Сценарий литературной "Сгорай, печаль,в огне шиповника..."

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий литературной композиции "Сгорай, печаль,в огне шиповника..." написан на основе стихов и архивных материалов семьи поэтессы Татьяны Смертиной. О ней написали: "... редчайший самородок Поэзии, который неожиданно выплеснула Россия из лесной вятской провинции." Т. Смертина создала свой "иномир", полный любви к родной природе.
Иконка файла материала Сценарий.docx
Сценарий  литературно­музыкальной композиции, посвященной творчеству  Татьяны Смертиной,    «Сгорай, печаль, в огне шиповника…» Звучит нежная, грустная музыка. Музыка 1 Ведущая 1:  Сегодня  мы  хотим  познакомить   вас,  дорогие  зрители, с  мало знакомым всем любителям литературы явлением, человеком пишущим. Про неё написали  так: Смертина Татьяна  Ивановна – известный   русский  Поэт, редчайший   самородок   Поэзии,  который   неожиданно   выплеснула   Россия   из лесной вятской провинции. Слайд 2 Фото 1 Ведущая 2:  Вглядитесь   в   это   лицо!   Врожденная   яркая   индивидуальность: свой   стиль,   свое   личное   направление   в   поэзии,   своя   философия   жизни. Татьяна   Смертина   автор   более   30   книг:   «Брусничный   огонь»,   «Черничная царица», «Венец  из  ярых  пчел», «Синевластье  глаз», «Край  Света», «Село Сорвижи»… Слайд 3 Ведущая 1:  А книги о неслыханных таинствах ягод, грибов, трав: «Русский погребок»,   «Ягодное   царство»,   «Белые   идут!»   так   популярны,   что   без рекламы   с   великим   успехом   продаются   в   московских   электричках.   В предисловии одной из поэтических книг о Татьяне Смертиной сказано: Слайд 4 Ведущая 2:  «Любители высокой Поэзии! Перед Вами книга новых стихов непревзойденного   Поэта   нашего   времени   –   Татьяны   Смертиной.   Лунная   и сиреневая лирика. Стихи Татьяны Смертиной созданы из света странных сил и духовных энергий – поэтому властно притягивают душу и разум. В истинной Поэзии есть нечто таинственное и высокое, и оно присутствует в ее стихах». 1Ведущая 1:  Творчество   современного   русского   поэта   Татьяны   Смертиной выделялось и выделяется на фоне обилия поэтических текстов уже почти как три десятилетия.  Ведущая 2: Уже первые публикации давали понять, что в русскую литературу пришел поэт с иным, нежели у большинства, мировосприятием.  Слайд 5 Ведущая 1:  Смертина создает в своих  стихотворениях не просто систему образов, перекликающихся один с другим, поэтесса создает целый мир, свою поэтическую  действительность, такую же неповторимую и сложную, как  и действительность реальная. Ведущая 2:  «Иномир» Татьяны Смертиной – выдающееся явление русской поэзии   современности.   Благодаря   этой   «поэтической   реальности»   легко узнаваем   стиль   автора,   как   легко   узнаётся   поэтический   стиль   А.Блока, С.Есенина,   А.Ахматовой,   стоит   нам   только   прочесть   несколько   строк   их стихотворений. Ведущая 1: Вот строки, простые и в то же время необыкновенные по своей  силе: Слайд 6 Стихотворение 1­ Поликарпова Даша      Человек ли изображен столь эпично?   Юродивый?   Святой?     Нарочито поэтесса   подчеркивает   инакость  странника, его  анахронизм  атрибутами современности.       Рюкзак       совершенно       нелепо           сочетается           с церковнославянизмами «странник»,   «бредет»;   ниже   мы   также встречаем подобное   смешение:   странник     «потрапезничал   жалким   пайком»,         он «рехнулся», решил «шататься», либо «бастует», либо хочет попасть в «книгу Гиннеса».   Поэтесса   сталкивает   естественное,   чистое   с   неестественным, искусственным – потому  и  машина  «рычит».  Но  это  –  лишь  контраст, подчеркивающий   инакость   странника,   несуразность   его   присутствия   здесь. Настоящая кульминация – в последних двух строфах:      Идет он  по  прекрасной русской земле,  видит  её  красоту,  и  не  может красота  не вызвать  умиление – затишье.  Но  вот встречи  с людьми, гибель 2ангелов вызывает в его душе гром –  боль  и  негодование.  Не смеющиеся ли равнодушные  люди  отрубили  крылья  ангелу­ребенку? Слайд 7 Ведущая 2:  Погружение в поэтический иномир Смертиной потрясает. Так, после   одного   из   поэтических   вечеров   одна   из   слушательниц   –   студентка московского   вуза   –   прислала   поэтессе   письмо,   в   котором   выразила   свои впечатления:   «…у   меня   было   такое   ощущение,   что   Вы   перенесли   меня   в какой­то новый, параллельный мир, где все по­другому, где безумно яркие краски сочетаются с черным, где все иначе, но в то же время похоже на нашу реальность, и в течение двух часов я путешествовала по разным закоулкам этого   мира   вместе   с   Вами   и   другими   слушателями...   Это   ни   с   чем   не сравнимо!   Казалось,   что   весь   зал   наполнен   чем­то   необъяснимым   и невероятно сильным!» Ведущая 1: Каким же образом стихи поэтессы вызывают столь глубокое  душевное потрясение у слушателя?       Перед тем, как попытаться ответить на этот вопрос, сделаем два  отступления.     Отступление первое. О феномене тайны. Окруженный механизмами,  машинами, многоэтажными домами и большим количеством людей (просто –  людей, как толпы), человек погружен в овеществленную действительность,  торжество логики и мысли. Человек видит: мир реален. Всё подчиняется  логике, всему находится объяснение. Человек урбано­технократического  мира живет по своему узкому алгоритму, понятному и идеально правильному. По алгоритму, по которому живут все.  Толпами автоматы  топают к автоматам… …………………………… некогда думать, некогда,  в оффисы – как вагонетки… Ведущая 2:  Но только, учтена ли душа? И мир непонятен. Непонятен, как тысячи лет назад он был непонятен земледельцам Месопотамии. И как тысячи лет назад человек видит окружающее и чувствует то, что в этом окружающем, но что не         Так появляется ощущение тайны. видно. 3Ведущая   1:  Нам   кажется   уместным   привести   некоторые   размышления советского философа Алексея Лосева о необходимости тайны. Он предлагает такую последовательность вопросов и ответов: Что такое тайна одного? Это есть   личность.   Что   такое   тайна   двух?   Это   есть   любовь…   Культура   же, цивилизация – это тайна всего человечества. Слайд 8 Ведущая 2: В своих первых книгах – будь то «Ягодиночка» или «Брусничный огонь», Татьяна Смертина как раз и явила прозрение к тайне. Лирическая героиня её стихов – идущая в мир с раскрытыми глазами, удивленная, что видимое ею – невидимо остальным. Так не бывает и бывает. Закрыв глаза – дано прозреть. Нежизнь и жизнь – два близких края. Познать – важнее, чем владеть. Ведущая 1: Откуда взялся этот иномир? Мне кажется, что из её детства, из лесов, в которых она выросла, от её предков, любящих русскую землю. Родилась она 2 декабря, в лютую метель, в вятской лесной глухомани. Детство – на лесоучастке Хомут. Грамотой овладела в трехлетнем возрасте самостоятельно, стихи начала создавать и читать с деревенской сцены c 5 лет, первые публикации в прессе с 12 лет.  Ведущая 2: Выросла и закончила школу в селе Сорвижи Кировской области, Литературный институт в Москве. Член Союза писателей России. В партиях и на службе никогда не состояла. Основное занятие в жизни – поэзия.  Слайд 9 Стихотворение 2 – Поликарпова Даша Ведущая 1: Отступление второе. «Имя есть жизнь». Нарекая при­тайный мир «иномиром»,   Татьяна   Смертина   вводит   его   в   категорию   реального. Выдающиеся русские философы П.Флоренский и А.Лосев посвятили имени крупные исследования. Суть  этих исследований – «всякое имя нечто значит» и «имя есть жизнь».  4Ведущая 2: Иномир – это также имя, имя отраженного в сознании поэтессы мира,   как   вещественного,   видимого   каждому,   так   и   сокрытого,   как   бы невидимого. Ведущая 1: Иномир  не  есть  противопоставление  реальности  –  он  её  расширяет. Между  реальностью  и  иным  миром –  лишь  грань,  и  чтобы её  переступить,  необходимо  сделать  лишь  шаг. Он не в силах понять, что рядом Есть пространство, где круга нет, Где иначе раскрылен свет, Где сирени владеют садом… Ведущая 2: И пускай кто­то считает, что это – выдуманный, дорисованный  мир, виртуальная реальность. Мы ведь с вами знаем, что поэзия абсолютно  реальна. Стихотворение 3 – Киселева Ника Слайд 10 Ведущая 1: Смертиной характерно максимальное раскрытие своих душевных переживаний. Поэтесса говорит о себе в мире и мире в себе, и этот рассказ мы слушаем как откровение: Я там – была. Убитой. Молодой. Оттуда нет ни вздоха, ни возврата! Там забываются цветы и корни. Но я перед Забвеньем виновата: Забыла выполнить приказ: «Не помни!» Ведущая 2: Иномир Татьяны Смертиной  населен  русалками,  призраками,  домовыми, лешими, а черта между реальным и ирреальным весьма условна.  Романтизированное изображение старого уклада  сочетается  с  атрибутами  современности.  Тулуп раскинут подо мной, Дух валенок, овчины. 5Глядит из мрака домовой В компьютера глубины. Ведущая 1: Валерий Брюсов писал: «Каждое слово – целый миф». А в мифе – всегда есть тайна. Это тайна слова. Лирическая героиня поэтессы старается  быть объективной: На одной ладони – солнце, На другой – луна… перечеркивается   возгласом,   будто   бы   поднятым   из   самых   недосягаемых глубин сердца: Люблю я свет, ты слышишь, мгла?        Выбор света, добра осознается героиней как неизбежность страданий,  тернового венца, ибо мгла, зло – мстит за этот выбор. Героиня лишь «кротко»  верит в добро, в «солнечный знак», но в этой кротости – неиссякаемая  уверенность в не напрасности выбора и мук.  Я сквозь толпу иду немая.  Через леса иду в ночи.  По следу окрик: "Кто такая?"  Несущая огонь свечи.  Стихотворение 4 Я удивлялась Солнцу и Луне Слайд 11  Ведущая 2:  Смертина делится с читателем своим познанием. И мы видим, благодаря её откровениям, что может скрываться за колышущейся занавеской или какие скорбные звуки льются из речной кувшинки – и вовсе не кувшинки, а бело­лилейного горла русалки. Стихотворение 5 Музыка 3 Окатный жемчуг, розовый, речной... Кристина Г. Стихотворение 6. Оксана Б. 6Слайд 12 Ведущая   1:  Поэтесса   создает   великолепную   картину,   панораму   иной действительности – вот настоящий иномир. У Татьяны Смертиной есть цикл стихов о японской девушке. Конечно, японская девушка Ёсико, погибшая в Японии   от   взрыва   атомной   бомбы,   никоим   образом   не   может   являться призраком русской девочке­подростку, а затем и девушке. Ведущая 2: Откуда появилась эта японка? Тоже из детских воспоминаний. Стихотворение 7 Ника К. Ведущая 1:   9 АВГУСТА 1945, 11 ЧАСОВ, 2 МИНУТЫ...   Это время атомного взрыва в Нагасаки. А теперь – стихи. Стихотворение 8. Я — в Настоящем дне живу. Стихотворение 9 Оксана Б. Я сплю и вижу сон тот сердцем — Как Ёсико бредет с младенцем. Слайд 13 Ведущая 2:  Мы много сегодня говорим о значении слов, имен. Откуда они берутся? Например, фамилия поэтессы: Смертина? Фамилия эта – родовая, от рождения и по сей день. Татьяна пишет:  Смысл фамилии – всем ясен. Это именно тот смысл, которым   нельзя   играть   –   это   известно   всем   народам   через   поговорки   и жизненные факты.  Ведущая 1:  Никогда не стыдилась своей фамилии, наоборот – мне сильно повезло.  ­ Как твоя фамилия?  ­ Смертина.  7­ Да? Странно.  ­ Да? А теперь попробуй забудь.            В   чем   смысл   происхождения   фамилии?   Так   в   очень   давние   времена называли добровольцев и недобровольцев, ушедших на воинскую службу или на войну: солдат обручался со своей предстоящей кончиной, он – Смертин. Многие не возвратились, защищая свое Отечество, но они – в моих Родовых корнях, я продолжаю за них жить. Те, что возвратились, женились поздно, детей в семье бывало меньше, чем у других – время ущло, а в генетике – память о сражениях, потерях, боли и горечи».  Ведущая   2:  Об   этом   она   сама   написала   в   семейном   архиве,   где рассказала   обо   всех   известных   её   предках,   за   что   ей   еще   раз   –   великое спасибо! Например, дед Татьяны Смертиной по отцовской линии ­ Владимир Самойлович Смертин. О нем она напишет следующие стихи: Стихотворение 10 Кристина Г. Роковые тяжесть­розы   Не кляла.   Слайд 14 Слайд 15 Ведущая 1:  Татьяна Смертина вспоминает:  «Мое раннее детство прошло на лесоучастке Кишкиль (Хомут), медвежья, лесная глухомань. Я жила там в родной избе, лично срубленной и поставленной моим дедом. Лесоучасток ­ это определенная названием небольшая часть лесного массива.          Ведущая 2:  Откуда   взялся   этот   лесоучасток?   Там,   в   самой   лесной глухомани России, раньше шли лесозаготовки. Нет, заключенных и лагерей там не было, лесная работа – исконное древнее занятие вятских бережан. Они лесом,   животноводством   и   рыболовством   занимались   больше,   чем земледелием.  Ведущая   1:  Когда   нынче   я   читаю   какие­то   исторические   романы,   где   с великим ужасом мужчины, закатывая глаза от страдания, пишут: «И послали его   на   лесозаготовки   в   лагеря...»,   на   меня   эта   фраза   не   производит впечатления.   И   чего?   В   преисподнюю   что   ли   послали?  А как же те вятские люди, которые не были сосланы туда в наказание, а просто жили там и точно так же работали на лесоповале? Да еще и радостно 8жили, уж если рождены там. Да еще и осмелились любить этот лес. Им выпало такое Бытиё, они не выбирали. Слайд 16 Ведущая 2:  В Великую Отечественную даже школьницы и юные девушки (не в наказание, а просто потому, что там жили) работали на лесозаготовках в лесной   глухомани,   о   которой   я   поминаю   в   своей   биографии.   Там   были узкоколейки, по которым девушки и женщины возили вагонетки с бревнами.        и Ведущая 1: Иногда бревна приходилось нести на плечах. Из­за этого у моей мамы   всю   жизнь   болело   правое   плечо,   она   его   надсадила.  Это была помощь фронту и Отечеству, никто не сетовал и не ныл, надо было работать всё.         Позже, когда лесозаготовки в тех местах закончились, люди, что жили на лесоучастке Кишкиль, остались там жить. Осталась жить и моя бабушка, и мое   раннее   детство   прошло   там,   где   волки   натурально   воют   по   ночам,   а медведи иногда бродят по лесоучастку. Я жила в лесу, который достался мне по наследству». Работали жить.   Надо!   и   Слайд 17 Стихотворение 11 Ника К. Я пробовала жизнь понять, Не постигая смысл кончины… Слайд 18 Музыка 4 Стихотворение 12. Даша П. Вот звон колокольный пропел расставанье! Из чаши чугунной, язычных глубин, Слайд 19 Стихотворение 13 Оксана Б. Изба туманом заросла озерным, 9Ведущая 1: Вот и все о поэтессе Татьяне Смертиной. Напоследок – мои  любимые строки:  Две белых молнии пересеклись крестом. И эта вспышка — названа Христом. Кувшинки ахнули по всем Заречьям, Березы белые — оборотились в свечи. Слайд 20 Музыка 6 Ведущая 2: Стихотворение 14 Даша В. Гнули крылья молодые кони. Видео. 10