«Центр развития ребёнка – детский сад №4 «Веснянка»
Участники :
дети подготовительной группы
Медведев Иван,
Фомина Анна
Руководители:
Щеткина Л.А.- воспитатель
Чипигина В.Н.- воспитатель
Нягань, 2008
ПРОБЛЕМА: Для чего нужно так много разных головных уборов?
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ: Исследовательско-творческая работа «В мире головных уборов» посвящена изучению истории возникновения головных уборов, их разнообразия и значения в жизни человека.
Выбор темы вызван интересом к разнообразию головных уборов сказочных персонажей, к форменным головным уборам людей разных профессий.
Отсутствие головных уборов в холодное время года, а так же на сильном солнцепеке пагубно влияет на здоровье как взрослых, так и детей.
ЦЕЛЬ: Исследовать историю возникновения головных уборов и их
значение в жизни людей.
ЗАДАЧИ: 1. Познакомиться с разнообразием головных уборов, их
названиями и назначением.
2.Классифицировать головные уборы по их назначению, форме, цвету, величине.
3.Исследовать, сравнить и выделить основные признаки различных головных уборов.
4.Провести опыты с целью знакомства со свойствами различных материалов: ткани, бумаги, соломы, меха, кожи, пластмассы, металла.
5.Сделать выводы о возможности использования данных материалов для изготовления различных головных уборов.
6.Изучить использование названий головных уборов в пословицах и поговорках.
7.Провести опрос людей с целью выяснения, какие головные уборы они предпочитают носить в разное время года.
8.Изготовить различные шапочки для театрально – игровой деятельности.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:
Читая сказки, рассматривая иллюстрации к ним, просматривая мультфильмы, мы обратили внимание на разнообразие головных уборов персонажей.
Нас заинтересовало: давно люди стали носить головные уборы? Для чего они служат? Какие головные уборы существовали раньше и существуют теперь? Ответы на все вопросы мы стали искать в энциклопедиях. Мы узнали, что слово «шляпа» образовано от французского слова «шап» - «покрышка». Согласитесь, действительно, головные уборы покрывают голову.
С давних времен головной убор был наделен магическими свойствами. Он считался символом власти, успеха, знатности и богатства.
В Древнем Египте только фараон мог носить большой плат, на который надевалась корона. Все остальные носили парики. Чем знатнее был человек, тем больше был его парик и пышнее локоны.
В Древней Греции и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой. И только во время путешествий надевали фетровую шляпку с маленькими полями.
В Средние века головные уборы становятся украшением и предметом роскоши. Дамы и мужчины носят генин – высокий конусообразный убор.
На Востоке носят тюрбан и чалму – материю, которой повязывают голову.
В Европе появился чепец, который сначала использовали во время сна и купания. Носили чепец и мужчины, и женщины.
В России носят кокошники, фуражки, платки.
Чтобы запомнить трудные названия головных уборов, мы составили «шапочный» словарик.
Читая книги о людях разных профессий, мы узнали, что некоторые из них носят на рабочем месте специальные головные уборы. Для чего? После чтения литературного материала (рассказов, стихов, загадок), бесед с людьми разных профессий мы сделали вывод, что:
- повара, продавцы, пекари, кондитеры носят головные уборы в гигиенических целях;
- пожарные, автогонщики, строители и люди других опасных профессий надевают головной убор для защиты головы от травм, ударов, несчастных случаев;
- манекенщицы, модницы носят головные уборы для украшения, красоты, следуя законам моды.
Беседуя со взрослыми и детьми, мы выяснили, что зимой люди носят теплые головные уборы для сохранения тепла, защищая голову от холода. Летом, на солнцепеке, прикрывают голову легким головным убором, чтобы избежать солнечного удара. Значит, любой головной убор, в любое время года предохраняет голову, сохраняя здоровье его хозяину или хозяйке.
Мы решили собрать коллекцию головных уборов. Рассматривая их, наряжаясь во время игр, мы увидели, что они выполнены разными способами (сшиты, связаны, склеены) и из разных материалов. Почему зимняя шапка их меха, а летняя панама – из легкой ткани? Почему защитные шлемы самые прочные? Может ли каска из бумаги или пластмассы защитить пожарного от огня? На все эти вопросы нам помогли получить ответы опыты.
1.Взяли три банки, налили в них горячую воду. Первую банку накрыли бумагой, вторую – легкой панамкой, третью – меховой шапкой. Через один час оказалось, что в банке, накрытой меховой шапкой, вода осталась горячей. Мы сделали вывод, что мех хорошо сохраняет тепло, поэтому зимние шапки шьют из меха. Еще шапки бывают шерстяные, кожаные, вязанные из ниток.
2.Взяли бумагу, ткань, пластмассу и попробовали их изорвать или измять. Оказалось, что бумага очень легко рвется и мнется, ткань мнется, но рвется с трудом. Пластмасса совсем не рвется и не мнется. Отсюда мы сделали вывод, что защитные шлемы – каски делают из более прочных материалов: пластмассы и металла.
Мы сделали выводы, что:
- даже из простой газеты можно сделать шляпу для защиты от солнца, но она будет непрочной, может размокнуть от воды, развернуться от ветра и просто разорваться;
- теплые шапки лучше шить из толстой ткани или меха, потому что они хорошо сохраняют тепло. В них голова не замерзнет, а в шапке из легких тканей зимой будет холодно, человек простудится и заболеет;
- защитные каски должны быть самыми прочными. Ведь шлем мотоциклиста, строителя не спасет жизнь человека, если он будет из бумаги, ткани или стекла. Шлемы могут быть пластмассовыми или металлическими.
Сравнивая разные головные уборы, мы уже знали, что они могут быть разной формы, разных размеров, изготовлены из различных материалов, но есть у них и сходство:
- у всех шляп и шляпок есть тулья и поля, но тулья может быть разной высоты, а поля – разной ширины;
- у всех фуражек и кепи тоже есть тулья и козырек. Тулья может быть разной высоты и формы, а козырек – разных размеров;
- у шапок тульи нет, но у шапки бывает козырек и уши, а у детских шапочек – отвороты и помпон.
Названия головных уборов можно встретить в пословицах, поговорках и метких выражениях: «шапку в охапку», «шапками закидаем», «дать по шапке», «к шапочному разбору», «снять шляпу», «без штанов, а в шляпе», «по Сеньке и шапка», «на воре шапка», «шапка за рубль, а щи без крупы», «не купил батька шапку, пусть уши мерзнут».
В свою копилку мы собираем пословицы, поговорки, стихи, загадки, сказки о головных уборах. В этой копилке есть и сказки собственного сочинения.
Дизайнеры, шапочники и шляпники- люди, работающие над изготовлением головных уборов, создают настоящие произведения искусства: огромные шляпы и маленькие шляпки, украшенные перьями, цветами и драгоценностями, модные крохотные шляпки из соломки, ткани и фетра, береты из шелка и бархата, разнообразные кепи и бейсболки. Шляпных дел мастера соревнуются в изготовлении разнообразных новинок. Следите за модой, ведь головной убор – нужная вещь в гардеробе каждого человека!
Разные головные уборы носят люди. Пока мы познакомились лишь с некоторыми. Наше «шапочное знакомство» будет продолжаться.
ВЫВОДЫ:
1.Люди носят головные уборы с давних времен.
2.Существует множество разнообразных головных уборов.
3.Каждый головной убор имеет свое название и назначение.
4.Для изготовления головных уборов используются разные материалы.
5.Определенный головной убор соответствует разным временам года.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА:
В дальнейшем планируем начать работу по изучению сценического костюма.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
«В МИРЕ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ»
в центрах творческой активности.
ЦЕНТР КНИГИ
1 Чтение энциклопедической литературы, рассказов о профессиях, сказок (с целью пополнения знаний о разнообразии головных уборов, их названиях и назначении).
2 Беседы о возникновении головных уборов.
3 Разгадывание загадок о головных уборах.
4 Подбор стихов о головных уборах.
5 Фантазирование «Если бы у меня была шапка-невидимка», «Я - шляпа».
6 Просмотр мультфильмов «Незнайка», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Звездный мальчик», «Илья Муромец».
ЦЕНТР РЕЧИ
1 Знакомство с названиями головных уборов и материалами, из которых они изготавливаются.
2 Составление «шапочного» словаря.
3 Знакомство с пословицами и поговорками о головных уборах.
4 Сочинение сказок о головных уборах.
ЦЕНТР ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
1 Чтение энциклопедических изданий об истории цивилизации, об образе жизни людей раньше (какие головные уборы существовали, кто и как их носил).
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
1 Выделение и сравнение признаков различных головных уборов.
2 Сериация, классификация головных уборов (по форме, цвету, величине).
3 Уточнение представлений о времени (головные уборы прошлого).
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ
1 Знакомство с деталями головных уборов, с их назначением и способами соединения деталей при изготовлении объемных головных уборов для театрализованной деятельности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
1 Рассматривание и сравнение различных материалов (бумаги, ткани, пластмассы, металла).
2 Проведение опытов с целью знакомства с различными свойствами этих материалов: намокает, рвется, мнется, гладится. Их можно соединить степлером, сшить, склеить.
3 Дидактические игры «Какая ткань горит, какая плавится?» «Что гнется, что ломается?», «Какой материал прочнее?»
4 Определение способов использования свойств данных материалов при изготовлении шапочек для театрально-игровой деятельности.
ЦЕНТР ИСКУССТВ «МАСТЕРИЛКА»
1 Изготовление трафаретов головных уборов.
2 Лепка головных уборов для сказочных персонажей.
3 Игра «Подбери головной убор сказочному герою».
4 Бумажная мозаика «Головной убор для праздника и игры».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.