Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 71
Программа
«Джазовый танец»
Автор-составитель
Педагог дополнительного образования
Стельмах И.Г.
Г.Иркутск, 2015г.
Структура программы учебного предмета «Джазовый танец»
I. Пояснительная записка.
1. Общие положения
2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
3. Срок реализации учебного предмета
4. Объем учебного времени и форма проведения занятий, предусмотренные на реализацию учебного предмета
5. Цель и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Словарь терминов
V. Списки рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Общие положения.
Хореографическое искусство - одно из универсальных средств всестороннего развития личности. Его специфика определяется многогранным воздействием на человека, так как хореография является синтетическим искусством и объединяет музыку, движение и театр.
Совершенствуя тело человека, влияя на становление эмоциональной сферы, воспитывая через музыку духовно, хореография способствует раскрытию творческого и познавательного потенциала, дает импульс к самосовершенствованию, постоянному личностному росту. Именно поэтому на различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела, духа и души человека.
Джазовый танец – одно из новых направлений хореографии, продолжающее переживать в наше время свой период становления и развития. В Россию он пришел из-за границы сравнительно недавно, и до сих пор продолжает обновляться и расширяться.
Художественная особенность джазового танца – совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец – это, прежде всего, воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи. Джаз-танец очень энергетичен и завораживает зрителей своей силой и активностью.
2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Учебный предмет «Джазовый танец» направлен на воспитание у детей интереса и любви к танцу и искусству в целом, на овладение основами исполнения джазового танца, на эффективное индивидуально-личностное развитие ребенка и раскрытие его творческих способностей. А также на укрепление здоровья учащихся, на формирование у них чувства прекрасного и других эстетических категорий, на развитие эмоциональной восприимчивости и выразительности.
Учебный предмет «Джазовый танец» ориентирован на развитие физических данных учащихся, на приобретение начальных базовых знаний, умений и технических навыков в области джазовой хореографии. Освоение содержания предмета «Джазовый танец» способствует формированию художественно-эстетической культуры учащихся, обеспечивает развитие мотивации познавательной и творческой деятельности.
Программа учебного предмета «Джазовый танец» разработана с учетом физических, психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу «от простого к сложному». Физическая нагрузка увеличивается постепенно, усложняются творческие задания, уровень сложности движений нарастает поэтапно и последовательно и так же целенаправленно возрастает уровень ответственности детей. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на личность ребенка, его индивидуальные склонности, способности и особенности, что позволяет выстроить в коллективе особую атмосферу сотрудничества, взаимодействия и заинтересованности в творческой активности каждого учащегося.
Программа разработана с учетом здоровьесберегающих факторов. Основа обучения хореографии – хореографический экзерсис – способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и имеет возможность исправлять уже имеющиеся небольшие отклонения, такие как сколиоз, остеохондроз, болезни суставов, слабый мышечный тонус и др.
3. Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета – 3 ступени(5 лет).
Программа предназначена для детей 8 – 16 лет.
4. Объем учебного времени и форма проведения занятий, предусмотренные на реализацию учебного предмета «Джазовый танец».
Максимальная учебная нагрузка для предмета «Джазовый танец» составляет 1 час в неделю.
Основной формой учебной работы является групповое занятие – урок (групповая форма проведения занятий, наполняемость группы от 4 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут. Учебно-тематический план каждого года обучения рассчитан на 35 недели. Общий объем аудиторной нагрузки за весь период обучения – 105 часов.
5. Цель и задачи учебного предмета «Джазовый танец».
Цель:
Целью учебного предмета «Джазовый танец» является раскрытие творческих способностей детей, создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации посредством обучения джазовому танцу. Соблюдать системность в процессе обучения (от простого к сложному).
Учитывать возрастные особенности учащихся.
Задачи учебного предмета:
1). Обучающие задачи:
- дать представление о новой технике джазового танца;
- Научить:
· необходимым двигательным умениям и техническим навыкам в области джазового танца;
· качественно и осознанно выполнять требования педагога;
· Самостоятельно работать над ошибками.
2). Воспитательные задачи:
- Воспитать:
· творческую личность, ориентированную на активное познание мира и участие в жизни общества;
· чувство ответственности и дисциплину;
· самостоятельность, целеустремленность, инициативность;
· терпение и силу воли для достижения результатов;
· осознанное отношение к ценностям культуры;
· художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству;
3). Развивающие задачи:
– развивать физические качества и специальные навыки:
· координацию,
· ловкость,
· силу,
· выносливость,
· гибкость,
· шаг,
· прыжок,
· ось вращения;
– развивать психологические и интеллектуальные качества:
· аналитическое и пространственное мышление;
· образное мышление;
· музыкальные способности;
· зрительную память и специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;
· Эмоциональную выразительность.
6. Обоснование структуры программы.
Программа учебного предмета «Джазовый танец» содержит:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- методическое обеспечение учебного процесса.
7. Методы обучения.
Организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений. Исходя из этого, основными методами работы являются:
ü метод словесной передачи и слухового восприятия информации (рассказ, объяснение, беседа и др.). Педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают;
ü методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.): наглядный показ материала педагогом, либо учеником под руководством педагога, а также демонстрация видеоматериалов;
ü методы передачи учебной информации посредством практических действий. Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, учебно-исполнительской операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов;
ü репродуктивные методы (обучение по образцу). Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу;
ü проблемно-поисковые методы обучения. Педагог создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Поисковые методы в большей степени способствуют самостоятельному и осмысленному овладению информацией;
ü методы эмоционального восприятия. Подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений. Опора на собственный фонд эмоциональных переживаний каждого учащегося;
ü методы контроля обучения (опросы, контрольные уроки, зачеты и экзамены и т.д.).
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования
Программа по джазовому танцу включает в себя комплекс движений у станка и на середине зала, распределенных в развитии, – от простого к сложному. Обучение по данной программе позволяет осваивать материал поэтапно и последовательно, накладывая новые технические приемы на уже освоенные ранее движения, постепенно их усложняя. Преподаватель имеет возможность регулировать осуществление программных требований, исходя из психологических, физических и эмоциональных особенностей учащихся на конкретный период времени.
Каждое предлагаемое движение изучается по алгоритму:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;
б) изучение движения в чистом виде;
в) работа над движением в комбинации.
Урок включает в себя основные разделы: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала и кросс.
Первая ступень обучения
Экзерсис у станка:
1. Основные позиции ног: I, II, III и VI.
2. Plie по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям.
3. Releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям.
4. Flat back вперед
- на прямых ногах
- на plie
5. Battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
6. Battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
7. Passé на полной стопе по I параллельной и out позиции.
8. Arch по I, II параллельным и out позициям.
9. Stretch.
10. Lay out.
11. Relevé lent на 45о лицом к станку во всех направлениях.
12. Grand battements на 90о в сторону лицом к станку.
Экзерсис на середине зала:
1. Основные позиции рук: пресс-позиция, I, II, III и V-положения.
2. Техника изоляции.
3. Поза коллапса.
4. Plie по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям.
5. Releve по I, II параллельным позициям, позже по I, II out позициям.
6. Flat back вперед
- на прямых ногах
- на plie
7. Battement tendu по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
8. Battement tendu jeté по I out и параллельной позиции в сторону, вперед и назад.
9. Passé на полной стопе по I параллельной и out позиции.
10. Deep body bends.
11. Arch по I, II параллельным и out позициям.
12. Stretch.
13. Lay out.
14. Roll down/ Roll up.
15. Contraction / release.
Кросс:
1. Шаги
- pas de bourre
- pas chasse.
2. Прыжки
- jump по I, II параллельным и out позициям
- hop: рабочая нога принимает положение passé по I параллельной позиции
- трамплинные прыжки.
3. Вращения: поворот на трех шагах.
Вторая ступень обучения
Экзерсис у станка:
1.Основные позиции ног: IV параллельная позиция.
2.Plie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным и I, II out позициям. Flat back вперед - на полупальцах.
3.Постановка корпуса одной рукой за станок.
4.Passé по I параллельной позиции на полупальцах.
Deep body bend с ногой на станке - на plie.
5.Battement tendu - на plie.
6.Battement tendu jeté - положения flex/point стопы.
7.Rond de jambe par terre по I out и параллельной позиции по раскладке – en dehors и en dedans.
8.Relevé lent на 90о лицом к станку во всех направлениях по I параллельной и out позиции.
9.Grand battements на 90о во всех направлениях лицом к станку.
Экзерсис на середине зала:
2. Техника изоляции – координация двух центров (параллель и оппозиция).
2. Swing.
3. Plie: прием plie – releve по I, II и IV параллельным и I, II out позициям.
4. Battement tendu
- на plie,
- перевод рук из позиции в позицию во время движения.
5. Battement tendu jeté
- Положения flex/point стопы,
- перевод рук из позиции в позицию во время движения.
6. Rond de jambe par terre по I out и параллельной позиции по раскладке – en dehors и en dedans.
7. Relevé lent на 90о во всех направлениях по I параллельной и out позиции.
Кросс:
1. Шаги:
- grand battements вперед на 90о,
- pas de bourre en tournent.
2. Прыжки
- jump: во время взлета arch торса,
- hop: рабочая нога принимает положение passé, в корпусе спираль.
3. Вращения:
-chaînés,
-preparation к пируэтам.
Третья ступень обучения
Экзерсис у станка:
1. Основные позиции ног: IV out позиция.
2. Plie:
- по IV out позиции,
- в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе.
3. Flat back вперед:
- прием plie – releve.
4. Passé по I out позиции на полупальцах.
5. Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и out позиции.
6. Grand battements на 90о во всех направлениях боком к станку.
7. Перегибы корпуса.
Экзерсис на середине зала:
1. Техника изоляции – координация двух центров с шагами.
2. Flat back вперед:
- прием plie – releve.
3. Plie: в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе.
4. Battement tendu: в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе.
5. Battement tendu jeté:
- положения flex/point колена и стопы,
- в координации с arch, сontraction / release, спиралями в корпусе.
6. Rond de jambe par terre:
- на plie,
- «восьмерка».
7. Battements developpe во всех направлениях по I параллельной и out позиции.
Кросс:
1. Шаги:
- grand battements во всех направлениях на 90о,
- pas de bourre с preparation к пируэтам.
2. Прыжки:
- jump: во время взлета arch торса,
- hop: рабочая нога в положении passé, во время взлета arch торса,
- hop: рабочая нога открывается в сторону на 45о,
- leap с трамплинным зависанием в воздухе.
3. Вращения:
-chaînés на plie, на полной стопе,
-пируэт en dehors, en dedans.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты уровня подготовки учащихся
По окончании обучения джазовому танцу по данной программе, учащиеся должны
Знать:
ü специальную терминологию джазового танца в рамках предложенной программы,
ü принципы построения урока джазового танца,
ü особенности постановки корпуса, рук, ног и головы,
ü основные элементы и движения джазового танца.
Уметь:
ü двигаться в технике джазового танца,
ü исполнять основные элементы и движения джаз-танца,
ü ориентироваться на сценической площадке,
ü работать самостоятельно и в коллективе.
Иметь:
ü хорошую хореографическую форму,
ü развитую мускулатуру (выносливость, силу мышц),
ü навыки сценических выступлений,
ü чувство ответственности, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, силу воли для достижения результатов,
ü художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству.
VI.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Особенности образовательного процесса по этапам обучения
Первый класс имеет определяющее значение в процессе обучения джазовому танцу, поскольку именно на первом году обучения закладывается та основа, на которую в дальнейшем будет опираться вся учебно-воспитательная и образовательная деятельность. Это касается как навыков, которым ребята будут обучаться, так и заинтересованности детей в процессе обучения, их мотивации. Для них появляется новый предмет, новая техника джазового танца, поэтому педагогу крайне важно увлечь учащихся, создать в классе особую творческую атмосферу сотрудничества и взаимоподдержку, а также показать заинтересованность и ожидание творческой активности от каждого учащегося.
При построении урока преподавателю следует учитывать степень психофизического развития учащихся, а также опираться на общий уровень хореографической подготовки класса, группы в целом. Задача каждого урока должна быть по силам учащимся, иначе у детей быстро снижается интерес к занятиям. Также следует учитывать и рационально дозировать физическую нагрузку, избегая перенапряжения детей. Важно помнить, что положительные ожидания от каждого учащегося производят огромный развивающий эффект.
Учитывая возрастные особенности учащихся первого класса, в построении урока следует избегать монотонности, чередовать различные по характеру движения, периодически включать развивающие игры, творческие задания и импровизацию.
Основная задача преподавателя на данном этапе: научить детей качественно, «чисто» и грамотно выполнять основные позиции, движения и положения джазового танца. Развить у обучающихся элементарные навыки координации, ощущения себя и своих мышц в пространстве. Развитие силы и выносливости, музыкальности и артистичности.
На втором году обучения продолжается работа над качеством и чистотой исполнения пройденного в 1 классе материала. Идет дальнейшее развитие выносливости и силы мышц за счет выполнения упражнений в более быстром темпе и увеличения общего количества повторов. Движения и положения сочетаются в небольшие комбинации с простым ритмическим рисунком, упражнения исполняются в сочетании с позициями рук. Вводятся новые элементы, усложняется координация.
Основная задача преподавателя на данном этапе обучения: целенаправленное обучение детей грамотному исполнению движений джазового танца, с фиксацией, ритмически точно и четко; дальнейшее развитие координации и артистизма.
Третий класс завершает обучение основам джазового танца и суммирует приобретенные учащимися за несколько лет знания и навыки.
На третьем году обучения усложняется координация рук в сочетании с различными движениями, смена позиций рук происходит не только между движениями, но и во время движения. Упражнения объединяются в комбинации, ускоряется общий темп исполнения движений и усложняется ритмический рисунок. Продолжается работа над развитием силы и выносливости, а также работа над чистотой исполнения движений при более быстром темпе урока. Следует уделить внимание выработке устойчивости и правильности формы при выполнении вращений.
Важно рекомендовать ученикам разогревать мышцы и связки ног до начала урока, это дает возможность вести работу более эффективно. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный в предыдущих классах материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать свое исполнение.
Основная задача преподавателя на данном этапе обучения: уделить наибольшее внимание развитию координации учащихся, а также развитию творческих навыков, навыков музыкальности и танцевальности учащихся.
Словарь терминов
Arabesque – рабочая нога открывается назад на любую высоту.
Arch – легкий прогиб торса назад.
Attitude – рабочая нога поднята на любую высоту и немного согнута в колене.
Battement developpe – открытие рабочей ноги через passe.
Battement releve lent – подъем рабочей ноги, не сгибая колено.
Battement tendu – рабочая нога открывается вперед, в сторону или назад носком в пол.
Battement tendu jete – рабочая нога активно открывается вперед, в сторону или назад на 45о.
Body roll – волна корпусом.
Chaînes – вращение на двух ногах с передвижением.
Contraction – сжатие диафрагмы.
Deep body bend – глубокий наклон корпуса с прямым позвоночником.
Demi plie – полуприседание, пятки не отрываются от пола.
Flat back – «ровная спина», наклон на 90о, голова и руки продолжают линию спины.
Flex – сокращенная стопа, кисть или колени.
Fouette – поворот тела танцовщика к зафиксированной в определенном положении ноге.
Grand battement – бросок ноги на 90о в любом направлении.
Hop – прыжок с одной ноги на ту же ногу.
Jump – прыжок с двух ног на две.
Lay out – в положении flat back нога поднята на 90о.
Leap – прыжок с одной ноги на другую.
Pas de bourre – чередование трех переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi plie.
Passe – рабочая нога стопой касается колена опорной ноги.
Point – вытянутое положение стопы.
Preparation – подготовительное движение.
Press-position – согнутые в локтях руки касаются бедер.
Release – положение обратное contraction, вдох и раскрытие диафрагмы.
Releve – подъем на полупальцы.
Roll down – закручивание корпуса вниз, начиная с головы по одному позвонку до конца позвоночника.
Roll up – раскручивание корпуса снизу вверх по одному позвонку.
Rond de jambe par terre – круг ногой по полу.
Side stretch – боковое растягивание корпуса.
Side walk – продвижение боком.
Stretch – вытягивание, растяжка.
Twist – закручивание корпуса в горизонтальной плоскости, начиная с плеч.
V. Список рекомендуемой методической литературы
1. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. –
М.: Искусство, 1989
9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1986
2. Джозеф С. Хавилер Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – М.: Новое слово, 2004
3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов ВУЗа / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
4. Журнал «Дополнительное образование» 2003: №11
5. Клейтон П., Гэммонд П. Джаз. Притворись его знатоком. – СПб,
Амфора, 2000
6. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. – Л., Искусство, 1968
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998
9. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. – М.: Один из лучших, 2006
10. Общая психология. (Учебное пособие для студентов пед. институтов) / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1973
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998
12. Суриц Е.Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004
13. Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2004
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.