Сценарий внеклассного мероприятия "О погибших заклянаю! Помните!
Оценка 5

Сценарий внеклассного мероприятия "О погибших заклянаю! Помните!

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитание
5 кл—11 кл
16.05.2022
Сценарий внеклассного мероприятия "О погибших заклянаю! Помните!
Этот сценарий педагоги могут использовать на уроках, посвященных Холокосту с целью воспитания толерантности у учащихся 5- 11 классов
Сценарий внеклассного мероприятия.docx

Методическая разработка учителя истории МОУ «СШИ№2» для учащихся 5- 11 классов- Ризатдиновой Р.И.
Сценарий  внеклассного мероприятия - Урока  памяти в 5 – 11 классах по теме: «Уроки Холокоста – путь к толерантности»

«О погибших заклинаю!
Помните!»

 

 

 

 

 

 

 

«О погибших заклинаю!
Помните!»

 

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И. Бауэр

Цели урока –

1.воспитание толерантного сознания на примере уроков Холокоста.

2. формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих   суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества.

3.воспитание нравственных качеств: милосердия, сострадания, душевности, сопереживания, сочувствия.

4.приобщение детей к социально -   направленной  деятельности.

4. воспитание ненависти к любым формам насилия над человеком, стремление противостоять им. - образовательные: 

Оборудование – карта мира с выделенными лагерями смерти  в годы 2 мировой войны, свечи, портреты жертв     Холокоста,         презентация, аудиоматериалы, видеофильм

Ход урока

I. Начала урока.(Звучит Адажио Альбинони).(слайд 1)

Ученики встают и слушают:

 Ученик 1 читает Равенсбрюкскую молитву:

Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.

 Жестокость несовместима
Ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за нее так много мучеников в этом мире.

Поэтому, Господи,
Не измеряй их страдания мерками
Твоей справедливости,
Ибо потребуешь Ты суровой расплаты.

 Так поступи же иначе,
Ниспошли Свою милость
Всем палачам, предателям и шпионам,
Всем людям злой воли,
Награди их храбростью и душевной силой.

И считать надо только добро, а не зло

 На  сцене  выступают ученики и одновременно демонстрируются на экране слайды презентации о Холокосте.


Ученик 2- (слайд2 )Эту молитву сочинила мать Мария-   Русская поэтессамемуаристкапублицистка, общественный деятель, участница французского Сопротивления. После революции она эмигрировала во Францию. Когда фашисты захватили  Францию, мать Мария активно помогает и русским , и евреям. В 1943 году была схвачена и отправлена в концлагерь Равенсбрюк. Мария Парижская (Скобцова), прославленная в 2004 году Вселенским Патриархатом в лике святых, за несколько недель до гибели в немецком концлагере Равенсбрюк в 1945 г. стала вышивать необычную икону - Божию Матерь, обнимающую Младенца Христа, уже распятого на Кресте. Вышивка не сохранилась, но после войны икона была восстановлена по описаниям соузниц матери Марии. Там же ею была написана эта молитва, известная под названием Равенсбрюкская. Молитва необычайной силы, поднимающая сознание и расширяющая сердце...

Ученик3- (слайд 3, 4)

27 января – День памяти жертв Холокоста. В этот день в 1943 году узники Варшавского гетто поднялись на восстание против нацистов. Это был один из многих актов трагедии еврейского народа в годы второй мировой войны.

 Что значит слово «Холокост»? Эллинского происхождения, оно вкратце значит -- всесожжение, так называется величайшая трагедия   человечества XX века. Без знания истории Холокоста не может быть понята история ХХ века в целом. Писатель Леонид Коваль  сказал: «Холокост- это наконечник выструганной веками стрелы антисемитизма».

В современном обществе слово Холокост  зазвучало в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля, живущего в США еврейского писателя, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских  лагерях.

Холокост это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

Ученик 4- (слайд 5) Нацисты пришли к власти в Германии 30 января 1933 года. Вместе с первыми же мерами по укреплению своей власти новый режим начал антиеврейскую кампанию. Она выразилась, прежде всего, в устранении евреев с общественных постов, а также в преследовании евреев — педагогов, писателей, художников, музыкантов, журналистов.

В ночь на 10 мая 1933 года нацисты организовали публичное сожжение на городских площадях книг немецких писателей еврейского происхождения. В огонь летели прекрасные произведения литературы. И среди этих книг были произведения Генриха Гейне, сказавшего в свое время, что "начинающие со сжигания книг закончат сжиганием людей". 15 сентября 1933 года были изданы так называемые "Нюрнбергские законы", лишавшие евреев гражданства и низводившие их на степень подданных, не обладающих политическими правами. В тот же день был издан закон "об охране немецкой крови и немецкой чести", согласно которому объявлялись уголовным преступлением браки между "арийцами" и евреями и запрещались внебрачные сношения между евреями и не евреями. В результате принятия "Нюрнбергских законов" расовая теория стала составной частью немецкого законодательства. Для уничтожения евреев были созданы гетто и концлагеря.

Ученик 5- (слайды 6-12)

 Самыми страшными были концлагеря

  Арбайтсдорф (ФРГ), Аушвиц / Освенцим-Биркенау (Польша), Берген-Бельзен (ФРГ), Бухенвальд (ГДР-ФРГ), Варшава (Польша),  Герцогенбуш (Нидерланды),  Гросс-Розен (ГДР-ФРГ), Дахау (ФРГ), Кауен / Каунас (Литва),  Краков-Плащов (Польша), Заксенхаузен (ГДР-ФРГ), Люблин / Майданек (Польша), Маутхаузен (Австрия), Миттельбау-Дора (ГДР-ФРГ),  Натцвайлер (Франция), Нейенгамме (ФРГ), Нидерхаген-Вевельсбург (ФРГ) , Равенсбрюк (ГДР-ФРГ), Рига-Кайзервальд (Латвия), Файфара / Вайвара (Эстония),  Флоссенбург (ФРГ), Штуттхоф (Польша). 
Официально признаны Правительством ФРГ только 22 концентрационных лагеря. На самом деле концентрационных лагерей было намного больше, свыше 42 тысяч лагерей и гетто.

В 1942 году  нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В  Освенцим, Треблинку, Майданек и другие  концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере  Белжец  было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 миллиона  евреев.

Звучит песня «Бухенвальдский набат»

 Ученик 6- Гибель детей и молодёжи стала одной из самых трагических страниц в истории Холокоста. Многочисленные показания, воспоминания, дневники и исследования показывают, что с первых дней антисемитской политики нацистов молодое поколение, а особенно представители еврейского народа, целенаправленно преследовалось и уничтожалось.

От маленьких детей (младенцев или детей до подросткового возраста), как правило, избавлялись в газовых камерах или просто расстреливали, стремясь «окончательно решить» вопрос уничтожения евреев.

Ученик 7-  Дети подвергались экспериментам в разных лагерях, особенно в Освенциме, где активно работал Йозеф Менгеле. Тех, кого исследовал Менгеле, лучше кормили, их помещали в более приемлемые условия, временно им не грозили газовые камеры. Для объектов экспериментов он открыл детский сад для еврейских и цыганских детей до 6 лет. При посещении «своего» ребёнка он представлялся «дядей Менгеле», предлагал сладости. Но он был лично ответственен за гибель неизвестного числа жертв, которых убил с помощью смертельной инъекции, расстрелов, избиений и мучительных экспериментов. Сын Менгеле Рольф сказал, что отец позже не раскаялся в своих военных преступлениях.

Ученик 1- Из воспоминаний бывшего заключенного: «Он был способен быть так добр к детям, что они начинали любить его, приносил им сахар, думал о мелких деталях их повседневной жизни, сделать так, чтобы мы им искренне восхищались… А потом мог стоять рядом с крематорием и курить, зная, что завтра или в течение получаса он отправит туда этих детей»

Ученик 2- Особое место в медицинских экспериментах Менгеле занимали дети-близнецы. Их подвергали еженедельным проверкам, постоянно измеряя их физические данные. Эксперименты, проведённые Менгеле на близнецах, включали ненужные ампутации конечностей, намеренное заражение одного из близнецов тифом или другими заболеваниями, переливание крови одного из близнецов другому. Часть жертв умирали во время прохождения этих процедур. После окончания экспериментов, близнецов, как правило, убивали. Нисли вспоминал, как Менгеле лично убил четырнадцать близнецов за одну ночь, сделав инъекции хлороформа в сердце. Если один из близнецов умирал от болезни, Менгеле убивал другого, делая сравнительные посмертные отчёты

Эксперименты Менгеле с глазами включали попытки изменить цвет глаз с помощью введения инъекционных химических веществ в глаза живых субъектов. Он убивал людей с гетерохроматическими глазами, удаляя глаза и отправляя их в Берлин для изучения. Для Менгеле искали беременных женщин, над которыми он проводил эксперименты перед отправкой их в газовые камеры. Свидетельница Вера рассказала, как он сшил спины двух близнецов, пытаясь создать сиамских близнецов. Дети умерли от гангрены после нескольких дней неимоверных страданий.

Ученик 3-  (слайд10- 12) Одним из страшных детских концлагерей был Саласпилс близ Риги.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат.  Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали.

Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак- баню, где заставляли их

мыться холодной водой. Затем их гнали в другой барак, в котором голыми на холоде держали по 5- 6 суток.

Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в этом лагере в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью.

      Больных корью сразу уносили в так называемую больницу лагеря, где сразу купали в воде, чего нельзя делать при этой болезни. От этого дети через 2-3 дня умирали. Они синели, корь шла внутрь организма. Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).  Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие труппики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

        В Саласпилсе немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тысяч литров крови.

На основании материалов расследования, было установлено, что за три года существования Саласпилсского лагеря в нем мученической смертью погибли не менее 7 тысяч детей, частью сожженных, а частью захороненных на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса.

Звучит песня «Саласпилс»

Ученик 4- (слайды 13, 14, 16 )

«Вспомним всех поименно. Горем вспомним своим. Это нужно не мертвым. Это нужно живым»

 Майя Смелькинсон

Она попала в еврейское гетто в Минске, когда ей было 9 лет. Родители погибли, и девочка боролась, как могла, за свою жизнь. В детском доме для еврейских детей никто никого не кормил, и если девочка не находила себе крошки на пропитание, значит, ничего и не ела. Ее одежда походила на лохмотья. От холода и голода вся кожа покрылась чирьями. В таком виде она постучала в дом семьи Бовт и попросила милостыню. Дети, Катя и Ваня Бовт, были шокированы видом девочки и стали умолять родителей укрыть ее у себя в доме. Родители побоялись. У них не ладились отношения с соседями, и те запросто могли выдать всю семью, и тогда расстрела не избежать. Но они стали по очереди пробираться в гетто и подкармливать Майю.

 Так прошла зима 1942 года, а 2 марта немцы решили закрыть детский дом в гетто и забрали всех детей в душегубки. 67 больных детей были убиты прямо в своих кроватках. Майя спряталась в печи. Она единственная из всего детского дома, кому удалось спастись. Ее таки спрятали у себя родители Вани Бовта, и до освобождения девочка жила у них во дворе в земляной яме. Но выжила. Таких историй времен Второй мировой были десятки и сотни тысяч. К сожалению, далеко не у всех из них такой благополучный конец. Полтора миллиона детей были убиты или умерли голодной смертью с 1939 по 1945 год на территории Германии и оккупированных ею землях. Почти миллион двести тысяч погибших детей были евреями. И это приближенные числа. Ведь детям не присваивались номера, если они не работали, а потому их тела никто и не считал.

Ученик 5- Рут Вебер

 Когда германские войска вторглись в Польшу и оккупировали Островец, Рут было четыре года. Ее семью заставили переселиться в гетто. Рут также пришлось скрываться — то в окружавших лагерь лесах, то на территории самого лагеря. Когда лагерь был ликвидирован, ее родителей разлучили. Рут отправили в концлагерь; она прошла через несколько лагерей и в конце концов оказалась в Освенциме. После войны она жила в Кракове, в приюте для сирот, пока не воссоединилась со своей матерью.

Ученик 6- Томас Кулька

Родители Томаса были евреями.15 марта 1939 года, за несколько недель до того как Томасу исполнилось пять лет, немцы оккупировали Богемию и Моравию и заняли Брно.

1940-42: 2 января 1940 года Томас, его родители и бабушка были выселены гитлеровцами из дома. Надеясь спасти семейный бизнес, отец Томаса решил остаться в Брно. Поскольку Томас был евреем, ему не разрешили ходить в школу. Год спустя родителей Томаса заставили продать свое дело немцу за символическую сумму в 200 чехословацких крон, то есть меньше чем за 10 долларов. 31 марта 1942 года семья Кулька была депортирована в Терезиенштадтское гетто в западной Чехословакии.

9 мая 1942 года Томаса депортировали в лагерь смерти Собибор, где его отравили газом. Ему было всего семь лет.

Ученик 7 - Ренате Гуттман

Ренате, ее брат-близнец Рене и их родители, немецкие евреи, жили в Праге. В марте 1939 года Прагу оккупировала германская армия.

Рассказывает Рената- 1940-45: Незадолго до того, как мне исполнилось шесть лет, нас отправили из Терезиенштадтского гетто в Освенцим. Там я получила свой номер: 70917. Меня отделили от брата и матери и отправили в госпиталь, где с меня снимали мерки, делали рентген и брали кровь из шеи. Однажды меня привязали к столу и резали ножом. Мне делали уколы, от которых меня рвало и начинался понос. Когда я лежала в госпитале, больная после одного из таких уколов, пришли охранники, чтобы забрать всех больных и убить их. Сиделка, которая за мной ухаживала, спрятала меня под свою длинную юбку, и я сидела тихо, пока охранники не ушли.

Рената и ее брат выжили и снова встретились в 1950 году в Америке. Они узнали, что были одной из пар "близнецов Менгеле", которых использовали для медицинских экспериментов.

Ученик 1 – Зигмунд Адлер

1940-44: Зигмунду было три года, когда немцы оккупировали Бельгию. Два года спустя гитлеровцы отправили его отца на принудительные работы. Друзья  помогли его семье получить фальшивые документы, где не было указано, что они евреи, и сняли для них дом в деревне. Два года спустя, ранним воскресным утром, в дом явились гестаповцы. Они подозревали, что здесь живут евреи. Зигмунда, его тетю и двух кузин отправили в транзитный лагерь Мехелен, а оттуда — в Освенцим, где семилетний Зигмунд 21 мая 1944 года был отравлен газом.

Ученик 2 - Анна Франк  (слайд 15) Дневник Анны Франк - пожалуй, одно из самых известных свидетельств страшной эпохи Холокоста. Девочка писала его, прячась со своей семьей, со знакомыми на чердаке дома в Амстердаме. Аннелис Франк родилась германском городе Франкфурте-на-Майне 12 июня 1929-го. Она была второй дочерью успешного бизнесмена Отто Франка и его жены Эдит. Когда нацисты в январе 1933 года захватили власть, семье Франков пришлось бежать в Амстердам, чтобы спастись от жестоких мер антиеврейского режима. На 12-летие Анне подарили небольшую записную книжку. Ее девочка и стала использовать для ведения дневника. Она подробно описывала все события, происходившие с ней, с ее семьей. Но по анонимному доносу немецкая полиция обнаружила Франков. 4 августа 1944-го их депортировали в Освенцим. В ноябре 1944 года Анна и ее сестра Марго были доставлены из этого концлагеря в Берген-Бельзен. Там они обе скончались от тифа в феврале-марте 1945-го. После войны Отто Франк, единственный выживший из семьи, вернулся в Амстердам летом 1945 года. Ему был передан дневник дочери и другие семейные документы. Отец опубликовал его в Нидерландах в 1947 году. В англоязычной версии он появился под названием "Дневник молодой девушки". Это была самая читаемая книга своего времени. Анна Франк стала символом сотен тысяч евреев, загубленных в эпоху Холокоста.

Ученик 3  – читает стихотворение Нины Паниш- «Холокост»

      У евреев есть такие даты,
Что они едины, как солдаты.
И когда раввин молитву плачет –

Слёз своих никто тогда не прячет.
...Пусть войну не знаю и не помню,
Память я свою в стихах восполню.
"Анну Франк" читать я буду детям,
Чтобы знали, как им жить на свете
И не забывали Холокоста:
Жили дружно, праведно и просто.
Предки наши шли в огонь и печи,
Память вечная легла на плечи...
У народа есть такие даты,
Люди единятся, как солдаты.
Надо помнить, плакать и молиться,
Холокост – не должен повториться!

Демонстрируется видеофильм «Дневник еврейской девочки»

Ученик 4-(слайд 17)

 Яд Вашем — наверное, самый большой в мире мемориальный комплекс жертвам Катастрофы и героям сопротивления. Помимо основного музея и документационного центра здесь есть аллея праведников и множество других памятников и мемориальных объектов. Одна еврейская пара, пережившая концлагерь, очень захотела поставить здесь памятник своему не выжившему ребенку. Однако руководство Яд Вашема вынуждено было объяснить родителям, что территория комплекса хоть и огромна, но ограничена, и при всем сочувствии, каждому погибшему человеку поставить индивидуальный памятник все же будет сложно. В результате был построен один из самых впечатляющих объектов Яд Вашема — Детский мемориал.

Ученик 5- Он посвящен полутора миллионам погибших еврейских детей. Ты входишь через неудобный вход в темную пещеру в скале, и не потерять равновесие помогает только железный поручень, за который ты вынужден схватиться. В середине пещеры горит негасимая свеча, а все стены пещеры выложены сверху донизу полутора миллионами зеркальных осколков. Таким образом свет свечи отражается в пещере полтора миллиона раз.Ты идешь вдоль поручня и слушаешь бесконечный список имен и возрастов детей на идише, немецком, латышском, русском, украинском, белорусском, польском — на всех языках, на которых говорили восточноевропейские еврейские дети. Когда ты выходишь из этой пещеры, у тебя наступают панические атаки, пропадает голос, трясутся руки, гудит в голове. Примерно как было на суде над 18-летней Аней Павликовой. Загасив одну свечу, можно загасить полтора миллиона.

Ученик 6- (слайд 18, 19)- Читает стихотворение А. Дементьева- «ДЕТСКИЙ ЗАЛ МУЗЕЯ ЯД-ВАШЕМ»
На черном небе тихо гаснут звезды,
И Вечность называет имена.
И горем здесь пропитан даже воздух,
Как будто продолжается войнаКоторый год чернеет это небо,

Который год звучат здесь имена,
И кажется, что это смотрит слепо
На всех живущих горькая вина.
Простите нас, ни в чем не виноватых,
Виновных только в том, что мы живем.
Ни в жертвах не бывавших, ни в солдатах,
Простите нас в бессмертии своем.
На черном небе вновь звезда погасла…
Я выхожу из памяти своей.

А над землей, покатой, словно каска,

 Зовут и плачут имена детей.
Ученик 7- Трагические последствия Холокоста

После капитуляции Германии началось массовое движение народа. Взрослые люди, бежавшие от войны или же насильно переселенные, оторванные от своих детей, начали поиски. Этот процесс не завершен и по сей день. Многие семьи так и не смогли воссоединиться друг с другом, а другие находят друг друга спустя десятилетия. Как, например, случилось с Рахиль Ароновой. Она болела скарлатиной, и врачи отказались выписать девочку из больницы, а потом семья бежала от войны, и ребенок остался на оккупированной территории. Девочку прятала всю войну семья из западной Беларуси. Чтобы уберечь ребенка от расстрела, ее окрестили, надели на шею крестик и переименовали в Лилю Петрову. После войны девочка вернула свое настоящее имя и начала искать своих родных. Однако они встретились в израильской больнице совершенно случайно лишь через 55 лет после войны. Но потеря близких, разрушение семей - не единственная беда. Дети, которые пережили Холокост, пострадали психологически. Их психика была подорвана. Многие из них стали страдать депрессиями, их мучили кошмары. Некоторые лишались рассудка. Мало кто сумел создать семью и родить детей. Это огромная трагедия для целого поколения людей.

 Ученик 1- читает стихотворение

Забвению предать нельзя, нельзя оставить в прошлом
Ту боль и кровь, что Холокост принес,

Мученья узников… Кричат они истошно…
Истерзанными полнится погост.

Пусть помнят в этот день народы мира
Про страшный геноцид нацистского зверья.
И пусть хранят наш мир святые силы,
Глаза от слез пусть никогда не заблестят!

Ученик 2- (слайд 20)- Завершить нашу беседу хотелось бы словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «…над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под  небом и на земле, не зависимо от цвета кожи, религии и нации». Минута молчания. Звучит адажио Альбинони. Дети держат свечи. Звучат эти строки:

Помянем тех, кого нет с нами,

Поставим свеч за упокой,

Попросим Бога мы в молитвах,

Пусть души их найдут покой

Помянем тех, кто жив навеки,

В сердцах, измученных тоской,

Мы помним вас и сквозь столетья,

Молитвой греем ваш покой…


Список использованной литературы:

1.  Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.

2.  Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001.

3.  Захаров В., Кулишов  В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.

4.  Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.

5.  Интернет- ресурсы

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка учителя истории

Методическая разработка учителя истории

О погибших заклинаю! Помните!» «Память о

О погибших заклинаю! Помните!» «Память о

Ход урока I . Начала урока.(Звучит

Ход урока I . Начала урока.(Звучит

И считать надо только добро, а не зло

И считать надо только добро, а не зло

Ученик 4- (слайд 5) Нацисты пришли к власти в

Ученик 4- (слайд 5) Нацисты пришли к власти в

В 1942 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса

В 1942 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса

Ученик 1- Из воспоминаний бывшего заключенного: «Он был способен быть так добр к детям, что они начи нали любить его, приносил им сахар, думал о…

Ученик 1- Из воспоминаний бывшего заключенного: «Он был способен быть так добр к детям, что они начи нали любить его, приносил им сахар, думал о…

Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в этом лагере в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью

Детей грудных и в возрасте до 6 лет помещали в этом лагере в отдельный барак, там они массами умирали и заболевали корью

Так прошла зима 1942 года, а 2 марта немцы решили закрыть детский дом в гетто и забрали всех детей в душегубки

Так прошла зима 1942 года, а 2 марта немцы решили закрыть детский дом в гетто и забрали всех детей в душегубки

Ученик 7 - Ренате Гуттман

Ученик 7 - Ренате Гуттман

Франкфурте-на-Майне 12 июня 1929-го

Франкфурте-на-Майне 12 июня 1929-го

Жили дружно, праведно и просто

Жили дружно, праведно и просто

Когда ты выходишь из этой пещеры, у тебя наступают панические атаки, пропадает голос, трясутся руки, гудит в голове

Когда ты выходишь из этой пещеры, у тебя наступают панические атаки, пропадает голос, трясутся руки, гудит в голове

После капитуляции Германии началось массовое движение народа

После капитуляции Германии началось массовое движение народа

Мы все равны под небом и на земле, не зависимо от цвета кожи, религии и нации»

Мы все равны под небом и на земле, не зависимо от цвета кожи, религии и нации»

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022