Сценарий классного часа: «Ордена и медали Великой Отечественной Войны» (начальные классы)
Оценка 4.7

Сценарий классного часа: «Ордена и медали Великой Отечественной Войны» (начальные классы)

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
история +2
Взрослым
03.04.2017
Сценарий классного часа: «Ордена  и медали  Великой Отечественной Войны» (начальные классы)
Классный час Ордена и медали ВОВ..doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа   п. Октябрьский»

  Александровского района Томской области 

 

 

 

 

 

 

Классный час:

«Ордена  и медали

Великой Отечественной Войны»

 

 

 

 

                                                                                                                   Автор:

Бохан Зинаида Александровна

                                                                          учитель начальных классов

первой категории.

 

                                                      

 

2016 г.

 

Содержательная часть.

Цели и задачи:

*     воспитывать патриотические чувства учащихся, на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии;

*     расширять знания учащихся о ВОВ;

*     развивать познавательную активность учащихся.

 

Подготовка: подобрать наглядный материал (изображение русских наград и памятных знаков, историческая  настенная карта Отечественной войны 1941 – 1945 гг), можно предложить детям подготовить рассказ о подвигах русского народа.

 

Ход мероприятия.

  1.  Актуализация знаний.

(Слайд 2)

Учитель: Замечательный русский художник Николай Константинович Рерих, размышляя о подвиге советского народа в ВОВ, записал в своём дневнике: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слова «указ» и «советы», упомянутые в этом словаре. Следовало бы добавить ещё одно слово – непереводимое многозначительное слово – «подвиг»».

   Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения.  Говорят, что в тибетском языке имеется подобное выражение…, но европейские языки не имеют подобного слова.

 Учитель: Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову «подвиг».

Дети: (ответы) Храбрость, героический поступок, отвага, доблесть и т.д.

 

2.  Работа со словарем С.И.Ожегова.

(Слайд 3)

Учитель: Посмотрим в толковом словаре «Ожегова, какое определение слову подвиг« даёт автор» (Подвиг – героический, самоотверженный поступок).

 Учитель: Ребята, как вы понимаете выражение «самоотверженный поступок»? (Ответы детей)

Учитель: Снова обратимся к словарю. (Самоотверженный – жертвующий  своими интересами ради других, ради общего блага.)

3.  Введение в тему классного часа.

(Слайд 4)

Учитель: Послушайте стихотворение Александра Трофимовича Твардовского «Рассказ танкиста» и скажите, можно ли действия парнишки назвать самоотверженным поступком.

(чтение стиха хорошо читающим учеником)

"Рассказ танкиста"

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.

Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» - «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»

Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.

 

Учитель:

- Как можно охарактеризовать действия парнишки?

- Просил ли его кто-нибудь о помощи?

- Как вы думаете, достоин ли парнишка получить медаль?

(Слайд 5)

Учитель: Ребята, вы подготовили рассказы о подвигах, совершенных русским народом во время ВОВ? Выступите, пожалуйста, все по очереди.

 

4.  Рассказы детей.

(Слайд 6)

Учитель:

- Для того чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве, за годы ВОВ Советским правительством было учреждено десять орденов и двадцать одна наградная медаль. Некоторые из них мели по две и три степени.

 - Первый год войны был особенно тяжёлым. Используя превосходство хорош вооружённых войск, силы других стран, принимавших участие в войне на стороне фашистской Германии, опираясь на промышленность почти всей Западной Европы, враг захватил Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины, двигался к нефтяным районам юга и к Москве. Началась беспримерная в истории оборона Ленинграда, героическая эпопея Одессы и Севастополя. Кровопролитные бои остановили врага, сорвали его план «молниеносной войны».

(Слайд 7)

Учитель:

 - В это трудное время Советским правительством были учреждены первые военные награды – медали «За оборону Одессы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя».

(Слайд 8)

Учитель:

 - Первым орденом ВОВ стал орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

(Слайд 9)

Учитель:

 - В том же 1942 году учреждены первые ордена в честь великих полководцев – Суворова, Кутузова, Александра Невского.

   В это трудное время страна продолжала награждать выдающиеся заслуги советских людей перед Родиной и народом орденами, учреждёнными ранее. Их получали как герои – фронтовики, так и герои тыла.

 

5.  Демонстрация орденов и медалей с пояснением учителя

(Слайд 10)

Медаль «За оборону Москвы»

Медаль «За оборону Москвы» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года.

   В соответствии о медали и положением  порядке её вручения медалью «За оборону Москвы» награждались:

  • все военнослужащие и вольнонаёмный состав Красной Армии и войск НКВД, участвовавшие в обороне Москвы не менее одного месяца в 1942 году;
  • лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне Москвы не менее месяца;
  • военнослужащие частей Московской зоны ПВО и частей МПВО, а также из гражданского населения – наиболее активные участники обороны Москвы от воздушных налётов противника;
  • военнослужащие и гражданские лица из населения города и Московской области, принимавшие активное участие в строительстве оборонительных рубежей и сооружений оборонительного рубежа Резервного фронта, Можайского, Подольского и Московского обода;
  • партизанам Московской области;
  • рабочим, служащим и другим лицам из числа гражданского населения, которые участвовали в боевых операциях по защите Москвы, в строительстве укрепленных рубежей, в противовоздушной обороне, в борьбе с пожарами от налётов вражеской авиации или своей работой на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственно содействовали обороне Москвы, участвовали в восстановлении и охране городского хозяйства, в поддержании общественного порядка, в работе транспорта, связи, в организации общественного питания, снабжения, в культурно-бытовом обслуживании населения, в уходе за больными и ранеными.

(Слайд 11)

Медаль «За оборону Сталинграда»

Медаль «За оборону Сталинграда» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года.

   В положении о медали сказано:

Медалью «За оборону Сталинграда» награждаются все участники обороны Сталинграда – военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне.

   Медалью награждено около 760 тыс. человек.

(Слайд 12)

   Битва за Сталинград и на подступах к нему по своим масштабам не знала себе равных в истории человечества. Всего за десять дней гитлеровцы в уличных боях потеряли 17 тыс. солдат и офицеров. Много дней и ночей шёл в городе непрекращающийся упорный бой. Некоторые дома но несколько раз переходили из рук в руки.

(Слайд 13)

   Один из Сталинградских домов, стоявший на площади, вошёл  историю под названием «Дом Павлова».

   Бои в городе продолжались более 140 дней. Фашистские самолёты сбросили на город около миллиона бомб общим весом более 100 тысяч тонн. Закончился же разгром фашистов под Сталинградом окружением 300-тысячной армии врага. Враг был остановлен, измотан, обескровлен и разбит наголову. Красная Армия взяла инициативу в свои руки. Это было начало коренного перелома в ходе войны.

  Только русские люди могли вынести такие испытания. Каждый участник Сталинградской битвы – герой, и знаком его героизма служит медаль «За оборону Сталинграда»

(Слайд 14)

Медаль «За оборону Ленинграда»

     Медаль «За оборону Ленинграда» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. По положению о медали ею награждались «…военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в противовоздушной обороне, в организации общественного питания, ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города».

   Медаль «За оборону Ленинграда» вручалась как участвовавшим в обороне города в течение всего периода обороны, так и тем, кто по различным причинам был эвакуирован из города в период его обороны.

   Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 140 тыс. человек.

(Слайд 15)

Медаль «Партизану Отечественной войны»

     Медаль «Партизану Отечественной войны» учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1943 года.

   Медаль «Партизану Отечественной войны» 1-ой  степени награждено более 56 тысяч человек, медалью 2-ой степени – 71 тыс.

(Слайд 16)

  В положении  медали сказано:

  1. Медалью «Партизану Отечественной войны» 1-ой и 2-ой степени награждаются партизаны Отечественной войны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения, проявившие храбрость, стойкость, мужество в партизанской борьбе за нашу советскую Родину в тылу против немецко-фашистских захватчиков.
  2. Награждение медалью «Партизану Отечественной войны» 1-ой и 2-ой степени производится указом Президиума Верховного Совета СССР.

  

    Медалью «Партизану Отечественной войны» 1-ой степени награждаются партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения за отвагу, геройство и выдающиеся успехи в партизанской борьбе за нашу советскую Родину в тылу немецко-фашистских захватчиков.

    Медалью «Партизану Отечественной войны»  2-ой степени награждаются партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения за личное боевое отличие в выполнении приказов и заданий командования, за активное содействие в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

(Слайд 17)

Орден Отечественной войны

Орден Отечественной войны учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от20 мая 1942 года. Он имеет две степени. Высшей является 1-ая степень. Орденом награждались за боевые подвиги, как командиры Красной Армии, так и рядовые красноармейцы. В статусе приводится около 100 подвигов, за которые солдаты и офицеры награждаются этим орденом. Вот некоторые из них:

         Кто сбил в воздушном бою самолёты противника;

          Кто подавил огнём артиллерии не менее 5 батарей противника;

         Кто, командуя частью или подразделением, уничтожил противника превосходящей силы…;

         Кто, участвуя в кавалерийском налёте, врубился в группу противника и уничтожил её..;

         Кто под огнём противника вывел из боя свой повреждённый корабль.

  Орденом Отечественной войны 2-ой степени награждаются:

         Кто сумел восстановить, освоить и использовать захваченный трофейный самолёт в боевых условиях…

         Кто гранатами, бутылками с горючей смесью или взрывпакетами уничтожил на поле или в тылу противника вражеский танк..

         Кто из личного орудия сбил один самолёт противника.

         Кто борясь с превосходящими силами противника,  не сдал ни пяди своих позиций и причинил противнику большой урон.

(Слайд 18)

Медаль «За взятие Берлина»

Медаль «За взятие Берлина» и положение о медали учреждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945года.

(Слайд 19)

   Медалью награждались военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД – непосредственные участники героического штурма и взятия Берлина, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города.

   Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более миллиона человек.

(Слайд 20)

Орден Славы

   Орден Славы, его статус и описание учреждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. В статусе ордена сказано: «Орденом Славы награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества, бесстрашия»

   Орден Славы состоит из трёх степеней. Высшей степенью является 1-ая степень, награждение же производится последовательно: 3-ей степенью, 2-ой степенью, 1-й степенью.

(Слайд 21)

   Орден Славы 1-й степени изготавливается из золота; 2-й степени – из серебра, круг в центре позолочен;

Знак 3-й степени целиком из серебра. Орден носится на пятиугольной колодке, обтянутой Георгиевской ленной.

(Слайд 22)

Орден Нахимова

   Орден Нахимова учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мата 1944 года. Этим же указом утверждены статус  описание ордена. В статусе ордена Нахимова сказано: «Орденом Нахимова награждаются офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесён противнику значительный урон и сохранены свои основные силы…»

   Орден Нахимова состоит из двух степеней. Высшей степенью является 1-ая степень.

(Слайд 23)

   Орден Нахимова 2 степени отличается тем, что вместо рубинов рубиново-красная эмаль. Все остальные части не золотые, а серебряные.

   Всего орденом Нахимова 1 степени произведено 80 награждений, в том числе пять частей Военно-Морского Флота; орденом Нахимова 2 степени произведено 460 награждений, в их  числе семь частей Военно-Морского Флота СССР.

(Слайд 24)

Орден «Победа»

   Высший военный орден «Победа» учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Этим орденом награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.

  Орден «Победа» представляет собой выпуклую пятиконечную рубиновую звезду размером 72 мм. По краям звезды вкраплены бриллианты.

 

6.  Обобщение

(Слайд 25)

Учитель: Более 11тыс. участников ВОВ стали Героями Советского Союза. Около 13 млн. были отмечены боевыми орденами и медалями. Низкий поклон бывшим фронтовикам! Наша признательность, наша благодарность, наша любовь – с вами, ветераны! Вы сражались за Победу, и она пришла!

 

(Слайд 26)

Учитель: Спасибо, всем за работу.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Энциклопедия для дошкольников «Великая Отечественная Война» - Москва Олма-Пресс -2005 г. – 512 с.: ил.

 

Приложение.

 

Представлена презентация к  классному часу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п

Содержательная часть. Цели и задачи: воспитывать патриотические чувства учащихся, на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии; расширять знания учащихся о

Содержательная часть. Цели и задачи: воспитывать патриотические чувства учащихся, на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии; расширять знания учащихся о

Встречают нас, как дорогих гостей

Встречают нас, как дорогих гостей

Рассказы детей. (Слайд 6)

Рассказы детей. (Слайд 6)

Слайд 11) Медаль «За оборону

Слайд 11) Медаль «За оборону

Награждение медалью «Партизану

Награждение медалью «Партизану

Знак 3-й степени целиком из серебра

Знак 3-й степени целиком из серебра

Сценарий классного часа: «Ордена и медали Великой Отечественной Войны» (начальные классы)

Сценарий классного часа: «Ордена  и медали  Великой Отечественной Войны» (начальные классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017