Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр"
Оценка 4.6

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
doc
Междисциплинарный 4
Все классы
03.06.2018
Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро  -  народный оркестр"
Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр" посвящен оркестру русских народных инструментов, истории его создания и развития, творчеству Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов. Так же в сценарии, в любопытной для детей форме, рассказывается о возникновении и использовании в практике таких народных инструментов как балалайка, домра, баян, ударные инструменты.
Сценарий концерта Моэстро - народный оркестр.doc
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА Маэстро – народный оркестр отделение народных инструментов (Звучит фонограмма народного оркестра) Добрый   день!   Тема   нашей   с   вами   сегодняшней   встречи   «Маэстро   –   народный оркестр».   А   что   же   такое   –   Оркестр?   Оркестр   –   это   многочисленный   коллектив музыкантов­инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава. В зависимости от  своего состава оркестры бывают Симфоническими, Духовыми, Эстрадными, Джазовыми, Народными.  Сейчас   вы   послушали   русскую   народную   песню   «Коробейники»   в   исполнении оркестра русских народных инструментов. Народный оркестр преимущественно состоит из домр и балалаек и баянов. Но так же в его состав могут входить баяны, гусли, жалейки, рожки, всевозможные ударно­шумовые инструменты народного происхождения. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми из них и сможете послушать музыку как народную, так и современную. Вся   музыка   уходит   своими   корнями   в   народное   творчество,   в   фольклор. Музыкальный   фольклор   –   это   народные   песни   и   танцы,   былины   и   инструментальные наигрыши.   В   отличии   от   профессиональной   музыки,   фольклор   не   знает   авторства. Произведение живет в устной традиции, передается  от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.  МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Фольклор   это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя  спутать с шотландский наигрыш с мексиканским танцем. А сейчас вы познакомитесь с инструментом, который называется аккордеон. У нас уже сложилась традиция называть аккордеоном инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент бал сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась    ­ рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля, с таким же чередованием белых и черных клавиш.  МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Баян когда­то был гармоникой, а гармоника долго не могла встретиться  сама  с собой. Все бродили ее части по белу свету, не как соединиться не могли. Давным­давно люди научили петь разными голосами маленькие медные пластиночки­язычки, те самые, что звучат в губной гармошке. И кузнечный мех для музыки приспособили много веков назад. А вот соединить пластиночки и мех догадались далеко не сразу. А когда соединили, то   получился   большой,   тяжелый   инструмент   –   фисгармония.   И   не   мало   пришлось потрудиться   мастерам,   чтобы   поднять   ее   с   пола,   и   «взять   на   руки»   эту   гармонику. Мастера многих стран трудились над гармоникой. Но больше всех усовершенствований придумали русские мастера,   назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного певца Баяна. Баян очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. В этом и состоит главное отличие этих двух инструментов. МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Ансамбль.   Это   слово   означает   «вместе»   ­   вместе   играть,   вместе   петь,   вместе танцевать, а можно и это все делать вместе – сразу и играть, и петь, и танцевать. Ансамбли бывают самые разные. Вокальный ансамбль – это содружество певцов, инструментальный – это содружество музыкальных инструментов, вокально­инструментальный – это вместе и певцы и инструменты, в ансамбле песни и пляски одновременно звучит хор, играет оркестр и идет лихая пляска. Самый большой инструментальный ансамбль – это оркестр. Самый маленький ансамбль – это дуэт. В дуэте музицируют двое исполнителей.  МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР В   ансамблевых   составах   часто   используют   различные   ударные   шумовые инструменты.  Треугольник.  Само   название   уже   говорит   о   форме   инструмента,   это стальной прут,  изогнутый в виде треугольника. Инструмент подвешивается на веревке или струне   и   при   ударе   тонким   металлическим   стержнем,   издает   прозрачный,   нежный, приятный звук. Трещотки. Старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по­разному встряхивая его, извлекает звонкие   и   сухие   звуки   в   различных   ритмах.  Бубенцы.  Инструмент   с   неопределенной высотой   звука.   Берут   свое   начало   из   русского   быта,   где   использовались   в   лошадиной упряжке, издавая при движении звонкий, мелодичный звук. МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Народная   песня,   и   шире   –   весь   музыкальный   фольклор,   ­   это   основа   музыкального композиторского   творчества.   «Создаёт   музыку   народ,   а   мы,   художники,   её   только аранжируем»,   ­   сказал   когда­то   Михаил   Иванович   Глинка.   Во   многих   произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. Многие русские и   современные   композиторы   занимались   и   занимаются   до   сих   пор   переложениями, обработками народных песен, танцев. Взяв за основу известную народную мелодию, они обогащают   её   новыми   музыкальными   красками,   интонациями,   вариациями,   в   которых неизменно отражаются тенденции того времени в котором творят композиторы. МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя­четырмя струнами.  А ещё 100 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало в России, и даже рисунков её не сохранилось, потому что в XVII веке домру казнили.   Как   преступницу.   В   средневековой   Руси   домра   была   основным   инструментов музыкантов   и   актёров­скоморохов.   Скоморохи   ходили   по   сёлам,   городам,   устраивали весёлые   представления.   Но   они   не   только   веселили   народ.   В   своих   шутейных представлениях они высмеивали пороки сильных мира сего, позволяли себе шутки и над христианской религией. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали домру. И она   исчезла.   Лишь   в   самом   концеXIX  века   руководитель   первого   оркестра   русских народных инструментов В.В.Андреев нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент. МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Гитара самый распространённый в нашей жизни музыкальный инструмент. С давних пор   люди   привыкли   петь   под   собственный   аккомпанемент.   И   самым   подходящим   для такого музицирования инструментом оказалась гитара. Всего несколько аккордов на гитаре –   и   песня,   которую   ты   поёшь,   сразу   звучит   по­иному.   Гитара   –   прекрасный аккомпанирующий инструмент. Но ещё привлекательней  и эффектней звучат на гитаре сольные произведения. Не даром музыку для гитары сочинял великий скрипач Никкола Паганини. Он был замечательным гитаристом. На гитаре с удовольствием играли великие композиторы   Франц   Шуберт   и   Гектор   Берлиоз…   Гитару   любили   слушать   Пушкин, Лермонтов, Толстой. МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Произошло   это   более   100   лет   назад   в   Петербурге.   К   известному   скрипичному мастеру Иванову пришел молодой музыкант Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему скрипач Андреев ему заказывает, он страшно рассердился. Балалайку! Ему, уважаемому мастеру, предлагают сделать шутовской скомороший инструмент. Да ещё просят сделать это из лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил  для благородных скрипок  и виолончелей. А тут – балалайка! Ведь это же недоразумение какое­то , а не инструмент. Не даром же слово балалайка, балаболка, баловство одного происхождения, от татарского «бала» ­ дитя. Балалайка – детская забава, баловство. Но Василия Андреева не испугали слова и гнев мастера, и наконец, Иванов сдался и согласился сделать балалайку.  МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР Василий   Андреев,   великий   русский   виртуоз­балалаечник   всегда   мечтал     о   том, чтобы  наладить русские народные инструменты, собрать их в небывалый дотоле оркестр. И он собрал народный оркестр, которому рукоплескала вся Россия. «Простонародные» инструменты звучали возвышенно и благородно. Это было открытие в мире музыки. Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представлял собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладал при этом неповторимым   характерным   тембром,   ставшим   в   определенной   степени   музыкальным символом русской национальной культуры Оркестр   Василия   Андреева   был   первым   оркестром   народных   инструментов   в котором запели домры, балалайки, баяны. Теперь у нас в стране сотни таких оркестров. А игре на русских народных инструментах обучают в музыкальных школах.  Сегодня   вы   имели     возможность   услышать   звучание   самых   разнообразных инструментов как в сольном, так и в ансамблевом  исполнении.  (А кто­то знает, чем сольное исполнение отличается от ансамблевого? А как называется самый маленький состав   ансамбля?...   из   одинаковых инструментов (например  из  балалаек,  домр, баянов и.т.д) и называются   однородными. Однако, чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп.   Сейчас перед вами выступит коллектив, в составе которого будут присутствовать все инструменты, о которых мы вам сегодня рассказали. Такой состав ансамбля называется смешенным.   )И   ансамбли,   и   оркестры     могут   состоять   МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР До новых встреч!                                              Авторы сценария: Есипёнок Н.Г.  Давыденко И.Л.

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр"

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро  -  народный оркестр"

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр"

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро  -  народный оркестр"

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр"

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро  -  народный оркестр"

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр"

Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро  -  народный оркестр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018