Сценарий мероприятия "Знатоки природы." (Неделя начальной школы)

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 30.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
Иконка файла материала ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ.doc
Cценарий   мероприятия «Знатоки природы».                                                    (неделя начальной школы)                                                  Автор: Малахова Татьяна Викторовна                                                                            город Нелидово Тверская область                                                 учитель начальных классов. 1. Ребята! Сегодня у нас  третий день продолжается праздник!  В понедельник мы провели необычное занятие под названием «Занимательная  математика» и показали свои знания, участвуя в общешкольном конкурсе «Король  счёта». Вчера мы были «Умницами и умниками» и определили «Королеву и  короля письма».          А сегодня мы должны показать свои знания по окружающему миру, о природе и,  конечно, узнать что­то новое. ­ Вы любите предмет – урок «Окружающий мир»?  Значит, вы любите природу. А это  великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее,  великодушнее. Тогда наш час должен пройти интересно!          Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и  слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!          Сегодняшняя наша игра призвана научить вас быть такими. Дети читают стихи: Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм­ С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток,  Открыт  для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. Кромсая лёд, меняем рек теченье. Твердим о том, что дел невпроворот, Но мы ещё придём просить прощенье У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода У самого мельчайшего малька. Пока  об этом думать неохота, Сейчас не до этого… пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды. Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды. Я не хочу, чтоб речка высыхала,Где плещет столько рыбок золотых, Где пляшет резво лодка у причала, Где тёплый ветер так порою тих! Где сотней радуг лёд зимой искрится, Где по весне бушует ледоход, Где летом пьёт доверчивая птица, Где сосны зеленеют круглый год.  Итак, продолжаем!  На сцену поднимаются команды.  Сейчас узнаем, как будут называться команды! 1 задание:                   Загадки: 1.Все растенье это знают Иногда на нём гадают… Может, любит, может, нет­ Скажет нам она в ответ…. /ромашка/ 2.В поле есть такой цветок: Ярко – синий лепесток. На ветру качается, Нежно называется ….. /василёк/ 3.ты в лесу его найдёшь. Пожалеешь, не сорвёшь. Очень нежный он на вид. Тронь чуть – чуть и позвонит… /колокольчик/                                 *   *   * Капитаны выбирают конверт с названием. На доске много картинок. Найти картинку  своего названия. Берут! 2 задание. ­ прочитать о  растении  /что узнали об этом растении/ 1. Какой цветок носит имя звезды? / астра/ 2. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что – то? / незабудка/ 3. Какой цветок всегда следит за солнцем? /подсолнух/   4. Какой цветок символизирует болтливость? /колокольчик/ 5.Какой синенький цветок римляне называли «царским»? / василёк/   6.Какой цветок считается самым благородным? / роза/ Учитель: Но как бы не были  красивы цветы, лучше их не рвать. 1 ученик: На  земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красоты Доставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали.   2 ученик: С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди плачут И росу роняют на песок. Конкурс «Лесные  Айболиты» ­ Какой цветок лечит сердце?  /ландыш/ ­ Какое растение богато витамином С? /шиповник/ ­ Какое растение лечит ссадины и раны?  /подорожник/ ­ Какое лекарственное растение определяют даже слепые?  /крапива/         Вопросы: 1. Для чего используют василёк? /василёк в медицине используют для лечения болезней  почек, кожи, глаз/ 2. Сколько раз в году звенит колокольчик?  /колокольчики звенят 1 раз в году на  праздник Ивана Купалы/ 3. Как используют ромашку?   /Чай из цветков ромашки восстанавливает силы/ 3 задание:  /Игра со зрителями тестового характера/  1. Что делает ёж зимой? /спит/ 2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? /белка/ 3. Какой зверь похож на ежа? /дикобраз/ 4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/ 5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? /зимующие/ 6. Какая птица выводит птенцов зимой, в самый лютый мороз? /клёст/ 7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листвы? /лиственница/ 8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? /клён/ 9. Из какого дерева делают спички? /из осины/ 10. Какое дерево применяют для изготовления лыж? /берёзу/ 11.Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? /ольха и липа/ 12. У каких деревьев осенью листья красные? /у клёна и рябины/ 13. Из какого дерева делают пианино? /из ели/ 14. Какие дрова самые жаркие? /дубовые и берёзовые/ 15. какой город парит в небе? /Орёл/4 задание: Командам: Составь картинку животного. Что можете рассказать о нём? В это время игра со зрителями.     «Узнай животное по описанию»: 1. Это животное  ­ хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он  жесток и кровожаден, обладает устрашающим  голосом. Он удивительно вынослив:  может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым  разбойником. Кто это? /волк/ 2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и  долго не  показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали  это животное за его строительное искусство. Кто это?   /бобр/ 3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в  4. лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь,  шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто  это?  /ёж/  У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как  все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться  мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её  очень любит. Кто это?  /медведь/ 5. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать  скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит,  сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто  это? /заяц/ 6. Этого животного величают по имени – отчеству. Главная его черта – хитрость,  изворотливость. Кто это?  /лиса/ 5 задание.  Командам:  Составить пословицу!  /В конверте пословицы, разрезанные на слова./ 1.Много снега, много хлеба. 2.Береги нос в большой мороз. 3.Весна красна цветами, а осень пирогами. В это время игра со зрителями. Загадки: 1.Рыбам жить зимой тепло:    Крыша – толстое стекло /лёд/ 2.Он всё время занят делом,    Он не может зря идти.    Он идёт и красит белым    Всё, что видит на пути  /снег/ 3.Он вошёл – никто не видел, Он сказал – никто не слышал, Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес /мороз/ 4.Что за зверь, скажите, братцы, Может сам в себя забраться? /норка/5.Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт – белого найдёт /заяц и лиса/ 6.Водяные мастера Строят дом из топора /бобры/ 7.По земле ходит, неба не видит. Ничего не болит, а всё стонет  /свинья/ 8.На лугу живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь /кузнечик/ 9.В зоопарке верь, не верь Проживает чудо – зверь. У него рука во лбу Так похожа на трубу /слон/ Ученица: Мы безмерно богаты В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых – Просто диву даёшься. Но спросите иного, Что он знает о птицах, Пусть ответит толково – И, гляди, удивится! Учитель: Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц  звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.   Викторина. «Узнай по описанию»: 1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/ 2. Эти птицы выводят птенцов зимой /клёст/ 3. Эти птицы считаются символом мира /голубь/ 4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. /дятел/ 5. Эта птица кричит громче всех /павлин/ 6. Эта птица живёт на болоте /цапля/ Почему птицы так называются? 1. Снегирь  /появляется вместе со снегом/ 2. Синица  /основной цвет в оперении сине – голубой/ 3. Кедровка  /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/ 4. Поползень  /птица, которая ползает по стволу/ 5. Мухоловка  /любимое лакомство мухоловки – мухи/ 6. Овсянка  /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/Справочное бюро: Справка об экологической роли птиц:  Дятел – лесной доктор, за день съедает до 750 – 900 насекомых – короедов. Кукушка  съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др. Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая. Деревья: 1. Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые  плоды появляются только через 20 лет. /5 – дуб/ 2. А это дерево растёт очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты 5­этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. /1 – берёза/ 3. Цветы этого дерева дают первоклассный мёд. /2 – липа/ 4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. /6 – сосна/ 5. Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от  злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и  дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. /ива/ 6. Этим деревом в старину убивали ведьм. /осина/ Справочное бюро. Справка об экологической роли леса: Лес – зелёные лёгкие нашей планеты. 1 га /10000 кв. м – 100 м х 100м/ лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями,  которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух. 1 га хвойного  леса отфильтровывает  в год 30 ­ 35 тонн пыли, 1 га лиственного леса 50 – 70 тонн. Дети читают стихи о природе. Учитель: Любите родную природу: Озёра, леса и моря,  Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Давайте же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей! Звучит песня «Не  дразните собак». Конкурс №6. Для болельщиков. 1. Не зверь, не птица – нос как спица /комар/ 2. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам /кузнечик/3. Живёт дед, ­ во 100 одёжек одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает /лук/ 4. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной, Иголок очень много, а нитки ни одной /ёж/ 5. Круглое, румяное, я расту на ветке.        Любят меня взрослые и маленькие детки /яблоко/ 6. Шёл долговяз – в землю увяз /дождь/ 7. днём спит, а ночью летает /сова/ 8. По полю рыщет, поёт да свищет,       Деревья ломает, к земле траву преклоняет /ветер/ Вопросы ­ загадки: 1. Голубой шатёр всю землю покрыл / небо/ 2. Красная девушка по небу ходит/солнце/ 3. Много рук, а нога одна /дерево/ 4. Неизвестно, где живёт, налетит – деревья гнёт /ветер/ 5. Кто в лесу без топора строит избу без угла? /муравьи/ 6. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала /туча/ 7. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками /орехи/ 8. Похож я с виду на горох, где пройду – переполох /град/ 9. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел /одуванчик/ 10. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? /вода/ 11. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает /лес/ 12. Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает /подснежник/ Описание первое: У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая,  будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в  бескормицу, ем всё:  и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я  люблю несолёное сало. Догадались, кто я? /синица/   Описание второе: Она немного больше галки. В народе её называют – белобока. Яркая чёрно – белая окраска  и длинный, с зелёным отливом хвост. К тому же она стрекочет. /сорока/    Описание третье: Наша родина – Антарктида. Основную часть жизни мы проводим в море, а для  размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а  присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного  льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? /пингвины/ Описание четвёртое: В нашей стране их 3 вида: деревенская, городская, береговушка. У деревенской – хвост  вилочкой с длинными перьями – косицами. На горле и лбу  – красное пятно.  У городской  на  горле – белое пятно, а у береговушки – коричневое. /ласточка/ Описание пятое:У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но  больше всего люблю картофель. А детки мои, личинки красного цвета, очень прожорливы.  Кто я? Колорадский жук/ Описание шестое: Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как  будто будить всех ото сна.  Живу  я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда –  сюда, вверх – вниз по дереву, мне и крылья – то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу  корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?   /поползень/   Описание седьмое: Я – зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь  молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не  преследую. Чтобы  схватить и удержать добычу, использую острые когти. С их помощью  лазаю по деревьям. Кто я?  /кошка/ Конкурс №7. Экологические задачи: Задание для 1 команды: ­ Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, ­ предложил Алик. ­ Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее. – возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы  не мешала. Задание для 2 команды: Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их  отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего – либо  подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак. ­ чего ты носишься с этой банкой? – услышал он – брось её в воду и дело с концом. * Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки. Задание для 3 команды: Петя увидел в лесу гнездо, расположенное недалеко от земли. Ему стало интересно узнать,  что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы.  Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал. *Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно? Учитель: Ребята! Какие правила поведения в природе вы знаете? Давайте их повторим:  Никогда не убивай зверей и птиц  Не трогай домики животных и их детёнышей Не разоряй птичьи гнёзда  Не ломай деревья, не делай на них надписи  Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду  Подкармливай зверей и птиц зимой  Не шуми на прогулках, не пугай животных  Учись наблюдать за природой  Учись слушать голоса природы      Игра с командами «Крестики – нолики». 1. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?         /белка/ 2. Какая коняшка Ходит в тельняшке?     /зебра/     3. Он огромен, полосат,   А вообще – то кошке брат   /тигр/ 4. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги    /черепаха/ 5. Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Пока сорвёшь – Всю руку обдерёшь  /крыжовник/  6. Землянике я родня. На грядках ты найдёшь меня.  /клубника/ 7. Горят красные кисти Хоть давно нет листьев    /рябина, калина/ 8. На болоте там и тут Капли красные растут. 9. Он зелен, полосат, и всё же Большая ягода он тоже   /арбуз/Игра с командами «Крестики – нолики».     10. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?         /белка/ 11. Какая коняшка Ходит в тельняшке?     /зебра/ 12. Он огромен, полосат,   А вообще – то кошке брат  /тигр/ 13. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги   /черепаха/ 14. Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Пока сорвёшь – Всю руку обдерёшь  /крыжовник/  15. Землянике я родня. На грядках ты найдёшь меня  /клубника/ 16. Горят красные кисти Хоть давно нет листьев   /рябина, калина/ 17. На болоте там и тут Капли красные растут. 18. Он зелен, полосат, и всё же Большая ягода он тоже   /арбуз/ Игра со зрителями «Викторина по окружающему миру»: 1. Что находится в мыльном пузыре?                         ­ мыло                         ­ воздух                         ­ вода 2.   К какому виду транспорта относится такси?                         ­ личный                         ­ общественный                         ­ специального назначения 3.   Укажи ягоды, растущие на болоте:                        ­ клюква                        ­ черника­ малина 4.   Где весной раньше начинает таять снег?                       ­ в  городе                       ­ в лесу                       ­ в поле 5.   Сколько ног у паука?                       ­ 4                       ­ 6                       ­ 8 6.   Как называют большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?                       ­ стадо                       ­ компания                       ­ стая 7.   Какое растение в народе называют порезник, ранник?                       ­ ландыш                       ­ одуванчик                       ­ подорожник 8.   Какую горную породу составляют эти минералы: полевой шпат, слюда, кварц?                       ­ глина                       ­ гранит                       ­ кремень 9.   Что находится в футбольном мяче?                       ­ ничего                       ­ воздух                       ­ водород 10.  Как называется твёрдое состояние воды?                       ­ пар                       ­ снег                       ­ лёд 11.  Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?                       ­ кустарники                       ­ деревья                       ­ травы 12.  Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?                      ­ птицы                      ­ рыбы                      ­ млекопитающие 13.  Что относится к живой природе?                     ­ дерево                     ­ камень                     ­ вода 14.  К какому виду транспорта относится поезд?                     ­ наземный                     ­ воздушный                     ­ водный 15.  Что даёт город селу?                     ­ обувь                     ­ зерно                     ­ мясо 16.  Какую птицу называют лесным доктором?­ синица                     ­ поползень                     ­ дятел 17.  Для  жизни  растений и животных  необходимы:                     ­ мясо, фрукты, сок                     ­ рыба, овощи, кисель                     ­ солнце, воздух, вода Подведение итога праздника.