Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"
Оценка 4.8

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Оценка 4.8
Видеоуроки +2
docx
физика
8 кл
10.02.2017
Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"
Май 1970 года. В Дагестане произошло землетрясение, вызвавшее значительные разрушения сел и городов. Многие школы и больницы находились в аварийном состоянии… Тогда вся наша страна протянула руку помощи Дагестану, началось восстановление сел и городов, а тысячи детей были направлены в Российские школы для продолжения учебы. Мне посчастливилось тогда учиться в 7 и 8 классах в городе Спас-Клепики Рязанской области, в той самой школе, в которой в 1909-1912 годах учился великий русский поэт С.А. Есенин. Тогда она называлась Спас-Клепиковская учительская школа. Хотя Есенин и получил диплом сельского наставника, он не стал работать учителем, а я, как видите, не стал поэтом. В 2015 году исполнилось 115 лет со дня рождения С. Есенина, а после того трагического землетрясения прошло 45 лет. Поэтому данный урок мы посвятим памяти С. Есенина и попробуем повторить раздел «Тепловые явления», используя его стихотворения.Сценарий проблемно-эвристического урока
Сценарий проблемно.docx
Сценарий проблемно­эвристического урока. Автор: Мутаилов Саидбег Магомедович Образовательное учреждение: МКОУ «Цанатлинская ООШ». Адрес: 368934. с. Игали (Цанатль), Гумбетовский район, Республика Дагестан E­mail: mcm  Мобильный телефон: 8 989 672­98­78 Предмет: Физика Класс: 8  1957@   yandex    .  ru Тема: Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина Учебно­методическое обеспечение:  1. Листы со стихотворениями С. Есенина и заданиями 2. CD диск «Русская поэзия XV11­XX веков 3. Аудио кассета «С. Есенин. Поэзия и романсы» Необходимое   оборудование   для   урока:  OC  Windows  2007;   проектор;   экран; аудио магнитофон: электронные весы; связка простых карандашей; 1­копеечные монеты.  Время реализации: 45 мин. Цели урока:  Образовательные: 1. Ознакомление учащихся с некоторыми стихотворениями С. Есенина 2. Выявление лучшего чтеца класса 3. Развитие   умений   самостоятельно   связать   отрывки   стихотворений   с тепловыми   явлениями   и   объяснять   их   на   основе   имеющихся   знаний   и оформлять   результаты   мыслительных   операций   в   устной   и   письменной форме 4. Развитие интереса к физике через творчество С.А. Есенина Воспитательные 1. Воспитание чувств патриотизма и толерантности через стихотворения С. Есенина 2. Развивать самостоятельность, ответственность. Тип урока: Повторительно­обобщающий, комбинированный (урок прошел  апробацию в 2011 и в 2012 годах, а теперь решил представить на конкурс) Ход урока:     1. Целеполагание: Учитель:  Май 1970 года. В Дагестане произошло землетрясение, вызвавшее значительные разрушения сел и городов. Многие школы и больницы находились в аварийном состоянии… Тогда вся наша страна протянула руку помощи Дагестану, началось восстановление   сел   и   городов,   а   тысячи   детей   были   направлены   в   Российские школы   для   продолжения   учебы.   Мне   посчастливилось   тогда   учиться   в   7   и   8 классах в городе Спас­Клепики Рязанской области, в той самой школе, в которой в 1909­1912 годах учился великий русский поэт С.А. Есенин. Тогда она называлась Спас­Клепиковская учительская школа. Хотя Есенин и получил диплом сельского наставника, он не стал работать учителем, а я, как видите, не стал поэтом. В 2010 году исполнилось 115 лет со дня рождения С. Есенина, а после того трагического землетрясения   прошло   40   лет.   Поэтому   данный   урок   мы   посвятим   памяти   С. Есенина   и   попробуем   повторить   раздел   «Тепловые   явления»,   используя   его стихотворения. 2. Повторение раздела «Тепловые явления» по стихотворениям С. Есенина  Учет знаний учащихся:  Прочитав стихотворение, дети должны установить связь  между   прочитанным   и   тепловыми   явлениями   (проблема   №1),   а   затем отвечать на вопросы учителя. За каждую правильно установленную связь, за каждый   правильный   ответ   ученик   получает   по   одной   копейке.   (Милые копейки,   вам   не   нашлось   применения   в   экономике   страны,   так послужите же образованию!). Отобразить на экране стихотворение «Вот уж вечер. Роса…» Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу, Где­то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло Как зимой у печки И березы стоят Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. Связь: поглощение и отражение тепла, конвекция, способы теплопередачи… 1. Как называются изменения, происходящие в природе? 2. Какие из этих явлений относятся к физическим? 3. К каким физическим явлениям относятся указанные в стихотворении явления? 4. Выделите из них те, которые относятся к тепловым явлениям.             Стихотворение «Поет зима ­ аукает»       Поет зима ­ аукает,       Мохнатый лес баюкает       Стозвоном сосняка.       Кругом тоской глубокою       Плывут в страну далекую       Седые облака.       А по двору метелица       Ковром широким стелется, Но больно холодна.       Воробышки игривые,       Как детки сиротливые,       Прижались у окна.        Озябли пташки малые       Голодные, усталые       И жмутся поплотней.       А вьюга с ревом бешенным       Стучит по ставням свешенным       И злится все сильней.       И дремлют пташки малые       Под эти вихри снежные       У мерзлого окна.       И снится им прекрасная,       В улыбках солнца ясная,       Красавица весна.       Связь: испарение и конденсация, теплопередача, образование облаков…  1. Почему голодные птицы труднее переносят морозы? 2. Почему в морозы воробьи прижимаются друг к другу? 3. Профессиональный художник нарисовал воробья летом и зимой. Будут ли 4. рисунки отличаться друг от друга?  Правильно ли делают игривые воробышки, что прижались у окна, не будет ли   им   теплее,   если   будут   постоянно   летать,   ведь   метеоры,   влетая   в атмосферу, раскаляются? Стихотворение «Под венком лесной ромашки…» Под венком лесной ромашки Я строгал, чинил челны, Уронил кольцо милашки В струи пенистой волны. Лиходейная разлука, Как коварная свекровь Унесла колечко щука, С ним – милашкину любовь. Не нашлось мое колечко, Я пошел с тоски на луг, Мне вдогон смеялась речка: «У милашки новый друг». Не пойду я к хороводу: Там смеются надо мной, Повенчаюсь в непогоду С перезвонною волной. Связь: тепловое расширение, внутренняя энергия… 1. Вспомните   тепловое   расширение   тел   и   ответьте   на   вопрос:   как изменятся внутренний и внешний диаметры колечка при попадании в холодную воду? 2. А как изменятся диаметры при попадании колечка из воды в желудок щуки?              Стихотворение «Хороша была Танюша…»              Хороша была Танюша, краше не было в селе,              Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.              У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,              Месяц в облачном тумане водит тучами игру.              Вышел парень, поклонился кучерявой головой:              «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».              Побледнела, словно саван, схолодела, как роса,              Душегубкою­змеёю развилась ее коса.              «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,              Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».              Не заутренние звони, а венчальный переклик,              Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.              Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.              На виске у Тани рана от лихого кистеня.              Алым венчиком кровинки запеклися на челе,­              Хороша была Танюша, краше не было в селе.              Связь: образование ветра, температура тела человека и ток крови по  сосудам… 1. Какие части тела раньше мерзнут при вечернем холоде? 2. Почему на морозе лицо становится бледным, а в жару краснеет? 3. Чтобы согреть замерзшие руки, мы выдыхаем на них, чтобы остудить ожог на руке, мы дуем на нее. Попробуйте объяснить это с физической точки зрения. 4. Почему кровь на лице запекается? Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края –  Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас, И гудит за косогором На лугах веселый пляс. Побегу по мягкой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки,  Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «не надо рая, Дайте родину мою». Связь: зависимость скорости диффузии и скорости звука от температуры…  1. Объясните с физической точки зрения третий куплет стихотворения? Основной воспитательный момент урока (Проблема главная): (за активное участие до 5 копеек) Разве может человек, истинно не любящий свою родину, написать: «Не надо рая, дайте родину мою!». Давайте посмотрим, кто из нас может сказать эти слова от души. Дорогие дети,  мы живем в  сложное время,  когда идет жестокая борьба между   добром   и   злом,   любовью   и   ненавистью,   красотой   и   уродством, патриотизмом и предательством. Я вам этого не желаю, но порой человек может   попасть   в   такую   ситуацию,   что   он   вынужден   выбирать   между предательством и жизнью. Перед вами листы с десятью заповедями для каждого человека «Нельзя предать». (Лист­ в презентации, прилагается). Представьте, что вы действительно попали в такую ситуацию и вынуждены кого­то предать ради спасения своей жизни. Кого вы предадите в первую очередь, во вторую и т.д.  (против каждой заповеди поставьте цифры от 1 до 7) и оставьте  три из  них, за которые вы  готовы пожертвовать своей жизнью…     Берегите Родину, мать и веру пока мы свободны; в рабстве или в независимости сделать это будет значительно труднее. Потому: Учись добросовестно! Живи достойно! Трудись честно! Люби и защищай РОДИНУ! Она, как и мать, у каждого человека одна! (С. Мутаилов) Стихотворение «Заглушила засуха засевки» Заглушила засуха засевки, Сохнет рожь, и не всходят овсы. На молебен с хоругвями девки Потащились в комьях полосы. Собрались прихожане у чащи, Лихоманную грусть затая. Загузынил дьячишко ледащий: «Спаси, Господи, люди твоя». Открывались небесные двери, Дьякон бавкнул из кряжистых сил: «Еще молимся, братья о вере, Чтобы бог нам поля оросил». Заливались веселые птахи, Крапал брызгами поп из горстей. Стрекотуньи ­ сороки, как свахи Накликали дождливых гостей. Зыбко пенились зори за рощей, Как холстины плыли облака, И туманно по быльнице тощей Меж кустов ворковала река. Скинув шапки, молясь и вздыхая, Говорили промеж мужики: «Колосилась­то ярь неплохая, Да сгубили сухие деньки». На коне – черной тучице на санках­ Билось пламя шлея… синь и дрожь. И кричали парнишки в еланках: «Дождик, дождик, полей нашу рожь!» Связь: растительный мир и климат… 1. Почему высыхала рожь? 2. Почему в жару листья растений и деревьев скручиваются? 3. Почему   мелкие   животные   или   насекомые   в   жару   поднимаются   на кустарники или травы? 4. Почему в такую жару на мужиках были шапки?             Стихотворение «Годы молодые с забубенной славой»            …«Эй, ямщик, неси вовсю! Чай, рожден не слабым!            Душу вытрясти не жаль по таким ухабам».            А ямщик в ответ одно: «По такой метели            Очень страшно, чтоб в пути лошади вспотели».            «Ты, ямщик, я вижу, трус. Это не с руки нам!»            Взял я кнут и ну стегать по лошажьим спинам.            Бью, а кони, как метель, снег разносят в хлопья.            Вдруг толчок… и из саней прямо на сугроб я.            Встал и вижу: что за черт – вместо бойкой тройки…            Забинтованный лежу на больничной койке.            Связь: выделение энергии при испарении… 1. Почему «страшно, чтоб в пути лошади вспотели»? 2. Отгадывание загадок (проблема 2). За каждое правильно разгаданное и вставленное слово ученик получает по одной  копейке Представьте, что вы достали старенький сборник стихов С.А. Есенина, в котором некоторые слова стерты. Отгадайте загадки и восстановите стихотворения. 1. О, верю, верю, счастье есть! Еще и ________ не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О, верю, верю, счастье есть. 2. Чахнет старая церквушка, В ________ закинув крест. И забольная кукушка Не летит с печальных мест. 3. Васильками _________ светится, Горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке Про синие глаза. 4. Но и поняв, я не приемлю Ни тихих ласк, ни глубины –  __________, увидевшие землю, В иную землю влюблены. 5. Лицом к лицу Лица не увидать, Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь, _______ в плачевном состоянье. 6. Душа грустит о небесах Она не здешних нив жилища. Люблю, когда на деревах ________ зеленый шевелится. 7. Опять раскинулся узорно Над белым полем багрянец. И треплет _______ под косынкой Рыжеволосую косу. 1. Мир обогревает, усталости не знает. 2. Горя не знаем, а горько плачем. 3. Не часы, а тикает. 4. Сам еще далеко, а круглые, черные уже добежали. 5. Не зная броду, смело лезу в воду, на любой глубине лишь по пояс мне. 6. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. 7. Летит, кружит, в каждую щель лезть норовит. 4.Разоблачение плагиатора (проблема 3). За каждый правильный ответ ученик  получает по одной копейке.                        Представьте себе такую ситуацию: начинающий поэт решил присвоить стихотворение С. Есенина (плагиат), изменив в нем несколько слов (они выделены курсивом). Ответив на вопросы в конце стихотворения, и вставив слова в нужном падеже, восстановите стихотворение. Твой глас незримый, как пар в избе. Смиренным телом молюсь тебе. Овсяным ликом питаю дух. Помощник жизни и тихий друг. Рудою марса посеян свет, Для вечной правды названья нет. Считает скорость песок мечты Но новых зерен прибавил ты. В незримых пашнях растут слова, Смешалась с думой ковыль­трава. На крепких сгибах воздетых рук Возводят церкви строитель вкус. Есть радость в душах – топтать твой цвет На первом граде свой видеть след. На крыше кротость и стихший пыл Склонивших губы пред звоном крыл. 1. Летучие продукты горения с мелкими летящими частицами угля. 2. Центральный   орган   кровообращения,   мускульный   мешок,   у   человека находящийся в левой стороне грудной клетки. 3. Небесное   светило   нашей   планетной   системы,   представляющее   собой гигантский шар, излучающее свет и тепло. 4. Физическая величина, показывающая длительность событий, и измеряемая в секундах. 5. Быстрое   колебате6льное   движение   частиц   воздуха   или   другой   среды, воспринимаемое органом слуха. 6. Атмосферный осадок в виде белых хлопьев, состоящих из кристалликов воды разных форм, преимущественно в виде звездочек. 7. Кожный покров глазного яблока. 5. Задача по стихотворению С. Есенина «Песнь о собаке» (Проблема 3). За  полное решение задачи ученик получает 5 копеек Утром в ржаном закутке, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом… Какое   количество   теплоты   отдала   собака,   если   под   ней   растаяла трехсантиметровая   толща   льда   на   площади   0,1   м2.   начальная   температура снега   00С,   а   конечная   температура   воды   30  С.   Другими   потерями   тепла пренебречь, а необходимые данные взять из таблиц. 6. Прослушивание и совместное исполнение романса «Не жалею, не зову, не  плачу…» на слова С. Есенина (Проблема очень важная) (использовать аудио  магнитофон с записью романса). Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный,  Я не буду больше молодым… …Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне… Воспитание толерантности­ дискуссия, ( за активное участие до трех копеек): Предложить более сильному ученику сломать значительную связку карандашей… Двум, трем более слабым девчонкам  предложить сломать по одному карандашу… Не потеряем ли мы великую страну, пока  мы проскачем жизнь «на розовом коне»?  кто призывает нашу молодежь к нетерпимости друг к другу и как нам выйти из  сложившейся ситуации?.. Закончить дискуссию притчей народной поэтессы  Дагестана Фазу Алиевой. Есть притча горская, что умирая, Отец меж старшим сыном и меж младшим По равной доле землю разделил. Придя домой, подумал младший брат: «Неверно землю разделил отец. У брата моего есть жена и дети, Ему земли, конечно, больше надо». И ночью сдвинул камень на меже, Себе поменьше выделил участок. А старший брат, придя домой подумал: «Ведь в помощь мне есть и жена и дети,             Мы проживем, а брат мой одинок Ему земли, конечно, больше надо». И ночью сдвинул камень на меже, Себе поменьше выделил участок. Надежны братские объятья, И нет надежней братских рук, И я хочу, чтоб в этом мире Все люди были братьями друг другу. (Вместе ­ мы СИЛА!!!!) 7. Подведение итогов урока (проблема 4) а) Физику не только нужно знать, но и надо уметь применять полученные знания в жизни… б) награждение лучшего чтеца класса… в) оценка труда учащихся: каждый на электронных весах взвешивает  заработанные монеты  («масса моих знаний и их стоимость»)  и переводит их в  пятибалльную систему по шкале: 50 г и выше­оценка 5 35­49 г­ оценка 4 15­34 г­ оценка 3 Ниже 15 г­ нет оценок (Мы еще не потеряли веру в вас!) 8.  Домашнее задание : написать сочинение по картинке  на тему: «Тепловое  расширение». (Картинка представлена на презентации к уроку, прилагается). p.s. Как бы хотел провести этот урок для каждого класса, для каждого взрослого человека страны,  и крикнуть: «ЛЮДИ, ОПОМНИТЕСЬ,  ОГЛЯНИТЕСЬ!..».

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"

Сценарий проблемно-эвристического урока"Тепловые явления в стихотворениях С.А. Есенина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017