Сведения об авторе |
|
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Балдина Светлана Николаевна |
Район |
Шарангский |
Место работы |
МБОУ Шарангская СШ |
Должность |
Учитель химии |
Общая информация |
|
Образовательная область, учебный предмет |
Естественно-научные дисциплины, химия |
Класс |
9 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2019 |
Тема учебного занятия |
Углеводороды |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Модульный урок в разделе «Краткий обзор важнейших органических веществ» |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
2 занятие в разделе |
Учебная задача · Открыть способ … · Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … · Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования |
- Открыть способ: определения основных источников углеводородов и их состава, определения областей применения основных источников углеводородов, изучить коллекцию «Природные источники углеводородов» . - Вовлечь учащихся в образовательную, коммуникативную, исследовательскую, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную ситуацию. - Овладеть теоретическими знаниями в области химии и способами его прикладного использования |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
||||||
|
Цель Уровень |
Базовый («обучающийся научится») |
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
|
||
|
Цель – предмет (предметный результат) |
Обучающиеся научатся давать определения понятиям: предельные и непредельные углеводороды, гомологи, гомологическая разность, реакция полимеризации, полимеры. |
Обучающиеся получат возможность Изучить практическую значимость природных источников углеводородов в жизни человека, составлять структурные формулы углеводородов |
|
||
|
Цель – способ (метапредметный результат) |
Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ … строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выражать и аргументировать свою точку зрения. использовать знаково-символические средства, строить кластер, делать выводы. планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, корректировать ошибки самостоятельно, формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
|
Обучающиеся получат возможность развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации. |
|
||
|
Цель – ценность (личностный результат) |
Обучающиеся убедятся в том, что полученные знания на занятии имеют высокую практическую значимость в повседневной жизни, осознают ценность … основных природных источников углеводородов, сформируют грамотное экологическое поведение в окружающей среде.
|
Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.) Оценки значимости основных природных источников углеводородов в повседневной жизни и экономического развития России. |
|
||
|
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. |
К началу изучения данной темы обучающиеся знают об органических веществах могут оперировать понятиями «органическая химия», «углеводороды», «органические вещества» Учащиеся знакомы с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, с правилами работы с химической коллекцией. Обучающиеся могут аргументировать и отстаивать свою точку зрения, могут строить речевые высказывания в устной и письменной форме; строить взаимодействие с учителем и одноклассниками. |
|
|||
|
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
|
|
|
Выполнение модульных и тестовых заданий |
Умение ставить и задавать вопросы, понимание учебной задачи. Наблюдения учителя |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, коммуникативной компетентности, познавательной и информационной культуры, развитие готовности к решению творческих задач |
|
||
|
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
|
|
|
|
|
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
|||||
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет - ресурсы |
ЭОРы |
|
1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия– М., АСТ-ПРЕСС, 1999, - 560 с. 2. В.В.Девяткин, Ю.М.Ляхова “Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке”. 3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа 2004. 4. Рудзитис Г.Е. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016 |
|
1.https://www.metod-kopilka.ru/kartochki-po-himii-dlya-klassa-na-temu-uglevodorodi-65146.html 2. https://www.yaklass.ru/p/himija/89-klass/organicheskie-veshchestva-102302/uglevodorody-polimery-107147 |
Презентация к уроку |
|
|
Техническое обеспечение |
На столах учащихся: Инструкция к модулю (у каждого), Коллекция «Природные источники углеводородов» На столе учителя: Модули к занятию В кабинете для показа презентации: компьютер, проектор, экран.
|
|
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
||||
|
Этап урока |
Подэтап урока |
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) |
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
|
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
· Предъявление учителем своей индивидуальности · Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества |
Создание комфортной психологической атмосферы урока |
|
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
· Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом) · Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале |
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. |
|
|
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
· Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п. · Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания» |
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
|
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
|
Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
|
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
· Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире · Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). |
Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения |
|
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
· Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними · Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности |
Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем |
|
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
· Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях · Построение системы конкретно-практических задач |
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
|
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
· Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу |
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
|
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
· Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) |
Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
|
Сценарий проведения учебного занятия |
||||||||
Этап урока или другой формы УВП |
Подэтап урока или другой формы УВП |
Действия учителя (педагога) |
Действия обучающихся(примерные версии ответов) |
|||||
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к занятию. |
Обучающиеся приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку, дежурный сообщает об отсутствующих. Кратковременность орг. момента, организация внимания всех учащихся. |
|||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Вводное слово преподавателя. При демонстрации слайда преподаватель предлагает ребятам отгадать загадки:
Преподаватель формулирует тему занятия, основную цель и практическую значимость полученных знаний перед учащимися. Учащимся предлагается на основе коллекции «Природные источники углеводородов» и имеющихся знаний описать физические свойства данных веществ. |
Акцентирование внимания на проблеме, повышение мотивации. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
||||||
1.3. Создание проблемной ситуации |
Преподаватель обобщает ответы учащихся, акцентируя внимание на тот факт, что Россия является одной из крупнейшей страной по запасам, добычи и переработке нефти, природного газа и каменного угля: - Почему нефть во всем мире называю «черным золотом»? Почему так важны нефть, природный газ и каменный уголь для человечества, России и мировой экономики? |
Воспринимают информацию преподавателя. |
||||||
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Преподаватель отмечает основные факты истории использования природных источников углеводородов и просит учащихся дать свою оценку данным природным источникам. В ходе фронтальной беседы проводится коллективная работа по постановке цели, задач и плана изучения данной темы. |
Воспринимают информацию преподавателя, составляют план действий.
Ребята фиксируют в тетрадь, число, тему, цель и план занятия. |
|||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
Преподаватель предлагает обратиться к модульным заданиям, которые предоставлены каждому учащемуся на парту и осуществлять работу по данным модулям индивидуально. При этом к модулям приписан листок самооценивания, в который ребята фиксируют баллы за выполнение/частичное выполнение/не выполнение определенного задания или модуля. Также в модуле отражено время выполнения задания. 1 модуль подразумевает установления навыков смыслового чтения. Предлагает обучающимся изучить параграф. В ходе изучения материала, обучающиеся выполняют задания предложенные в модуле: Задание: 1. Изучите текст параграфа, определите области применения предельных углеводородов, привести примеры простейших представителей. 2. Запишите определения. Составьте кластер на тему «Углеводороды» 3. Зарисуйте структурную формулу метана себе в тетрадь. 4. Составьте синквейн к термину «гомологи» После истечения времени выполнения модуля, преподаватель организует с ребятами обсуждение заданий. Далее просит выполнить 2 модуль, который содержит информацию о непредельных углеводородах: Задание: 1. Изучите текст параграфа и запишите определения. 2. Запишите значение углеводородов для человека в тетрадь. После истечения времени выполнения модуля, преподаватель организует с ребятами обсуждение заданий. Далее просит выполнить 3 модуль, который обобщает полученную информацию Задание: 1. Составить синквейн к термину «углеводороды». 2. Заполнить таблицу
После истечения времени выполнения модуля, учитель организует с ребятами обсуждение заданий. Далее фронтально в классе обсуждают модуль 4 - схему «Экологические проблемы, связанные с использованием природных источников углеводородов»
|
Обучающиеся работают по каждому модулю самостоятельно, фиксируя задания модуля в тетрадь. По истечению времени выполнения, в классе происходит обсуждение. При этом ребята самостоятельно выставляют баллы за выполнившие задания в лист самоконтроля.
|
||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Обучающимся предлагается собрать всю полученную информацию и самостоятельно сформулировать выводы по занятию. |
Обобщают информацию, полученную на уроке. |
||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
|
Выполняют задания модулей. . |
||||||
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Организует выполнение тестового задания и проводят их проверку у партнера по парте. |
Выполняют самостоятельно тесты по 2-м вариантам. Осуществляют самоконтроль. |
|||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Обучающиеся подсчитывают баллы за выполненные задания по модулям и самостоятельно в листке самоконтроля выставляют себе оценку за работу (по предложенным критериям). учитель подводит итог занятию и благодарит учащихся за работу. |
Оценивают, осмысливают свои действия и проводят самоанализ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.