Сценарий открытого мероприятия для студентов обучающихся по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Данное мероприятие можно провести как со студентами первого курса , в целях повышения интереса к их будущей профессии, так и со студентами второго. Можно это мероприятие организовать для студентов первого и второго курсов совместно.
Методическая
разработка
открытого
мероприятия для
студентов
специальностей
технического
профиля
«Математика в моей
профессии»
Автор Воронкова Т.М.
преподаватель
ГАПОУ СО «Уральский
политехнический колледж -
МЦК»
2018 годПояснительная записка.
Открытое мероприятие для студентов специальностей технического
профиля «Математика в моей профессии» ориентировано на студентов профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Мероприятие может быть организовано как для студентов первого курса в рамках
расширения представления знаний первокурсников о профессии, которой они будут
обучаться, так и для студентов второго курса в целях повышения математической
грамотности, престижа математики, как науки.
Методическая разработка открытого мероприятия для студентов специальностей
технического профиля (сварщиков) «Математика в моей профессии»
Цели мероприятия:
расширить представление студентов первого курса о профессии сварщика
показать практическую значимость математических знаний и умений при
овладении профессии сварщика
Оборудование:
Проектор для демонстрации презентаций
Плакат с высказываниями великих людей о математике
Выход в Итернет (для демонстрации роликов)
Презентации
Ход мероприятия:
Преподаватель: Всем
предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; то есть она как мостик,
математика — фундаментальная наука,
известно,
связывающий различные науки между собой. «Математика – это то, посредством
чего люди управляют природой и собой», писал математик А.Н. Колмогоров.
Математика выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых
общих законов природы.
Хотите вы или не хотите, но только обладая математическими знаниями, мы можем что
угодно посчитать, грамотно провести измерения и описать формы реальных объектов.
Сегодня мы попробуем разобраться, какова роль математики в нашей жизни, а
помогут мне в этом мои помощники (2 студента: 1 ведущий юноша, 2 ведущий
девушка)1 ведущий: Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество
вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас
с первых дней жизни. Любой ребенок, даже который не изучал арифметику,
сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен
его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по
подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.
2 ведущий: Да, ты абсолютно прав, но мы уже не играем в игрушки и следим за своим
весом.
1 ведущий: Конечно! Мы уже не дети, а студенты Уральского политехнического
колледжа и профессия, которую мы здесь освоим – это Сварщик (ручной и частично
(Демонстрируется
механизированной сварки (наплавки)).
2 ведущий: Да …..это совсем не женская профессия
1 ведущий: Это профессия для сильных и выносливых!
презентация №1 «Есть такая профессия – сварщик!»
2 ведущий: Да… Впечатляет! Столько нужно знать и уметь! Получается, что качество
математической подготовки напрямую влияет на мастерство сварщика!
1 ведущий: Ну конечно! И мы сейчас прямо здесь в этом убедимся. На наше
мероприятие приглашены студенты 2 курса, будущие сварщики, вот им мы и зададим
несколько вопросов.
2 ведущий: Первый вопрос я хотела бы задать Капитану нашей юношеской команды по
минифутболу Афанасьеву Сухробу. Скажи, пожалуйста, вот ты стоишь на воротах, как
ты понимаешь какой мяч опасный, а какой легко отбить?
1 ведущий: А я хочу задать вопрос о девушках. Парни как вам перспектива появления
девушек в ваших группах?
2 ведущий: Ну а теперь давайте ответим на еще один вопрос: зачем сварщику нужна
математика?
Создание сварной конструкции, полностью отвечающей своему
1 ведущий:
служебному назначению, надежной в эксплуатации, представляет собой комплексную
задачу, которая включает проектирование, расчет, рациональное построение
технологии изготовления. Все это требует определенных математических знаний –вычислительных навыков, знания правила пропорции, умения нахождения неизвестного
и др., и, конечно же, немало знаний из области геометрии.
Как вы думаете (обращается к аудитории) необходимо знать и уметь будущему
сварщику по математике:
•
•
Знания и навыки расчетного характера?
Умения выполнять действия с действительными числами, с числами разных
знаков, со степенями?
•
Умения оперировать с процентами?
Знания правила пропорции?
Владение навыками работы на калькуляторе и на компьютере?
Знания из области геометрии (определения и построения основных
•
•
геометрических фигур на плоскости, формул для вычисления площадей и объемов,
свойства прямых и плоскостей на плоскости и в пространстве)?
•
2 ведущий: Смотри какая задача на геометрическое проектирование сварочной
конструкции. Да, тут одной таблицей умножения не отделаешься!
1 ведущий: Ну ка дай, посмотреть. (смотрит Приложение №1). Я думаю, что с
этими задачами легко справятся наши будущие сварщики
(задача для 2 курса). В это время демонстрируется Презентация Математика в
моей профессии.
1 ведущий: Ребята (обращается к аудитории), а вы знаете сколько разрядов
существует у сварщиков?
1 разряд — самый простой, который присваивается
ученикам. Его нельзя отнести к квалифицированным работникам. Это человек, который
может обращаться с резаком и проводить самые простые виды сварки в нижнем
положении. К качеству полеченного соединения не выдвигаются особые требования.
2 разряд – данный разряд можно получить после окончания учебного заведения. В
данном случае человек должен уметь проводить сварку в нижнем и вертикальном
положении. Здесь еще нет необходимости в создании герметичных швов на трубах.
2 ведущий:
3 разряд – его также можно получить при окончании учебного заведения, не имея при
этом опыта работы на предприятии. Здесь необходимо уметь варить угловые стыки,вертикальные и горизонтальные. Также следует иметь навыки создания герметичных
швов на трубах. Помимо этого, следует знать устройство и принцип действия техники,
уметь читать чертежи и воспроизводить по ним изделия. Работа ведется
преимущественно с простыми деталями.
4 разряд – здесь уже работа ведется с деталями средней сложности. Нужно уметь
владеть плазменной сваркой. Специалист должен уметь создавать качественные
герметичные швы во всех положениях кроме потолочного. Нужно уметь вырезать
фигурные детали из листов.
1 ведущий:
5 разряд – несмотря на то, что это еще не максимальный разряд сварщика, специалист,
которому его присвоили, должен уметь работать во всех положениях и создавать
качественные герметичные соединения. Мастеру необходимо работать с любой
толщиной и маркой металла или его сплава.
2 ведущий:
6 разряд – это самый высокий разряд сварщика, при котором он должен уметь все то же
самое, что и на пятом, только добавляется работа с экспериментальными
соединениями, которые никто до этого еще не варил. В данном случае на специалиста
ложится выбор расходных материалов, режима и прочих параметров.
1 ведущий: Давайте посмотрим справились с задачами наши юные сварщики.
(проверяют верность решения задач). Молодцы ребята, справились, но это лишь
начало вашего мастерства. Мы вам расскажем, чего вы можете добиться, если
овладеете математической наукой в совершенстве!
2 ведущий: Теперь мы с вами поговорим о художественной сварке. Что же это такое?
Хорошо известны все основные направления художественной обработки металла —
горячая и холодная ковка, литье. Но сегодня появилось еще одно, принципиально новое
и перспективное направление создания станковых и прикладных произведений
искусства из такого прочного, но податливого материала. Это артсварка, начало
которой положили специалисты киевского Института сварки им. Е.О. Патона. Она дает
новые возможности художникам, воплощающим свои замыслы в металле. Предлагаем
вашему вниманию видеофрагменты художественной сварки.(показ видеофрагментов: «Сварка отходы из металла и мастерство сварщика»)
1ведущий: Теперь вашему вниманию еще один видеоролик сварочной продукции
(показ фото продукции и видеоролика ролика «Завораживающие поделки
сварщиков» (2 мин 26 сек). На такую продукцию приятно смотреть. Это говорит о
креативности, упорности работника. Надеюсь и вы нас порадуете, такими работами.
2 ведущий: Правда впечатляет!
1ведущий: Впечатляет, но… я думаю, что у нас еще есть ребята, которые еще
сомневаются так ли нужна математика в их профессии.
2 ведущий: Хорошо, давай, как говорится, расставим все точки над «и».
( Демонстрация Презентации №2 Нужна ли сварщику математика?)
1ведущий: Подводя итог, хочется сказать, что в наше время постоянно происходит
увеличение сфер или отраслей деятельности, где в той или иной степени применяется
математика, не исключение и в профессии сварщика.
2 ведущий: Это связано в первую очередь с быстрым развитием научнотехнического
прогресса – все быстрее появляются новые технологии и с каждым годом они
становятся все более сложными; а также с тем, что математические основы – это
базовые знания, фундаментальный заклад, который нужен в любой науке.
1 ведущий: И в связи с этим, хочется в очередной раз подчеркнуть, насколько важна
роль математики в сварочном производстве. Расчеты должны быть сверхточными для
обеспечения полной безопасности прохождения тех или иных процессов, и чтобы этого
достичь, он использует математические знания.
2 ведущий:
Если же специалист не будет обладать достаточным уровнем
квалификации, то он останется невостребованным, что в свою очередь для него весьма
и весьма невыгодно.
1 ведущий: Ребята, вы согласны, что можно сделать вывод, математика – это, в
какойто мере, основа любой науки, и без знания математики в современном мире
существовать практически невозможно?2 ведущий: Мы с вами познакомились с профессией “Сварщик”, которая является
рабочей профессией сегодняшнего дня. Однако, это вовсе не означает, что другие
профессии менее интересны и не востребованы.
1 ведущий: Каждая профессия посвоему интересна и значительна. Значительность
придает ей то, как ты к ней относишься, как ты ее выполняешь.
2 ведущий: Нашу встречу сегодня я хотел бы закончить словами
В.А.Сухомлинского: «Важно не кем быть, а каким быть. Далеко не каждый станет
ученым, писателем, артистом, но поэтом, художником в своем деле должен стать
каждый» (В.А.Сухомлинский).
Приложение №1
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой,
пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей
работе (М. И. Калинин)
Важно не кем быть, а каким быть. Далеко не каждый станет ученым, писателем,
но поэтом,
артистом,
художником в своем деле должен стать
каждый. (В.А.Сухомлинский)
(задача для 2 курса)
Приложение №2
Сварщику необходимо изготовить бункер,
имеющий форму правильной
четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,2 м, высота – 2,4
м. Сколько стали необходимо выполнения работы? (Прим.: на швы следует добавить
3% материала).
Дано: правильная 4угольная призмаа = 1,2 м, h = 2,4 м
S ?
Ответ: для изготовления бункера сварщику необходимо 13,35 м2 стали.
(задача для 1 курса)
1. Сварщику необходимо изготовить цистерну цилиндрической формы, высота
которой – 3 м, радиус основания – 1,5 м. Вычислить, сколько электродов
необходимо для сварки, если на 1 м расходуется 4 электрода, а масса одного
электрода 60 г. Вычислить стоимость электродов, если 1 кг их стоит 70 рублей.
Дано: цилиндр
h = 3 м, r = 1,5 м, 1 м – 4 электрода, m1 = 60 г, 1 кг – 70 руб.
Стоимость электродов ?
Решение:
Длина швов: 3+9,42=12,42(м)
Количество электродов: 12,42*4=49,68=50 электродов стоимость электродов:
50*0,06*70=210руб
Ответ: стоимость электродов равна 210 руб.