Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 12 «Малышок» муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Сценарий родительского собрания
по теме
«Безопасность ребенка - наша главная цель»
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Биктимирова Гульфия Расуловна
2019год
Сценарий родительского собрания по теме
«Безопасность ребенка - наша главная цель»
Цель: педагогическое просвещение родителей в аспекте безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.
Создать у родителей представление о том, что безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей». Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.
Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
План:
1. Вступительное слово.
2.Теоретическая часть собрания «Безопасность детей – наша забота».
2. Практическая часть собрания: Брифинг «Безопасность ребёнка в различных ситуациях»
3. Активизирующая игра «Слепой и поводырь».
4. Практическая часть собрания: Работа в группах «Безопасность ребёнка в различных ситуациях».
5. Ситуационные задачи по ОБЖ.
6. Игра с родителями «Спасатели».
7. Разгадывание кроссворда.
8. Игра с родителями «Солнышко».
4. Итог.
Ход собрания
На фоне музыки ведущая читает стихотворение.
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическаю и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права ? Скажи……
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители, гости. Тема нашей сегодняшней встречи «Безопасность ребенка- наша главная цель»
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может, не стоит забивать голову детям правилами поведения при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения- процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным.
Итак работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома- это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их и на практике.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на ваши плечи.
Сегодня наша встреча пройдет в форме диалога я попрошу вас быть активными т. к тема нашего собрания актуальная.
Активизирующая игра «Слепой и поводырь».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю выйти восемь человек и разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь кто из вас будет играть роль слепого, а кто поводыря.
Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли. (Поводырь ведет слепого).
(Определяется маршруты, даются указания о направлении движения).
Воспитатель: Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх и т.д)
Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера)
Воспитатель: Как вы думаете, а в отношениях родитель - ребенок кто какую роль выполняет?
(ответы родителей)
Воспитатель: Совершенно верно, мы заботимся о своих детях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребенка навыкам безопасного поведения?
(ответы родителей)
Воспитатель: И начинать это надо уже в дошкольном возрасте.
Что б наша встреча прошла более интересной мы будем работать в командах.
У нас получились четыре команды сегодня.
Команды: «Задоринки»
«Знайки»
«Почемучки»
«Умники»
Представление членов жюри.
Воспитатель: А теперь я вас проверю
И игру для вас затею
Вот задам сейчас вопросы
Отвечать на них не просто.
Воспитатель: Все опасности которые нас окружают можно объединить в три группы. Это природные, техногенные и социальные.
Сейчас я вам предлагаю по очереди перечислить, что входит в природные опасности?
Ответы родителей. ( ураган, цунами, землятресение и т.д.
Воспитатель: Что относится к техногенным опасностям?
( транспортные аварии, пожары, взрывы, аварии с выбросом опасных химических веществ, радиоактивных веществ, внезапный обвал домов и сооружений, аварии)
Воспитатель: Какие социальные опасности вы знаете?
(война, терроризм, преступность, наркомания и т.д).
Воспитатель: Мы определили ряд опасностей и я предлагаю вам обсудить в группе ситуацию и сформулировать правила безопасного поведения ребенка в данной ситуации.
Задание команде «Задоринки». Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами.
Задание команде «Знайки». Безопасность ребенка на улице.
Задание команде «Почемучки». Правила безопасного поведения ребенка в доме.
Задание команде «Умники». Пожарная безопасность.
Работа в группах.
Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами.
Воспитатель: Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами.
Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами.
(Ответы команды)
Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.
· Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
· Уйти подальше от незнакомца который смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
· Не садиться в машину к незнакомцу, если он приглашает покататься.
· Никуда не ходить с незнакомым человеком (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
· Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое- либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
· Уметь сказать «нет» ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию.
· Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
Безопасность ребенка на улице.
Воспитатель: Готовя ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места, например заброшенный дом, плохо освещенное место, высокий кустарник. Заключить договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет ни где срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор - основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила:
· Стараться не выходить на улицу без взрослого.
· Не играть на тротуаре около проезжей части.
· Переходить дорогу только по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора.
· Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей.
· Маленькие дети должны кататься на велосипедах только в присутствии взрослых, детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тратуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
· Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
· Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.
· Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
· Не привлекать к себе внимание манерой поведения.
Если ребенок потерялся на улице.
· Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности( магазин, школа, полиция)Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации сказать о том что он потерялся; назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать адрес, номер телефона, свое имя и фамилию.
Правила безопасного поведения ребенка в доме.
Воспитатель: Бывают ситуации, когда нам, в силу обстоятельств, приходится оставить ребёнка дома одного. Именно о том, какие опасности подстерегают маленького человечка в квартире или дома, мне и хочется напомнить.
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.
Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:
· На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).
· Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.
· Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.
· Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.
· Исключите в квартире малейшую возможность возгорания, потопа, и прочих техногенных «катастроф». Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.
· Уберите все предметы, которыми он может пораниться.
· Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.
· Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.
· При расположении квартиры на первом этаже, зашторьте окна, а если кто-то стучится в окно, ваш ребенок, не подходя к нему, должен громко кричать: «Папа! Иди сюда».
· Определите предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, зажигалка, кухонная плита, электроприборы и т.д)
· Нельзя пользоваться острыми предметами без взрослых.
· Взрослые должны рассказать ему о ситуациях, которые могут быть опасными ( открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита).
· Если в твою квартиру позвонил незнакомый человек , не отвечайте на его вопросы, не говори, что ты находишься дома один, не рассказывай о соей семье. Лучше попросить перезвонить позже или спроси, не нужно что – нибудь передать.
· Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает как их зовут.
Мое мнение , что спокойнее и безопаснее все же, по возможности, не оставлять маленького ребенка одного, а брать с собой. Или кооперироваться со знакомыми, родственниками и оставлять ребенка у них. Или приглашать «свободных» родственников к себе, чтобы они посидели с ребенком.
Пожарная безопасность.
Воспитатель: В современном мире никто не застрахован ни от социальных, ни от стихийных бедствий. Но предотвращение пожаров, нередко возникающих из-за шалостей детей часто в наших руках. Чаще рассказывайте о правилах пожарной безопасности, а также о том, как вести себя в случае возгорания или задымленности.
· Уходя из дома выключайте все электрические приборы.
· Никогда не тяните за провод, вынимая штепсель из розетки.
· Нельзя без разрешения включать электроприборы.
· Не допускайте, чтобы на электрические приборы попадала вода.
· Не играй со спичками и зажигалками – это может стать причиной пожара.
· Нельзя играть с огнём.
· Нельзя без взрослых зажигать фейерверки и петарды.
· Нельзя без взрослых пользоваться легковоспламеняющимися веществами.
· Нельзя допускать прикосновения бумаги или ткани к электрическим лампам и ночникам.
· Нельзя прятаться от огня в шкафу, под кроватью и в других укромных местах.
· В случае крупного возгорания немедленно покинь помещение.
· Если не можешь выйти из квартиры – выходи на балкон.
· В задымлённом помещении нужно дышать через мокрую ткань.
· Нельзя выходить на задымлённую лестницу.
· Загоревшую одежду сорви или залей водой.
· В случае пожара вызови пожарных по телефону 01.
Чтобы избежать неприятностей,
И уберечь себя от опасностей,
Прежде всего надо знать
Как правильно поступать.
Воспитатель: Предлагаю вам решить проблемные ситуации.
(Каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают ее, разыгрывают и предлагают возможные ответы).
Ситуационные задачи по ОБЖ
Воспитатель: «Представьте себе, что вы включили электрический чайник, и тут неожиданно зазвонил телефон. Вы уходите, а когда вернулись, застаете картину – в комнате сильное задымление, горит чайник, бумаги на столе. Ваши действия»
Ответы команд.
Если возможно вынуть вилку из розетки, вызвать спасателей, предупредить людей о пожаре, приступить к тушению – воспользоваться огнетушителем, можно также накрыть электроприбор плотной тканью, засыпать землей из горшка; если на начальной стадии с загоранием справиться не удалось – закрыть плотно дверь и эвакуироваться на улицу.
Ночью вы проснулись от звука сирен , когда открыли глаза, увидели, что весь коридор и часть вашей комнаты заполнены дымом, видимость очень плохая, огня не видно. Ваши действия.
Лечь на пол и ползком, учитывая планировку, ориентируясь рукой о стену, выползать к выходу из квартиры; по возможности закрыть нос и рот тканью; закрыть за собой дверь; сообщить в службу спасения по телефону 01.
Воспитатель: « Вы, находясь дома, почувствовали сильный запах газа, исходящий из кухни. Что необходимо делать в данной ситуации?»
Ответы команд.
Перекрыть газовый кран; открыть окно и плотно закрыть дверь на кухне; пойти к соседям (либо покинуть квартиру) и сообщить в аварийную службу газа.
Воспитатель: «Вы измеряли температуру и нечаянно уронили ртутный термометр. Что необходимо делать в этой ситуации?»
Ответы команд.
Вывести из помещения людей, домашних животных; в стеклянной банке приготовить раствор марганцовки; одеть на органы дыхания влажную повязку, на руки — резиновые перчатки; щеткой (лейкопластырем, скотчем) собрать шарики ртути; поверхность обработать раствором марганцовки (мыльно-содовым раствором); проветрить помещение; собранную ртуть опустить в банку с раствором марганцовки, закрыть плотной крышкой, отнести в ближайший пункт приема ртути.
Воспитатель: «Представьте, пожалуйста, вы приходите на кухню и видите, что сковорода, в которой что-то жарилось, горит (т.е. вся поверхность и содержимое сковороды горит открытым пламенем). Что вы будете делать? (рассказать по порядку алгоритм действий).»
Ответы команд.
Перекрыть газовый вентиль; накрыть сковородку крышкой (мокрой плотной тканью, засыпать землей из горшка, сахаром, солью или другими сыпучими веществами.
Воспитатель: «Встретив поздно вечером на своем пути шумную компанию подростков, что нужно сделать?»
Ответы команд.
Перейдите на другую сторону улицы, обойдите опасное место. При необходимости поверните назад, выходите в людное место, под защиту взрослых. Можно зайти в помещение, где на входе стоит охранник, — в ресторан, гостиницу, банк и попросить защиты.
Воспитатель: «Схватил девочку мальчика незнакомец и начал уводить ее. Как поступить девочке в данной ситуации?»
Ответы команд.
Воспитатель: «Идет по тратуару девочка. К ней подъезжает незнакомец и предлагает под разными предлогами сесть и покататься на машине. Как поступить девочке?»
Ответы команд.
Игра «Спасатели»
Воспитатель: Еще сегодня я хочу с вами вспомнить сказки, стихи или другие литературные произведения через которые вы можете объяснить детям правила безопасного поведения и о том как, как избежать черезвы-чайных ситуаций.
Ответы родителей:
«Волк и семеро козлят»
«Красная шапочка»
«Колобок»
«Заюшкина избушка»
«Гуси - лебеди»
«Буратино»
«Путаница»
«Петушок золотой гребешок»
«Кошкин дом»
«Три медведя»
«Снежная королева»
Воспитатель: Художественное слово также может нам помочь в формировании навыков безопасного поведения детей. Я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки по основам безопасности жизни- деятельности.
· Не зная броду, не суйся в воду.
· Беда вымучит, беда и выучит.
· Тут яма стой прямо.
· Обжегшись кипятком, на молоко дует.
· Береженного - бог бережет.
· Берегись бед - пока их нет.
· Опасенье - половина спасенья.
· Не шути с огнем можешь сгореть.
· Спички не тронь, в них огонь.
· Огня бойся, воды берегись.
· От искры пожар рождается.
· Человеку друг огонь, только зря его не тронь.
· Огонь мастер на все руки.
· Что посеешь то и пожнешь.
· Доверяй но проверяй.
Разгадывание кроссворда.
По горизонтали.
1.Если дом горит, тогда пригодится нам …….
3.Маленький конек, вместо гривы огонек.
6. Что иногда люди забывают выключить по своей забывчивости?
7. Красный бык на земле лежит, голубой бык в небо тянется?
По вертикали.
2.Средство, которое используют для тушения пожара?
4.Если загорится дом, мигом к вам приедет он.
5.Автор произведения « Рассказ о неизвестном солдате».
Воспитатель: Подводя итоги собрания, хочется подчеркнуть, что задача взрослых (нас педагогов и вас родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Конечно же главным примером для детей являетесь вы родители, поэтому прежде всего все правила вы должны соблюдать сами, а потом требовать их выполнение от детей. Я хочу вам раздать памятки, чтоб вы не забывали правила о которых мы сегодня говорили и все время повторяли их со своими детьми.
Раздача памяток.
Подведение итогов конкурса.
Выступление жюри.
Воспитатель: Просьба к родителям высказаться о том, насколько полезна была для вас встреча.
(Ответы родителей)
Воспитатель: Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. И в заключении, хочу вам предложить игру «Солнышко».
Игра «Солнышко»
Воспитатель: Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается осенними или зимними пасмурными днями. Сегодня на улице уже стемнело, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко (Показ игрушки Солнца). Давайте мы будем передавать солнышко друг другу и каждый скажет свое доброе пожелание нашим детям.
Приложение 1.
Памятка для родителей!
Уважаемые родители! Помните! Здоровье и безопасность детей в ваших руках! Предупреждать детей об опасности – обязанность родителей.
Задача родителей – быть предусмотрительными и внимательными, так как дошкольники нуждаются в постоянном внимании и присмотре со стороны взрослых, иначе их могут подстерегать неожиданные опасности.
Рекомендации родителям дошкольников
по профилактике несчастных случаев в быту
Не оставляйте детей одних.
Постарайтесь организовать ребенку интересный и безопасный досуг.
Не оставляйте открытыми окна. Используйте специальные механизмы (фиксаторы створок) во избежание открытия детьми окон.
Раздвигающиеся стеклянные двери держите закрытыми.
Держите окна надежно закрытыми.
Укоротите шнуры у штор и жалюзи так, чтобы ребенок не мог дотянуться до них.
Если балкон закрыт не полностью, то обнесите сеткой балконные ограждения так, чтобы ребенок не мог протиснуться между прутьями.
Не оставляйте открытыми входные двери.
Не оставляйте на видных и доступных для детей местах спички, зажигалки, горелки, лекарственные средства и др.
Рекомендации родителям дошкольников по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма.
Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.
Ваш малыш должен знать:
-Ходить по тротуару следует с правой стороны.
-Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
-Переходить дорогу полагается только шагом.
-Необходимо подчиняться сигналу светофора.
-В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.
-Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
-Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
-Играть можно только во дворе.
-Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
-Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.
Рекомендации родителям «Если ребенок потерялся…»
Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо:
- снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых.
-ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям (к женщине) или продавцу в магазине.
Рекомендации родителям «Если в доме начался пожар»
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
-Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
- Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
- При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
- Ожидая приезда пожарных не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
- Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.