Программа "Край, в котором мы живем"
Оценка 4.7

Программа "Край, в котором мы живем"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—8 кл
29.08.2018
Программа "Край, в котором мы живем"
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором мы живем"( "Мунг волты мувиев"), рассчитан на воспитанников 7 - 11 лет. Сохраняя и развивая национальное традиционное искусство народа ханты, воспитывается и развивается личность обучающегося. Предметом изучения данной программы является технологии работы с сукном, бисером, тканью, деревом.
программа.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым» ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального  направления «Край, в котором мы живем» («Мунг волты мувиев».) воспитателя СОШ с. Казым  Малыгиной Т.Е.                                                                             Срок реализации программы: 4 учебных года. Программа  рассчитана на школьников 7­11 лет. 2016 г. Содержание  1. Пояснительная записка……………………………………3  2.Планируемые результаты………………………………….5  3.Учебный план………………………………………………12 4. Содержание программы…………………………………..13  5. Учебно­тематический план……………………………….20  6.Методическое обеспечение программы………………….26 7.Список литературы……………………………………….. 27 2 Деятельность   современного  образовательного   учреждения   направлена 1.Пояснительная записка на представление доступного качественного образования. Сегодня, когда человечество подошло к пониманию мировой культуры как   единого   неделимого   культурного   пространства,   культура   даже малочисленного   народа   представляется   не   только   необходимой,   но   и жизненно   важной   частью   этого   пространства.   Ведь   именно   разноликость   и неповторимость   национальных   культур,   в   том   числе   и   педагогической, составляет ту сокровищницу духовного богатства людей планеты, в которой новые   и   новые   поколения   находят   воспитательный   стержень,   стимул   к творчеству   и   созиданию.   Вот   почему   традиционная   многовековая педагогическая культура одного из коренных малочисленных народов Севера России – хантов имеет непреходящую ценность не только для представителей данного народа, но и для российской и мировой цивилизации. В наши дни как никогда необходимо изучать традиционную культуру народов   и   накапливать   кладезь   народных   мудростей.   Внедрение фольклорного   материала     как   составляющей   образовательного   процесса позволит   естественным   путем   решать   задачи   постижения   основ мировосприятия, свойственного данному народу. Дети очень восприимчивы ко   всему   подлинно   народному,   остро   переживают   ощущение   родства   с природной средой, поэтому среда традиционной культуры наиболее идеальна для воспитания и развития ребенка.   Фольклорный   материал   может     сыграть   важную   роль   в   воспитании внимательного и ответственного отношения к родной земле, родному народу, родному языку, родной культуре. Цель   программы:  создать   благоприятные   психолого   –   педагогические условия   для   гармоничного   развития   личности,   обладающей   позитивной этнической   идентичностью,   способной   успешно   реализоваться   в   условиях поликультурного пространства и сохранить свою традиционную культуру. Задачи:   Изучить   потребности,   интересы,   способности,   склонности   и   другие личностные характеристики воспитанников.  Создавать   условия   для   индивидуального   развития   ребенка   в   избранной сфере внеурочной деятельности.  Развивать творческие способности, творческую активность воспитанников. 3  Воспитывать   бережное   отношение   к  родной   земле,   родному   народу, родному языку, родной культуре. Ценностные ориентиры данной программы Программа ориентирована на обучающихся начальных классов.  В этом  возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение  во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по  правилам, сотрудничать в команде. Младший школьный возраст — это возраст преобладания  положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт  активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о  принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и  организции совместной деятельности с другими школьниками. Программа построена с учётом следующих принципов: добровольность; общественная направленность; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; предоставление самостоятельности и опора на инициативу; учет интересов ребенка; содружество и сотворчество детей и взрослых. Формы и объем занятий: Игровая деятельность (игры и упражнения на формирование уверенности в себе.)   Совместная учебная деятельность (включенность в  учебные  коммуникации, парную и групповую работу.)  Творческая деятельность (лепка по воображению, составление мини­ проектов, оформление альбомов, выставок.)  Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно­ полезном труде, КТД.).  Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры,  знакомство с различными видами спорта, участие в спортивных  мероприятиях). Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Основы православной этики», «Родной язык» результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС  НОО. 4 Объем: Программа «Край, в котором мы живем» рассчитана на 135  часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 4 год: 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа Внешние связи и партнерство: ДК «Прометей»; СК «Триумф»; школьная библиотека; сельская библиотека  им. М.К. Вагатовой; этнографический музей; школьный краеведческий музей 2.Планируемые результаты.              Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации   Требований   к   результатам   освоения   основных   образовательных программ   федерального   государственного   стандарта.   Планируемые результаты необходимы как ориентиры в  ожидаемых учебных достижениях воспитанников. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета Личностные результаты любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; готовность к реализации творческого потенциала в предметно­продуктивной  деятельности; способность к организации собственной деятельности и развитие готовности к принятию ответственности за их результаты; развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни и  компетентности в вопросах нормативного поведения. Метапредметные результаты. Коммуникативные универсальные учебные действия формирование умения продуктивного взаимодействия с другими участниками процесса, умения совместного принятия решения; признание возможности существования различных точек зрения, выражение  своего мнения и аргументация своей точки зрения; ставить   вопросы;   обращаться   за   помощью;   формулировать   свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество. Регулятивные универсальные учебные действия умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно оценивать свою деятельность и адекватно   воспринимать  оценку со стороны; 5 формирование готовности к преодолению трудностей. Познавательные универсальные учебные действия осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в  том числе творческого и исследовательского характера; выделение и формулирование учебной цели; смысловое чтение; планирование деятельности для достижения результата. В программе  «Край, в котором мы живем!» описаны  требования к обучающимся по годам обучения. К концу первого года обучения школьники будут знать  и уметь: ЗУН Универсальные учебные действия Утварь Коммуникативные УУД Обучающиеся будут знать: Почему люди играют в куклы? Происхождение некоторых игр и   игрушек. Историю их создания.  Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их  игры. Обучающиеся будут уметь:   Характеризовать особенности отдельных   игр.   Создать   простейшую игрушку.  Исследовать   (на   основе непосредственных наблюдений). Игры и игрушки Постановка вопросов; умение выражать свои мысли  полно и  точно; управление действиями партнера (оценка,  коррекция.) Регулятивные УУД Целеполагание; волевая саморегуляция оценка; коррекция. Познавательные УУД Умение осознано строить речевое  высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа  решения; смысловое чтение анализ объектов; 6 доказательство; построение логической цепи рассуждений. Обучающиеся будут знать: Признаки отдельных бытовых  предметов, историю их появления,  предназначения.  Правила ухода за  посудой. Правила личной гигиены. Обучающиеся будут уметь: Пользоваться отдельными  предметами быта. Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания. К концу второго года обучения школьники будут знать  и уметь: ЗУН Труд и творчество Обучающиеся будут знать: Что такое труд? Что такое  творчество?  Должны знать  знаменитых и выдающих  деятелей  культуры. Правила поведения в библиотеке.  Отличие кроссворда и ребуса. Обучающиеся будут уметь: Пользоваться фондом школьной и  сельской библиотеки. Составлять  простейший кроссворд и ребус на  хантыйском языке.  Делать простой  ремонт книги. Получать  самостоятельно информацию из  Универсальные учебные действия Познавательные  УУД Умение осознано строить речевое  высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа  решения; смысловое чтение; синтез как составление частей целого; доказательство; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД Постановка вопросов; умение выражать свои мысли  полно и  точно; разрешение конфликтов; управление действиями партнера ( оценка, коррекция.) 7 различных источников. Умение  осознано строить речевое  высказывание в устной форме. Регулятивные УУД Целеполагание; волевая саморегуляция прогнозирование уровня усвоения оценка; коррекция. Мир природы Обучающиеся будут знать: Наблюдать объекты и явления  природы, характеризовать их  особенности. Картины леса; птичий   оркестр; дары леса. Поведение  по  отношению к жителям леса. Как овощи и фрукты получили свое  название. Историю происхождения  некоторых продуктов питания.  Основы  правильного питания.  Составляющие части блюд. Обучающиеся будут уметь: Бережно относится к живым  существам природы. Умение видеть   и слышать природу. Различать полезные и вредные  продукты.  Уметь составлять меню  на завтрак. Получать самостоятельно информацию из различных  источников. Исследовать (на основе  непосредственных наблюдений). К концу третьего года обучения школьники будут знать  и уметь: 8 Универсальные учебные действия Одежда Познавательные УУД Умение осознано строить речевое  высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа  решения; построение логической цепи  рассуждений Коммуникативные УУД Сотрудничество воспитателя и  воспитанников; постановка вопросов; умение выражать свои мысли  полно и  точно; оценка своих действий и действий  соседа. Регулятивные УУД Целеполагание; волевая саморегуляция; оценка; коррекция Обучающиеся будут знать: Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Обучающиеся будут уметь: Характеризовать особенности  хантыйского и русского костюма.  Создать простейшую   модель русского и хантыйского  костюма. Наблюдать  объекты.  Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Составлять мини ­ проект. Праздник Обучающиеся будут знать: Почему на новый год  мы покупаем  елку? Название и историю появления праздников и обычаев. Обучающиеся будут уметь: Соблюдать основные правила этикета,  применять их на практике.  Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Извлекать необходимую  информацию из дополнительных  источников знаний (словарей,  энциклопедий, справочников).  Проводить работу в группе. 9 К концу четвертого  года обучения школьники будут знать  и уметь: Друзья – это книги. Познавательные УУД Универсальные учебные действия Обучающиеся будут знать: Когда и где появилась первая книга? История создание и предназначение  книги. Дизайн первой книги. Обучающиеся будут уметь: Составлять презентацию. Извлекать  необходимую информацию из  дополнительных источников знаний  (словарей, энциклопедий,  справочников) Умение осознано строить речевое  высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа  решения; смысловое чтение; анализ объектов синтез как составление частей целого; доказательство; построение логической цепи  рассуждений Коммуникативные УУД Постановка вопросов; умение выражать свои мысли  полно и  10 точно; умение договориться, находить общее  решение. Регулятивные УУД: целеполагание; волевая саморегуляция; оценка; коррекция. Фольклор Обучающиеся будут знать: Самобытность народных культур и  осмыслить их традиции и обряды.  Наряду с бытом он прививает понятие  об этике и нравственных ценностях.  Познавать окружающий мир. Обучающиеся будут уметь: Соблюдать основные правила  поведения в общественном месте   применять их на практике.  Обсуждать в группах и объяснять правила  поведения в различных ситуациях,  планировать свои действия. Я познаю мир Обучающиеся будут знать: Роль  изобретений в жизни человека и общества, их предназначение Обучающиеся будут уметь: Пользоваться предметами  современной жизни. Наблюдать  объекты . Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам.  Обсуждать предположения в группах,  планировать свои действия. 11 Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа. Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения». Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала: 1­й уровень (70­80% ) — 3 балла 2­й уровень (80­90% ) — 4 балла 3­й уровень (100%) —    5 баллов Самоконтроль:  Листы самооценки «Мои достижения».  Основными задачами их введения являются: развитие познавательных интересов  воспитанников;  создание ситуации успеха для каждого ученика;  повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;  максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого  ребёнка. Раздел «Фолькло р» Тема «Приметы и запреты народов». Пример: Я знаю Ханты строго придерживаются запретов, т. е того, что ни в коем случае нельзя нарушать, и верят в приметы. Я умею Хорошо себя вести, особенно вечернее время. 12 3.Учебный план Разделы и темы программы 1 раздел «Игры и игрушки» 2 раздел «Утварь» 3 раздел  «Труд и творчество» 4 раздел  «Мир  природы» 5 раздел «Одежда» 6 раздел  «Праздник» 7 раздел « Друзья – это книги»   8раздел « Фольклор»   9 раздел « Я познаю мир» Итого Кол­во часов 12 21 20 14 13 21 15 9 10 135 13 3.Учебный план Разделы и темы программы 1 раздел «Игры и игрушки» 2 раздел «Утварь» 3 раздел  «Труд и творчество» 4 раздел  «Мир  природы» 5 раздел «Одежда» 6 раздел  «Праздник» 7 раздел « Друзья – это книги»   8раздел « Фольклор»   9 раздел « Я познаю мир» Итого Кол­во часов 12 21 20 14 13 21 15 9 10 135 14 4. Учебно – тематический план 1 год      33 часа (1раз в неделю) №  Раздел\Тема Теория Практические действия   или трудовые операции  I. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Игры и игрушки, 12ч  Кукла «Акань» История куклы. Изготовление Национальные головоломки. Веревочные игры Варианты игры «Щел» Игра «пилы щел». Театрализованное представление Подготовка к открытому мероприятию Подвижные и настольные игры «Творчество А.Ч. Логаны». История игр Игры «Щел»  Правила игры и   Актеры зрители Встреча со  знатоками игр Сбор информации куклы Презентация «Жизнь и   творчество   А.Ч. Логаны» Учиться играть. Этнографический музей  Игра щел» Театр ­ экспромт   «Пиллы Открытое  мероприятие  «Традиционные  игры  и игрушки» Создание сборника   «Игры и   игрушки   моего маленького народа» 15 10 Встреча с Вокуевой В.М. Правила игры Учимся играть 11 Знакомство с народными  играми  12 «Игры моего детства» Сбор материала Проект « Игры и игрушки   моего маленького народа» Соревнования СК «Триумф» II. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Блюдо долбленое» «Форма хлебная  Туес ­ туйс «Кузов – хинт» Утварь, 21ч История туйса История «Кузов – хинт».    создания   для «Коробка продуктов. Коробка для рукоделий Назначение коробки «Сумка   меховая   – тучанхир» «Колыбель хатал   атлонтуп» «Игольница – намат»   дневная: онтуп»; Историческая справка Школьный музей Этнографический музей  Викторина  Изготовление   «Кузов   – хинт» (из бумаги) Оригами «Коробка» Рисунки: Узор для йинал Викторина   по   теме: «Мех» Этнографический музей  «Намат» Аппликация: « Юрн хир» Викторина Этнографический музей Беседа с презентацией. Изготовление из сукна: «Нож – кеши» Ножны ­ сотуп 11 Мешок для рукоделия 12 Этикет народов ханты. Правила этикета 13 14 15 Возникновение стола 16 17 18 «Черпак –лый» «Блюдо – юх ан» «Крепилка с нитками – лон» Историческая справка. Изготовление из картона. История создания ­лый. Рисование  черпака Виды блюд. Историческая справка. Мини – проект Викторина  19 Понятие   о   столовых наборах  Игра по теме: «Утварь» Презентация: «Меховые изделия» 20 21 Школьный   краеведческий музей. Итоговый тест. 16 2 год обучения                               34 часа (1 час в неделю) № Раздел/Тема Теория Труд и творчество, 20ч I. 1 Хантыйские художники 2 3 4 Моя семья: традиции,  «Игра – дело серьезное» Рассказ Н. Тасьманова « Каникулы в Югре»  Впечатления о  лете Понятие «семья». быт « Я сын народа ханты» 5 6 Народная   мудрость трудового воспитания 7 Первые   веревочные игры. 8 Что такое лень? 9 КТД   «Доброта   спасет мир»   В. Творчество   Молданова. Беседа «Труд ­ кормит, а лень ­ портит Интернет    Понятие «лень». Ленивый   человек   в жизни. Знать   «доброта», человек». понятия   «добрый 10 А.Д.Филиппов­ кто он? Сбор материала. 11 Что такое   самостоятельность? 12   Первый   директор   в Казымской школе. Практические действия или трудовые операции Сельская библиотека  Этнографический музей  Сочинение Рисунки по теме: «Я и мои родители». Экскурсия   в   школьную библиотеку Акция «Чистая комната – чистый дом» Открытое   мероприятие «Веревочные игры народов Севера» Беседа   «Способы   борьбы с ленью»   Сочинение   «Что   такое доброта?» (парами)  Понятие ­самостоятельность Историческая справка Школьный   краеведческий Музей Тест«   Насколько   я самостоятелен» музей. 13 У какой страны впервые Символы нашей страны Рисование флага ХМАО ­ появился флаг 14 Какие бывают ребусы 15 Плетение   из   ивовых прутьев Виды   ребусов   и   их структура Сбор информации 16 Кто изобрел кроссворд Историческая справка 17 Плетение   зырянского Сбор схем, рисунков пояса, аркана. 18 Хантыйский кроссворд Историческая справка 19   Законы   школьной «закон».   Понятие Конвенция  жизни.   и Югры Составление разгадывание ребусов Мастер – класс проводит Першина В.А Разгадывание кроссвордов  Мастер – класс проводит Першина В.А Составление кроссворда Беседа обязанности» «Права и     20 Занятие по теме «Труд Работа над социальным   Проект   17   Творческая и творчество» проектом. II. 1 Что такое экология? 2   птицы   «Перелетные Севера» «Откуда мифы» «Витаминный калейдоскоп» «Легенде о щуке» 3 4 5 пришли 6 История   кукол   у 7 народов «Птицы, весну несущие на  крыльях» «Как чудесен этот мир» Наблюдение  Кулинарная книга  8 9 10 «Деревья лечат» 11 «Священные   птицы земли Югорской!» 12 Ягоды   и   растения нашего края 13 Были ли землянки? 14 Итоговое   занятие   по теме «Мир природы» Мир природы, 14ч Историческая справка Презентация   «Наши меньшие братья» Историческая справка Что   мы   знаем   о фруктах и овощах.  Рассказ   о   лесных   и речных обитателях. Рассказ  о куклах. Знакомство священными птицами   со Историческая справка Витамины, содержащиеся в сосне Информация о птицах. Рассказ   о   ягодах   и растениях. Историческая справка Сбор материала мастерская«Каркам ёшиет» Экологическая викторина. Лепка   разных   видов животных из пластилина Работа с пластилином  Создание проекта. Рисунки по теме: «Легенде о щуке» Аппликация: «Куклы народов» Викторина   «Пробуждение природы» Экскурсия в лес. Составление рецепта   Составление   загадок   о сосне.   Я рисую птиц.   ягод   и Рисование растений. Рисуем «жилище»   Выставка «Удивительное рядом» 3 год обучения 34 часа (1 час в неделю) № Раздел/Тема Теория Практические действия или трудовые операции I. 1 Одежда наших предков Хантыйский   народный Одежда, 13ч Поселковый музей 2 3 4 «Ики   ернас–   мужская рубашка» «Хураманпос» «Ханты  ханшет» костюм Рисуем   «Ики   ернас   – Материалы мужская рубашка». справочника. Рисуем   «Варежки   с История орнаментом» варежек. Беседа «Ханты ханшет» Аппликация   появления –   Хантыйские орнаменты 18 5 6­ 7 8 9   «Нюки вей – обувь из кожи. «Турлопс»; «Мевлопс» История  бисера. Историческая справка   «Ими ернас – женское платье». «Ханшан севум вей» Как украшали платье. Презентация «Одежда» 10 «Тучан   хир   –   женская сумочка» 11 «Ухшам – платок» 12 «Работы мастеров» 13 Итог по теме «Одежда» II. 1 Первые украшения 2 Новогодний праздник 3 Национальные загадки 4 «   О   чем   задумался филин?» «Жизнь   и   быт   народов Севера. 5 История платков.   появления Праздник, 21час Украшение   как   деталь костюма Подготовка Историческая справка Экологическое положение края 6 Праздник «Новый год» Атрибуты   праздника, 7 «Приходи, Масленица» 8 Обычаи   и   традиции народов России традиции Знать русского народа.   традиции 9 Беседа   о   дворцах   и Справочный материал Викторины  Рисование   и   вырезание «Нагрудное  украшение». Рисуем:   «Ими   ернас   – женское платье Рисование«   Чулки   с орнаментами» Этнографический музей – парк. Изготовление   тряпичного платка. Этнографический музей  Заполнение самооценки; работ.     листа выставка Бусы из бумаги Интернат «Викторина ­ загадки» Этнографический музей – парк. Этнографический музей – парк. Школа. ДК «Прометей». Школьный   краеведческий музей.  Проект. Работа в группах храмах 10 Новогодний ­ маскарад Раскрытие «маскарад»   понятия Изготовление маски. 11  Частушки нашего села Историческая справка 12 «Мы   разные,   но   мы вместе». 13 «Хантыйское меню  » Доброжелательное отношение к себе. Историческая справка 19 Разучивание (сочинение) и исполнение частушек.  Рисунки   «Мы   разные,   но мы вместе». Составить     хантыйское меню;  (работа в группах) 14 Вкусные украшения 15 Праздник   «День оленевода» 16 «8   марта   –   праздник мам» 17 Праздник   «Вороний день» 18 Праздник:   «Славные сыны Отечества» 19 Моя малая Родина. 20 Первый   космонавт. советский 21 Презентация « Герои  войны земли  Казымской» Как   украшали   елку   в старину Историческая справка Украшения   для   елки   из конфет и фруктов.  ДК «Прометей».     и из Проведение праздника 8 марта. Информация справочника Подготовка проведение.   Исторические   данные села. Понятие «космические дали».  Сбор информации о  ветеранах ВОВ и  ветеранов тыла «космос»,    Интернат Этнографический музей  Интернат, школа.   в Экскурсия   краеведческий музей.  Викторина «Космический полет» Проект «Героический  подвиг Великого народа» 4 год обучения 34 часа (1 час в неделю) № Раздел/Тема Теория I. 1 Хантыйская азбука –  кто автор? Друзья–это книги, 15ч 2 М.К.Волдина «Хлебушко» Рассказ воспитателя о ее творчестве. 3 В. Волдин ­ поэт нашего края 4 Содержи в порядке  книжки и тетрадки. 5 Составитель  хантыйских программ. Информация из справочника. Информация из дополнительной литературы Практические действия или трудовые операции Сельская библиотека им. М.К.Вагатовой. Конкурс рисунков по теме: «Хлебушко» Сельская библиотека им. М.К. Вагатовой. Изготовление книжки­ малышки. Интернет – ресурсы Первый  ­ словарь Историческая справка Разучивание хантыйских Первые хантыйские  песни. Беседа – рассказ  «Музыкальные  инструменты  народов  Севера» Правила 20 слов, физминуток. Прослушивание хантыйских песен. Рисунки: «Музыкальные  инструменты народов  Севера ». Упражнения для глаз 6 7 хантыйский Песня – народная мудрость 8 Музыка и труд 9 Глаза – зеркало души 10 Помним. Гордимся. 11 М.Шульгин – стих  «Вуща ­Вуща»…. 12 «Колыбельные  песенки» 13 Перелетные птицы  Севера. О людях нашего села, воевавших в ВОВ Песенный фольклор Экскурсия в краеведческий музей. Встреча с Вокуевой В.М. хантов. Разговор о колыбельных песнях. О появлении  водоплавающих птиц на Севере. Этнографический музей Викторина: «Птицы  нашего края» 14 Спортсмен нашего края Рассказ о его жизни и  Встреча с Тасьмановым А 15 Мини – проект  «Мастера нашего села» творчестве Сбор информации Фольклор, 9часов Проект «Наши юные  мастера» Составление хантыйских  загадок Конкурс «По страницам  загадок» Этнографический музей Рисунки по теме: О лесном человеке» Рисование орнамента  «Заячьи ушки». Нарисовать рисунок к  одной из легенд. Составление Книжки­  раскладушки Разучивание хантыйских  пословиц. Игра – викторина:  «Народные изречения»,  тест Дневник самоконтроля Экскурсия КТД: «Бисерные украшения, поделки» Оригами «Чудеса бумажные» II. 1 2 3 «О чем говорят  загадки» Загадки разных народов Информация из  История создания  загадок справочника «Приметы и запреты  народов» 4 Сказка  «О лесном  человеке 5 Национальные  орнаменты. 6 Богатыри Югры. 7 Русские  пословицы 8 Ийс путрат. 9 Пословицы разных  народов Хантыйская сказка: «О лесном человеке» Знакомство с орнаментами Легенды о Тонье –  богатыре. Знакомство с пословицами. Сбор материала  с воспитанниками. Правила игры III 1 Что такое осанка? 2 История спичек. 3 Щаранка. «Волшебная бусинка». Сак, саклопас. 4 Кто изобрел бумагу. Няпек щит муй? Я познаю мир, 10часов Основные правила Информация из  справочника История возникновения бисера История появления  бумаги. 21 5 Изобретение телефона 6 Дорожные знаки 7 Как возникли города 8 Стройка домов. (Хот) 9 Что такое  каллиграфия? 10 Компьютер Информация из  справочника Беседа: «Дорога и я» Рисунки: «Мой новый телефон» Викторина Сельская библиотека Интернет ­ ресурсы Информация из Проект «Моё село….» Встреча с Вокуевой В.М справочника Достижение науки Работа на компьютере, итоговый тест 5. Учебно­тематический план 1год обучения 33 часа (1 час в неделю) № п\ п l. 1 Раздел/Тема Игры и игрушки, 12ч  Кукла «Акань» Дата занятия Коррек тировка + а 7 1 Кол­во времени практик теори я 5 22 2 Национальные головоломки. 3 Веревочные игры 4 Варианты игры «Щел» 5 Игра «пилы щел». 6 Театрализованное представление 7 Подготовка к открытому  мероприятию 8 Подвижные   и   настольные 9 игры Встреча с Вокуевой В.М. 10 11 Знакомство   с   народными играми  12 «Соревнования по национальным видам спорта»   «Кузов – хинт» «Коробка для продуктов. Утварь, 21ч «Блюдо долбленое» «Форма хлебная  ll. 1 2 3 Туес ­ туйс 4 5 6 Коробка для рукоделий 7 8 9 10 «Игольница – намат» 11 Мешок для рукоделия 12 Этикет народов ханты. 13 «Нож – кеши» Ножны ­ сотуп 14 «Сумка меховая – тучанхир» «Колыбель   дневная:   хатал онтуп»; атлонтуп» 15 Возникновение стола Шай янщи пасан 16 «Черпак –лый» 17 «Блюдо – юх ан» 18 «Крепилка с нитками – лон» 19 Понятие о столовых наборах (Нялы; ёщ; лый…) Игра по теме: «Утварь» 20 21 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 23 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 33 12 21 2  год обучения 34 часа (1 час в неделю) № п\п Раздел/Тема Кол­во времени практик теория Дата занятия Коррек тировка Труд и творчество, 20ч l. 1 Хантыйские художники 2 «Игра – дело серьезное» 3 « Каникулы в Югре» 4 Моя семья: традиции,  быт « Я сын народа ханты» 5 6 Народная   мудрость трудового воспитания 7 Первые веревочные игры. 8 Что такое лень? 9 КТД   «Доброта   спасет мир» 10 А.Д.Филиппов ­ кто он? 11 Что   такое самостоятельность? 12   Первый   директор   в Казымской школе. 13 У   какой   страны   впервые появился флаг 14 Какие бывают ребусы 15 Плетение   из   ивовых прутьев 16 Кто изобрел кроссворд 17 Плетение зырянского   пояса, аркана. 18 Хантыйский кроссворд 19  Законы школьной жизни. 20 Занятие   по   теме   «Труд   и творчество» Мир природы, 14ч ll. 1 Что такое экология? 2   «Перелетные Севера» птицы а 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 24 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 3 4 «Откуда пришли мифы» «Витаминный калейдоскоп» «Легенде о щуке» 5 6 История кукол у народов 7 «Птицы, весну несущие на крыльях» «Как чудесен этот мир»  Кулинарная книга  8 9 10 «Деревья лечат» 11 «Священные   птицы   земли Югорской!» 12 Ягоды   и   растения   нашего края 13 Были ли землянки? 14 Итоговое занятие по теме «Мир природы» Итого 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 24 + + + + + + + + + + ­ + 3 год обучения 34 часа (1 час в неделю) Тема Кол­во времени № п\ п 3 4 5 6 7 8 Одежда, 13ч l. 1 Одежда наших предков 2 «Ики   ернас–   мужская рубашка» «Хураман пос» «Ханты  ханшет»   «Нюки   вей   –   обувь   из кожи. «Турлопс»; «Мевлопс» «Ими   ернас   –   женское платье». «Ханшан севум вей» 9 10 «Тучан   хир   –   женская сумочка» 11 «Ухшам – платок» Дата занятия Коррек тировка + + + практик а 9 1 1 1 1 1 1 1 1 теория 4 1 1 1 25 12 «Работы мастеров» 13 Итог по теме «Одежда» ll. Праздник , 21ч 1 Первые украшения 2 Новогодний праздник 3 Национальные загадки 4 «   О   чем   задумался филин?» «Жизнь   и   быт   народов Севера». 5 6 Праздник «Новый год» 7 «Приходи, Масленица» 8 Обычаи   и   традиции народов России 9 Беседа о дворцах и храмах 10 Новогодний ­ маскарад 11  Частушки нашего села 12 «Мы   разные,   но   мы вместе». 13 «Хантыйское меню  » 14 Вкусные украшения 15 Праздник   «День оленевода» 16 «8 марта – праздник мам» 17 Праздник «Вороний день» 18 Праздник: «Славные  сыны Отечества» 19 Моя малая Родина. 20 Первый   советский космонавт. 21 Презентация « Герои  войны» Итого 34 + + + 1 5 1 1 1 1 1 9 1 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 4 год обучения 34 часа ( 1 час в неделю) № п\п Раздел/Тема Кол­во времени теория практик Дата занятия Коррек тировка l. Друзья – это книги, 15ч 5 26 а 10 1 Хантыйская азбука – кто  1 2 3 4 5 6 7 автор? М.К.Волдина «Хлебушко» В. Волдин ­ поэт нашего края Содержи в порядке  книжки и тетрадки. Составитель хантыйских  программ. Первый  ­ словарь хантыйский Песня – народная мудрость Глаза – зеркало души 8 Музыка и труд 9 10 Помним. Гордимся. 11 М.Шульгин – стих «Вуща  ­Вуща»…. «Колыбельные песенки» 12 13 Перелетные птицы Севера. 14 Спортсмен нашего края 15 Мини – проект «Мастера  нашего села» ll. Фольклор, 9ч 1 2 3 «О чем говорят загадки» Загадки разных народов «Приметы и запреты  народов» Сказка  «О лесном  человеке 4 Богатыри Югры. Русские  пословицы 5 Национальные орнаменты. 6 7 8 Ийс путрат. 9 Пословицы разных  народов lll. Я познаю мир, 10ч 1 Что такое осанка? 2 История спичек 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 27 3 Щяранька «Волшебная бусинка» Сак, сак лопас. 4 Кто изобрел бумагу Няпек щит муй? 5 Изобретение телефона 6 Дорожные знаки 7 Как возникли города 8 Стройка домов. (Хот) 9 Что такое каллиграфия? 10 Компьютер 1 1 1 1 1 1 1 Итого  (34) 11 23 28 6. Методическое обеспечение программы Необходимые принадлежности:  пластилин, цветная бумага, клей,  ножницы, альбом, краски, кисти, картон,  иголки, нитки,  ткань.  Материалы детских научно­познавательных энциклопедий,   интернет –  ресурсы. 29 7.Список литературы 1.Ребенок и декоративно­прикладное искусство обских угров  /В.Т.Кудрявцев, Р.Г.Решетникова, Москва ­ 2003. 2.Этнопедагогика народа ханты / В.И.Прокопенко, Екатеринбург ­  2005 3.Торум МАА, Ханты – Мансийск ­ 2005. 4. Я познаю мир, детская энциклопедия / Москва ­  1999. 5.Этносоциопедагогика Казымских хантов /О.А.Кравченко, санкт­ Петербург, ООО «Миралл»  ­ 2007. 6. Использование Обско – угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка, природоведения, экологии / Л.А.Ядрошникова, Х – Мансийск ­ 2004. 7.Игровые экологические занятия с детьми /Л.П.Молодова, Минск  ­ 1996. 8. Я свою землю буду воспевать / В. Молданов, Новосибирск – 2013. 9. Для занятий по декоративному искусству /В.В.Хозяинова, Ханты­ Мансийск  ­2001. 10. Финно – угорский мир в куклах игрушках А.М.Тахтуевой, Х­Мансийск, 2006 11. Фольклор Коренных народов Югры и Ямала: Общее и особенное. Х­Мансийск «Полиграфист» 12. Обские угры на пороге третьего тысячелетия / Общественная организация  «Спасения Югры», Х­Мансийск  ­ 2001 Литература для воспитанников 1.В звуках купающиеся люди /Департамент культуры ХМАО – Югры, Х­ Мансийск  ­ 2012 2.Игровые экологические занятия с детьми /Л.П.Молодова, Минск  ­ 1996 4.Ма арием, арием / Мария Вагатова, Екатеринбург­2001 5.Декоративно –прикладное искусство Обско­Угорских народов /  Р.Г.Решетникова, Москва  ­ 1997 6. Этнопедагогика народов ханты / В.И.Прокопенко, Екатерринбург­2005 7.Этика и этикет хантов / М.А.Лапина, Екатеринбург ­ 2008 8. Фольклор Коренных народов Югры и Ямала: Общее и особенное. Х­ Мансийск «Полиграфист» ­ 2008 9. Цветы и вазы оригами / С.Афонькин, Е.Афонькина, Санкт – Петербург  «Кристалл», 2002 30 10. Игры, ребусы, загадки. Ярославель « Академия развития», « Академия  К» ­ 1999 11.Память, том 3 /Российская Федерация, Средне –Уральское книжное  издательство ­ 1994 Воспитатель:                                               Малыгина Т. Е. 31

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"

Программа "Край, в котором мы живем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018