Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"
Оценка 4.8

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
27.03.2017
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"
Литературная гостиная - особый жанр внеклассной работы по литературе. Будучи вполне традиционным, он таит в себе новые творческие возможности. Эстетика гостиной имеет очень широкий диапазон: это может быть поэтический моноспектакль, а может быть и стилизация артистического кафе "серебряного века", возможно, это будет приготовленная и отрепетированная композиция, а может быть, импровизация талантливых педагогов и детей.Сценарий гостиной "Любовь и радость бытия в лирике И. А. Бунина"
Любовь и радость бытия в лирике Бунина.docx
«Любовь и радость бытия» в лирике И. А. Бунина. Литературно­музыкальная композиция о жизни и творчестве И. А. Бунина. Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и Вечного…                                                          И. А. Бунин. 1.Музыка. Слово Ведущего. Добрый вечер, дорогие ценители художественного слова! Мы рады приветствовать вас на литературной гостиной, посвященной лирике И.А. Бунина. Надеемся, что сердца ваши   отзовутся   на   проникновенный   и   чистый   голос   поэзии.   Сила   и   глубина,   гармония поэтического слова помогут вам пристальнее взглянуть на наше бытие, залечить душевные недуги, отстранить неприятности. Поэзия,   с   ее   любовью   к   Истине,   Добру,   Красоте,   обладает   великим   даром просветления и исцеления человеческих душ Мы обратимся сегодня с вами к одной из заветных страниц русской и мировой культуры – к лирике И.А.Бунина. В полифонии поэтических голосов 20го века его голос звучит ясной, чистой струной. Бунин – один из проникновеннейших классиков русской литературы,   почетный   академик   изящной   словесности,   Нобелевский   лауреат,   поэт, прозаик, переводчик. Писатель отдал напряженной, кропотливой работе отдал почти семь десятилетий жизни: с шестнадцати лет, когда появились его первые произведения до 83х лет, когда его размышления о книге «Чехов» прервала смерть. Прах Бунина покоится на чужбине, во Франции, под Парижем, на русском кладбище Сен­Женевьев­де­Буа,   а   душа   его   пребудет   с   нами   вечно,   она   растворена   в   осеннем воздухе, она сияет «облаком невиданной красы», горит свечой в каждом сердце. Перед нами откроются многообразные грани его таланта, новые пласты его творчества, и мы сможем ощутить в полной мере мощь, масштабы поэтического гения Бунина, оценить своеобразие его личности и судьбы. Наша цель скромна и велика одновременно: пробудить в юных сердцах интерес к творчеству этого удивительного мастера, к его неординарной личности, всколыхнуть ваши чувства – так, чтобы вы ощутили вкус и цвет, музыку и запах свежего, душистого, легкого, тонкого бунинского слова. Вы услышите избранные лирические стихотворения Бунина, а также некоторые страницы его тончайшей прозы. 2. Музыка: Ф.Шопен. Прелюдия № 28. 3. Чтец 1й. В   языке   Бунина   –   драгоценнейшие   черты   русской   литературы:   глубина,   серьезность, простота, благородство, прямота. «Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и Вечного», ­ признавался поэт в одном из сонетов. Именно тем и дорого нам творчество Бунина, что в нем   восхитительно   слиты   «очарованье   русского   пейзажа»,   тонкая   лирическая   грусть   и философское раздумье. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко», ­ говорил А. Блок. «Первейший мастер в современной литературе русской», ­ отзывался о Бунине М. Горький. «Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего», ­ писал Лев Толстой. Игорь Северянин посвятил один из своих сонетов Бунину. Прислушаемся к этим строчкам и отметим для себя, какие качества бунинской лирики отмечает его собрат по перу. 4. Стихотворение И. Северянина «Бунин».                              В его стихах – веселая капель,                          Откосы гор, блестящие слюдою,                           И спетая березой молодою Песнь солнышку. И вешних вод купель.                           Прозрачен стих, как северный апрель,                           То он бежит проточною водою,                           То теплится студеною звездою.                            В нем есть какой­то бодрый, трезвый хмель.                            Уют усадеб в пору листопада.                            Благая одиночества отрада.                            Ружье. Собака. Серая Ока.                            Душа и воздух скованы в кристалле.                            Камин. Вино. Перо из мягкой стали.                            По отчужденной женщине тоска.     5. Ведущий.    К. Паустовский писал о Бунине: «…у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения. С одинаковой зоркостью он видел все: и среднерусское лето, и пасмурную зиму, и скудные, свинцовые, спокойные дни поздней осени, и море, которое из­за диких лесистых холмов вдруг глянуло своей темной громадной пустыней». 6. Чтец 2й. Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен. Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях: от кимвального пения до звона родниковой воды, от   размеренной   чеканности   до   интонаций   удивительно   нежных,   от   детского   напева   до гремящих библейских проклятий, а от них – до меткого говора орловских крестьян. 7. Чтец 3й. Русский пейзаж с его мягкими, застенчивыми веснами, с его невзрачностью, которая через короткое   время   оборачивается     тихой,   печальной   красотой,   нашел   наконец   своего выразителя.  Не  было   в  русском   пейзаже   даже   самой   малости,   которую  бы   не  заметил Бунин. 8. Ведущий. «Мне всегда открывается та же, залитая чернилом страница…» Мне в сборнике Бунина открывается одно незамысловатое стихотворение – «Настанет день…». 9. Стихотворение «Настанет день…»                                Настанет день – исчезну я,                                Но в этой комнате пустой                               Все то же будет – стол, скамья                               Да образ древний и простой.                               Все так же будет прилетать                               Цветная бабочка в шелку,                                Порхать, шуршать и трепетать                                По голубому потолку.                               Все так же будет неба дно                                Смотреть в раскрытое окно                                И море ровной синевой                                Манить в простор пустынный свой. 10. Чтец 1й. «Сердцем   помню   только   детство»,   ­   признается   поэт   в   одном   из   стихотворений. «Одиночество детства! Ошеломляющая новизна окружающего!» ­ пишет А. Цветаева. В памяти сердца нетленно хранятся следы той поры, где спаяны неразрывно счастливое и «болезненно­чувствительное, жалкое». 11. Отрывок из романа «Жизнь Арсеньева». «Младенчество свое я вспоминаю с печалью. Каждое младенчество печально: скуден тихий мир, в котором грезит жизнью еще не совсем пробудившаяся для жизни, всем и всему еще чуждая, робкая и нежная душа. Золотое, счастливое время! Нет, это время несчастное, болезненно­чувствительное, жалкое». 12. Стихотворение «При свече».                               Голубое основанье,                               Золотое острие…                               Вспоминаю зимний вечер,                               Детство раннее мое.                               Заслонив свечу рукою,                               Снова вижу, как во мне                               Жизнь рубиновою кровью                               Нежно светит на огне.                               Голубое основанье,                               Золотое острие…                               Сердцем помню только детство,                               Все другое – не мое. 13. Ведущий. Вспоминая родителей, Бунин записывал в дневнике: «Ум   его   (отца),   живой   и   образный,   ­   он   и   говорил   всегда   энергическим   и   картинным языком, ­ не переносил логики, характер – порывистый, решительный и великодушный – преград». О матери поэт писал: «Характер у нее был нежный, самоотверженный, склонный к грустным предчувствиям, слезам и печали. Преданность ее семье, детям, которых у нее было девять человек и из которых   пять   она   потеряла,   была   изумительна,   разлука   с   ними   –   невыносима.   Мать   и дворовые любили рассказывать – от них я много наслушался и песен и рассказов». «Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам,  а  зимой   среди  сугробов,  и   прошло  мое  детство,   полное  поэзией  печальной   и своеобразной». 14. Стихотворение «Детство».                        Чем жарче день, тем сладостней в бору                         Дышать сухим смолистым ароматом,                         И весело мне было поутру                         Бродить по этим солнечным палатам!                         Повсюду блеск, повсюду яркий свет,                         Песок – как шелк…Прильну к сосне корявой                         И чувствую – мне только десять лет,                         А ствол – гигант, тяжелый, величавый.                         Кора груба, морщиниста, красна,                         Но так тепла, так солнцем вся прогрета!                         И кажется, что пахнет не сосна,                         А зной и сухость солнечного света. 15. Чтец 2й. «Еще осенью я ждал чего­то, кровь бродила во мне, сердце ныло так сладко, и даже по временам я плакал, сам не зная отчего; но и сквозь слезы и грусть, навеянную красотой природы или стихами, во мне закипало радостное светлое чувство молодости, как молодая травка весенней порой». 16. Чтец 3й. В сказочном мире детства природа и душа маленького человека пребывают в гармонии. Глаза   юного   поэта   обращены   к   звездному   небу,   к   карте   своей   судьбы,   он   вопрошает изумрудную звезду о своем назначении. 17. Стихотворение «Сириус».                         Где ты, звезда моя заветная,                         Венец небесной красоты?                         Очарованье безответное                          Снегов и лунной высоты!                          Где вы, скитания полночные                          В равнинах светлых и нагих,                          Надежды, думы непорочные                          Далеких, юных лет моих?                          Сияй, играй стоцветной силою,                          Неугасимая звезда,                          Над дальнею могилою,                          Забытой Богом навсегда! 18. Ведущий. Величию красоты мира не устает поклоняться Иван Бунин. Образ нетленного Прекрасного видит   он   везде,   даже   во   внешне   неприглядных   реалиях.   Единство   с   миром   природы становится источником его мужания, мудрости. В бунинских стихах богатейшая палитра красок, неповторимая гамма звуков, многоголосие птиц, разнотравье лугов, но «не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит – любовь и радость бытия». 19. Стихотворение «Еще и холоден и сыр…»                                  Еще и холоден и сыр                                  Февральский воздух, но над садом                                  Уж светит небо ясным взглядом –                                   И молодеет божий мир.                                  Прозрачно­бледный, чуть живой,                                  Слезится снег недавней стужей,                                  А с неба на кусты и лужи                                   Ложится отблеск голубой.                                   Не налюбуюсь, как сквозят                                   Деревья в лоне небосклона,                                   И сладко слушать у балкона,                                   Как снегири в кустах скрипят.                                   Нет, не пейзаж влечет меня,                                    Не краски жадный взор подметит,                                   А то, что в этих красках светит –                                    Любовь и радость бытия. 20. Ведущий. Бунину было свойственно повышенное, обостренное ощущение действительности: он остро воспринимал   цвета,   запахи,   звуки;   столь   же   остро   ощущал   людей,   обладал   даром перевоплощения… Был пристрастен. Питал любовь к высшим ценностям и ненависть к низшим проявлениям человеческой натуры. 21. Стихотворение «Вечер».                                   О счастье мы всегда лишь вспоминаем,                                    А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем                                    И теплый воздух, льющийся в окно.                                    В бездонном небе легким белым краем                                    Встает, сияет облако. Давно                                    Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,                                    А счастье только знающим дано.                                    Окно открыто. Пискнула и села                                    На подоконник птичка, и от книг                                    Усталый взгляд я отвожу на миг…                                    День вечереет, небо опустело,                                    Гул молотилки слышен на гумне…                                    Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. 22. Чтец 1й. Рассказ «Антоновские яблоки» ­ тончайшая проза лирика, небольшое и высшей степени поэтическое произведение, которое дышит очарованием, прелестью старой русской жизни, ностальгией по дворянскому укладу. Рассказ овеян светлым и грустным упоением осенью. Воздух   произведения   пропитан   запахом   антоновских   яблок,   прелых   листьев,   осенней свежести,   первых   утренних   заморозков.   Прозрачная,   с   горьковатым   привкусом   печали проза, чистые, приглушенные, неяркие краски. Уже начало рассказа вводит нас в неторопливое бессюжетное повествование. Нас пленяет и тонкий   аромат   опавшей   листвы,   и   запах   дегтя,   и   крепкий   хруст   ядреной   антоновки. Лилово­розовый рассветный фон постепенно распаляется золотом, охрой, огнем… 23. Чтец 2й.   Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, ­ с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника Св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, если на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето – осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро… помню большой,   весь   золотой,   подсохший   и   поредевший   сад,   помню   кленовые   аллеи,   тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. 24. Ведущий. И   вдруг   в   эту   словно   остановившуюся   во   времени   жизнь   врывается   двадцатый   век   – железным грохочущим поездом в ночи. Сад Бунина (как и чеховский вишневый) – тот самый, над которым занесет топор жестокая эпоха. Эта та усадьба, которой суждено быть разграбленной, сожженной, опустевшей… Это вся Россия, вся ее прежняя жизнь. В бунинских описаниях уже звучит предощущение конца, чувство обреченности на гибель этого прекрасного мира. Поэт бросает последний взгляд на все, что покинет, оставит – на все, что до щемящей боли дорого и любимо сердцем. 25. Чтец 3й. Войдешь в  дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах… Во всех комнатах – в лакейской, в зале, в гостиной – прохладно и сумрачно: это оттого, что дом окружен   садом,   а   верхние   стекла   окон   цветные:   синие   и   лиловые.   Всюду   тишина   и чистота… 26. Ведущий. Словно старинные книги, перелистывает поэт свое прошлое, но вдруг над ним иронично­ насмешливо кукует кукушка, напоминая – час пробил. И холодом близкой пустоты веет от стен   полупустой   усадьбы.   А   первая   строка   последней   части   словно   подводит   итог прошлому: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». И такой болью отдаются в душе слова песни, заключающей рассказ:                                 На сумерки буен ветер загулял,                                 Широки мои ворота растворял,                                 Широки мои ворота растворял,                                 Белым снегом путь­дорогу заметал… Вещее предсказание – русская песня: этот немилосердный «буен ветер», ледяной вихрь эпохи войн и революций не одни ворота растворял, не один дом – всю Россию лишил уюта, тепла, вековечных устоев. А сумерки, спустившиеся на русскую землю, сумерки Свободы и Правды, не одну душу поглотили, не один путь белым снегом замели. «Антоновские   яблоки»   увидели   свет   на   рубеже   двух   столетий.   Наступал   «век бездорожия». В тот же год было создано одно из удивительнейших творений Бунина – стихотворение   «Листопад».   Это   живописное   поэтическое   полотно.   Это   волшебное чувствование   красок   осени,   восхищенное   любование   миром.   Мастерски   воссоздается царство осени, ее «расписной терем». Глаз художника улавливает тончайшие переходы света и тени, звука и движения. Это поистине симфония певучего слова и одновременно удивительное откровение. 27. Отрывок из стихотворения «Листопад».                         Лес, точно терем расписной,                         Лиловый, золотой, багряный,                         Веселой, пестрою стеной                         Стоит над светлою поляной.                         Березы желтою резьбой                         Блестят в лазури голубой,                         Как вышки, елочки темнеют,                         А между кленами синеют                         То там, то здесь в листве сквозной                          Просветы в небо, что оконца.                          Лес пахнет дубом и сосной,                          За лето высох он от солнца,                          И Осень тихою вдовой                          Вступает в пестрый терм свой. 28. Чтец 2й. Предельная   внутренняя   порядочность,   честность   Бунина,   его   чувство   независимости, неспособность   лгать,   поступаться   своими   убеждениями   –   все   это   явилось   основой категорического   неприятия   вспыхнувшего   в   17   году   революционного   пожара.   Это неприятие братоубийственного хаоса вылилось в дневник «Окаянные дни», книгу боли, гнева, муки, прозрения, негодования. Только сейчас пришло время посмертного возвращения полного литературного наследия Бунина. Предчувствуя свое позднее обретение родины, свято веря в воскресение истины, Бунин писал:                           И все ж придет, придет пора                           И воскресенья, и деянья,                           Прозрения и покаянья… 29. Стихотворение «Этой краткой жизни вечным измененьем…»                           Этой краткой жизни вечным измененьем                            Буду неустанно утешаться я,                           Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,                            В свежем парке листьев медленным паденьем                            И тобой, знакомая старая скамья. Будущим поэтам, для меня безвестным,                            Бог оставит тайну – память обо мне.                            Стану их мечтами, стану бестелесным,                             Смерти недоступным, призраком чудесным                             В этом парке розовом, в этой тишине. 30.   Ну   вот,   дорогие   наши   слушатели,   и   закончился   вечер,   посвященный   одному   из тончайших мастеров литературы нашей – И. А. Бунину. Думаем, строки поэта никого не оставят равнодушным. Может быть, сегодня вечером кто­то из вас возьмет с полки томик стихотворений Бунина (или его рассказов) и откроет для себя этого классика заново. Если это случится, то мы можем считать свою задачу выполненной! До новых встреч!                       Музыка. Поклон. Представление участников гостиной.                       Чаепитие. Обсуждение гостиной.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Любовь и радость бытия в лирике Бунина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017