Сценарий урока-тренинга на тему "Будь толерантным!"
(Для учащихся 8-11 классов)
Подготовили: психолог Тартынская А.Л.,
библиотекарь Киселева Е.Н.
Цели тренинга:
• обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
• развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;
• развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.
Возраст участников: 14-16 лет.
Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.
Ход занятия
Библиотекарь: Здравствуйте ребята, сегодня наш урок-тренинг будет посвящен месячнику духовно - нравственного воспитания, который проходит в нашей школе. И сегодня мы поговорим про такой термин как толерантность.
«Это сложное слово - толерантность».
Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.
Психолог
1. Упражнение «Чем мы похожи».
Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.
Библиотекарь
2.«Мозговой штурм». Работа с понятием «толерантная личность».
Задача: знакомство со свойствами толерантной личности.
Что же такое толерантность? Толерантность переводится как терпение. Другими словами, это означает терпимость ко всему: к другим людям, иному образу жизни, мировоззрению, поведению и т.д.
Под этим словом следует понимать уважение и принятие тех принципов, которые провозглашают другие люди, народы, нации. При этом толерантность вовсе не обозначает терпимость к несправедливости, насилию или отказ от собственных убеждений.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Сложно сказать, когда именно возникла толерантность. Да она и не появилась за один день или неделю. На протяжении всей истории можно увидеть, как менялись люди. Сначала они готовы были убивать друг друга за какую-нибудь мелочь, не давали права женщинам, держали рабов, но спустя столетия ситуация поменялась. Сегодня человека принято считать самым важным объектом на этой планете, его призывают уважать, считаться с его мнением, почитать его мировоззрение.
Именно терпимость стала главным фактором того, что люди начали бороться против расизма, проявления расовой дискриминации, распрей на основе религиозных учений. Подтверждением тому стало официальное заявление ООН, которое дало свое определение толерантности – ценность гражданского общества, которая проявляется в праве всех людей быть различными, что касается политических, религиозных, этнических и других вопросов.
Исследователи подтверждают тот факт, что с развитием толерантности общество стало намного добрее, сдержаннее и старается прислушиваться к мнению окружающих. Единственное негативное последствие терпимости может проявляться в том случае, когда она переходит во вседозволенность.
Свойства толерантной личности:
• признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
• доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
• уважение культурной самобытности и языков других наций;
• сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
• позитивное отношение к людям других национальностей.
Интересно, что существует и другой термин – интолерантность, который является полной противоположностью толерантности. Это слово применимо как раз к тем людям, которые всеми силами пытаются нарушить основные принципы и правила терпимости.
Свойства интолерантной личности:
• ставить себя выше остальных;
• отсутствие чувства солидарности;
• неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
• пренебрежительное отношение к другим людям
Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.
Психолог
3.Упражнение «Приветствия». (Упражнение в парах)
Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
• сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
• потереться носами (Новая Зеландия);
• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
• показать язык (Тибет);
• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
• обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.
Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться, не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
Библиотекарь
4.Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». Как правило, в основе стереотипа лежат наблюдения, основанные на реальных фактах и личном опыте, но иногда стереотип выполняет деструктивную роль, когда применен в ситуации, выпадающей из общего шаблона и происходит «наклеивание» ярлыков на человека. Принятые в обществе популярные стереотипы:
Психолог
Упражнение «Христиане – мусульмане».
Задача: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.
Оборудование: листы - опросники. (Приложение 1).
Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.
Обсуждение. Было ли трудно заполнять рабочие листы? Если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло? Совпадают ли мнения всей группы? Действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах? Каким образом у вас сформировалось именно такое мнение? Влияют ли на ваше мнение стереотипы?
5. Работа с термином «толерантность». «Эмблема толерантности».
Задача: знакомство с определениями толерантности.
Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.
Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):
• Сотрудничество, партнерство.
• Готовность мириться с мнением другого человека.
• Уважение чувства человеческого достоинства.
• Уважение прав других.
• Принятие другого таким, какой он есть.
• Способность поставить себя на место другого.
• Уважение права быть другим.
• Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д.
• Признание равенства других.
• Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
• Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
Далее участникам предстоит пофантазировать и создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Процесс рисования занимает 5 мин.
Заключение к тренингу. В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными!
Список использованной литературы.
• Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.
• Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
• Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.
• Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
• Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.
• Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.