Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»
Оценка 4.6

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Оценка 4.6
Игры
docx
воспитательная работа +1
Все классы
19.02.2017
Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»
план конспект эвены.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение Для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения Родителей « Алданский детский дом» мо « Алданский район» 678906, РС(Якутия), Алданский район, г.Алдан, ул. Калинина, 2/5 _____________________________________________________________________________ E-mail: aldan _ detdom Тел: (41145) 329-52 Факс: (41145) 329-52 @ mail . ru Конспект мероприятия на тему  «Эвены – коренные жители Севера» посвященное «Году литературы РФ и Дню письменности и родного языка в РС (Я)» (1­ 8 классы) Конспект разработан воспитателем Е.Г.Дормидонтовой 2015 г.  «Эвены – коренные жители Севера» Цель:  воспитание  любви к Родине, чувства гордости за страну, в которой мы живём, уважение к  народным традициям. Задачи:         узнать территорию расселения коренных народов Севера и их традиционное занятие; познакомиться с обычаями, традициями и обрядами коренных народов Севера; выявить уклад жизни этих народов; развивать познавательный интерес к истории культуры народов, традициями и обычаями коренных  народов Севера; развивать интерес к людям других национальностей; воспитывать чувства уважения и понимания труда и таланта народов Севера; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его неповторимой природе.  Действующие лица: 4 чтеца –дети, 1 воспитатель, танцевальная группа «Юность» худ. рук.­ Галкина Л.  И.. Оборудование: презентация, компьютер, музыкальный центр, выставка прикладного искусства. Ход мероприятия. На занятие приглашены  гости  «Управление культуры и искусства» Федорова Э.И и Сорокина В.А.).  Воспитатель: Добро пожаловать, дорогие гости, на нашу прекрасную, суровую, якутскую землю. Люди,  каких национальностей проживают на Севере?  Назовите коренные народы Севера (Ответы детей:  юкагиры, долгане, чукчи, эвенки, эвены, якуты и русские) . Сегодня мы с вами отправимся в гости к  жителям тундры, познакомимся с их хозяйственной деятельностью, с их обычаями. С древнейшими  покорителями Арктики – эвенами. Слайд2) ДРЕВНЕЙШИЕ ПОКОРИТЕЛИ АРКТИКИ­ЭВЕНЫ Самоназвание: эвен. Эвены (прежнее название – ламуты, ламу – море – приморские жители). Этот народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в восточной половине  Охотского района Хабаровского края.  (Слайд 3) Языки коренных народов относятся к группе тунгусо – манчжурских. Этим языкам, присущи  красочность и образность. Речь насыщена изобразительными словами:  чеху – меху, шур – мур, ара – ара,  особенно звукоподрожательными.  (Слайд 4) Традиционное занятие.  Основными видами промысла были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Также они  занимались собирательством дикоросов и животноводством. Традиционное занятие эвенов ­ охота на  дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах ­ рыболовство и, отчасти, охота на морского зверя. (Слайд 5,6,7,8) Эвены ­ оленеводы. Культура и образ жизни эвенов исторически основаны на домашнем оленеводстве они сохраняют  национальные традиции благодаря занятию оленеводством. Эвены около 2000 лет назад одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое  остается их основным занятием до настоящего времени. Эвены ­ единственный народ, который ездит  верхом. (Слайд 9,10,11) Ремесло эвенов. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, коренные народы сумели создать свое изобразительное искусство и культуру, представляющее довольно высокую  художественную ценность. Женщины занимались различными ремеслами: выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т. д. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов,  упряжи; Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей.  Эвены­ламуты издревле знали железо и другие металлы, ... охоты (выставка рукоделий из бисера,  национальные изделия из кожи, орудия труда эвенов).   (Слайд  12,13,14,15,16)   Национальная  одежда эвенов. Одежда — одинаковая для мужчин и женщин — была распашная. Эвенская женская одежда имеет вид  кафтана или тулупа без воротника, с зауженной талией и со сборами сзади. Мужская и женская одежда различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у  женского ­ прямой.   Обувью служили «олочи» из кожи, сукна или «ровдуги» летом и оленьего меха зимой. Самой же  распространённой обувью являлись и являются унты (от эвенкийского " унта" обувь, или иное название  «торбасы»), меховая обувь у народов Севера и Сибири.  Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости,  бусами. На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается  бисер.  (Слайд 17,18) Жилища эвенов. Жили они в легких переносных жилищах – чумах. В небольших деревнях в несколько хижин. Продукты хранили в сооружениях, которые строили выше от  земли, чтобы запасы не съели дикие звери.  (Слайд 19)  Главным в деревне был шаман. Все ему подчинялись, приходили к нему за советом. По истечении этих  дней, под руководством шамана, взрослые члены стойбища просили солнце забрать болезнь, пощадить  оленей, тем самым спасти их от воздействия злого духа болезни. (Слайд 20) Эвенские запреты­обереги: Огонь всегда «предупреждал» людей радостным треском – о хорошем, сердитым шипением – о плохом, громким треском – о беде.  Предложить отцу кисет означало посвататься к дочери.  Летит ворон и кричит – быть беде.  Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага – дух огня накажет.  Нельзя трогать птичьи яйца – это приведёт к ненастью. Нельзя срубать деревья, на которых имеются наросты, ­ будет пурга или ненастье. Если срубили, тогда  обязательно надо уколоть иголкой в срубленное место.  (Слайд 21) «Огонь» ­ главная семейная святыня у эвенов.   По представлениям эвенов, дух огня назывался — «Тов Їинкэнни»; с ним советовались, «угощали» после  удачной охоты или обращались с просьбой, чтоб им сопутствовала удача, чтобы «хозяева» и духи данной  местности приняли их хорошо. В целом огонь был покровителем и хранителем семьи, рода и племени  (Тэгэн). Поэтому у многих народов мира, в том числе и у тунгусоязычных, существуют очистительные  обряды, которые направлены на снятие с человека, животного или предмета духовной скверны (на занятие  приглашена гостья, которая проводит в зале «обряд очищения»). (Слайд 22) Белый олень ­ «символ света».  Белый олень ­ «символ света». По древнему преданию, белый олень считался священным животным,  приносящим счастье. Покровителем семьи, рода, даже оленьего стада, защищал от различных болезней и  злых сил. Называли его «Кудьая». «Кудьая» имели все члены семьи. На сцену выходят дети и читают стихотворение «Белый олень» (по древнему эвенскому преданию белый  олень считался священным животным, приносящим счастье). 1 ребенок: В стаде оленьем рождается редко         Олень белее снежной земли,         Священный олень.            Его мои предки как символ берегли. И никогда не отрубали          Ему ветвистые рога,         Чтоб светом солнечным сияли         Вокруг него снега. 2 ребенок: Во мраке зимнем и глухом,         В полярной нашей ночи,         Струятся от него кругом         Теплого света лучи,         Тронуть его – великий грех,          Нельзя его оскоплять,         Чтоб мог он белый солнечный мех         Потомству передать. 3 ребенок: Верхом на него садиться не смей,         Не оскорбляй судьбу,         Иначе тебе до скончания дней         Беду таскать на горбу.         Долго живет белый олень         И умирает сам.         Счастье несет его смертный день         Невестам и женихам. 4 ребенок: Если со свадьбой тот день совпадет,         Будет счастливым брак,         Будет младенец от зла огражден         И не угаснет очаг.         Легенду, что слышал я в давние годы,         Мне не забыть и в последний день;         Ведь для поэта преданья народа –         Тоже белый олень! Танец «Белых оленей» (Звучит песня Надежды Докаловой «Гудьей дуннэ»)  (Слайд 24­26)  Дети тундры.  Педагогика  воспитания. Как и у других  народов  Севера,  у эвенов  до  недавнего   времени отсутствовала  письменность, поэтому  накопленные  знания  и опыт передавались от поколения к  поколению  в устной форме.  «Дьэhэрийэ» ­ это по нынешним понятиям школа нравственного воспитания  не только детей, но ивзрослых эвенов. Весной и летом при ежегодных встречах на традиционных  стойбищах эвены непременно обучали взрослых премудростям «Дьэhэрийэ», его основу состовляли 5  частей. Ребенок с малых лет должен был хорошо и твердо усвоить значение 5 заповедей, которые в трудные  минуты жизни помогут справиться с трудностями, одолеть противника, избежать поражения. 1. 2. 3. 4. 5. (Слайд 27)  «Мондьи» ­ помогает развивать в людях такие качества, как мужество и веру в свои  возможности и силы. В ответственные моменты жизни, особенно в экстремальных ситуациях,  должен надеяться только на себя, на свои силы и умение сохранить самообладание, выдержку и  проявить максимум находчивости, чтобы выжить. (Слайд 28) «Оти» ­ значит «жизнерадостный», «отзывчивый» «упорный». Этот термин означает,  что надо бороться с ленью, косностью, слабоволием. Молодой человек должен впитать в себя все  премудрости, советы и традиции старших поколений. Должен стать гордостью. (Слайд 29) «Ани» ­ означает беспрекословное уважение человеческого достоинства в любом из нас, независимо от его положения и богатства. Термин означает милосердие, щедрость душт и  благородство в поступках готовность к спасению обездоленных. (Слайд 30) «Иеко” – означает «поднимать настроение», «придавать бодрость», «вселять  оптимизм», «вера в светлое, хорошее», также помогает преодолевать жизненные невзгоды и  горести. (Слайд 31) «Даво» ­ общее значение «товарищ, друг», у друзей одинаковые, общие взгляды на мир  «близкие по духу люди». «Мы должны жить дружно, в мире, без распрей, без разногласий». Только  в таком случае, объединившись, эвены могли выстоять в суровых условиях Севера. (Слайд 32)  Я мечтаю чтобы наши дети,  Словно солнце каждому светя  С бескорыстной добротой на свете  Жили, о богатстве не грустя                              А. Кривошапкин  (Слайд 34­37) Основные виды музыкального творчества:  песни, песни­танцы (как правило, с чертами  пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка до шаманских действ (празднеств­игрищ Оленя,  Медведя и др.), сказок и эпоса.  Музыкальные жанры группируются в циклы: календарно­трудовой,  ритуально­культовый, танцевально­игровой и др.   Главный,  музыкальный инструмент ­ бубен различных типов (символ музыки Земли, Луны, Солнца,  Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по  поговорке оленеводов, есть "три священные вещи: олень, огниво и бубен").  Обрядовые обычаи эвенов включают массовые обще ­ племенные ритуальные празднества, содержащие  благопожелания и религиозные песни­пляски, личностные формы взаимодействия человека с миром духов  на основе шаманства).  (Слайд 38) Хороводный танец эвенков «Ъээдьэ» Наиболее  характерным  для  эвенов  является  круговой  танец  «ъээдьэ», в голосовом сопровождении»,  — в кругу  танцующих  соблюдалось  чередование: мужчина—женщина, мужчина— женщина.  Круговые  песни­пляски (ъээдьэ) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор. Все эвенские хороводные  танцы, песни являлись как бы школой для молодежи, где на опыте старших поколений обучали и  воспитывали каждого молодого человека, чтобы он стал настоящим охотником, отлично знающим,  любящим, оберегающим природу. И он должен стать человеком полезным семье и всему роду. Заключительная часть. Воспитатель: И сегодняшнее занятие мы хотим закончить круговым танцем «ъээдьэ».  Круговой танец «Ъээдьэ» Голосовое сопровождение  (Все  встают в круг).  (Всем дарят символики «белого оленя) Список используемой литературы: 1. «Литература народов Севера» Составитель: А. Садовникова, М. Роббек. 2. Алексеев А.А. «Забытый мир предков» (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо­западного  Верхоянья). Якутск, 1993.   3. В.Н. Нилов. «Традиционная хореография коренных народов Севера и Дальнего Востока» в сб.:Фольклор палеоазиатских народов: ­ Якутск, 2005. 4. Иванова­Унарова З.И. «Традиционное искусство народов Северо­Востока Сибири» (эвенки, эвены,  юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск: Изд­во Якутского ун­та, 2005г. 5. Павлова Т.В. «Обрядовый фольклор эвенов Якутии» (музыкально­этнографический аспект):  Монография. ­ СПБ.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. ­ 263с. 6. Культура и искусство оленеводческих народов: материалы междунар. науч. конф. / [отв. ред. У.А.  Винокурова]. ­ Якутск, 2006, 180с. 7. Сергеев М. А., Творчество народов Сибири, «Сов. этнография», 1951, № 4;  8. Романенко Д., «Лит­pa народов Крайнего Севера», в кн.: «У могучих истоков», М., 1963.

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»

Сценарий новогодней игровой программы «На балу у Бабы – Яги»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017