Сценарий игры "Звездный час математики"
Оценка 4.6

Сценарий игры "Звездный час математики"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
математика
6 кл—7 кл
28.04.2017
Сценарий игры  "Звездный час математики"
Игра "Звездный час математики" может быть проведена в 6-7 классах в целях развития интереса школьников к изучению истории матемаики и математики. Сценарий и правила соответствуют телеигре "Звездный час". Игра может быть проведена в рамках недели математики или на занятиях математического кружка.
Звездный час-мой сценарий.doc
** ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС **  математический конкурс  Ведущая. Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал:  «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни  одной возможности сделать его более занимательным».  Сегодня вы собрались на математическую конкурс – викторину «Звёздный  час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Мы  постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что  ей больше, чем какой­либо другой науке свойственны красота, гармония,  изящество и точность.  Представляю вам игроков:  I пара ­ …  VI пара ­ …  Поприветствуем их!  Все участники игры представлены, теперь познакомлю вас с ее правилами.  Правила игры   За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.   Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают  звезду..   Если игрок ответил неправильно, а партнёр – правильно, то звезда не  даётся.   После каждого тура, а их ­ четыре, будет отсеиваться одна пара  игроков, набравшая наименьшее количество очков.   Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут  учитываться звезды.   В супер­игре сразятся две пары, дошедшие до финала.  Подсчитывать очки будут... Дерзайте, играйте и выигрывайте!     Итак, начинаем I тур, который состоит из нескольких отдельных заданий.     I тур  1 Гаусс                   С.Ковалевская                 Ньютон    Пифагор Архимед Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина. 1) Этот математик скзал о себе так:   «Я получила в наследство страсть к науке от предка,   венгерского   короля   Матвея   Корвина;   любовь   к   математике,   музыке, поэзии — от деда по матери, астронома Шуберта; личную свободу — от Польши; от цыганки­прабабки — любовь к бродяжничеству и неумение подчиняться принятым обычаям; остальное — от России». (№5, С.Ковалевская) Ковалевская  Софья Васильевна [3(15).1.1850, Москва, — 29.1(10.2).1891, Стокгольм], русский   математик,   а   также   писатель   и   публицист,   первая   женщина   —   член­ корреспондент Петербургской АН (1889), избранная по представлению академиков П. Л.  Чебышева,   В.   Г.  Имшенецкого  и   В.   Я.  Буняковского.   К.   получила   всестороннее образование и рано обнаружила незаурядные математические способности. С 1866 в 2 Петербурге К. брала уроки математики у известного педагога А. Н. Страннолюбского. Страннолюбский на первом уроке дифференциального исчисления удивился быстроте, с какой Соня усвоила понятие о пределе и о производной, «точно наперёд всё знала». А девочка и на самом деле во время объяснения вдруг отчётливо вспомнила те листы лекций Остроградского, которые она рассматривала на стене детской в Полибино. Доступ женщинам в Петербургский университет в то время был закрыт. В 1868 К., чтобы иметь возможность заняться наукой, вступила в фиктивный брак (ставший позднее фактическим) с В. О. Ковалевским и в 1869 уехала в Гейдельберг, где изучала математику. В 1870 К. переехала в Берлин, где 4 года работала у К.  Вейерштрасса, согласившегося давать ей частные уроки (в Берлинский университет женщины тоже не допускались). В 1874 на основании трёх работ К., представленных Вейерштрассом, Гёттингенский университет заочно присудил ей степень доктора философии. В 1874 К. вернулась   в   Россию,   однако   она   не   смогла   получить   место   в   Петербургском университете.   Затем   К.   почти   на   6   лет   отошла   от   научной   работы,   занялась литературно­публицистической   деятельностью,   сотрудничая   в   газетах.   В   1880   К. переехала   в   Москву,   но   в   университете   ей   не   разрешили   сдавать   магистерские экзамены. В 1881 К. уехала в Берлин, а затем в Париж, пытаясь получить место профессора на Высших женских курсах во Франции. В 1883 вернулась в Россию. В ноябре 1883   выехала   в   Швецию,   получив   приглашение   шведского   математика   Г.   Миттаг­ Леффлера занять должность приват­доцента в Стокгольмском университете. В 1884 К.   была   назначена   профессором   Стокгольмского   университета.   В   течение   8   лет прочла 12 курсов. К. была членом редколлегии шведского журнала "Acta mathematica". В 1888   ею   написана   работа   "Задача   о   вращении   твёрдого   тела   вокруг   неподвижной точки";   за  эту  работу  Парижская  АН  присудила   К.  премию.  За  вторую   работу  о вращении твёрдого тела (в следующем году) К. была присуждена премия Шведской АН. 2) С кем из ученых произошёл следующий случай:  «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …  — Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»  № 2. М.В.Ломоносов  ЛОМОНОСОВ   Михаил   Васильевич(19.XI   1711   —   15.IV   1765).Русский   ученый­ энциклопедист, акад. Петербургской АН (1745). Р. в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово Архангельской обл.), в семье помора. Рано научился читать и в 14 лет дошел до таких книг, как "Арифметика" Магницкого и "Славянская грамматика" Смотрицкого. В 19 лет ушел из родной деревни в Москву для учения. В 1731—1735 учился в московской Славяно­греко­латинской академии. В 1736 был направлен в Петербург, в университет, организованный в то время при Академии наук. Осенью того же года был послан в Германию. Учился в Марбургском ун­те (1736—1739) и во Фрейбергской школе горного дела   (1739—1741).   По   возвращении   в   Россию   избран   в   1742   адъюнктом,   а   в   1745 профессором Петербургской АН. Ломоносову   принадлежат   выдающиеся   труды   как   в   области   естественных   и технических, так и в области гуманитарных наук. Он заложил основы отечественной химии, геологии, металлургии, внес существенный вклад в изучение истории русского народа, далеко продвинул вперед искусство поэзии, создал "Российскую грамматику" и 3 др.  По   выражению   А. С. Пушкина   Ломоносов   был   первым   нашим   университетом. Является инициатором создания и автором проекта Московского ун­та, открытого в 1755.Ныне Московский ун­т носит имя Ломоносова. 3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение,   что   человек   подобен   дроби,   числитель   которой   есть   то,   что   человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.  №1,Л.Н.Толстой  аа оа Лев Никол евич Толст й [К   1]  (28 августа (9     сентября)  1828,  Ясная Поляна,  Тульская губерния,  Российская   империя —  7   (20)   ноября  1910,   станция  Астапово,  Рязанская губерния,   Российская   империя) —   один   из   наиболее   широко   известных  русских писателей  и  мыслителей,   почитаемый   как   один   из   величайших   писателей   мира[3]. Участник  обороны Севастополя.Член­корреспондент  Императорской Академии наук (1873),   почётный  академик  по   разряду   из   зящной   словесности   (1900).Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы[5], Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая   трилогия   «Детство»,   «Отрочество»,   «Юность»,   повести «Казаки»,   «Смерть   Ивана   Ильича»,   «Крейцерова   соната»,   «Хаджи­Мурат»,   цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы». 4) Этот ученый считал, что секрет всего сущего на земле состоит в числах, одним из его   высказываний   было:   «Бог —   это   число   чисел,   числу же   все   подобно».   Ему первому   принадлежит   идея   о том,   что   Вселенная   и Земля   имеют   шарообразную форму (подобны сфере), а планеты (включая Землю) осуществляют движение вокруг центрального огня, так называемого «источника света». (№7, Пифагор). Пифагор  Самосский — философ,  математик, религиозный  и политический деятель, родился   в VI   веке   до н.э.   в г.   Регия   на острове   Самос   (остров   в Эгейском   море — территория Греции). Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия\. Который мы сегодня называем Теоремой Пифагора Пифагор принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам ­ даже сто быков. «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть». Это тоже сказал Пифагор.   которых     среди группе   учеников,   Однажды   5) был этот математик, было предложено просуммировать натуральные числа от 1 до 100. (Разные источники называют разные числа!) По мере выполнения задания ученик должны   были   класть   на   стол   учителя   свои   грифельные   доски.   Порядок   досок учитывался   при   выставлении   оценок.   10­летний   Карл   положил   свою   доску,   едва Бюттнер кончил диктовать задание. К всеобщему удивлению, лишь у него ответ был правилен. Секрет был прост: пока диктовалось  задание, Карл успел переоткрыть формулу   для   суммы   арифметической   прогрессии!   Слава   о   чудо­ребенке распространилась по маленькому Брауншвейгу. (№4, Гаусс) 4 иа аа аа Иог нн   Карл   Фр дрих   Г усс   (нем.   Johann   Carl   Friedrich   Gauß;   30   апреля   1777, Брауншвейг — 23 февраля 1855, Гёттинген) — немецкий математик, механик, физик и астроном.   Считается   одним   из   величайших   математиков   всех   времён,   «королём математиков». “Математика – царица наук, а арифметика – царица математики” (К. Гаусс) 6)  Об   этом   ученом   ходит   много   легенд.   В   одном   из   них   говорится,   что, проголодавшись после упорных трудов, он опустил в кастрюлю вместо яйца часы, а затем, забыв об этом, продолжал работать. Вот другой случай в том же роде. Говорят, он держал кошку и, чтобы она могла ходить к соседу, проделал в заборе дыру, а когда кошка   принесла   котят,   он   и  для   них   сделал   маленькие   дырки.   Широко   известен рассказ   о   том,   что   на   открытие   всемирного   тяготения   его   навело   неожиданное падение яблока с дерева в Вульсторпе. Рассказ этот, по­видимому, достоверен и не является легендой. Стекелей передает следующую сцену, относящуюся к старости этого ученого: «После обеда (в Лондоне) погода была жаркая; мы перешли в сад и пили чай под тенью нескольких яблонь; были только мы вдвоем. Между прочим сэр Исаак сказал мне, что точно в такой же обстановке он находился, когда впервые ему пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя,   почему   не   в   сторону,   а   всегда   к   центру   Земли.   Должна   существовать притягательная сила в материи, сосредоточенная в центре Земли. Если материя так тянет другую материю, то должна существовать пропорциональность ее количеству. Поэтому   яблоко   притягивает   Землю   так   же,   как   Земля   яблоко.   Должна, следовательно, существовать сила, подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей вселенной». (№6, Исаак Ньютон) НЬЮТОН,   ИСААК   (Newton,   Isaac)   (1643–1727)   –   английский   математик,   физик, алхимик   и   историк,   заложивший   основы   математического   анализа,   рациональной механики   и   всего   математического   естествознания,   а   также   внесший фундаментальный вклад в развитие физической оптики. Он открыл закон всемирного тяготения. 7) Уже при жизни этого древнегреческого математика вокруг его имени создавались легенды,   поводом   для   которых   служили   его   поразительные   изобретения, производившие ошеломляющее действие на современников. Известен рассказ о том, как он сумел определить, сделана ли  корона  царя  Гиерона  из чистого  золота, или ювелир подмешал туда значительное количество серебра. Удельный вес золота был известен, но трудность состояла в том, чтобы точно определить объём короны: ведь она имела неправильную форму! Ученый   всё время размышлял над этой задачей. Как­то он принимал ванну, и тут ему пришла в голову блестящая идея: погружая корону в воду, можно определить её объём, измерив объём вытесненной ею воды. Согласно легенде], ученый   выскочил голый на улицу с криком «Эврика!» то есть «Нашёл!». В этот момент был открыт основной закон гидростатики, который носит теперь его имя. Другая легенда рассказывает, что построенный Гиероном в подарок египетскому царю Птолемею тяжёлый многопалубный корабль «Сиракузия» никак не удавалось спустить на воду. Он соорудил систему блоков (полиспаст), с помощью 5 которой он смог проделать эту работу одним движением руки. По легенде, он заявил при этом: «Будь в моём распоряжении другая Земля, на которую можно было бы встать, я сдвинул бы с места нашу» (в другом варианте: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир»). (№8, Архимед) еа Ἀρχι ήδης μ Архим д ( ; 287 до н. э. — 212 до н. э.) — древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений. 8) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?  № 3. А.С.Пушкин  еа уа аа Алекс ндр Серг евич П шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт­Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В воспоминаниях об учебе в лицее «первый друг» и «друг бесценный» Иван Пущин рассказывал: «Учитель физики   и   математики   Яков   Иванович   Карцев   вызвал   Пушкина   к   доске   решать алгебраическую   задачу.  Переминаясь   с  ноги   на  ногу,  Пушкин  молча  делал  на  доске какие­то   записи   чисел.   На   вопрос   учителя:   «Ну,   что   же   у   Вас   получилось?   Чему равняется   икс?»   ­   ученик   улыбнулся   и   ответил:   «Нулю!».   «Хорошо,   ­   подытожил Карцев. – У вас, Пушкин, все в моем классе кончается нулем. Садитесь на место и пишите лучше стихи». Подводим итоги первого тура. Во второй тур выходят____ пары. I I тур   Во втором туре будут высыпаны 9 кубиков с цифрами от 0 до 9. Вам и зрителям надо   будет   составить   из   этих   цифр,   используя   их   максимальное   количество, число, кратное 12. В конкурсе участвуют и зрители. В третий тур выходят 3 пары. I I I тур  1 задание 6 Перед вами четырёхугольники. 1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку являются лишним?                                                                                                                                  № 3.Трапеция    2 задание  Перед вами фамилии и изображения трех математиков. Кто из них не жил в России?  (№3, Эйлер)                           Эйлер                        А.Н.Колмогоров                                Пуанкареа   ЭЙЛЕР Леонард. (15.IV 1707 — 18.IX 1783). Математик, механик, физик и астроном­ теоретик. По происхождению швейцарец. В 1726 году Леонард Эйлер был приглашен в Петербургскую АН и переехал в 1727 в Россию. ии еи (фр. Jules Henri Poincaré; 29 апреля 1854, Нанси, Франция — 17 Жюль Анр  Пуанкар июля 1912, Париж) — французский математик, механик, физик, астроном и философ. Глава  Парижской академии наук  (1906), член  Французской академии  (1908)[1]  и ещё более 30 академий мира, в том числе иностранный член­корреспондент Петербургской академии наук (1895). Андрей Николаевич Колмогоров  (1903–1987) – выдающийся советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века. Колмогоров – один из основоположников современной   теории   вероятностей,   им   получены   фундаментальные   результаты   в топологии,   геометрии,   математической   логике,   классической   механике,   теории турбулентности,   теории   сложности   алгоритмов,   теории   информации,   теории функций,   теории   тригонометрических   рядов,   теории   меры,   теории   приближения функций,   теории   множеств,   теории   дифференциальных   уравнений,   теории динамических систем, функциональном анализе и в ряде других областей математики и   её   приложений.   Колмогоров   также   автор   новаторских   работ   по   философии, истории, математики. преподаванию методологии     и     7 Профессор   Московского   государственного   университета   (с   1931),   доктор   физико­ математических наук, академик Академии наук СССР (1939). Президент Московского математического общества в 1964–1966 и 1974–1985. Иностранный член Национальной академии   наук   США   (1967),   Лондонского   королевского   общества   (1964),   член Германской   академии   естествоиспытателей   «Леопольдина»   (1959),   Французской (Парижской) академии наук (1968), почётный член Американской академии искусств и наук (1959), иностранный член Венгерской академии наук (1965), Польской академии наук   (1956),   Нидерландской   королевской   академии   наук   (1963),   Академии   наук Финляндии   (1985),   почетный   член   Румынской   академии.   Член   Лондонского математического   общества   (1962),   Индийского   математического   общества   (1962), иностранный   член   Американского   философского   общества   (1961).   Колмогоров   – почётный   доктор   Парижского   университета   (Сорбонны)   (1955),   Стокгольмского университета (1960), Индийского статистического института в Калькутте (1962). 3 задание  На экране несколько чисел: 117, 67, 29. Все они простые. Нет ли ошибки в этом  утверждении? (простое число – №2, 67) 4 задание  1) Локоть, дюйм, фут, фунт, по­моему, это единицы измерения длины. Так ли это?  № 4. Фунт – мера веса 5 задание  2) Расположите единицы длины в порядке убывания.  ≈ I локоть  46 см  ≈  2,5 см  I дюйм  ≈ I фут 30 см     № 2­3. 8 № 3.  6 задание    Какая из этих фигур по одному очень важному признаку является лишней?  № 2. (Все фигуры, кроме 2, являются плоскими фигурами. Куб – пространственная фигура).     Это был последний вопрос третьего тура.     Игра с болельщиками : «Аукцион математических терминов»  Внимание, болельщики! Пока жюри подсчитывает очки, которые набрали участники игры в III   туре,   проведем   аукцион   математических   терминов.   Побеждает   тот,   кто   последним назовет слово… (победителю вручается жетон).    Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок» Проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот,  кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон).   Одна голова хорошо, а две ­ лучше.   Один в поле не воин.  9  Одна рука узла не вяжет.   Хвастуну цена – три копейки.   У семи нянек дитя без глазу.   Семь раз отмерь – один отрежь.   На седьмом небе от счастья.   Семеро одного не ждут.   Одним махом семерых убивахом.   Лук от семи недуг.   Сам не дерусь, семерых не боюсь.   Семь верст до небес и все лесом.   Семи пядей во лбу.   Не имей сто рублей, а имей сто друзей.  Игра с болельщиками:  «Аукцион песен» А теперь проведём аукцион песен, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним пропоёт строчку из песни…(победителю вручается жетон). Прежде чем мы узнаем победителя IV тура и определим две пары, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. Открыть их сможет партнёр того игрока, у которого больше всех звёзд, так как благодаря именно ему игрок набрал больше всего звёзд (подсчитывается количество звёзд). Это…  За каждый открытый ящик – звезда, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звёзды для финала.  Попросим жюри объявить результаты I I I тура…  В финал вышли… Финал А Р И Ф М Е Т И К А    Из   слова   «арифметика»   нужно   составить   как   можно   больше   слов.   Каждую   букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» ­ два раза, а остальные – по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, ­ победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло… Награждаются победители среди болельщиков (обладатели жетонов). Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. (Помощник записывает слова на доске).  Возможные варианты ответов:  10 Побеждают…  Настал их звёздный час!  Заключительное слово предоставляется победителю (основному игроку)…  Фотография на память.  Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).    11

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"

Сценарий игры "Звездный час математики"

Сценарий игры  "Звездный час математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.