Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"
Оценка 4.7

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—8 кл
27.02.2018
Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"
Материалы на тему "Традиционные игры и игрушки" народа ханты, живущих в Западной Сибири. Цель занятия- познакомить и побудить интерес к национальным играм. В эти игры играли в детстве родители, бабушки, дедушки. Знакомят и с творчеством народа, пошив национальной куколки- акань.Материалы на тему "Традиционные игры и игрушки" народа ханты, живущих в Западной Сибири.
Традиционные игры и игрушки.docx
Воспитательское занятие «Традиционные игры и игрушки». Цель: Познакомить детей с хантыйскими играми, пробудить у детей интерес  к хантыйской старинной игрушке. Задачи: Воспитывать уважительное отношение к культуре народов Севера. Научить играть в национальные игры народов ханты. Оформление: Выставка национальных игр и игрушек. Эпиграф: А.С. Макаренко писал:   Игра имеет важное  и большое  значение в жизни ребенка. Каков ребенок в  игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому  воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».   Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается  ловкость, находчивость, выдержка, активность, сообразительность. Ведущий: Сегодня на занятии мы обратимся в  удивительный и разнообразный мир национальной игрушки и узнаем, как изготавливаются игрушки, какова  история игрушек.  Игры народов ханты являются редкими и уникальными. Они развивают:  мышление, внимание, память, терпение, тренируют мышцы рук. Ведущий: Дети всегда любили играть в куклы. В семьях народов ханты  девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в  дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. По тому, на  сколько аккуратно и правильно девочка могла смастерить куклу, судили о ее  умении вести хозяйство в будущем. Куклы изготавливались с большой охотой – преимущественно не летом, в свободное от домашних работ время. Размеры  куклы не должны были превышать размера детской ладони, но и меньше  мизинца куклу тоже не делали. Ханты считали, что кукла больше ладони уже  похожа на человека, а маленькую куклу использовали в поминальных обрядах. Чтобы кукла не приняла на себя душу того или иного человека ­ ее делали  безликой. Ведущий: В хантыйской семье у детей были игры, которые они   изготавливали сами. Например, у девочек была кукла «Акань», которую они  изготавливали под руководством мам. Для «Акань» нельзя брать новую ткань. Нельзя ее кидать, валять, бить, закапывать. Свою первую акань девочка  должна была оставить себе.   Очень  важным моментом при изготовлении «акань» считалось то, что у нее  не должно быть лица – глаз, носа, рта. Считалось, что акань с лицом – это уже  дух, а духи бывают добрые и злые. Таким образом, можно сказать, что к  игрушкам в традиционной семье относились очень серьезно.С ними связано  много запретов и поверий.    Игрушки прививали полезные навыки. Ученик: «Келан юнтупсы» ­ веревочная головоломка. В прошлом были очень популярны развлечения, связанные с веревочным  плетением. Берется веревка (толстая нить) длиной 1 метр, концы ее  связываются. Играют двое: совестно плетут различные фигурки: пилу,  журавлиные ноги, птицу, животное… Чаще этим занимались девочки. На  растопыренные пальцы обеих рук надевается нить. Особым способом, двигая  пальцами, девочка, сплетает какую – либо фигуру.  Ведущий: А сейчас мы предлагаем вам загадки и ребусы. Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они передавались  из уст в уста. В загадках задуманный предмет изображается хитро и  замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом. Попробуйте разгадать: МА­ а – а – а ­ тще – е – е ­ ем! (Внимание) ­ Йингк илпи саменг калась. Там муй? (Паннэ). ­ Под водой ржавый калач. ­ Йингк илпи кумранг хот. Там муй?  (Пон). ­ Под водой гремящий дом.  ­ Юх тый хиранг хинт. Там муй?  ( (Нохар). ­ На вершине дерева длинная  вязаная рукавица. ­Тьфу! Там муй? (Лэщтан). – Загагываю! Тьфу! (Оселок) ­ Тальта вантлям – каллэт, тульта вантлям – ан каллэт.Там муй? (Куш кар).  Отсюда смотрю – вижу, оттуда смотрю – не вижу. ­ Вонт кощя, ворт кощя. Там муй? (Мойпар) ­ Хозяин леса, хозяин бога. Ученица:Физминутка «Юнт – якие» Ешпат сэнка, Ешпат сэнка! Шаншух сэнка, шаншух сэнка! Курпат шэнха, курпат шэнха! Тывелт, тухелт карэмила! Тухелт, карэмила! Тухелт, тывелт карэмила! Тывелт карэмила. Физминутка «Игра – танец» Ладошками хлопай, ладошками хлопай! По коленочкам стучи ручками, По коленочкам стучи ручками! Ножками топай, ножками топай! В эту сторону, в ту сторону поворачивайся! В ту сторону, в эту сторону поворачивайся! М.К.Вагатова. Ученик: У народов ханты имеются необычные головоломки. «Вет  лов тынуп юх» ­ « Палочка стоимостью пяти лошадей».   Существует легенда о том, как старый охотник загадал  головоломку –  загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок  менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так инее разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта головоломка  называется «Палочка стоимостью пяти лошадей». Задача этой головоломки –  перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая  крайних узлов. Ведущий: Ребята,  почему эта головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей»? Ведущий: Но существуют игры и игрушки для мальчиков. Они направлены на развитие физических качеств, необходимых для повседневного труда  охотника, рыболова, оленевода. Это занятия сложные, требующие упорства,  больших знаний о природе, напряженного внимания, физической  выносливости, наблюдательности, остроты зрения и слуха. Ученик: В жизни народов севера постоянно сталкиваются с различными  узлами. Было важным уметь завязывать петли при плетении аркана,  рыболовных сетей. Отсюда и появились головоломки с хитрыми узлами.     Веревочные  головоломки играют от двух и более игроков. Задача игроков –  освободиться от веревки не снимая петель.   Любят дети играть в оленей и оленеводов, соединяя двух – трех участников  упряжью и погоняя их.  Дети исполняют песню «Песня о Казыме.» Ученик: « Акань» (кукла) По поверьям, игры девочек с тряпичными акань влияли на их будущее  семейное счастье. Акань никогда не давали имна членов семьи. Наряды для  акань шились только из лоскутков ткани. Черты лица у кукол не  изображались, считалось, что они могут оживить куклу и сделать опасной для  человека.     Послушайте стихотворение о кукле «акань». Ма аканем, омса. Тоса яма вэла, Хураман сухен Яма, яма тае. Моя кукла, сиди, Хорошо себя веди, Красивое платье Аккуратно носи. Кто может повторить? Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить. Ведущий: В дождливые осенние дни и в сильные морозы зимой дети играют в  домашние игры или мастерят игрушки. Нравится им играть  в палочки (щел).  Из сухого дерева ножом вырезают палочки длиной от 15 до 20 см., диаметром  0,5 см и гладко обстругивают. Всего их делают 20 ­30 штук. Существует   несколько различных видов игры в «Щел». Игра состоит в перекидывании  палочек с ладони на тыльную сторону кисти  и обратно. Перекидывая палочки, игрок должен поймать на ладонь либо одну из них, либо нечетное  количество. Только в этом случае одна палочка считается выигранной и в  дальнейшую игру не берется. Игрок этот продолжает игру, пока на ладони не  окажется четное количество палочек или все они не свалятся с кисти. Тогда  палочки передаются другому участнику. Кто наберет больше палочек, тот  выигрывает. Но последнюю палочку  игрок должен поймать мизинцем. Игроки заранее  договариваются об условиях игры. Обычно тот, кто  проиграл,  получает от победителя щелчки по кисти рук или исполняет песню, сказку,  танец, загадывает загадку. Ученик: Например,  игра «Щел хот» ­ «Домик». Маленькие дети начинают  играть с палочками, выкладывая из них домик. Дети постарше играли в  другой вариант «Домика». Для этого брали дощечку, в центре которой  втыкали штырь высотой 50 см. Вокруг штыря  из палочек строили домик. Ведущий: Не забывали в семье развивать и математические способности  детей. Для этого существовала и такая игра. Из маленьких палочек или  спичек выкладывали силуэты птиц, домика, животных, деревьев. Считали  палочки и спрашивали: если убрать голову (крылья, лапы хвост), то, сколько  палочек останется? Ведущий: Основным приемом обучения в традиционной культуре являлось  подражание. До сих пор у казымских хантов бытует выражение: «Глаза есть –  смотри и делай так же». Игра – фокус «Пиллы щел» ­ «Непарная палочка». Берется 15 палочек.  Человека, включающегося в игру, просят расставить пальцы рук. Водящий  начинает вставлять по 2 палочки между пальцами игрока: большим и  указательным, указательным и средним и т.д., при этом постоянно  проговаривает: «Пара, пара, пара…». Последняя палочка – непарная, она  вставляется между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, что  соответственно фиксируется в словах: « А это палочка без пары».Затем  водящий начинает последовательно разнимать каждую пару палочек и делить  их между собой и игроком, зажимая соответственно в правой и левой руке.  Несмотря на то, что палочки разнимаются уже по одной, водящий при  дележе по – прежнему приговаривает: «Пара, пара, пара…». Когда остается  последняя (непарная) палочка, водящий говорит: «А эту непарную палочку  отдаю тебе».Зажимает ее вместе с другими в правой руке и все палочки  отдает игроку, не разрешая пересчитывать, со словами: «Теперь у тебя в руке  непарные палочки, а у меня – парные. Держи крепко. Я сейчас сделаю так, и  палочка без пары окажется у меня». Игрок держит свои палочки в зажатой  руке, водящий тем времением располагает свои палочки вертикально между  ладонями, как бы перетирает их и приговаривает: «Пиллы щел, пилы щел , тыв юва, тыв юва» (Без пары палочка , иди сюда). Закончив процедуру, водящий  говорит: «Все. Твоя палочка без пары ко мне пришла. Теперь у тебя парные  палочки, а у меня без пары. Смотри и считай». Игрок  пересчитывает свои палочки и обнаруживает, что у него их действительно парное количество.  Затем водящий демонстрирует свои палочки и показывает, что их количество  – не парное. Ученик: Издревле  ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с  места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы,  запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева  закрывали свои постройки на замок. В далекие времена у хантов не было  заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До  наших  дней они дошли как головоломки «Из шести палочек» ­ «Хот юхуп юнтупсы»  и головоломка « Из девяти палочек» ­«Яртьянг юхуп юнтупсы», которые  нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не  рассыпались. Ученик: Следующая головоломка « Щул  вус юх пуль» ­ «Палочка для  пуговичной петельки». «Палочки для пуговичной петельки» брали с собой в  дальний пеший путь. И во время отдыха решали загадку, как снять с петельки  палочку, не развязывая узелка. Ведущий: Как видите традиционные игры и игрушки не совсем похожи на те,  что мы покупаем в магазине. Как правило, каждая из них развивает в человеке способности.   Эти, незамысловатые на первый взгляд, предметы, имели огромную  воспитательную роль в семье. Обратите внимание, что все они изготовлены из  простых материалов и не приносят вред человеку.    Сейчас мы с вами можем научиться играть в традиционные игры. Игровой практикум. Ведущий: Игры и игрушки – это целый пласт культуры народа, но в  настоящее время эти уникальные предметы уходят от нас. Поэтому  сегодняшнее наше занятие имело цель познакомить с хантыйской игрушкой. ­ Ребята, какие  хантыйские игрушки вы теперь знаете? ­ Почему нельзя рисовать лицо хантыйской кукле – «акань»? ­ Какие качества  развивает традиционная игра? ­ Из чего изготавливались традиционные игрушки? ­ Играли ли вы  в эти игры раньше? Ведущий: Оказывается игра – вещь очень серьезная. Оказывается, что бы  развиваться, нужно играть. Поэтому, ребята, разучивайте игры, делайте  игрушки и с увлечением играйте.

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия "Традиционные игры и игрушки"

Сценарий мероприятия  "Традиционные игры и игрушки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018