Сценарий урока физики по теме "Использование топлива человеком. Экологические проблемы"
Оценка 4.8

Сценарий урока физики по теме "Использование топлива человеком. Экологические проблемы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика +1
6 кл—8 кл
24.01.2022
Сценарий урока физики по теме "Использование топлива человеком. Экологические проблемы"
Урок проведён в форме игры. Однако при обсуждении темы об использовании топлива человеком на уроке возникло много важных вопросов, о которых дети с интересом рассуждали.
Сценарий урока по физике для 6 (8) класса.docx

Сценарий урока физики по теме

«Использование топлива человеком. Экологические проблемы»

(проводился в форме «Суда над техническим прогрессом»).

(урок физики проводился в 6-ом классе                                                       по пропедевтическому курсу физики Степановой Г.Н., возможно проведение урока при обсуждении аналогичной темы в 8-ом классе)

 

Цель занятия: познакомить детей с проблемами, связанными с процессами горения, создать ситуацию (благодаря игровой форме проведения урока), в которой ребята с интересом будут анализировать различные аспекты работы тепловых двигателей.

Ожидаемый результат: дети будут творчески оценивать полученную информацию (игра даёт возможность учащимся почувствовать себя ответственными за свой выбор, который   становится важным вовсе не с точки зрения получаемой оценки – «отвечаем за судьбу человечества!»)  и учиться принимать самостоятельные решения.

Место данной темы в курсе:

- при изучении процесса горения мы находимся на стыке интересов сразу трёх наук:

1.    Процесс горения – химическая реакция, то есть – область химии.

2.    Использование горения – получение тепла, создание тепловых двигателей, то есть – область физики.

3.    Последствия процесса горения могут нанести вред природе, что является предметом изучения науки об охране окружающей среды, то есть – экология.

Изучая одну область знания, мы непременно касаемся и другой. Важность всех аспектов рассматриваемой темы несомненна. Таким образом, на примере конкретной темы ученики увидят сложность изучения природы и принятия решений.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

·         Опрос по теме «Процесс горения. Топливо.»

а) Какие требования предъявляются к материалу, чтобы использовать его в качестве топлива? (невысокая температура воспламенения, простота добычи и доставки до потребителя, большая теплота сгорания, минимальный экологический вред)

б) Какой фактор оказывается определяющим при одинаковых трудностях с добычей, доставкой и экологической вредностью? (количество тепла, выделяющееся при сгорании одного килограмма топлива)

в) Какое топливо даёт больше всего тепла и, кроме того, экологически чистое? (водород)

г) Какой газ является основным продуктом горения при сжигании дров, угля, нефти и природного газа? (углекислый газ)

д) Благодаря чему количество углекислого газа, выбрасываемое при горении в атмосферу, уменьшается? (углекислым газом «питаются» растения)

·         Новая тема сообщается в форме «Суда над техническим прогрессом»

а) Выступление «прокурора» - «О вреде природе при использовании  тепловых двигателей» (сообщение на 5-7 минут – домашняя заготовка ученика, проверенная учителем).

(костюм мама ребёнку сшила сама)

 

б) Выступление «адвоката» - «В защиту научного прогресса» (сообщение на 5-7 минут – домашняя заготовка ученика, проверенная учителем).

В результате анализа версий, услышанных в «судебном заседании», каждый ученик определяет своё отношение к проблеме: «за» он или «против» технического прогресса.

P.S. Предварительно всем на парты раздаются жетоны «за» и «против», один из которых ученик отдаёт преподавателю. Таким образом, «судебное» решение является результатом коллективного мнения класса и зависит от каждого.

 

 

 


·         Использование процесса горения человеком.

Учитель знакомит с точкой зрения учёных по обсуждаемой проблеме (фрагмент фильма из школьной фильмотеки – 3 минуты).

·         Принятие решения по результатам «судебного заседания».

«Прокурор» и «адвокат» подсчитывают жетоны в течение 5-7 минут и объявляют решение класса по рассматриваемой на уроке проблеме.

Пока производится подсчёт голосов, детям раздаются для самостоятельной работы кроссворды, которые они заполняют в течение этого времени.

 


 

·         Повторение.

Желающие излагают свою точку зрения о том, что поняли в результате обсуждения на уроке и почему они приняли то или иное решение при голосовании (1-2 человека).

·         Домашнее задание:

1)    § 30 по учебнику Г.Н. Степановой «Физика. 6 класс»

2)    Письменно ответить на вопрос (мини-сочинение): «Что я мог бы сделать, чтобы уменьшить вред от использования топлива и тепловых двигателей человеком?» - краткий ответ в произвольной форме объёмом около половины страницы тетради.

 

 


Как показывает практика, материал в такой форме вызывает большой интерес у учащихся. Вследствие этого, что они могут

ü  принимать участие в принятии решения,

ü  защитить свою точку зрения,

ü  дети более внимательны, тема лучше осознаётся и запоминается.

Результатом, кроме получения информации по теме, является тот факт, что ученики задумываются над вопросом, поставленным в домашнем задании, учатся формулировать своё особое мнение и, стараясь быть убедительными, его обосновывать - развитие универсальных учебных действий.


 

Сценарий урока физики по теме «Использование топлива человеком

Сценарий урока физики по теме «Использование топлива человеком

Какой фактор оказывается определяющим при одинаковых трудностях с добычей, доставкой и экологической вредностью? (количество тепла, выделяющееся при сгорании одного килограмма топлива) в)

Какой фактор оказывается определяющим при одинаковых трудностях с добычей, доставкой и экологической вредностью? (количество тепла, выделяющееся при сгорании одного килограмма топлива) в)

В результате анализа версий, услышанных в «судебном заседании», каждый ученик определяет своё отношение к проблеме: «за» он или «против» технического прогресса

В результате анализа версий, услышанных в «судебном заседании», каждый ученик определяет своё отношение к проблеме: «за» он или «против» технического прогресса

Повторение. Желающие излагают свою точку зрения о том, что поняли в результате обсуждения на уроке и почему они приняли то или иное решение при голосовании…

Повторение. Желающие излагают свою точку зрения о том, что поняли в результате обсуждения на уроке и почему они приняли то или иное решение при голосовании…

Письменно ответить на вопрос (мини-сочинение): «Что я мог бы сделать, чтобы уменьшить вред от использования топлива и тепловых двигателей человеком?» - краткий ответ в произвольной…

Письменно ответить на вопрос (мини-сочинение): «Что я мог бы сделать, чтобы уменьшить вред от использования топлива и тепловых двигателей человеком?» - краткий ответ в произвольной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2022