"Родной край ХМАО-Югра"
Оценка 4.9

"Родной край ХМАО-Югра"

Оценка 4.9
Иллюстрации +3
docx
история +1
1 кл—4 кл
11.07.2018
"Родной край ХМАО-Югра"
В Данном информационном справочнике представлена информация о Ханты-Мансийском автономном округе Югра. Описана природа и животные ХМАО-Югры. Также представлен кореной народ севера, его обычаи и традиции. Описаны орнаменты народов севера и что они обозначают. Вся информация сопровождается иллюстрациями. Материал будет полезен учащимся 1-4 классов для ознакомления с округом.
КНИЖКА РОДНОЙ КРАЙ.docx
ПРИРОДА ХМАО­ЮГРЫ Береза Наиболее почитаемым  деревом у сибирских народов  была береза. Она считалась  священной у хантов, манси,  селькупов и др. Видимо, столь распространенное почитание  березы объясняется тем,  что она была самым щедрым и полезным деревом: давала  материал для покрытия  летних чумов и изготовления  разнообразной берестяной  посуды, в бересту  завертывали покойников,  березовый сок считался  вкусным и полезным  напитком, березовый гриб  (чага) являлся у сибирских  аборигенов универсальным  лечебным средством и т.д.  Белый цвет березы  связывался с чистым,  светлым и добрым началами. Хантыйская легенда  рассказывает: .. Было время... Забыли люди о доброте.  Завидуют друг другу. Обманывают друг друга.  Черные мысли в их головах рождаются.  Черные чувства в их сердцах рождаются.  Земля стонет. Коркой зависти, коркой лжи  покрывается. Великий стон до неба дошел. Содрогнулась  небесная девушка от ужаса. Великая боль  пронзила ее сердце. Не выдержало оно.  Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В  человека попадут – человек очищается. В  дерево попадут – дерево белеет. Так появились  на нашей земле березы. Говорят, что это  небесной жизни кусочек. Кедр ­     Кедр дерево­ долгожитель.   На   его   веку проходит жизнь поколений, ведь живет кедр 400­500 лет. Много за   это   время   он   увидел   и хорошего, и горького. Человек не зря   наделил   его   силой, благородством   и   относился   с почитанием. Его   прочная   древесина, мягкая   и   легкая,   ­   прекрасный строительный   материал.   Дом из кедровых бревен стоит сотни лет.   Идут   в   дело   и   смола,   и корни деревьев: смолой смолят лодки,   а   корнями   сшивают бересту,   лодки,   нарты.   Из корней изготавливают плетеную   посуду  корневатики. Кроме   того,   ханты   считали, что   земля,   как   и   все   живое, имеет   «жилы»,   ­   это   корни кедра.   Комары   в   кедрачах   не   живут,   а белок в 4 раза больше, чем в обычном лесу.   Ведь  где  шишки  ­  там  и  белка. Шишек   в   кедровых   лесах   ежегодно добывается   100­   200т   12.   Кедр начинает   плодоносить   в   60­80   лет. Вот сколько нужно прожить дереву, чтобы дать первую шишку! Лиственница Лиственница... Стройное высокое дерево. Она имеет толстую кору и благодаря этому малочувствительна к огню. Это дерево почти не страдает от низовых пожаров, ожогов солнечных лучей, не повреждается заморозками. Осенью, когда хвоинки тихим дождем осыпаются вниз, одеваетсяона в красную кору.  Легенда рассказывает: В давние времена это было... Человек на человека войной пошел. Кровь  лилась... И взмолились женщины и  дети: ­ О, Небо! Помоги!   земля   на   Посмотрело   Небо:   человек   на человека   войной   идет,   селение   на селение, землю... Разрыдалось   оно   от   горя.   Слезы   на землю хлынули... На мертвого упадут ­   мертвый   оживает,   да   в   дерево превращается.   Так   и   появились   на нашей   земле   лиственницы.   Не деревья они ­ воины погибшие. Летом наш   мир   наблюдают   ­   зеленым деревом   живут.   Зимою   в   прошлое погружаются   ­   от   горя   хвоинки роняют. ЦВЕТА ХМАО­ЮГРЫ Синий цвет символизирует водные ресурсы региона: около 30 тысяч рек и 290 тысяч озер. Зеленый цвет – символ бескрайней сибирской тайги  Белый цвет напоминает о суровой зиме, северных снегах, покрывающих территорию округа в течение семи календарных месяцев года. ПЕЙЗАЖ ХМАО­ЮГРЫ ЖИВОТНЫЕ ЮГРЫ МЕДВЕДЬ Из всех животных медведь пользовался наибольшим почитанием у коренных народов Сибири. Во владениях каждого угорского сообщества существует ничья земля ­угодья духов. Таковыми являются не захудалые места, а наоборот, самые обильные птицей и зверем участки тайги. На священную землю закрыт доступ чужакам и женщинам, здесь нельзя ловить рыбу, собирать ягоды, если зверь, преследуемый охотником, забегает туда, то погоня прекращается. По преданию, на одно из подобных угодий в верховьях Б.Югана забрел охотник и убил двух лосей. Ночью к его костру явились поочередно медведь ­ мертвец и покойник ­ человек. Охотник, спасаясь от «гостей» всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головню. Наутро убитые лоси встали и ушли в лес. ОЛЕНЬ У хантыйского рода Волдиных (Ханты­Мансийский район) олени предсказывают несчастье. «Перед несчастьем олени становятся полудикими. Если раньше они были практически перед домом, то с приближением несчастья они все дальше и дальше отходят от жилья. Наверное, видят что­то неладное. Это начинается года за три до несчастья. Если даже насильно загонять животных к дому, это все равно не отведет беды». СОБОЛЬ Самое богатое соболем место – бассейн р. Юган. Здесь создан Юганский заповедник. Именно соболь из­за своей исключительной ценности был изображен на сибирском гербе, а затем попал на монеты, которые с 1763г. Начали чеканить на Колыванском монетном дворе. Эта монета предназначалась только для обращения в Сибири. БЕЛКА По обычаю хантов р.Аган убитым белкам и соболям обрезали лапки, «чтобы впредь плохо бегали». О предстоящей голодной зиме белки узнают еще летом, когда начинают   питаться   еловыми   или   кедровыми   семенами   нового урожая. Обнаружив, что запасов мало, белки бросают насиженные места   и   перемещаются   огромными   массами   в   поисках   корма. Может  быть,  одним из таких мест  является кедрач в Cpeднем Приобье,   где   потом   возник   город Лангепас,   что   в   переводе   с хантыйского означает «беличье место, беличье угодье». Хантыйская примета: Посветление   шкурки   белки   предвещает   скорое   наступление зимы. ЗАЯЦ Почему у зайца большие уши (Мансийская сказка) Однажды на лесной поляне разговаривал лось с лосихой. Заяц   бежал   мимо   и   решил   подслушать   разговор. Оказывается,   лось   раздавал   рога.   Не   выдержал   заяц, высунулся из­за пенька и с криком давай и себе рога просить, чтобы   «врагов   в   страхе   держать».   Отдал лосьему   рога. Обрадовался   заяц,   запрыгал,   да   так,   что   шишка   ему свалилась   на   голову.   Подскочил   заяц   бежать,   да   рога запутались в кустах. «Нет, брат, ­ говорит лось.­ Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай­ка ты длинные уши. Пускай все знают, чmo ты подслушивать любишь». ЛОСЬ Почти везде почитался лось. Это был символ достатка, благополучия.   На   Васюгане   зафиксировано   поверье   о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося. Считалось, что она может появиться не перед всеми, а только перед тем, кого ожидает удачная охота. Здесь же, на Васюгане,   в   форме   головы   лося   оформлялись   священные деревянные молоты для забивания кольев запора. В   прошлом   широко   распространен   был   праздник   по случаю   добычи   первого   лося   весной   (сейчас   о   нем   могут рассказать лишь немногие старики). Было   запрещено   раскалывать   лосиные   кости, подсаливать   мясо,   резать   его   железным   ножом   ­   это говорит о древности подобных обычаев. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным   формулировкам   типа   «вещь   с   длинными ногами». КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ХМАО Ханты­Мансийский автономный округ – Югра является территорией преимущественного проживания таких коренных малочисленных народов Севера как ханты, манси и ненцы. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года о национальном составе населения ХМАО­Югры численность представителей КМНС на территории региона составляет: ­ ханты – 19068 человек (61,6%) ­ манси – 10977 человек (89,5%) ­ ненцы – 1438 человек (3,2%) Культура и быт народа ханты Большая часть обско-угорского населения - это полуосёдлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге. В рыболовстве широко использовались заграждения из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки. По воде передвигались на лодках-долблёнках и калданках, были в ходу и большие дощатые лодки-жилища. Зимой использовали лыжи, ручные, собачьи и оленьи нарты. В одежде хантов и манси многие виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Зимняя одежда из оленьих шкур ­ малица, гусь (совик) и парка ­ шились без разреза спереди и надевались через голову. Сах – зимняя женская одежда из оленьей шкуры, ворсом наружу, либо из прочной ткани – яркого сукна, вельвета и т.д. «Глухую» малицу носят только мужчины. В дальнюю дорогу на одежду они надевали еще одну сверху глухую одежду – гусь или кумыш. Летом мужчины носили шабур, халат, кафтан из тканей либо выношенную меховую одежду. Верхняя одежда женщин была только распашной ­ халат, шуба из оленьих шкур или сборного меха. Нательной одеждой были натазники, штаны, рубахи и платья. Особым видом прикладного искусства хантов является изготовление сумок – туганг. Все они богато орнаментированы. Всевозможные подвески из колечек, цепочек, монет. Бус. Иногда используются подвески из высушенных зубов оленей и копытцев новорожденных оленят. В них хранятся принадлежности для рукоделия, кусочки меха, полоски сукна, орнаментальные заготовки и другие мелочи.

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"

"Родной край ХМАО-Югра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2018