Сценарий занятия «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина» (3-4 класс)
Цель занятия: расширять знания обучающихся о творчестве А. С. Пушкина, способствовать осознанию роли великого писателя в изменении русского языка, формировать уважительное отношение и интерес к людям, внёсшим большой вклад в развитие российской и мировой культуры, воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, сохранение исторической памяти, любовь к Родине.
Основные смыслы: 6 июня – знаковая дата для российской и мировой культуры: именно в этот день родился А. С. Пушкин, а ещё в этот день отмечается День русского языка. Пушкинское творчество открывает читателю огромный мир человеческих чувств, переживаний, приобщает его к культурным и общечеловеческим ценностям и богатству русского языка.
Планируемые результаты.
Личностные:
ü стремиться к расширению своих знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина;
ü проявлять чувства уважения и благодарности к людям, внёсшим большой вклад в развитие отечественной и мировой литературы;
ü понимать важность чтения для личностного развития, стремиться расширять свой кругозор и начитанность.
Метапредметные:
ü проявлять интерес к изучению творчества и личности А. С. Пушкина;
ü работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
ü участвовать в обсуждении предложенных проблем, активно высказывать своё мнение и суждения.
Форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Анализ фотографий и блиц-опрос в начале занятия позволяют подвести обучающихся к теме занятия и актуализировать имеющуюся информацию о творчестве А. С. Пушкина. Часть 2. Основная
В продолжение раскрытия темы занятия учитель проводит беседу и организует просмотр видеоматериалов. Работа с предложенными текстами сопровождается беседой по анализу произведений писателя.
Часть 3. Заключение
В завершение занятия педагог подводит обучающихся к осознанию общего смысла выражения о творчестве А. С. Пушкина: «Он – наш поэт, он – наша слава!», обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.
Сценарий
Мотивационная часть
Об этом писателе Н. В. Гоголь сказал, что он наш «русский национальный поэт». А ещё его произведения переводятся на многие языки мира, ему воздвигнуто более 400 памятников в 320 городах мира! Догадались кто это? Назовите.
Ответы обучающихся.
В Москве на Кубе в Египте. Конечно, это об Александре Сергеевиче Пушкине! Кто видел памятник в Москве? Где он установлен? Каким изобразил поэта скульптор?
Ответы обучающихся.
Чтец 1.
У памятника на бульваре летом
Играют дети. И склонив главу,
По пояс озарён вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.
Поют, гудят машины, выбегая
На площадь и бульвар из-за угла.
Бурлит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.
Чтец 2.
А он всё тот же.
Только год от года
Фигура с наклонённой головой
Роднее и дороже для народа,
Шумящего вокруг на мостовой.
Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.
(С. Я. Маршак)
Памятник выполнен из бронзы и изображает поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. А установлен памятник был в Москве на Страстной площади, сейчас это Пушкинская, в 1880 году.
6 июня – это день рождения А. С. Пушкина, и в этом году мы отмечаем 225-летие со дня его рождения. «Это имя – знакомое с детства», Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Мои любимые произведения поэта – это…
(Педагогу важно привести свои примеры произведений А. С. Пушкина, процитировать отдельные строки из стихотворений. Это будет способствовать интересу к творчеству А. С. Пушкина и внесёт личностно-эмоциональную составляющую в занятие).
А какие произведения А. С. Пушкина вы знаете и любите? Расскажите.
Ответы обучающихся.
Давайте проведём блиц опрос и вспомним сказки А. С. Пушкина.
Проведение блиц опроса «Сказки Пушкина».
Как звали царя, который женился на одной из трёх сестёр? (Салтан)
Кто помогал старику выполнить все желания старухи? (рыбка)
Кто выходил из вод морских «в чешуе, как жар горя»? (33 богатыря)
Кто зашёл к царице с сыном в палату, чтоб огласить указ царя? (бояре)
С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, в огороде»? (орехи в золотой скорлупке)
Как звали дядьку тридцати трёх богатырей? (Черномор)
Как звали царевича, который обращался к Солнцу, Месяцу и Ветру с просьбами о поиске невесты? (Елисей)
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но ещё много стихотворений, поэм, рассказов и повестей. Имя Пушкина не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!
Основная часть
Александр Сергеевич не только автор великих произведений, но и писатель, который серьёзно повлиял на изменения, которые произошли в русском языке. Как сказал И. С. Тургенев: «Он дал окончательную обработку нашему языку». Что же такого особенного сделал Пушкин? Давайте в этом разберёмся. Итак, нас ждёт путешествие в прошлое.
Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 1.1.».
Дикторский текст.
Давайте перенесёмся на 200 лет назад, когда существовало целых два русских языка: книжный и разговорный. И различались они очень сильно. Настолько, что даже одинаковые слова имели совершенно разные значения! Например, «язык» в разговорной речи означал тот самый язык, который мы показываем доктору, когда заболели, а в книжной речи «язык» означал ….(пауза).
Какие у вас есть предположения?
Ответы обучающихся.
Продолжение видео «Русский язык. Часть 1.2.».
…В книжной речи «язык» означал народ. Как это случилось – неизвестно, но неудобно было всем: образованные люди знали книжный русский, но разговаривать на нём постоянно уставали, а простой люд и вовсе сложных слов не знал, ведь грамоте не учился. Вот и шли два языка, каждый своим путём, расходясь всё дальше, насколько можно.
Сравните два предложения, которые говорят об одном и том же, но по-разному! Какое предложение было трудней понять? Объясните почему.
Завтра с утра пойду пахать!
Едва багряная заряница покроет долы, выйду орать!
Ответы обучающихся.
Словарь:
Денница – заря
Долы – поля
Орать – пахать
Да…Первое предложение без словаря не понять. Дело в том, что в то время действовал закон трёх «штилей», который ввёл Михаил Ломоносов.
Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 2».
Михаил Ломоносов рассортировал слова на три группы – «штили»: в первой были книжные, возвышенные слова – для од и торжественных речей, во второй – слова попроще, но подходящие для рассказов, повестей и стихов, и в третьей – совсем «низкие», которые можно было использовать в баснях, эпиграммах да дружеских письмах.
Смешивать штили строго запрещалось!
Ребята, как вы думаете, легко ли было понимать произведения, созданные книжным языком? Прочитайте отрывок из басни В. Тредиаковского.
Ответы обучающихся.
Всё верно, произведения, написанные высоким книжным «штилем», были сложны для понимания. Пока за дело не взялся Пушкин. С детства он увлекался литературой,
много читал и изучал всё, что было связано с русским языком. Позже Александр
Сергеевич стал экспериментировать и... в своих произведениях смешал все три «штиля».
Поэт понял главное: не надо разделять слова по разным «штилям» – ведь это один и тот же
русский язык, которым просто нужно правильно пользоваться!
И получилось вот так:
Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и точность, образность и
краткость разговорного и книжного языков. В его произведениях наш великий и могучий
язык зазвучал в полную силу! Русский язык – один из богатейших языков в мире!
Послушайте наказ от Ивана Сергеевича Тургенева. Почему писатель называет язык
кладом? Ведь клад – это сокровище. Почему язык – это сокровище и драгоценность,
которые надо беречь? Объясните.
Ответы обучающихся.
Сколько ярких слов, передающих тончайшие оттенки чувств и глубокие мысли в
русском языке! Какое богатство многозначных слов и фразеологизмов он хранит. Но
русский язык – это не застывшая форма, он постоянно развивается: одни слова уходят из
употребления, другие слова появляются в языке.
А что помогает нам совершенствовать своё умение использовать язык? Что необходимо делать, чтобы наш словарный запас расширялся, и мы овладели «чудесами» языка, о которых говорят писатели?
Ответы обучающихся.
Конечно, это чтение книг. Чтение расширяет наш кругозор, развивает воображение и память, читающий человек обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. «Чтение – вот лучшее учение», – говорил А. С. Пушкин.
Послушаем Михаила Боярского, народного артиста РСФСР, знатока и ценителя творчества А.С. Пушкина.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше занятие. Уверена, что вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. О творчестве А. С. Пушкина мы говорим: «Он – наш поэт, он – наша слава!». Как вы понимаете это выражение?
Ответы обучающихся.
Мир пушкинского стиха – это мир чудес, тайн. Они привлекают нас, прежде всего, необычностью сюжета, яркостью красок, простотой слога и большим смыслом.
Чтец
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
Он к свету указал нам путь:
Знай, «чтение – вот лучшее учение»,
Оно наполнит жизни суть,
От серости спасёт нас, без сомнения…
Ведь в чтении и опыт, и мечты,
Истории, достойные внимания,
Простейшие пути познанья красоты,
Родного языка очарование!
(Ольга Мегель)
Красота пушкинского художественного слова, наш русский язык – это то великое достояние, которое нам досталось от предков и которое мы должны передать потомкам. Современный русский язык объединяет все народы Российской Федерации, делает нас одной большой и дружной семьей, имя которой – Россия.
ПОСТРАЗГОВОР
Беседы о местах или объектах, которые связаны с именем А. С. Пушкина.
Тематические экскурсии и лекции для обучающихся «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество».
Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина.
Выставка рисунков, посвящённых творчеству А. С. Пушкина.
Просмотр спектаклей по произведениям А. С. Пушкина.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарём, определение значения устаревших слов в произведениях А. С. Пушкина.
Литературное чтение: чтение произведений А. С. Пушкина.
Окружающий мир: расширенное изучение тем «Царскосельский лицей. Пушкин в Лицее», «Поэты пушкинской поры».
Изобразительное искусство: Пушкин глазами художников.
Музыка: сказки А. С. Пушкина в музыке. Оперная сказка Н. А. РимскогоКорсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и другие.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пушкин для младших школьников. Сборник методических материалов к разделу начальной общеобразовательной школы программы курса «Псковское пушкиноведение». – Псков: АНО «Пушкинский образовательный центр», 2011.
Литвяк Е. Пушкин и Лицей. – Москва: Издательство «Настя и Никита», 2020.
Улыбышева М. Как Пушкин русский язык изменил. – Москва: Издательство «Настя и Никита», 2015.
Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей. – Санкт-Петербург: Образование-Культура, 1999.
Использованный материал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/101/grade/34/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.