Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"
Оценка 4.8

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство
9 кл—11 кл
04.05.2017
Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"
Сценарий классного часа подготовлен в преддверии празднования юбилея казахского ученого - просветителя Ыбрая Алтынсарина.«Ыбрай Алтынсарин заложил основы казахского светского образования, он – автор первых учебников на казахском языке», - так отметил Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан 2050» Ы. Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Кл.час.docx
брай Алтынсарин заложил основы казахского светского образования, он – автор первых  Учитель.  (1 слайд) На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых  социально­экономических отношений проблема совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения остается одной из приоритетных. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан  записано: “Главным приоритетом объявляется профессиональное образование на всех его уровнях:  начальном, среднем, высшем, послевузовском. Это никоим образом не умаляет значения среднего  общего образования, напротив, повышается важность этого уровня образования для обеспечения  главного приоритета в образовании” .              «Ы  учебников на казахском языке», ­ так отметил Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан 2050» Ы. Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный  деятель. (2,3 слайд) Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне  Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у  деда — Бий Балгожа Джанбурчин, который  состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских  степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда  сам сочинял стихи, был красноречивым оратором. В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых  школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации,  дед определил Ыбрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов,  где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью. В 1857 году Ыбрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной  комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний,  внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения  восточной, русской и западно ­ европейской культуры. Ы. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу,  мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и  трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные  царские власти долго не давали возможности Ыбраю Алтынсарину посвятить себя любимому  учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о.  начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения. На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся  организатором, талантливым педагогом, известным писателем­просветителем и крупным общественным  деятелем. «Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов,— писал Ыбрай  Алтынсарин,— ... на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского  (казахского) народа».              (4,5,6,7 слайд)   Поборник просветительства,Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного  человека нести знания детям. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть  полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили  сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена  чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями,  переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она  внешне не противодействовала инициативе Ы. Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку,  но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство  противодействовало  новшествам Ыбрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к  "солдатской службе" в русской армии. Ы. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей  культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии,  согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя". Начав свою просветительско­педагогическую деятельность, Ы. Алтынсарин часто выезжает в аулы,  разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств  для строительства школ. При нем открылись русско­казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе,  Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы. «На нашу долю,— писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо  еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных  уездных и областных волостей». По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных  училища для детей­казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на  родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария. Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них  дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия. Всю свою жизнь Ы. Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе  представляет благодатную почву для образования»,— писал он. Ы. Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он  пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов­писателей  К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. (8 слайд) Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных  стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также много  других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие,  доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д. Перевел на казахский язык произведения Л.Толстого, К.Ушинского, И.Крылова и других. Его перу принадлежит целый ряд рассказов и новелл. Его по праву называют основоположником казахской детской литературы. Алтынсарин по праву считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником  педагогической мысли в дореволюционном Казахстане. Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и  духовному развитию казахского народа. (9,10,11 слайд) Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества  казахов, их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского  ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они  пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор. Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность  Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его  места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину  за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных  школ в Казахстане и первого педагога­теоретика, вышедшего из среды казахского народа. Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин  занял в истории казахской литературы как писатель­художник надлежащее место – наряду с Абаем. Его  искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и  поныне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении. Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и  общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа  Викторина  1. Год издания «Казахской хрестоматии» Ы.Алтынарина:           А). 1875           б). 1879            В). 1880 Г). 1889        2. Область науки, в которую внес Ы.Алтынсарин наибольший свой вклад: А). педагогика  Б). математика В).ИЗО Г).география 3. Какие школы были созданы Алтынсариным? А).Светские Б).Ремесленные В).Народные Г) Религиозные 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет  способствовать: А) Переход к капиталистической экономике Б) Переход казахов к оседлости и земледелию В) Открытие русско­казахских школ Г) Занятие ремеслом       5.Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:            А). 550            Б). 500            В). 600            Г). 1500 6. По мнению Алтынсарина, для борьбы со старыми традициями и суевериями было необходимо: А)Вооружить молодежь знаниями Б)Поднять молодежь на борьб       В)Раскулачить баев Г)Объединить молодежь 7.Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал: А) Инспектором Б) Судьёй В) Учителем Г) Переводчиком       8. Область, в которой родился Ы.Алтынсарин  А) Кызылординская  Б). Торгайская  В) Кустанайская Г) Актауская  9. Круг научных интересов Алтынсарина: А) Педагогика и языкознание Б). История и этнография В) География и биология Г) Фольклористика и литература Ивановка орта мектебі Ивановская средняя школа Сынып сағаты Классный час «Ыбырай Алтынсарин» 9,10,11 сыныптар Сынып жетекшілер:  Гринько Л.Н. Нурушева А.Ж. Хусаинова К.К. 2016 – 2017 оқу жылы

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"

Сценарий классного часа "Ыбрай Алтынсарин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017