситуаций, |
Начальная диагностика, анкетирование |
1. |
Изменение смысла слова с изменением звука. |
ОК, карточки ,работа со словарями
|
Творческое задание |
|
2 |
Лексика и фразеология |
Перфокарты, видеоматериалы, карточки Схемы, памятки, |
викторина |
|
3. |
Этимология |
Тесты, карточки мультимедийные материалы, |
Тест
|
|
4. |
Состав слова и словообразование. |
Тесты, карточки ,плакаты, дидактические карточки, |
Тест
|
|
5. |
Морфология |
Тесты, карточки аудиозаписи |
Тест, |
|
6 |
Клуб знатоков. Создаем проекты. |
Плакаты, дидактические карточки, |
презентация |
|
7 |
Стилистика. |
Раздаточный материал, |
Сочинение |
|
8. |
Итоговое занятие |
Карточки компьютерные программные средства |
Защита проекта |
Методическое обеспечение
III ступени обучения (продвинутый уровень)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Диактико-методический материал |
Формы, методы, приемы обучения |
Формы подведения итогов |
|
Введение |
Раздаточный материал |
Словесный: устное изложение, беседа, анализ текста. Наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение. 1. Практический: тренинг, упражнения, практические работы. Частично -поисковый: решение проблемных ситуаций Исследовательский: исследование, семинар. Фронтальный: опрос, беседа, диалог. Коллективный: анализ текста Индивидуально -фронтальный: создание алгоритмов. Индивидуальный - упражнения, самостоятельная работа. Проблемно-поисковый: выполнение творческих заданий, творческая мастерская, |
тест |
1. |
А все-таки какая она хорошая!» (Русская пунктуация как система |
Карточки, перфокарты, видеозаписи |
Творческое задание |
|
2 |
Простое предложение как синтаксическая единица |
Тесты, карточки Аудиозаписи, опорные конспекты |
тест |
|
3. |
Простое осложненное предложение. |
Тесты, карточки, мультимедийные материалы, |
тест |
|
4. |
Сложное предложение |
Видеоматериалы, дидактические карточки |
Творческое задание |
|
5. |
Диалог и монолог как форма речи |
Карточки, письмо заученного наизусть связного текста |
зачет |
|
6. |
Клуб знатоков. Проекты. Текст как синтаксическая единица |
Тексты в звукозаписи, памятки, дидактические карточки, мультимедийные материалы |
Защита проекта |
|
7. |
Итоговое занятие |
Мультимедийные тесты, видеозаписи |
Защита проекта |
Алгоритм построения учебного занятия
Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительные части.
Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия.
Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику.
Теория предполагает изучение:
- системного устройства языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- типового своеобразия речи и особенности функциональных стилей;
-различных видов лингвистических компетенций
- норм современного русского литературного языка;
- основных требований к письменной речи
-структуры творческой, исследовательской и проектной работы
Практика закрепляет изученный теоретический материал. Основное место на занятиях отводится практической работе:
· лингвистический анализ текстов различных жанров, типов, стилей;
- применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка;
-создание текстов разных стилей и типов, проектных и исследовательских работ
-выполнение творческих заданий.
- использование лексической , грамматической и синтаксической синонимии в процессе творческой деятельности
- применение в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного языка;
-создание письменных текстов типа эссе и сочинений - рассуждений; проектов на заданную тему по самостоятельно разработанной структуре
- комплексный анализ текстов путем исследовательской деятельности
Технологии, формы и методы обучения.
В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.
Программа предполагает использование различных форм занятий (занятие-игра, занятие-путешествие, и др.) и методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский).
2.6 Список литературы для педагога
1.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
2.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
3.Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Изд-во
Ростовского ун-та, 1964. -315с.
4.Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.: Наука, 1970.-264с.
5.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
6.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
7.Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2010.
8.ВлодавскаяЕ.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Экзамен, 2004.
9.Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.- 272 с.
10.Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991 г.
11.Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
12.Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970. -З68.с.
13.Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004 г.
14.Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.
15.Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку: 7 кл. – М.: Экзамен, 2008.
16.Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
17.Русский ЯЗЫК. Энциклопедия. - Гл. ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская энциклопедия, 1979 г. – 432 с.
18.Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем /Авт.-сост. Т.А.Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
19.Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля по русскому языку. 7 класс. – М.: Материк Альфа, 2001.
20.Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
21.Фразеологический словарь русского литературного языка в 2 тт. /Сост. А.И. Федоров.- Новосибирск, 1995. -544 с.
22. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: 2-е изд. М.,1972.-188 с.
23.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М.: Дрофа, 1997.-196 с.
24.Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль: «Академия развития»,1997г.
Литература для учащихся
1.Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
2.И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
3.Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
4.ВлодавскаяЕ.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Экзамен, 2004.
5.Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991 г.
6.Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. Просвещение. Ленинградское отделение. Ленинград, 1968.
7.Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля по русскому языку. 7 класс. – М.: Материк Альфа, 2001
8.Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь
9.Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль: «Академия развития»,1997г.
Интернет ресурсы :
- http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
- http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
- http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
- http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
- http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
- http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.