Сценарий урока окружающего мира "Насекомые, птицы, рыбы, животные"
Оценка 4.7

Сценарий урока окружающего мира "Насекомые, птицы, рыбы, животные"

Оценка 4.7
docx
16.12.2020
Сценарий урока окружающего мира "Насекомые, птицы, рыбы, животные"
мой лучший урок сценарий урока Подкорытова Г.И..docx

Пояснительная записка

Автор: Подкорытова Галина Игоревна, учитель начальных классов.

Направление: естественно – научное.

Предмет, класс: 1 класс, окружающий мир.

Характеристика класса: В классе 28 учащихся, из них 11 девочек и 17 мальчиков. Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Первые недели обучения в школе выявилась группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. В классе обучаются дети с разной подготовленностью и разными интересами.

Программа: программа линии УМК «Планета знаний»

Учебник: Окружающий мир, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.

Тема урока: Насекомые, птицы, рыбы, животные.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: выявить у детей имеющиеся знания о животных, познакомить с основными признаками групп животных, сформировать ценностное отношение к животным, посредством выделения существенной информации, преобразование и обобщение информации в ходе групповой и коллективной работы по выделению существенных признаков групп животных.

Задачи:

·        познакомить с классификацией групп животных;

·        воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе;

·        развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

·        развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий;

·        вырабатывать умения взаимодействовать в группе;

Планируемые результаты:

·        Предметные:

1. Знакомство с основными группами животных.

2. Выявление существенных признаков каждой группы.

·        Метапредметные:

1. Классифицировать животных по их существенным признакам.

2. Ставить перед собой учебные задачи и составлять план их решения.

3. Умение оценивать себя и своих товарищей.

·        Личностные:

1. Развитие чувства взаимопомощи при работе в группе.

2. Развитие навыков правильного соотношения своей работы в группе.

3. Способствовать развитию чувства бережного отношения к животным.

Оборудование: тематические картины, презентация «Какие бывают животные», карточки с изображением животных, карточки с надписями (звери, насекомые, рыбы, птицы), признаки групп животных, цветные карандаши, словарь.

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Содержание этапа урока

Цель

Используемые формы организации

Оборудование

Педагогические

методы и приёмы

1.      Организационный момент

-Доброе утро, солнцу и птицам,

-Доброе утро улыбчивым лицам!

-Ребята, улыбнитесь друг другу. Как тепло стало в нашем классе от ваших улыбок.

- Ребята, вы сегодня не просто ученики, а исследователи – зоологи. Вы знаете, кто такие зоологи?

(Ученики высказывают мнение.

Затем зачитывают определения из словаря.

Зоолог – специалист по зоологии.

Зоология – наука о животном мире.

Значит, зоологи – ученые, изучающие животных.)

Организация внимания обучающихся на начало урока.

Фронтальная

Словарь

Частично-поисковый, словесный метод

2.      Актуализация знаний

Музыка. Дети разыгрывают сценку. По-весеннему при грело солнышко.

 Прискакал на пригорок Зайка подставил солнышку свой бочок.

 -Весна скоро. Хорошо.

 Выползла из своего укрытия Божья коровка, крылышки расправила

 -Весна скоро. Хорошо.

 Рядом ручеёк льдом скован.Смотрят в него Зайка и Божья коровка. Смотрят и видят Окунька. Рот

 он открывает да ничего не поймёшь что говорит.

 -Кар. Кар. - это Ворона прилетела на сук сосны села.-

 -Чего вы расшумелись. Ишь обрадовались. До

 весны ещё долго. Разбегайтесь по домам. Прячьтесь от

 зимы. Она вам ещё покажет.

Испугались Зайка, Божья коровка и Окунёк слов Вороны и разбежались кто куда.

 -Кто собрался на пригорке? (Зайка, Божья коровка, Окунёк, Ворона)

-Как одним словом назвать Зайку, Божью коровку, Окунька и Ворону?(Животные)

-Спрятались животные по домам. А там их ждали

 друзья. Найдите каждому

 животному друзей. (Обучающиеся в парах работают с карточками, деля животных на 4 группы)

Включение в учебную деятельность.

Работа в парах

Компьютер, музыкальные колонки.

 

Карточки для работы в паре

Частично-поисковый, наглядный методы, беседа

3.      Постановка учебной задачи

- Можно ли данных животных разделить на группы?

- По каким признакам это можно сделать?

(Учитель прикрепляет знак вопроса рядом с фиксированными животными и записывает сам вопрос: По каким признакам можно разделить животных на группы?)

-Попробуйте определить тему и цель нашего урока.

Формулировать цель урока

Фронтальная

 

Частично-поисковый метод, беседа

4.      Открытие нового знания

Дети делятся на 4 группы.

-Ну а поможет нам достигнуть цель нашего урока наш верный друг – учебник.

Работа в группах на стр. 80-83 учебника, каждая группа разбирает свою группу животных и выполняет задания по карточкам. (Приложение 1)

1группа – насекомые

 2группа – рыбы

 3группа – птицы

 4группа – звери (Приложение 3)

Обмен информацией. (Руководители групп по – очереди, выступают у доски.)

По классу развешены рисунки с изображением животных каждой группы,

дети выбирают те, которые соответствуют заданию их группы. (Приложение 2)

Расширение знаний о группах животных

Работа в группах

Карточки

Частично-поисковый, наглядный методы

5.      Физкультминутка

-Давайте поиграем и немножко отдохнем. Если говорю название рыбы, то вы, сомкнув вместе ладони, показываете движение плывущей рыбы. Если говорю название птицы, то вы машете руками. Если говорю название насекомого, то вы присаживаетесь на корточки. Если говорю название зверя, то бежите на месте.

(Заяц, орел, сельдь, ворона, иволга, мышь, ерш, соловей, кузнечик, комар.)

Ослабить наступающее утомление, переключить обучающихся на продолжение занятий.

 

 

Словесный метод

6.      Первичное закрепление

Каждая группа выделяет признаки животных своей группы и защищают свой ответ у доски.

1 группа – насекомые.

-Какой общий признак у насекомых?

(многие насекомые могут летать.)

-А можно ли вот это животное назвать насекомым?

(Картинка: муравей)

Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут только муравьиные “мамы”.

(Картинка: муравей-матка)

Не летают так же такие насекомые, как жуки-жужелицы.

(Картинка: жук-жужелица)

Очень редко летают, хотя и имеют крылья жуки-плавунцы.

(Картинка: жук-плавунец)

Кузнечики

(Картинка: кузнечик)

-Значит, умение летать, хотя и важный признак многих насекомых, но не главный.

-Оказывается, главным признаком насекомых является количество ног.

Посмотрите на группу насекомых у себя в работах. Сколько ножек у насекомых?

Итак, главным признаком всех насекомых является наличие 3 пар ножек.

По отношению в насекомым мы порой, не задумываясь, бываем очень жестоки. Ловим и коллекционируем бабочек, жуков из-за их красоты, идем и не замечаем, что раздавили муравьишку. Многие виды насекомых стали редкими.

2 группа – Рыбы

-И еще одна группа животных, о которой мы поговорим. Это рыбы.

Посмотрите, подумайте, какие признаки отличают рыб от других животных?

Посмотрите на этих животных.

(Картинка: Кит и морж)

Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни. Киты и моржи - это морские звери, млекопитающие. Тело их покрыто шерстью. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб.

Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб – жабры. С их помощью они дышат. Чешуя у разных рыб разная по размеру и по цвету.

(Картинка: чешуя рыб)

3 группа - птицы

-Какой общий признак у всех птиц?

Есть птицы, которые не летают.

(Картинка: пингвин и страус)

Кроме этого многие насекомые тоже могут летать. Значит, это не главное. А что же?

Главный признак птиц – это наличие перьев.

(Картинка: перья разных птиц)

У разных птиц перья разного размера, разной окраски.

Но у всех птиц тело покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать.

Сейчас для птиц наступило тяжелое время – зима, и мы должны помочь тем птицам, которые не улетели в теплые края, подкормить их.

(Картинка: воробьи зимой в кормушке)

4 группа – звери.

-Рассмотрите изображения зверей, подумайте, какой же главный признак этой группы животных?

А еще звери, и только звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их называют млекопитающими.

Закрепить знания учащихся о существенных признаках животных

 

 

 

Презентация, карточки с изображением животных

Словесный метод, наглядный метод, беседа

7.      Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради.
-Начните рисовать животное, а ребята с другой группы пусть его дорисуют и определят к какой группе относится животное.

Закрепить классификацию животных по их существенным признакам

Работа в группе

Рабочая тетрадь

Метод упражнение

8.      Рефлексия деятельности

-Сегодня каждый из вас был зоологом – исследователем. Проанализируйте свою работу на уроке и подумайте, кем бы вы могли себя назвать: 1) Лучший зоолог (большой круг); 2) Помощник лучшего зоолога (средний круг); 3) Начинающий зоолог (маленький круг), и прикрепите к листу на доске свою оценку.

На доске создаётся картина самооценки учениками своего вклада в достижении поставленных на уроке задач.

Формирование технологии оценивания образовательных достижений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

-Прочитайте и рассмотрите части тела пчелы.

-Сравните пчелу и стрекозу, назовите их сходства и различия.

-Дайте название группе животных.

 

Ответственный в группе готовит ответ по образцу:

У пчелы есть следующие части тела____________________

Пчела и стрекоза похожи_____________________________

Пчела и стрекоза отличаются__________________________

Данная группа животных называется___________________

1.   -Прочитайте и рассмотрите части тела леща. Чем покрыто его тело?

2.   -Сравните леща и щуку, назовите их сходства и различия.

3.   -Дайте название группе животных.

4.    

5.   Ответственный в группе готовит ответ по образцу:

У леща есть следующие части тела____________________

Его тело покрыто___________________________________

Лещ и щука похожи_________________________________

Лещ и щука отличаются______________________________

Данная группа животных называется___________________

 

1.   -Прочитайте и рассмотрите части тела грача. Чем покрыто его тело?

2.   -Сравните грача и воробья, назовите их сходства и различия.

3.   -Дайте название группе животных.

4.    

5.   Ответственный в группе готовит ответ по образцу:

У грача есть следующие части тела____________________

Его тело покрыто___________________________________

Грач и воробей похожи______________________________

Грач и воробей отличаются___________________________

Данная группа животных называется___________________

1.   -Прочитайте и рассмотрите части тела волка. Чем покрыто его тело?

2.   -Сравните волка и куницу, назовите их сходства и различия.

3.   -Дайте название группе животных.

4.    

5.   Ответственный в группе готовит ответ по образцу:

У волка есть следующие части тела____________________

Его тело покрыто___________________________________

Волк и куница похожи_______________________________

Волк и куница отличаются___________________________

Данная группа животных называется___________________

6.      

 

Приложение 2

  

Приложение 3


 

Пояснительная записка Автор:

Пояснительная записка Автор:

Планируемые результаты: ·

Планируемые результаты: ·

Оборудование: тематические картины, презентация «Какие бывают животные», карточки с изображением животных, карточки с надписями (звери, насекомые, рыбы, птицы), признаки групп животных, цветные карандаши, словарь

Оборудование: тематические картины, презентация «Какие бывают животные», карточки с изображением животных, карточки с надписями (звери, насекомые, рыбы, птицы), признаки групп животных, цветные карандаши, словарь

Прискакал на пригорок Зайка подставил солнышку свой бочок

Прискакал на пригорок Зайка подставил солнышку свой бочок

Можно ли данных животных разделить на группы? -

Можно ли данных животных разделить на группы? -

Если говорю название рыбы, то вы, сомкнув вместе ладони, показываете движение плывущей рыбы

Если говорю название рыбы, то вы, сомкнув вместе ладони, показываете движение плывущей рыбы

Кузнечики (Картинка: кузнечик) -Значит, умение летать, хотя и важный признак многих насекомых, но не главный

Кузнечики (Картинка: кузнечик) -Значит, умение летать, хотя и важный признак многих насекомых, но не главный

Тело их покрыто шерстью. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб

Тело их покрыто шерстью. Значит, жизнь в воде – важный, но не главный признак рыб

Первичное закрепление Каждая группа выделяет признаки животных своей группы и защищают свой ответ у доски

Первичное закрепление Каждая группа выделяет признаки животных своей группы и защищают свой ответ у доски

Приложение 1 -Прочитайте и рассмотрите части тела пчелы

Приложение 1 -Прочитайте и рассмотрите части тела пчелы

Прочитайте и рассмотрите части тела грача

Прочитайте и рассмотрите части тела грача

Приложение 3

Приложение 3

Сценарий урока окружающего мира "Насекомые, птицы, рыбы, животные"

Сценарий урока окружающего мира "Насекомые, птицы, рыбы, животные"
Скачать файл