Сценарий литературной композиции "Сгорай, печаль,в огне шиповника..." написан на основе стихов и архивных материалов семьи поэтессы Татьяны Смертиной. О ней написали: "... редчайший самородок Поэзии, который неожиданно выплеснула Россия из лесной вятской провинции." Т. Смертина создала свой "иномир", полный любви к родной природе.
Сценарий
литературномузыкальной композиции, посвященной творчеству
Татьяны Смертиной,
«Сгорай, печаль, в огне шиповника…»
Звучит нежная, грустная музыка. Музыка 1
Ведущая 1: Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие зрители, с мало
знакомым всем любителям литературы явлением, человеком пишущим. Про
неё написали так: Смертина Татьяна Ивановна – известный русский Поэт,
редчайший самородок Поэзии, который неожиданно выплеснула Россия из
лесной вятской провинции.
Слайд 2
Фото 1
Ведущая 2: Вглядитесь в это лицо! Врожденная яркая индивидуальность:
свой стиль, свое личное направление в поэзии, своя философия жизни.
Татьяна Смертина автор более 30 книг: «Брусничный огонь», «Черничная
царица», «Венец из ярых пчел», «Синевластье глаз», «Край Света», «Село
Сорвижи»…
Слайд 3
Ведущая 1: А книги о неслыханных таинствах ягод, грибов, трав: «Русский
погребок», «Ягодное царство», «Белые идут!» так популярны, что без
рекламы с великим успехом продаются в московских электричках. В
предисловии одной из поэтических книг о Татьяне Смертиной сказано:
Слайд 4
Ведущая 2: «Любители высокой Поэзии! Перед Вами книга новых стихов
непревзойденного Поэта нашего времени – Татьяны Смертиной. Лунная и
сиреневая лирика. Стихи Татьяны Смертиной созданы из света странных сил и
духовных энергий – поэтому властно притягивают душу и разум. В истинной
Поэзии есть нечто таинственное и высокое, и оно присутствует в ее стихах».
1Ведущая 1: Творчество современного русского поэта Татьяны Смертиной
выделялось и выделяется на фоне обилия поэтических текстов уже почти как
три десятилетия.
Ведущая 2: Уже первые публикации давали понять, что в русскую
литературу пришел поэт с иным, нежели у большинства, мировосприятием.
Слайд 5
Ведущая 1: Смертина создает в своих стихотворениях не просто систему
образов, перекликающихся один с другим, поэтесса создает целый мир, свою
поэтическую действительность, такую же неповторимую и сложную, как и
действительность реальная.
Ведущая 2: «Иномир» Татьяны Смертиной – выдающееся явление русской
поэзии современности. Благодаря этой «поэтической реальности» легко
узнаваем стиль автора, как легко узнаётся поэтический стиль А.Блока,
С.Есенина, А.Ахматовой, стоит нам только прочесть несколько строк их
стихотворений.
Ведущая 1: Вот строки, простые и в то же время необыкновенные по своей
силе:
Слайд 6
Стихотворение 1 Поликарпова Даша
Человек ли изображен столь эпично? Юродивый? Святой? Нарочито
поэтесса подчеркивает инакость странника, его анахронизм атрибутами
современности. Рюкзак совершенно нелепо сочетается с
церковнославянизмами «странник», «бредет»; ниже мы также встречаем
подобное смешение: странник «потрапезничал жалким пайком», он
«рехнулся», решил «шататься», либо «бастует», либо хочет попасть в «книгу
Гиннеса». Поэтесса сталкивает естественное, чистое с неестественным,
искусственным – потому и машина «рычит». Но это – лишь контраст,
подчеркивающий инакость странника, несуразность его присутствия здесь.
Настоящая кульминация – в последних двух строфах:
Идет он по прекрасной русской земле, видит её красоту, и не может
красота не вызвать умиление – затишье. Но вот встречи с людьми, гибель
2ангелов вызывает в его душе гром – боль и негодование. Не смеющиеся ли
равнодушные люди отрубили крылья ангелуребенку?
Слайд 7
Ведущая 2: Погружение в поэтический иномир Смертиной потрясает. Так,
после одного из поэтических вечеров одна из слушательниц – студентка
московского вуза – прислала поэтессе письмо, в котором выразила свои
впечатления: «…у меня было такое ощущение, что Вы перенесли меня в
какойто новый, параллельный мир, где все подругому, где безумно яркие
краски сочетаются с черным, где все иначе, но в то же время похоже на нашу
реальность, и в течение двух часов я путешествовала по разным закоулкам
этого мира вместе с Вами и другими слушателями... Это ни с чем не
сравнимо! Казалось, что весь зал наполнен чемто необъяснимым и
невероятно сильным!»
Ведущая 1: Каким же образом стихи поэтессы вызывают столь глубокое
душевное потрясение у слушателя?
Перед тем, как попытаться ответить на этот вопрос, сделаем два
отступления.
Отступление первое. О феномене тайны. Окруженный механизмами,
машинами, многоэтажными домами и большим количеством людей (просто –
людей, как толпы), человек погружен в овеществленную действительность,
торжество логики и мысли. Человек видит: мир реален. Всё подчиняется
логике, всему находится объяснение. Человек урбанотехнократического
мира живет по своему узкому алгоритму, понятному и идеально правильному.
По алгоритму, по которому живут все.
Толпами автоматы
топают к автоматам…
……………………………
некогда думать, некогда,
в оффисы – как вагонетки…
Ведущая 2: Но только, учтена ли душа? И мир непонятен. Непонятен, как
тысячи лет назад он был непонятен земледельцам Месопотамии. И как тысячи
лет назад человек видит окружающее и чувствует то, что в этом окружающем,
но что не
Так появляется ощущение
тайны.
видно.
3Ведущая 1: Нам кажется уместным привести некоторые размышления
советского философа Алексея Лосева о необходимости тайны. Он предлагает
такую последовательность вопросов и ответов: Что такое тайна одного? Это
есть личность. Что такое тайна двух? Это есть любовь… Культура же,
цивилизация – это тайна всего человечества.
Слайд 8
Ведущая 2: В своих первых книгах – будь то «Ягодиночка» или «Брусничный
огонь», Татьяна Смертина как раз и явила прозрение к тайне. Лирическая
героиня её стихов – идущая в мир с раскрытыми глазами, удивленная, что
видимое ею – невидимо остальным.
Так не бывает и бывает.
Закрыв глаза – дано прозреть.
Нежизнь и жизнь – два близких края.
Познать – важнее, чем владеть.
Ведущая 1: Откуда взялся этот иномир? Мне кажется, что из её детства, из
лесов, в которых она выросла, от её предков, любящих русскую землю.
Родилась она 2 декабря, в лютую метель, в вятской лесной глухомани.
Детство – на лесоучастке Хомут. Грамотой овладела в трехлетнем возрасте
самостоятельно, стихи начала создавать и читать с деревенской сцены c 5 лет,
первые публикации в прессе с 12 лет.
Ведущая 2: Выросла и закончила школу в селе Сорвижи Кировской
области, Литературный институт в Москве. Член Союза писателей России. В
партиях и на службе никогда не состояла. Основное занятие в жизни –
поэзия.
Слайд 9
Стихотворение 2 – Поликарпова Даша
Ведущая 1: Отступление второе. «Имя есть жизнь». Нарекая притайный мир
«иномиром», Татьяна Смертина вводит его в категорию реального.
Выдающиеся русские философы П.Флоренский и А.Лосев посвятили имени
крупные исследования. Суть этих исследований – «всякое имя нечто значит»
и «имя есть жизнь».
4Ведущая 2: Иномир – это также имя, имя отраженного в сознании поэтессы
мира, как вещественного, видимого каждому, так и сокрытого, как бы
невидимого.
Ведущая 1: Иномир не есть противопоставление реальности – он её
расширяет. Между реальностью и иным миром – лишь грань, и чтобы её
переступить, необходимо сделать лишь шаг.
Он не в силах понять, что рядом
Есть пространство, где круга нет,
Где иначе раскрылен свет,
Где сирени владеют садом…
Ведущая 2: И пускай ктото считает, что это – выдуманный, дорисованный
мир, виртуальная реальность. Мы ведь с вами знаем, что поэзия абсолютно
реальна.
Стихотворение 3 – Киселева Ника
Слайд 10
Ведущая 1: Смертиной характерно максимальное раскрытие своих душевных
переживаний. Поэтесса говорит о себе в мире и мире в себе, и этот рассказ мы
слушаем как откровение:
Я там – была. Убитой. Молодой.
Оттуда нет ни вздоха, ни возврата!
Там забываются цветы и корни.
Но я перед Забвеньем виновата:
Забыла выполнить приказ: «Не помни!»
Ведущая 2: Иномир Татьяны Смертиной населен русалками, призраками,
домовыми, лешими, а черта между реальным и ирреальным весьма условна.
Романтизированное изображение старого уклада сочетается с атрибутами
современности.
Тулуп раскинут подо мной,
Дух валенок, овчины.
5Глядит из мрака домовой
В компьютера глубины.
Ведущая 1: Валерий Брюсов писал: «Каждое слово – целый миф». А в мифе –
всегда есть тайна. Это тайна слова. Лирическая героиня поэтессы старается
быть объективной:
На одной ладони – солнце,
На другой – луна…
перечеркивается возгласом, будто бы поднятым из самых недосягаемых
глубин сердца:
Люблю я свет, ты слышишь, мгла?
Выбор света, добра осознается героиней как неизбежность страданий,
тернового венца, ибо мгла, зло – мстит за этот выбор. Героиня лишь «кротко»
верит в добро, в «солнечный знак», но в этой кротости – неиссякаемая
уверенность в не напрасности выбора и мук.
Я сквозь толпу иду немая.
Через леса иду в ночи.
По следу окрик: "Кто такая?"
Несущая огонь свечи.
Стихотворение 4
Я удивлялась Солнцу и Луне
Слайд 11
Ведущая 2: Смертина делится с читателем своим познанием. И мы видим,
благодаря её откровениям, что может скрываться за колышущейся занавеской
или какие скорбные звуки льются из речной кувшинки – и вовсе не кувшинки,
а белолилейного горла русалки.
Стихотворение 5 Музыка 3
Окатный жемчуг, розовый, речной... Кристина Г.
Стихотворение 6. Оксана Б.
6Слайд 12
Ведущая 1: Поэтесса создает великолепную картину, панораму иной
действительности – вот настоящий иномир. У Татьяны Смертиной есть цикл
стихов о японской девушке. Конечно, японская девушка Ёсико, погибшая в
Японии от взрыва атомной бомбы, никоим образом не может являться
призраком русской девочкеподростку, а затем и девушке.
Ведущая 2: Откуда появилась эта японка? Тоже из детских воспоминаний.
Стихотворение 7 Ника К.
Ведущая 1: 9 АВГУСТА 1945, 11 ЧАСОВ, 2 МИНУТЫ...
Это время атомного взрыва в Нагасаки. А теперь – стихи.
Стихотворение 8.
Я — в Настоящем дне живу.
Стихотворение 9 Оксана Б.
Я сплю и вижу сон тот сердцем —
Как Ёсико бредет с младенцем.
Слайд 13
Ведущая 2: Мы много сегодня говорим о значении слов, имен. Откуда они
берутся? Например, фамилия поэтессы: Смертина? Фамилия эта – родовая, от
рождения и по сей день.
Татьяна пишет: Смысл фамилии – всем ясен. Это именно тот смысл,
которым нельзя играть – это известно всем народам через поговорки и
жизненные факты.
Ведущая 1: Никогда не стыдилась своей фамилии, наоборот – мне сильно
повезло.
Как твоя фамилия?
Смертина.
7 Да? Странно.
Да? А теперь попробуй
забудь.
В чем смысл происхождения фамилии? Так в очень давние времена
называли добровольцев и недобровольцев, ушедших на воинскую службу или
на войну: солдат обручался со своей предстоящей кончиной, он – Смертин.
Многие не возвратились, защищая свое Отечество, но они – в моих Родовых
корнях, я продолжаю за них жить. Те, что возвратились, женились поздно,
детей в семье бывало меньше, чем у других – время ущло, а в генетике –
память о сражениях, потерях, боли и горечи».
Ведущая 2: Об этом она сама написала в семейном архиве, где
рассказала обо всех известных её предках, за что ей еще раз – великое
спасибо! Например, дед Татьяны Смертиной по отцовской линии Владимир
Самойлович Смертин. О нем она напишет следующие стихи:
Стихотворение 10 Кристина Г.
Роковые тяжестьрозы
Не кляла.
Слайд 14
Слайд 15
Ведущая 1: Татьяна Смертина вспоминает: «Мое раннее детство прошло на
лесоучастке Кишкиль (Хомут), медвежья, лесная глухомань. Я жила там в
родной избе, лично срубленной и поставленной моим дедом. Лесоучасток
это определенная названием небольшая часть лесного массива.
Ведущая
2: Откуда взялся этот лесоучасток? Там, в самой лесной
глухомани России, раньше шли лесозаготовки. Нет, заключенных и лагерей
там не было, лесная работа – исконное древнее занятие вятских бережан. Они
лесом, животноводством и рыболовством занимались больше, чем
земледелием.
Ведущая 1: Когда нынче я читаю какието исторические романы, где с
великим ужасом мужчины, закатывая глаза от страдания, пишут: «И послали
его на лесозаготовки в лагеря...», на меня эта фраза не производит
впечатления.
И чего? В преисподнюю что ли послали?
А как же те вятские люди, которые не были сосланы туда в наказание, а
просто жили там и точно так же работали на лесоповале? Да еще и радостно
8жили, уж если рождены там. Да еще и осмелились любить этот лес. Им выпало
такое Бытиё, они не выбирали.
Слайд 16
Ведущая
2: В Великую Отечественную даже школьницы и юные девушки
(не в наказание, а просто потому, что там жили) работали на лесозаготовках в
лесной глухомани, о которой я поминаю в своей биографии. Там были
узкоколейки, по которым девушки и женщины возили вагонетки с бревнами.
и
Ведущая 1: Иногда бревна приходилось нести на плечах. Изза этого у моей
мамы всю жизнь болело правое плечо,
она его надсадила.
Это была помощь фронту и Отечеству, никто не сетовал и не ныл, надо было
работать
всё.
Позже, когда лесозаготовки в тех местах закончились, люди, что жили на
лесоучастке Кишкиль, остались там жить. Осталась жить и моя бабушка, и
мое раннее детство прошло там, где волки натурально воют по ночам, а
медведи иногда бродят по лесоучастку. Я жила в лесу, который достался мне
по
наследству».
Работали
жить.
Надо!
и
Слайд 17
Стихотворение 11 Ника К.
Я пробовала жизнь понять,
Не постигая смысл кончины…
Слайд 18 Музыка 4
Стихотворение 12. Даша П.
Вот звон колокольный пропел расставанье!
Из чаши чугунной, язычных глубин,
Слайд 19
Стихотворение 13 Оксана Б.
Изба туманом заросла озерным,
9Ведущая 1: Вот и все о поэтессе Татьяне Смертиной. Напоследок – мои
любимые строки:
Две белых молнии пересеклись крестом.
И эта вспышка — названа Христом.
Кувшинки ахнули по всем Заречьям,
Березы белые — оборотились в свечи.
Слайд 20 Музыка 6
Ведущая 2: Стихотворение 14 Даша В.
Гнули крылья молодые кони.
Видео.
10