Сценарий урока по теме: "Углеводороды"
Оценка 4.9

Сценарий урока по теме: "Углеводороды"

Оценка 4.9
doc
17.09.2020
Сценарий урока по теме: "Углеводороды"
Сценарий урока Балдина СН.doc

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Балдина Светлана Николаевна

Район

Шарангский

Место работы

МБОУ Шарангская СШ

Должность

Учитель химии

 

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Естественно-научные дисциплины,

химия

Класс

9

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2019

Тема учебного занятия

Углеводороды

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Модульный урок в разделе «Краткий обзор важнейших органических веществ»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

2  занятие в разделе

Учебная задача

·      Открыть способ …

·      Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

·           Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

- Открыть способ: определения основных источников углеводородов и их состава, определения областей применения основных источников углеводородов, изучить коллекцию «Природные источники углеводородов» .

- Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, исследовательскую, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную ситуацию.

- Овладеть теоретическими знаниями в области химии и способами его прикладного использования

 

 

 

 

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

 

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

 

 

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся

 давать определения понятиям: предельные и непредельные углеводороды, гомологи, гомологическая разность, реакция полимеризации, полимеры.

Обучающиеся получат возможность

Изучить практическую значимость природных источников углеводородов в жизни человека, составлять структурные формулы углеводородов

 

 

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ … строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выражать и аргументировать свою точку зрения.

использовать знаково-символические средства, строить кластер, делать выводы.

планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, корректировать ошибки самостоятельно, формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

 

Обучающиеся получат возможность

развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации.

 

 

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что

полученные знания на занятии имеют высокую практическую значимость в повседневной жизни,

осознают ценность … основных природных источников углеводородов,

сформируют грамотное экологическое поведение в окружающей среде.

 

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)

Оценки значимости основных природных источников углеводородов в повседневной жизни и экономического развития России.

 

 

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

К началу изучения данной темы  обучающиеся знают об органических веществах

могут оперировать понятиями «органическая химия», «углеводороды», «органические вещества»

 Учащиеся знакомы с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, с правилами работы с химической коллекцией.

Обучающиеся могут аргументировать и отстаивать свою точку зрения, могут строить речевые высказывания в устной и письменной форме; строить взаимодействие с учителем и одноклассниками.

 

 

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

 

 

Выполнение модульных и тестовых заданий

Умение ставить и задавать вопросы, понимание учебной задачи. Наблюдения учителя

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, коммуникативной компетентности, познавательной и информационной культуры, развитие готовности к решению творческих задач

 

 

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

 

1.      Аликберова Л.Ю. Занимательная химия– М., АСТ-ПРЕСС, 1999, - 560 с.

2.      В.В.Девяткин, Ю.М.Ляхова “Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке”.

3.      Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа 2004.

4.      Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016

 

1.https://www.metod-kopilka.ru/kartochki-po-himii-dlya-klassa-na-temu-uglevodorodi-65146.html

2. https://www.yaklass.ru/p/himija/89-klass/organicheskie-veshchestva-102302/uglevodorody-polimery-107147

Презентация к уроку

 

Техническое обеспечение

На столах учащихся:

Инструкция к модулю  (у каждого),

Коллекция «Природные источники углеводородов»

На столе учителя:

Модули к занятию

В кабинете для показа презентации:

компьютер,

проектор,

экран.

 

 

 

 


 
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

 

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

·       Предъявление учителем своей индивидуальности

·       Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

 

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

·       Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)

·       Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

 

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

·       Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.

·       Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•    Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

 

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

 

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

·       Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире

·       Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

·       Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними

·       Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

 

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

·       Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

·       Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

·       Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

 

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

·       Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

 

 

Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

 

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к занятию.

Обучающиеся приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку, дежурный сообщает об отсутствующих. Кратковременность орг. момента, организация внимания всех учащихся.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Вводное слово преподавателя. При демонстрации слайда преподаватель предлагает ребятам отгадать загадки:

  1. Черный как ворон, а греет как солнце,
    Он несет в дома тепло,
    От него в домах светло,
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали
    (уголь)
  2. Без нее не побежит
    Ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте, что же это?
    (нефть)
  3. На кухне у мамы помощник отличный,
    Он синим цветком расцветает от спичек
    (природный газа)

Преподаватель формулирует тему занятия, основную цель и практическую значимость полученных знаний  перед учащимися.

Учащимся предлагается на основе коллекции «Природные источники углеводородов» и имеющихся знаний описать физические свойства данных веществ.

Акцентирование внимания на проблеме, повышение мотивации. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

1.3. Создание проблемной ситуации

Преподаватель обобщает ответы учащихся, акцентируя внимание на тот факт,  что Россия является одной из крупнейшей страной по запасам, добычи и переработке нефти, природного газа и каменного угля:

- Почему нефть во всем мире называю «черным золотом»? Почему так важны нефть, природный газ и каменный уголь для человечества, России и мировой экономики?

Воспринимают информацию преподавателя.

 

 

 

 

 

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Преподаватель отмечает основные факты истории использования природных источников углеводородов и просит учащихся дать свою оценку данным природным источникам.

В ходе фронтальной беседы проводится коллективная работа по постановке цели, задач и плана изучения данной темы.

Воспринимают информацию преподавателя, составляют план действий.

 

Ребята фиксируют в тетрадь, число, тему, цель и план занятия.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Преподаватель предлагает обратиться к модульным заданиям, которые предоставлены каждому учащемуся на парту и осуществлять работу по данным модулям индивидуально. При этом к модулям приписан листок самооценивания, в который ребята фиксируют баллы за выполнение/частичное выполнение/не выполнение определенного задания или модуля. Также в модуле отражено время выполнения задания.

1 модуль подразумевает  установления навыков смыслового чтения.  Предлагает обучающимся изучить параграф. В ходе изучения материала, обучающиеся выполняют задания предложенные в модуле:

Задание:

1.     Изучите текст параграфа, определите  области применения предельных углеводородов, привести примеры простейших представителей.

2.     Запишите определения. Составьте кластер на тему «Углеводороды»

3.     Зарисуйте  структурную формулу метана себе в тетрадь.

4.     Составьте синквейн к термину «гомологи»

После истечения времени выполнения модуля, преподаватель организует с ребятами обсуждение заданий. Далее просит выполнить 2 модуль, который содержит информацию о непредельных углеводородах:

Задание:

1.    Изучите текст параграфа и запишите определения.

2.    Запишите значение углеводородов для человека в тетрадь.

После истечения времени выполнения модуля, преподаватель организует с ребятами обсуждение заданий. Далее просит выполнить 3 модуль, который обобщает полученную информацию

Задание:

1.    Составить синквейн к термину «углеводороды».

2.    Заполнить таблицу

Класс углеводородов

сходства

Применение

 

 

 

 

После истечения времени выполнения модуля, учитель организует с ребятами обсуждение заданий. Далее фронтально в классе обсуждают модуль 4 - схему «Экологические проблемы, связанные с использованием природных источников углеводородов»

Обучающиеся работают по каждому модулю самостоятельно, фиксируя задания модуля в тетрадь. По истечению времени выполнения, в классе происходит обсуждение. При этом ребята самостоятельно выставляют баллы за выполнившие задания в лист самоконтроля.

 

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Обучающимся предлагается собрать всю полученную информацию  и самостоятельно сформулировать выводы по занятию.

Обобщают информацию, полученную на уроке.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

 

Выполняют задания модулей.

.

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организует выполнение тестового задания и проводят их проверку у партнера по парте.

Выполняют самостоятельно тесты по 2-м вариантам. Осуществляют самоконтроль.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Обучающиеся подсчитывают баллы за выполненные задания по модулям и самостоятельно в листке самоконтроля выставляют себе оценку за работу (по предложенным критериям). учитель подводит итог занятию и благодарит учащихся за работу.

Оценивают, осмысливают свои действия и проводят самоанализ

 


Скачано с www.znanio.ru

Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество (полностью)

Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество (полностью)

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт……

Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт……

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Операционно – исполнительский 2

Операционно – исполнительский 2

Сценарий проведения учебного занятия

Сценарий проведения учебного занятия

Акцентирование внимания на проблеме, повышение мотивации

Акцентирование внимания на проблеме, повышение мотивации

Задание: 1. Изучите текст параграфа, определите области применения предельных углеводородов, привести примеры простейших представителей

Задание: 1. Изучите текст параграфа, определите области применения предельных углеводородов, привести примеры простейших представителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020