муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 233»
Музыкальное занятие
для детей старшей группы.
Тема: "Волшебный мир музыки П. И. Чайковского"
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Видова Марина Ивановна
Ярославль 2024 год.
Цель:
Приобщение детей к восприятию классической музыки.
Знакомство с «Детским альбомом» Чайковского.
Интеграция образовательных областей:
· В области "Познавательного развития" – Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.
· В области "Художественно - эстетического развития" – развитие художественной культуры детей посредствам ознакомления с иллюстрациями, развитие творческого воображения воспитанников.
· В области "Социально - коммуникативного развития" – расширять и активизировать словарь; формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
· В области "Физического развития" – накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Задачи:
Образовательные
1. Расширять знания детей о творчестве великого композитора
П.И. Чайковского.
2. Учить детей называть части музыкального произведения, его характер, выразительные средства.
3. Тренировать в умении движениями выражать характер музыкального произведения.
Развивающие
1. Развитие образного восприятия музыки.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на пьесы различного характера.
3. Развивать умение петь естественным голосом.
4. Развивать умение играть в ансамбле.
5. Расширять музыкальный кругозор детей путём знакомства с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
6. Развивать у детей интерес и любовь к музыке.
Воспитывающие
1. Воспитывать уважение друг к другу.
2. Вызывать у детей музыкальную отзывчивость.
3. При слушании знакомых пьес воспитывать выдержку, умение определять их характер.
4. Вовлекать дошкольников в разные виды художественно - эстетической деятельности.
Музыкальный репертуар:
1. «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский.
2. Коммуникативная игра «Здравствуйте» муз. А. Евдотьевой
3. «Мама» П.И. Чайковский.
4. Упражнение: "Бубенчики звенят" сл. Л. Дымовой, муз. Е. Тиличеевой
5. Песня «Мама» авт. А. Евдотьева
6. "Марш деревянных солдатиков" П.И. Чайковский.
7. "Вальс" П.И. Чайковский.
Оборудование:
· Экран.
· Проектор.
· Портрет композитора П.И. Чайковского (на экране).
· Книга «Детский альбом П.И. Чайковского»
· Солдатики – по количеству детей.
· Ритмические палочки
· Барабан.
· Карточки с изображением детей танцующих, поющих, марширующих
· Корзинка на подставке (подставка белая с вензелями)
· Салфетка и канделябр на фоно
· Диски для слушания музыки:
- СД по программе "Ладушки"- "Старшая группа" № 2, 3.
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка»
Музыкальное приветствие.
Муз. рук.:
Ребята, доброе утро! (Дети здороваются.)
Давайте поздороваемся по музыкальному. Согласны?
Дети:
Да.
Задача воспитателя - контролировать технику выполнения детьми движений.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» авт. А. Евдотьева
Дети стоят в кругу, движения по тексту
Мы ладоши другу подаем,
И с улыбкой «Здравствуй!»
Мы поём!
Добрый день!
Добрый день!
Заниматься нам не лень!
Добрый день!
Добрый день!
Заниматься нам не лень!
Показать книгу «Альбом П.И. Чайковского»
Муз. рук.:
Ребята, приглашаю вас на встречу с чудесной музыкой П. И. Чайковского. Книга, которую я держу, называется «Детский альбом». В нем собраны музыкальные пьесы для детей. Это музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей тех времен, когда жил сам П. И. Чайковский.
На экране показать портрет П.И. Чайковского
Эта музыка знакома и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня она будет звучать для вас…
Бом, бом, бом, бом!
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
На экране открывается книга, появляется слайд с изображением «Мамы и девочки» из «Детского альбома»
П. И. был маленький. Мама ласково его звала Петруша. Он очень любил свою маму. В детстве она ему пела красивые песни. Петя запомнил их на всю жизнь. Когда мальчик подрос и пришло время учиться, он собрался в дальнюю дорогу, в Петербург. Мама с сестренкой проводили его на станцию, попрощались с ним, и поехали домой. Но Петя так расстроился, так разволновался, что бросился догонять их, чтобы еще раз увидеть свою маму, прижаться к ней покрепче. Этот момент расставания композитор запомнил на всю жизнь и передал это в музыкальном произведении «Мама». Композитор напоминает детям, чтобы они любили своих мам, никогда о них не забывали. Послушайте музыку о маме и подумайте о ней.
Слушание музыки «Мама» (Фрагмент)
Муз. рук.
Какая была по настроению музыка?
Дети
Музыка была добрая, ласковая, нежная.
Муз. рук.:
Я буду называть слова. Отметьте хлопками в ладоши те слова - определения, которые, по вашему мнению, характеризуют данную музыку.
Муз. рук:
Таинственная, радостная, сказочная, ласковая, убаюкивающая, волшебная, добрая, низкая, загадочная, солнечная, тревожная, грустная.
А вспомните, пожалуйста, а какую песню вы пели маме.
Дети:
Песня о маме, мамочка любимая
Слайд «Мама»
Муз. рук.
А давайте ее сейчас исполним, подходите к моему инструменту
Муз. рук.
Для начала споем распевку «Бубенчики звенят» и разогреем наши голоса.
Цель:
Работать над чистым интонированием, обратить внимание на правильную артикуляцию гласных звуков (а), (и), (о).
Динь – дан – дон.
Бубенчики звенят,
Приветствуют ребят.
Звенит со всех сторон:
Динь – дан – дон!
Дети поют. На последнем звуке чуть задерживаются.
Муз. рук.:
А теперь девочки поют последние слова…,
мальчики…,
ещё раз все вместе.
Песня о маме
Цель: Дать возможность выразить свои чувства, закрепление умения спокойного, естественного пения в ансамбле
Первый куплет дети поют все вместе, первую фразу второго куплета начинают девочки, вторую фразу мальчики.
Муз. рук.:
Ребята, а как вы спели песенку?
Дети:
очень выразительно и дружно!
Муз. рук.:
День ребенка полон событий и увлечений. Любому ребенку не терпится начать свои игры! Девочки всегда играли в куклы. А вот игрушки мальчиков изменились, во что играют современные мальчишки?
Дети:
Пистолеты, машинки, роботы.
Муз.рук.
В те времена, когда жил Чайковский, были популярны игры с солдатиками.
Показать слайд и солдатиками
Чётко чеканят твёрдый шаг - нет, не страшен им лютый враг
С барабаном, ровным строем маршируют, как герои.
И не смотрите, что малы - они в боях закалены! (А.И.Буренина)
Новенькие, красивые солдатики так и притягивают к себе, посмотрите на стол. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно и отправить на парад. Вот и маршировать они умеют как настоящие, да так здорово, что прямо так и тянет маршировать с ними вместе.
Возьмите солдатиков, давайте попробуем вместе с ними маршировать
"Марш деревянных солдатиков". (Фрагмент-1 часть)
Цель:
Учить детей самостоятельно называть характер и выразительные средства музыкального произведения.
После прослушивания:
Муз.рук.
А как вы думаете, можно ли рассказать о характере музыки с помощью музыкальных инструментов?
Дети.
Да, можно.
Муз.рук.
Какие инструменты вы бы выбрали из тех, которые у меня стоят на столе.
Дети
Палочки, ложки, барабаны, маракасы
Муз.рук.
А давайте попробуем изобразить музыку с помощью ритмических палочек и барабанов.
Дети выходят на середину зала с инструментами
Упражнение "Марш деревянных солдатиков".
1 часть - дети отбивают ритм на палочках.
2 - часть – игра на барабанах
3 часть - дети маршируют.
Развитие чувства ритма, музицирование.
Цель:
Развитие метроритмического слуха.
Развивать у детей интерес к самостоятельному музицированию.
Муз. рук.
Ребята, возьмите палочки и барабаны
Давайте изобразим с помощью этих музыкальных инструментов мелодию марша.
Вспомните, сколько частей в этом произведении?
Дети:
Три
Муз. рук.
Как вы будете играть?
Дети:
1 часть - дети отбивают ритм на палочках.
2 - часть –играют на барабане
3 часть - дети играют на палочках.
Игра на инструментах
Муз.рук.
А какая по характеру звучала музыка?
Дети.
Бодрая, весёлая, четкая, ритмичная.
Муз.рук.
Музыка праздничная, победная, бодрая, торжественная.
Муз. рук.:
Теперь послушайте музыку другого характера.
Дети стоят на ковре, поворачиваются лицом к проектору
Видеослайд «Вальс»
Слушание "Вальс". (Фрагмент – 1 часть)
Цель: Уточнять представления о вальсе.
Муз. рук.:
Ребята, на столе у меня лежат картинки: танцующие дети, поющие дети и марширующие дети. Выберите, пожалуйста, какая картинка подходит к этой музыке. Почему?
Дети:
Я выбрал эту картинку, потому что я представлял, что дети танцуют.
Муз. рук.:
Какое по характеру произведение?
Дети:
Музыка нежная, спокойная, ласковая, лёгкая и т.д.
Муз.рук.
Прекрасно. Вы правильно определили. Это звучал Вальс, который написал П.И. Чайковский.
Вы сегодня слушали Марш и Вальс. Давайте попробуем сравнить эти музыкальные произведения.
На столе лежат карточки, возьмите их в руки, каждый свою. Никому не показывайте. Сейчас будет звучать фрагмент музыки и если, вы считаете, что это музыка вашей карточки, то подойдите к красному платочку воспитателя в круг (Звучит Марш).
А теперь я включаю еще фрагмент, если вы считаете, что это музыка вашей карточки, подойдите к желтому платочку, который держу я и встаньте в круг. (Звучит Вальс)
А теперь, кто не определился, встаньте в третий круг.
Откройте ваши карточки.
Скажите, что звучало у вас (красный платок)? Какая по характеру музыка?
Дети:
Марш. Четкая, бодрая, ритмичная
Муз.рук.
Скажите, что звучало у вас (желтый платок)? Какая по характеру музыка?
Дети:
Вальс. Легкая, плавная, нежная
Муз.рук.
Вы большие молодцы.
Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом».
Но и сейчас музыка эта нам кажется удивительной и неповторимой.
Сегодня мы прослушали с вами лишь небольшую часть «Детского альбома». Вспомните пожалуйста, какие произведения П.И. Чайковского вы слушали?
Дети:
Мама, Марш деревянных солдатиков, Вальс
Слайд (подсказка)
Муз.рук.
В следующий раз, на наших занятиях мы продолжим знакомство с прекрасной музыкой из этого альбома.
Бом-бом-бом-бом!
Закрывается альбом!
Слайд: закрывание книги
Муз.рук.
Кто его нам сочинил,
И ребятам подарил?
Слайд: Портрет Чайковского
Дети:
П.И. Чайковский
Муз. рук.
Ребята, а вам было интересно на занятии?
Что вам понравилось сегодня на занятии?
Дети отвечают
Спасибо, вы все замечательные слушатели.
Занятие подошло к концу.
До свидания.
Дети уходят
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.