В ходе реализации педагогического проекта "Первые шаги в экологию" было проведено родительское собрание "Мы природе не враги!" В ходе работы круглого стола родители обсудили проблему экологического воспитания детей, участвовали в играх и тренингах. Активность собравшихся поддерживалась воспитателем Стрельцовой Ж.Ю. Положительным результатом работы круглого стола стало принятие решения о сотрудничестве родителей и педагогов в экологическом воспитании детей.
Конспект родительского собрания «Мы природе не враги!»
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, педагог.
Цель: Повышение уровня экологической компетенции родителей; формирования
правил экологически правильного взаимодействия с окружающей средой; повышение
роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры
ребёнка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с
детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы по
формированию экологической культуры у дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию.
Подготовить анкету и провести анкетирование родителей. Оформление выставки работ
из бросового материала «И мусор может быть красивым!» Оформить выставку книг,
журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Предложить родителям
заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить о наличии удобной одежды и
обуви.
Ход собрания.
Ведущий:— Что значишь ты, без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и
переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше
понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми
людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу
нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу,
будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как
воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему
Дому, к Природе» (В. А. Алексеев).
Сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и
удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как
научить наших детей беречь и заботится о ней.
Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная
музыка:
1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.
2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то
вправо.
3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.
4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.
5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.
6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.
Остановка первая: «Знатоки природы» (Реквизит: карточками, на которых
изображены животные и птицы).
Ведущий: «День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели
на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в
окружающем мире, чтото одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и
рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание
«Знатока природы».
Остановка вторая: «Педагоги среди нас!». (Реквизит: Листочки с вопросами по
теме собрания, карандаши)Ведущий: Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у
каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль,
обменяемся ими, будет две мысли».
Под музыкальное сопровождение «Журавленок»,
родителям раздаются
«листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа
(13 минуты).
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что
бы он этого не сделал?»
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как
объяснить ребенку, что этого делать нельзя»
Остановка третья: «Они нас лечат». (Реквизит: карточки с изображениями
лекарственных растений)
Ведущий: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
– И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и
назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а
также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки,
порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при
ангине; ополаскивают волосы).— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет…
(Медуница)
— Гдето в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на
ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от
простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и
ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним
бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте,
часть оставляйте в природе.
Остановка четвертая: «Игровая». (Музыкальное сопровождение — «Вальс цветов»
П. Чайковского.)
Ведущий: Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости,
излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки
внутреннего психологоэмоционального напряжения, следствие какойто «детской»
проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие
моменты? Главное – научить его помочь самому себе, то есть. познакомить с методами
саморегулирования.
Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома или на
прогулке на саморегулирование и снятие психологоэмоционального напряжения у
детей:
Игра «Врасти в землю»: Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки
сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные
корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.
Игра «Ты – лев»: Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего,
уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен.
Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!
Игра «Дыши и думай красиво»: Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно
дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я
птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни,
я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.
Остановка пятая: «Помоги природе»
Ведущий: «Что же натворили мы с природой?Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса». ( А. Дементьев)
Жили люди на планете, мамы, папы и их дети.
Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой.
Кострище не зарастает 57 лет;
Ландыш зацветает на 6й год, купальница — на 8й год;
Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.
Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за
собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время
отдыха.
Предлагается игра «Слово – эстафета» (Реквизит: цветокромашка)
Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем
его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку,
сделанную из бумаги.
Подведение итогов:
Ведущий: Вот и подошло к концу наше «Путешествие». В заключении я хочу вручить
Вам небольшие Памятки «Не причиняй вреда природе» и ещё раз сказатьприрода наше
богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг.
Человек – это часть этой природы.
Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая
вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные –
будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А
человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».