Данный праздник посвящён произведениям народного творчества. Сюда включено практически всё: песни, танцы, народное декоративно-прикладное искусство, народные промыслы. Сначала ребята делятся своими знаниями о мастерстве нашего народа. В празднике принимают участие родители, которые помогают оформить выставку и рассказывают ребятам о разных видах народного мастерства. Заканчивается праздник дружным чаепитием.Сценарий мероприятия "Праздник мастеров"
Проводится подготовительная работа в течение всего учебного года. Этот праздник я
провожу с учащимися 4го класса. Мы изучаем народные промыслы, произведения народного
творчества, народные песни, танцы. Дома вместе с родителями ребята готовят и собирают
различные поделки, отвечающие темам наших уроков, классных часов и мероприятий.
Перед праздником организуется выставка всех работ. К празднику родители оформляют
класс, готовят для участников столы, покрытые скатертями в русском народном стиле. На
столах – самовары, расписная посуда, приготовленные дома различные изделия кулинарного
искусства и, конечно, чай. За столами ребята рассаживаются группами в зависимости от того,
творчество каких мастеров они представляют. Стол оформлен в том же стиле. Обязательно в
группу входит хотя бы один из родителей, который во время праздника знакомит ребят с
историей данного промысла.
Учитель, родители, принимающие участие в проведении праздника, дети одеты в русские
национальные костюмы. Между рассказами ребят вставляем русские народные песни и танцы.
Хозяйки:
Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем.
Давно мы вас ждёмподжидаем, праздник без вас не начинаем.
У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому правду, кому –
песенку.
Гость 1.
Гостямто, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка:
В тесноте – не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в
ваших краях?
(Выходит группа ребят, представляющих гостей из Дымково).
1. Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли вам в подарок
дымковскую игрушку. Чем знаменито Дымково?
2. Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного, сырости сырой,
В ней чтото есть от радуги, от капелек росы.
В ней чтото есть от радости,
Гремящей, как басы!
13. Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть над улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
4. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково,
неподалёку от города Хлыново – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были
самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и
весёлым названием – свистунья.
(Рассказ одного из родителей)
5.
А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи
измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по свистульке.
Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное,
свистел сказочный СоловейРазбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах,
шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие
на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не
обходится без ярких игрушек.
(Каждый из гостей читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он
держит в руке.)
1. Барашексвисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
2. Утка – Марфутка
Бережком идёт,
Уточек Марфуточек
2Купаться ведёт
3. Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.
4. Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок – не простой –
Красный, белый, золотой!
(Дети исполняют русскую народную песню)
Хозяйка:
Спасибо, гости дорогие! Порадовали вы нас своими подарками. А что скажете – расскажете
вы, гости желанные? (обращается к новым гостям.)
Гости (держат в руках матрёшек)
1. Как две радуги брови,
Губы – маки, пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щёки горят.
(Рассказ родителей) – Ну что узнали? Это наша матрёшка. Ей почти 100 лет. А
2.
начиналось всё вот как. В конце 19 века в художественную мастерскую под Москвой
привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней
находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем
понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая
матрёшка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с
чёрным петухом в руках. Поразному расписывают художники игрушки, но радость
они доставляют всем огромную.
(Песня «Русская матрёшка» сл. Ю. Жулькова, муз. В. Казенина)
Гости продолжают:
1. Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькойвстанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
3В нивыах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
2. На щеках навёл зари румянец,
Неба синь всплеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ».
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
3. Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастеретворце!
Хозяйка:
Спасибо, гости дорогие! А теперь слово вам, мастера Гжели!
Гости (держат в руках изделия из Гжели):
1. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье – Гжель.
2. Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
3. У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
(Звучит песня «По малину в сад пойдём»)
4Хозяйка:
Подарки ваши принимаем с радостью. Спасибо вам за них. А теперь наступает черёд новых
гостей.
Гости (с городецкими игрушками)
1. Привезли вам поклон и подарки свои
Со сторонки родной, где живут журавли
С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,
Где умыты ракиты голубою водой.
2. Городецкая роспись – как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
3. Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
(Русская народная песня «Во горнице новой»)
Хозяйка:
Много интересного узнали мы от вас, гости дорогие. Теперь и наш черёд о себе
рассказывать, свои навыки показывать. А начну я с легенды.
Когдато давнымдавно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу
мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до
посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он
стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жарптица. Он и её
накормил пшеном. Когда жарптица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она
крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой.
Никто жарптицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её посвоему.
Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братани. И, кроме
птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы,
различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
(Группа детей читают стихи)
1. Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
5По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся, попробуй сумейка.
2. А гдето кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье.
Ещё характерен для всей хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
3. А вот, посмотрите, знакомый сюжет.
Узнали вы сказку? Узнали иль нет?
Вам мамы её рассказали когдато
Сейчас эту сказку напомнят ребята.
(Инсценировка сказки «Курочка Ряба».)
Хозяйка:
Вот и закончили мы свой рассказ о хохломе. Смотрю на ваши подарки, налюбоваться не
могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду – все ремёсла хороши!
Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас покажем всем
присутствующим, что изготовили ребята в нашей мастерской.
(Каждая группа – дети вместе с родителями – выставляют, или показывают уже
представленные на выставке образцы своих работ.)
Дети поют частушки:
1. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
2. Золотая хохлома,
Ей не налюбуешься,
И в Париже, и в НьюЙорке
Хохлома красуется.
3. В Гжели делают посуду –
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
4. Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
6Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
5. Любовались гости чудом,
Громко восхищалися –
Городецкой красотой
Сражённые осталися.
6. Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
7. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
По окончании праздника дети и родители обмениваются на память и дарят гостям
праздника сувениры, выполненные своими руками.
7