Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания. Занятие с элементами треннинга "Познай своего ребёнка"
Мир взрослого и мир ребёнка пересекаются в реальной жизни. Отсюда, очевидно, возникает в дальнейшем непонимание между ними, классический конфликт "отцов и детей". А предложенная тема помогает расширить горизонт общения, напомнить взрослым об особенностях мира ребенка, их характеры, потребности, достижения, успехи и неудачи. Поэтому на сегодняшний день главная задача психолога акцентировать внимание родителей на индивидуальности ребенка, то есть на том, что актуально и важно в данный возрастной период. На наш взгляд достаточно продуктивными для решения поставленных задач является интерактивная форма работы с родителями, которая возможна даже в рамках родительского собрания. И потому предлагаем Вашему вниманию одно занятие с элементами тренинга для родителей детей среднего дошкольного возраста "Познай своего ребенка!", составленное с учетом выше названных проблем.
Цель: Осознание потребностей детей и влияние социума на развитие ребенка.
Материал: круг из фанеры (d = 50 см) покрытый с фактурной стороны любым приятным пастельным цветом, ракушки, бусины, бахрома, пряжа, ножницы, клей ПВА и жидкие гвозди, кисточки, заранее подготовленные и расписанные детьми геометрические фигуры, ватман, фломастеры, листы бумаги формата А-4.
Время проведения: 55-60 минут.
План:
Игра-приветствие "Здравствуйте, давайте познакомимся" - 5 минут
Упражнение "Узнай своего ребенка" - 5 минут
Создание символа группы "Герб" с акцентом на фигурах выполненных детьми (с целью заострить внимание потребностях детей) - 15-20 минут
Мини-лекция "Живая сила воды. Живая сила слова" - 5 минут
Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?" - 25 минут
Обратная связь - 5 минуты.
ХОД РАБОТЫ
Игра "Здравствуйте, давайте познакомимся"
Цель: Дать возможность участникам переключиться на ситуацию "Здесь и теперь", сплочение группы. Актуализировать потребность ребенка в ежедневном общении с родителями.
Содержание: Психолог предлагает всем участникам присесть и демонстрирует ритуал знакомства: по кругу передавая мяч, каждый сообщает имя ребенка и что они делают вместе с ребенком каждый вечер.
Упражнение "Узнай своего ребенка"
Цель: Осознание родителями актуальных потребностей своего ребенка.
Содержание: Родителям предлагается среди демонстрируемых фигур (фигуры готовятся на занятиях с детьми заранее - в начале свободно выбирают фигуру, которая нравится, затем ее раскрашивают и расписывают), найти фигуру своего ребенка. После того, как родители найдут работу своего ребенка.
Психолог дает общую интерпретацию выбора в работах детей: треугольник - потребность в лидерстве, управлении, круг - потребность в общении, квадрат - потребность в познании; желтый - потребность в общении; красный - потребность в двигательной активности; синий и белый - потребность в спокойствии и уединении; зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении; черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).
Создание символа группы "Герб"
Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе и единение детской и родительской групп. Актуализация значимости для детей и родителей занятий, проводимых в детском саду.
Содержание: Родители при помощи подручных материалов (круг из фанеры (d = 50 см) покрытый с фактурной стороны любым приятным пастельным цветом, ракушки, бусины, бахрома, пряжа, ножницы, клей ПВА и жидкие гвозди, кисточки) и фигур, приготовленных детьми, создают символ группы, который бы объединял детей и родителей.
Мини-лекция "Живая сила воды. Живая сила слова"
Цель: Просвещение родителей по проблеме влияния социума на развитие ребенка.
Содержание: Ученые давно ведут исследования о влиянии социума (семьи, СМИ и т.д.) на людей...
Опыт 1: опыты проводились над водой. Вода забиралась и замораживалась из трех мест: из святого источника; вода стояла в месте, где постоянно ругались; вода, которая стояла перед экраном телевизора во время передач с демонстрацией ситуаций жестокости и трагедий. Кристаллы воды из святого источника были в форме симметричной красивой звезды. Кристаллы воды из места, где постоянно ругались и выясняли отношения, были уже в форме ассиметричной и негармоничной фигуры, похожей на что-то неприятное. Кристаллы воды стоявшей перед телевизором были не просто безобразны, а ужасны и напоминали персонажей из фильма ужасов.
Опыт 2: вода была набрана из одного источника (из-под крана) в три стакана. Один стакан воды отставили и не разговаривали с ним, другой постоянно ругали, третьему говорили только хорошее. Через некоторое время вода, на которую не обращали внимание, она зацвела, которую ругали она, затухла, а та которой говорили только хорошее по своему составу и ее кристалл были похожи на воду, взятую из святого источника.
Вывод: Исследования показали, что все недуги и проблемы от дурных слов и образов.
Еще также хотелось бы добавить то, что не только слова влияют на людей, но и мысли. Ведь если мать испытывает страх за ребенка, то и он в свою очередь интуитивно это чувствует и начинает этот страх воспринимать как свой. От этого возникают проблемы различного характера.
Для того чтобы повысить эффективность вашего общения с ребенком. Воспитатели подготовили для вас игру, которую они проводят с вашими детьми и рекомендуют вам, как один из способов развития математических способностей.
Упражнение "Что меня в моем ребенке огорчает, а что радует?"
Цель: Определение тем для просвещения родителей и воспитателей. Повышение значимости узких специалистов (психолога, логопеда, невропатолога) в решение тех или иных проблем.
Содержание: Участникам-родителям раздаются листочки, которые разделены на две:
в левую колонку родители будут записывать все, что огорчает в ребенке, в правую все, что радует в ребенке.
После этого каждый участник зачитывает, что его радует, что огорчает в его ребенке, а ведущий выписывает на ватман, общие проблемы. Затем делит участников на группы, которые будут работать над разработкой путей решения одной из названных проблем. Участникам предлагается план для облегчения групповой работы:
Проблема
Обратная связь
Цель: получение информации о ходе процесса занятия и его результатах.
Содержание: участники заполняют заранее подготовленные анкеты, либо возможно в свободной форме написать отзывы о своих впечатлениях от занятия
Автор Соколова Е.А., педагог-психолог
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.