КРАЕВЕДЕНИЕ
Занятие по теме:
Не имя красит человека, а человек имя.
(СЛАЙД 1)
Задачи:
популяризация имен известных земляков средствами исследовательской и творческой деятельности;
расширить знания учащихся о творчестве писателя-земляка Е.Благининой; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, любви к родному краю;
совершенствовать навыки работы с текстом;
развивать навыки самостоятельного творческого мышления;
использование семейного потенциала в исследовательской работе
1.Тайна моего имени
2.Имена известных в нашем крае людей
3.Знакомство с творчеством Е.Благининой
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Дарвагская СОШ №1»
Магоедова Р. Э.
1.Мотивационный этап.
-Добрый день, уважаемые гости! Дети, вы уже поприветствовали наших гостей, улыбнулись и с хорошим настроением начнём наше занятие с интересного задания.
(слайд 2)
Фраза
Расшифровать закодированную фразу:
4 8 7 4 10 14 8 15 6
7 1 9 4 6 15 6 14 7 6 4 8
2 16 8 17 1 17 6 2 18 19 3
11 5 4 3 13
Код
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
а с ы н в о т е й и я ё м ч г д л ь б
-Проверим по образцу:
Фраза – (СЛАЙД 3)
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…» (Библия)
-Что она означает?
-А какие же тайны мы сегодня будем открывать?
2.Актуализация знаний.
(СЛАЙД 4)
Нас не было — оно было,
Нас не будет — оно будет,
Никто его не видел,
А у каждого оно есть.
(Имя)
-Как вы понимаете значение слова «имя»?
(ответы детей)
(СЛАЙД 5)
По толковому словарю С. Ожегова слова «имя» имеет несколько значений:
1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
2. Известный, знаменитый человек.
3. Личная известность; репутация.
4.Фамилия, семейное название.
5. Название предмета, явления.
-Какая связь между именем и тайной?
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звездочка, которая определяет его дальнейшую судьбу. Имя сопутствует человеку всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием, о чём нам говорит 1-е значение слова в словаре.
С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.
Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить его значение.
-Вы с помощью родителей выполняли по плану исследовательскую работу и открыли тайну своих имен.
(СЛАЙД 6)
-Сегодня приоткроем тайну ещё одного имени.
3.Введение в тему.
Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет.
-Как вы понимаете фразу «имя живёт»?
Так до нас дошли имена великих людей, которые внесли важнейший вклад в историю человечества.
В словаре Ожегова одно из толкований значения слова ИМЯ - известный, знаменитый человек (2).
Вспомним наших земляков, чьи имена мы знаем, помним.
(Земляк- это уроженец одной местности с кем–нибудь.)
-Вы знаете, в каких областях деятельности наши земляки оставили свой след в истории страны?
-Давайте проверим:
(СЛАЙД 7)
-писатели, поэты
-учёные
-люди творчества
-защитники
-спортсмены
-Сегодня на занятии выбираем область деятельности - Писатели и поэты нашего края.
-У вас на партах лежат листы с именами, наиболее часто встречающимися в нашей области.
-Прочитайте. Может найдёте знакомые вам имена, которые носили писатели и поэты - наши земляки.
(Работа в группах с листами, на которых написаны популярные имена в нашей области)
-Назовите эти имена.
-Давайте проверим ваши ответ
(СЛАЙД 8)
-На слайде портреты, фамилии, имена писателей, поэтов, прославивших наш край.
-Кого из этих людей вы назвали?
3.Этап открытия нового
-Об одном имени поговорим более подробно и раскроем тайну этого имени.
-Чтобы узнать это имя, отгадаем ребус.
(СЛАЙД 9)
Ребус – расшифровать имя
ЕЛЕНА
-О значении имени очень кратко расскажет Аня, у которой маму тоже зовут Елена. (Ученик рассказывает)
(СЛАЙД 10)
Ученик:
Елена — одно из самых старинных женских имен, которое в переводе с греческого означает «сияющая», «светлая», «избранная», «факел», «огонь», «сверкающая», «блестящая» или «солнечная». Имя Елена соотносится с понятиями «Солнечный луч» или «Солнечный свет».
Учитель:
-Более подробную информацию об этом имени можно найти к следующему занятию «Краеведение».
-Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
-Это загадочное имя принадлежит известной писательнице Курского края.
(СЛАЙД 11)
Творчество Елены Благининой.
Елене Александровне Благининой 27 мая исполняется 120 лет со дня рождения. Все знают её как детскую поэтессу, которая смогла передать в своих стихах детскую радость, удивление перед огромным, необъятным и разноцветным миром.
В каждом произведении скрывается некий смысл, который полезен для каждого ребёнка.
О курских писателях мы уже немного знаем. А сейчас попробуем составить информационный лист по творчеству Елены Благининой.
(СЛАЙД 12) – повторим правила работы в группах
(сами читают на слайде)
4.Творческая работа учащихся.
1-я группа – расположить по порядку основные этапы творчества, краткая биография вам поможет.
2-я группа – определить тематику произведений (на столе на листах произведения и темы на отдельных листах)
3-я группа – определите, к каким жанрам относятся стихотворения.
Составление информационного листа по творчеству Благининой.
В центре – портрет, годы жизни
1)основные этапы жизни и творчества
2)произведения по темам
3)народная лирика по темам
Защита своих работ представителями групп.
1-я группа – рассказать об основных этапах жизни и творчества
2-я группа – рассказать, как соотнесли произведения и темы
3-я группа – рассказать о жанрах народной лирики Благининой
(можно взять с собой по 1-му стихотворению к каждой теме или жанру)
5. Самооценка.
-Оцените свою работу в группах на листах самооценки.
Лист самооценки работы группы
-Выбрать варианты ответов и оценить работу своей группы.
Каждая группа оценивает свою работу.
-Озвучьте, что у вас получилось.
6.Оценка учителем работы групп.
-А сейчас я оценю вашу работу, внимательны вы были?
-Я покажу слайды и задам вам несколько вопросов.
(СЛАЙД 13)
-Что изображено на слайде, к какому периоду жизни Е.Благининой можно отнести?
(ответы учащихся)
-Верно, здесь отражается период жизни Е.А Благининой в Курске.
(СЛАЙД 14)
-Что здесь изображено? Для чего я вам показываю обложки журналов?
(СЛАЙД 15)
-Какие темы присутствуют в творчестве Благининой?
(задания 2-й группы)
-Вы правильно определили тематику её стихотворений.
Стихи Благининой о природе, о семье, о детских играх, заботах и забавах, о первых открытиях, о дружбе, общении детей и взрослых, окружающем мире – близки и детям, и взрослым. Тема Родины тонкой нитью проходит через многие её произведения. При этом поэт не говорит о своем высоком чувстве, но читатели впитывают его с каждым словом.
На добрых и душевных стихотворениях автора выросло не одно молодое поколение.
(СЛАЙД 16)
-Сейчас я прочитаю короткий отрывок из стихотворения.
К какому жанру отнесёмэти строки?
Простокваши дали Клаше —
Недовольна Клаша:
-Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши…
-Елена Благинина писала не только стихотворения, она владела всеми жанрами детской литературы.
-Какие ещё виды фольклора знаете?
(СЛАЙД 17)
В творчестве Елены Благининой присутствует народная лирика. Ее сказки, стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки, песни искрятся добрым юмором.
6.Подведение итогов.
-О чём писала Е.Благинина?
-Как вы думаете, чему учат произведения Елены Благининой?
Елена Благинина занимает достойное место в русской литературе для детей и взрослых. Благодаря стихотворениям Е.А.Благининой дети приучаются ценить и любить красоту родной природы, уважению к старшим, бережному отношению окружающему нас миру. Её произведения воспитывают нравственные качества детей.
7.Заключительный этап
(СЛАЙД 18)
-Посмотрите внимательно на фотографии следующего слайда.
-Что связывает все эти изображения?
Люди живут пока их помнят… Именем Е.Благининой названы улицы в Орле и поселке Змиёвка Свердловского района г. Орла, центральная детская библиотека Свердловского района г.Орла, школа в её родном селе Яковлево. В 2005г. установлена мемориальная доска Благининой Е. А. в городе Орле.
Ежегодно в мае, когда цветут сады, с.Яковлево собирает любителей поэзии. Цветы, улыбки, радостное настроение, выставки книг, стенды с фотографиями и документами, рассказывают о жизни и творческом пути известной поэтессы.
Память о Е.А.Благининой бессмертна, а значит, имя её будет вечно жить - у нас в сердцах.
Имя человека - это важная часть его личности и его жизни. В каждом имени есть своя тайна.
-Какую же тайну мы сегодня приоткрыли?
Елена - «сияющая», «светлая», «избранная», «сверкающая», «солнечная».
Эти определения можно соотнести с Е.Благининой, своим ярким творчеством она несла солнечный свет.
Я надеюсь, когда вы вырастите, ваши имена станут известны добрыми делами и поступками.
Будем всегда помнить о том, что:
(СЛАЙД 19)
«НЕ ИМЯ КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК ИМЯ!»
-В заключении занятия продолжите предложения, которые вам больше по душе. (в группах).
1.Все ли члены группы принимали участие в работе?
а) да, все принимали участие в работе;
б) кто-то работал больше, кто-то меньше;
в) нет, работал только один.
2.Дружно ли вы работали?
а) работали дружно, ссор не было;
б) работали дружно, спорили, но не ссорились;
в) трудно было договориться, не всегда получалось.
3.Понравился результат работы группы?
а) да, всё получилось хорошо;
б) нравится, но можно сделать лучше;
в) нет, не нравится.
Ученику:
Елена — одно из самых старинных женских имен, которое в переводе с греческого означает «сияющая», «светлая», «избранная», «факел», «огонь», «сверкающая», «блестящая» или «солнечная». Имя Елена соотносится с понятиями «Солнечный луч» или «Солнечный свет».
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
1.Все ли члены группы принимали участие в работе?
а) да, все принимали участие в работе;
б) кто-то работал больше, кто-то меньше;
в) нет, работал только один.
2.Дружно ли вы работали?
а) работали дружно, ссор не было;
б) работали дружно, спорили, но не ссорились;
в) трудно было договориться, не всегда получалось.
3.Понравился результат работы группы?
а) да, всё получилось хорошо;
б) нравится, но можно сделать лучше;
в) нет, не нравится.
БИОГРАФИЯ
Елена Благинина родилась 27 [14] мая 1903 года в селе Яковлево Орловской губернии (сейчас Свердловский район Орловской области).
Детство писательницы проходило в небогатой, но дружной семье.Елена Благинина с детских лет много читала, а в восемь лет сочинила первое стихотворение, которое написала в Яковлевском парке.
Семья Благининых в 1913 году переехала под Курск, и Елена поступила в Курскую Мариинскую гимназию.
В 1921 году она поступила в Курский педагогический институт.В этом же году было опубликовано первое стихотворение Елены Благининой «Девочка с картинкой».
В 1923 году она уехала в Москву. Она поступила в Московский Высший литературно-художественный институт.
В 30-е годы Благинина пришла в детскую литературу. В 1933 году в журнале «Мурзилка» она опубликовала первое стихотворение. Поэтесса стала автором, а позже редактором журналов «Мурзилка» и «Затейник».
В 1936 году вышла первая книга для детей — сборник «Осень» и поэма «Садко». В 1939 году вышла ее книга «Вот какая мама!».
В послевоенные годы вышли сборники Елены Благининой «Радуга», «Огонек», «Не мешайте мне трудиться», «Травушка-муравушка» и позднее в 70-е годы - «Гори-гори ясно!», «Журавушка.
Елена Александровна Благинина умерла 24 апреля 1989 г. на 86-м году жизни, похоронена в Московской области.
ЧАСТИ БИОГРАФИИ НА ЛИСТАХ
Елена Благинина родилась 27 [14] мая 1903 года в селе Яковлево Орловской губернии.
Елена Благинина с детских лет много читала, а в восемь лет сочинила первое стихотворение, которое написала в Яковлевском парке.
Семья Благининых в 1913 году переехала под Курск, и Елена поступила в Курскую Мариинскую гимназию.
В 1921 году она поступила в Курский педагогический институт.
В этом же году было опубликовано первое стихотворение Елены Благининой «Девочка с картинкой».
В 1923 году она уехала в Москву. Она поступила в Московский Высший литературно-художественный институт.
В 30-е годы Благинина пришла в детскую литературу. В 1933 году в журнале «Мурзилка» она опубликовала первое стихотворение.Она стала автором и редактором журналов «Мурзилка» и «Затейник».
В 1936 году вышлапервая книга для детей — сборник «Осень». В 1939 году вышла ее книга «Вот какая мама!».
В 70-е годы вышли сборники Елены Благининой «Радуга», «Огонек», «Не мешайте мне трудиться», позднее «Гори-гори ясно!», «Журавушка».
Елена Александровна Благинина умерла 24 апреля 1989 года. Она похоронена в Московской области.
Популярные имена в Курской области
МужскиеЖенские
1-я группа
Антон Елена
Денис Анна
Михаил Александра
Семен Василиса
Алексей Светлана
Роман Виктория
Максим Анастасия
Евгений Валентина
2-я группа
Аркадий Арина
Николай Алла
Борис Ксения
Игорь Настя
Валентин Альбина
Никита Дарина
Владислав Антонина
Вячеслав Ангелина
3-я группа
Виктор Адель
Глеб Анфиса
Даниил Глафира
Григорий Агния
Валерий Аглая
Егор Ася
Фёдор Алена
Константин Ада
ПЛАН:
Почему каждого из вас назвали именно так?
-Знаешь ли ты значение своего имени?
-Знаешь ли ты происхождение своего имени?
-Нравится ли тебе своё имя?
-Есть ли одинаковые имена в вашей семье?
-Какое самое редкое имя в семье?
-Какое самое популярное имя?
-Знаешь ли ты почему тебя назвали именно так (в честь кого)?
- в честь близких родственников;
- были названы «красивыми» именами по мнению родителей;
- были названы в честь «святых» в день которых родились;
- были названы именами по их значениям и характеристикам
- были названы в честь героев книг, фильмов, знаменитостей и великих людей;
- были названы именно так, потому что имя подходит к внешности.
Я на земле не праздник
жизни правлю,
А скромное
подвижничество дня.
И потому не блеск звезды
оставлю,
А только отсвет тихого
огня…
Эти стихотворные строки Елены Александровны Благининой очень точно раскрывают ее творческую позицию.
Всю свою долгую жизнь (85 лет) Е.Благинина дарила добро близким ей людям, и, конечно же, детям. Елену Благинину называют «учитель доброты». Ведь фамилия, доставшаяся ей от отца, Александра Михайловича, прямо призывала «творить благо», то есть, «добро». Но мало кто знает, что мама поэтессы, Неонила Михайловна, в девичестве имела не менее замечательную фамилию – Солнышкина. Обладая с детства такими именными богатствами, она дарила их людям.
Учитель:
-Сейчас вы в группах оцените свою работу. На слайде несколько незаконченных предложений. В группах посовещаетесь, выберете одно или несколько предложений и закончите их.
Мы узнали …
Было интересно …
Мы поняли, что …
Мы выполняли задание …
Теперь мы можем …
Мы почувствовали, что …
У нас получилось …
Мы смогли …
Нас удивило …
Мы попробуем …
Нам захотелось …
Основные произведения:
??? Первое стихотворение
Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом!
«Осень» (сборник стихов), 1936 год
«Садко» (поэма), 1936 год
«Вот какая мама!» (сборник стихов), 1939 год
«Алёнушка» (маленькая поэма), 1940 год
«Посидим в тишине» (сборник стихов), 1940 год
«Мишка-шалунишка» (сборник стихов), 1941 год
«Одинокие печки» (стихотворение), после 1941 года
«Радуга» (сборник стихов), 1948 год
«Огонёк» (сборник стихов), 1949 год
«Не мешайте мне трудиться» (сборник стихов), 1959 год
«Окна в сад» — лирические циклы (стихи для взрослых), 1966 год
«Гори-гори ясно!» (сборник стихов), 1971 год
«Травушка-муравушка» (сборник стихов), 1971 год
«Журавушка» (сборник стихов), 1973 год
«Складень» — лирические циклы (стихи для взрослых), 1973 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.