Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."
Оценка 4.9

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +2
8 кл—11 кл +1
05.01.2017
Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."
Сценарий литературной композиции "Сгорай, печаль,в огне шиповника..." написан на основе стихов и архивных материалов семьи поэтессы Татьяны Смертиной. О ней написали: "... редчайший самородок Поэзии, который неожиданно выплеснула Россия из лесной вятской провинции." Т. Смертина создала свой "иномир", полный любви к родной природе.
Сценарий.docx
Сценарий  литературно­музыкальной композиции, посвященной творчеству  Татьяны Смертиной,    «Сгорай, печаль, в огне шиповника…» Звучит нежная, грустная музыка. Музыка 1 Ведущая 1:  Сегодня  мы  хотим  познакомить   вас,  дорогие  зрители, с  мало знакомым всем любителям литературы явлением, человеком пишущим. Про неё написали  так: Смертина Татьяна  Ивановна – известный   русский  Поэт, редчайший   самородок   Поэзии,  который   неожиданно   выплеснула   Россия   из лесной вятской провинции. Слайд 2 Фото 1 Ведущая 2:  Вглядитесь   в   это   лицо!   Врожденная   яркая   индивидуальность: свой   стиль,   свое   личное   направление   в   поэзии,   своя   философия   жизни. Татьяна   Смертина   автор   более   30   книг:   «Брусничный   огонь»,   «Черничная царица», «Венец  из  ярых  пчел», «Синевластье  глаз», «Край  Света», «Село Сорвижи»… Слайд 3 Ведущая 1:  А книги о неслыханных таинствах ягод, грибов, трав: «Русский погребок»,   «Ягодное   царство»,   «Белые   идут!»   так   популярны,   что   без рекламы   с   великим   успехом   продаются   в   московских   электричках.   В предисловии одной из поэтических книг о Татьяне Смертиной сказано: Слайд 4 Ведущая 2:  «Любители высокой Поэзии! Перед Вами книга новых стихов непревзойденного   Поэта   нашего   времени   –   Татьяны   Смертиной.   Лунная   и сиреневая лирика. Стихи Татьяны Смертиной созданы из света странных сил и духовных энергий – поэтому властно притягивают душу и разум. В истинной Поэзии есть нечто таинственное и высокое, и оно присутствует в ее стихах». 1 Ведущая 1:  Творчество   современного   русского   поэта   Татьяны   Смертиной выделялось и выделяется на фоне обилия поэтических текстов уже почти как три десятилетия.  Ведущая 2: Уже первые публикации давали понять, что в русскую литературу пришел поэт с иным, нежели у большинства, мировосприятием.  Слайд 5 Ведущая 1:  Смертина создает в своих  стихотворениях не просто систему образов, перекликающихся один с другим, поэтесса создает целый мир, свою поэтическую  действительность, такую же неповторимую и сложную, как  и действительность реальная. Ведущая 2:  «Иномир» Татьяны Смертиной – выдающееся явление русской поэзии   современности.   Благодаря   этой   «поэтической   реальности»   легко узнаваем   стиль   автора,   как   легко   узнаётся   поэтический   стиль   А.Блока, С.Есенина,   А.Ахматовой,   стоит   нам   только   прочесть   несколько   строк   их стихотворений. Ведущая 1: Вот строки, простые и в то же время необыкновенные по своей  силе: Слайд 6 Стихотворение 1­ Поликарпова Даша      Человек ли изображен столь эпично?   Юродивый?   Святой?     Нарочито поэтесса   подчеркивает   инакость  странника, его  анахронизм  атрибутами современности.       Рюкзак       совершенно       нелепо           сочетается           с церковнославянизмами «странник»,   «бредет»;   ниже   мы   также встречаем подобное   смешение:   странник     «потрапезничал   жалким   пайком»,         он «рехнулся», решил «шататься», либо «бастует», либо хочет попасть в «книгу Гиннеса».   Поэтесса   сталкивает   естественное,   чистое   с   неестественным, искусственным – потому  и  машина  «рычит».  Но  это  –  лишь  контраст, подчеркивающий   инакость   странника,   несуразность   его   присутствия   здесь. Настоящая кульминация – в последних двух строфах:      Идет он  по  прекрасной русской земле,  видит  её  красоту,  и  не  может красота  не вызвать  умиление – затишье.  Но  вот встречи  с людьми, гибель 2 ангелов вызывает в его душе гром –  боль  и  негодование.  Не смеющиеся ли равнодушные  люди  отрубили  крылья  ангелу­ребенку? Слайд 7 Ведущая 2:  Погружение в поэтический иномир Смертиной потрясает. Так, после   одного   из   поэтических   вечеров   одна   из   слушательниц   –   студентка московского   вуза   –   прислала   поэтессе   письмо,   в   котором   выразила   свои впечатления:   «…у   меня   было   такое   ощущение,   что   Вы   перенесли   меня   в какой­то новый, параллельный мир, где все по­другому, где безумно яркие краски сочетаются с черным, где все иначе, но в то же время похоже на нашу реальность, и в течение двух часов я путешествовала по разным закоулкам этого   мира   вместе   с   Вами   и   другими   слушателями...   Это   ни   с   чем   не сравнимо!   Казалось,   что   весь   зал   наполнен   чем­то   необъяснимым   и невероятно сильным!» Ведущая 1: Каким же образом стихи поэтессы вызывают столь глубокое  душевное потрясение у слушателя?       Перед тем, как попытаться ответить на этот вопрос, сделаем два  отступления.     Отступление первое. О феномене тайны. Окруженный механизмами,  машинами, многоэтажными домами и большим количеством людей (просто –  людей, как толпы), человек погружен в овеществленную действительность,  торжество логики и мысли. Человек видит: мир реален. Всё подчиняется  логике, всему находится объяснение. Человек урбано­технократического  мира живет по своему узкому алгоритму, понятному и идеально правильному. По алгоритму, по которому живут все.  Толпами автоматы  топают к автоматам… …………………………… некогда думать, некогда,  в оффисы – как вагонетки… Ведущая 2:  Но только, учтена ли душа? И мир непонятен. Непонятен, как тысячи лет назад он был непонятен земледельцам Месопотамии. И как тысячи лет назад человек видит окружающее и чувствует то, что в этом окружающем, но что не         Так появляется ощущение тайны. видно. 3 Ведущая   1:  Нам   кажется   уместным   привести   некоторые   размышления советского философа Алексея Лосева о необходимости тайны. Он предлагает такую последовательность вопросов и ответов: Что такое тайна одного? Это есть   личность.   Что   такое   тайна   двух?   Это   есть   любовь…   Культура   же, цивилизация – это тайна всего человечества. Слайд 8 Ведущая 2: В своих первых книгах – будь то «Ягодиночка» или «Брусничный огонь», Татьяна Смертина как раз и явила прозрение к тайне. Лирическая героиня её стихов – идущая в мир с раскрытыми глазами, удивленная, что видимое ею – невидимо остальным. Так не бывает и бывает. Закрыв глаза – дано прозреть. Нежизнь и жизнь – два близких края. Познать – важнее, чем владеть. Ведущая 1: Откуда взялся этот иномир? Мне кажется, что из её детства, из лесов, в которых она выросла, от её предков, любящих русскую землю. Родилась она 2 декабря, в лютую метель, в вятской лесной глухомани. Детство – на лесоучастке Хомут. Грамотой овладела в трехлетнем возрасте самостоятельно, стихи начала создавать и читать с деревенской сцены c 5 лет, первые публикации в прессе с 12 лет.  Ведущая 2: Выросла и закончила школу в селе Сорвижи Кировской области, Литературный институт в Москве. Член Союза писателей России. В партиях и на службе никогда не состояла. Основное занятие в жизни – поэзия.  Слайд 9 Стихотворение 2 – Поликарпова Даша Ведущая 1: Отступление второе. «Имя есть жизнь». Нарекая при­тайный мир «иномиром»,   Татьяна   Смертина   вводит   его   в   категорию   реального. Выдающиеся русские философы П.Флоренский и А.Лосев посвятили имени крупные исследования. Суть  этих исследований – «всякое имя нечто значит» и «имя есть жизнь».  4 Ведущая 2: Иномир – это также имя, имя отраженного в сознании поэтессы мира,   как   вещественного,   видимого   каждому,   так   и   сокрытого,   как   бы невидимого. Ведущая 1: Иномир  не  есть  противопоставление  реальности  –  он  её  расширяет. Между  реальностью  и  иным  миром –  лишь  грань,  и  чтобы её  переступить,  необходимо  сделать  лишь  шаг. Он не в силах понять, что рядом Есть пространство, где круга нет, Где иначе раскрылен свет, Где сирени владеют садом… Ведущая 2: И пускай кто­то считает, что это – выдуманный, дорисованный  мир, виртуальная реальность. Мы ведь с вами знаем, что поэзия абсолютно  реальна. Стихотворение 3 – Киселева Ника Слайд 10 Ведущая 1: Смертиной характерно максимальное раскрытие своих душевных переживаний. Поэтесса говорит о себе в мире и мире в себе, и этот рассказ мы слушаем как откровение: Я там – была. Убитой. Молодой. Оттуда нет ни вздоха, ни возврата! Там забываются цветы и корни. Но я перед Забвеньем виновата: Забыла выполнить приказ: «Не помни!» Ведущая 2: Иномир Татьяны Смертиной  населен  русалками,  призраками,  домовыми, лешими, а черта между реальным и ирреальным весьма условна.  Романтизированное изображение старого уклада  сочетается  с  атрибутами  современности.  Тулуп раскинут подо мной, Дух валенок, овчины. 5 Глядит из мрака домовой В компьютера глубины. Ведущая 1: Валерий Брюсов писал: «Каждое слово – целый миф». А в мифе – всегда есть тайна. Это тайна слова. Лирическая героиня поэтессы старается  быть объективной: На одной ладони – солнце, На другой – луна… перечеркивается   возгласом,   будто   бы   поднятым   из   самых   недосягаемых глубин сердца: Люблю я свет, ты слышишь, мгла?        Выбор света, добра осознается героиней как неизбежность страданий,  тернового венца, ибо мгла, зло – мстит за этот выбор. Героиня лишь «кротко»  верит в добро, в «солнечный знак», но в этой кротости – неиссякаемая  уверенность в не напрасности выбора и мук.  Я сквозь толпу иду немая.  Через леса иду в ночи.  По следу окрик: "Кто такая?"  Несущая огонь свечи.  Стихотворение 4 Я удивлялась Солнцу и Луне Слайд 11  Ведущая 2:  Смертина делится с читателем своим познанием. И мы видим, благодаря её откровениям, что может скрываться за колышущейся занавеской или какие скорбные звуки льются из речной кувшинки – и вовсе не кувшинки, а бело­лилейного горла русалки. Стихотворение 5 Музыка 3 Окатный жемчуг, розовый, речной... Кристина Г. Стихотворение 6. Оксана Б. 6 Слайд 12 Ведущая   1:  Поэтесса   создает   великолепную   картину,   панораму   иной действительности – вот настоящий иномир. У Татьяны Смертиной есть цикл стихов о японской девушке. Конечно, японская девушка Ёсико, погибшая в Японии   от   взрыва   атомной   бомбы,   никоим   образом   не   может   являться призраком русской девочке­подростку, а затем и девушке. Ведущая 2: Откуда появилась эта японка? Тоже из детских воспоминаний. Стихотворение 7 Ника К. Ведущая 1:   9 АВГУСТА 1945, 11 ЧАСОВ, 2 МИНУТЫ...   Это время атомного взрыва в Нагасаки. А теперь – стихи. Стихотворение 8. Я — в Настоящем дне живу. Стихотворение 9 Оксана Б. Я сплю и вижу сон тот сердцем — Как Ёсико бредет с младенцем. Слайд 13 Ведущая 2:  Мы много сегодня говорим о значении слов, имен. Откуда они берутся? Например, фамилия поэтессы: Смертина? Фамилия эта – родовая, от рождения и по сей день. Татьяна пишет:  Смысл фамилии – всем ясен. Это именно тот смысл, которым   нельзя   играть   –   это   известно   всем   народам   через   поговорки   и жизненные факты.  Ведущая 1:  Никогда не стыдилась своей фамилии, наоборот – мне сильно повезло.  ­ Как твоя фамилия?  ­ Смертина.  7 ­ Да? Странно.  ­ Да? А теперь попробуй забудь.            В   чем   смысл   происхождения   фамилии?   Так   в   очень   давние   времена называли добровольцев и недобровольцев, ушедших на воинскую службу или на войну: солдат обручался со своей предстоящей кончиной, он – Смертин. Многие не возвратились, защищая свое Отечество, но они – в моих Родовых корнях, я продолжаю за них жить. Те, что возвратились, женились поздно, детей в семье бывало меньше, чем у других – время ущло, а в генетике – память о сражениях, потерях, боли и горечи».  Ведущая   2:  Об   этом   она   сама   написала   в   семейном   архиве,   где рассказала   обо   всех   известных   её   предках,   за   что   ей   еще   раз   –   великое спасибо! Например, дед Татьяны Смертиной по отцовской линии ­ Владимир Самойлович Смертин. О нем она напишет следующие стихи: Стихотворение 10 Кристина Г. Роковые тяжесть­розы   Не кляла.   Слайд 14 Слайд 15 Ведущая 1:  Татьяна Смертина вспоминает:  «Мое раннее детство прошло на лесоучастке Кишкиль (Хомут), медвежья, лесная глухомань. Я жила там в родной избе, лично срубленной и поставленной моим дедом. Лесоучасток ­ это определенная названием небольшая часть лесного массива.          Ведущая 2:  Откуда   взялся   этот   лесоучасток?   Там,   в   самой   лесной глухомани России, раньше шли лесозаготовки. Нет, заключенных и лагерей там не было, лесная работа – исконное древнее занятие вятских бережан. Они лесом,   животноводством   и   рыболовством   занимались   больше,   чем земледелием.  Ведущая   1:  Когда   нынче   я   читаю   какие­то   исторические   романы,   где   с великим ужасом мужчины, закатывая глаза от страдания, пишут: «И послали его   на   лесозаготовки   в   лагеря...»,   на   меня   эта   фраза   не   производит впечатления.   И   чего?   В   преисподнюю   что   ли   послали?  А как же те вятские люди, которые не были сосланы туда в наказание, а просто жили там и точно так же работали на лесоповале? Да еще и радостно 8 жили, уж если рождены там. Да еще и осмелились любить этот лес. Им выпало такое Бытиё, они не выбирали. Слайд 16 Ведущая 2:  В Великую Отечественную даже школьницы и юные девушки (не в наказание, а просто потому, что там жили) работали на лесозаготовках в лесной   глухомани,   о   которой   я   поминаю   в   своей   биографии.   Там   были узкоколейки, по которым девушки и женщины возили вагонетки с бревнами.        и Ведущая 1: Иногда бревна приходилось нести на плечах. Из­за этого у моей мамы   всю   жизнь   болело   правое   плечо,   она   его   надсадила.  Это была помощь фронту и Отечеству, никто не сетовал и не ныл, надо было работать всё.         Позже, когда лесозаготовки в тех местах закончились, люди, что жили на лесоучастке Кишкиль, остались там жить. Осталась жить и моя бабушка, и мое   раннее   детство   прошло   там,   где   волки   натурально   воют   по   ночам,   а медведи иногда бродят по лесоучастку. Я жила в лесу, который достался мне по наследству». Работали жить.   Надо!   и   Слайд 17 Стихотворение 11 Ника К. Я пробовала жизнь понять, Не постигая смысл кончины… Слайд 18 Музыка 4 Стихотворение 12. Даша П. Вот звон колокольный пропел расставанье! Из чаши чугунной, язычных глубин, Слайд 19 Стихотворение 13 Оксана Б. Изба туманом заросла озерным, 9 Ведущая 1: Вот и все о поэтессе Татьяне Смертиной. Напоследок – мои  любимые строки:  Две белых молнии пересеклись крестом. И эта вспышка — названа Христом. Кувшинки ахнули по всем Заречьям, Березы белые — оборотились в свечи. Слайд 20 Музыка 6 Ведущая 2: Стихотворение 14 Даша В. Гнули крылья молодые кони. Видео. 10

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017