Тип урока: урок первичного изучения нового материала.
Место урока в системе уроков по данной системе: урок № 15
Цель урока: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре; освоение понятий икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий.
Задачи.
Обучающие: познакомить с особенностями иконы и ее отличиями от картины; помочь осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню.
Развивающие: развитие речи учащихся, развитие сравнительного анализа, развитие умения выделять существенные признаки из прочитанного.
Воспитательные: способствовать уважительному отношению к иконе как к святыне.конспект
Сценарий урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
в 4 классе.
Учебнометодический комплекс
«Школа России»
Тема: Икона
1УМК: «Школа России»
Автор: А.В. Кураев
Класс: 4
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.
Тема урока: «Икона»
Тип урока: урок первичного изучения нового материала.
Место урока в системе уроков по данной системе: урок № 15
Цель урока: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре;
освоение понятий икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий.
Задачи.
Обучающие: познакомить с особенностями иконы и ее отличиями от
картины; помочь осмыслить, почему христианин каждого человека
воспринимает как святыню.
Развивающие: развитие речи учащихся, развитие сравнительного анализа,
развитие умения выделять существенные признаки из прочитанного.
Воспитательные: способствовать уважительному отношению к иконе как к
святыне.
Планируемые результаты.
Личностные: готовность ученика использовать знания в учении
повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по
предмету; познавательный интерес к основам православной культуры,
в
настроенность на доброжелательное отношение к окружающим людям.
2Предметные:
каждого христианина как святыни.
понимание традиций иконописи, осознание восприятия
Метапредметные: развитие познавательной деятельности учащихся,
расширение словарного запаса, устанавливать взаимосвязи между иконой и
живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения
моделировать и решать учебные задачи, развитие эстетических чувств и
творческих способностей учащихся.
Основные термины и понятия урока: икона, фреска, чудотворная икона,
иконостас,
образ Божий,
иконописец,
церковнославянский язык.
молитва,
мозаика,
нимб,
Метапредметные связи:
Русский язык «Правописание слов с безударной гласной», «Лексическое
значение слов»
Изобразительное искусство: Рисование на тему « Материнская любовь»
Литературное чтение «Поэтическая тетрадь»
Этапы урока.
1. Оргмомент. 1мин.
2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного материала. 5
мин.
3. Введение в тему урока. 2 мин.
4. Объяснение нового материала. 17 мин.
5. Самостоятельная работа в тетради. 5 мин.
36. Физминутка.1 мин.
7. Икона в жизни православных христиан. 7 мин.
8. Закрепление изученного. 4 мин.
9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся. 2 мин.
10. Домашнее задание. 1 мин.
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного ранее
материала.
Ответы на вопросы учебника с. 51. (Урок №14. Храм).
Сварная работа. Вставьте, пропущенные буквы и убедитесь, что все выполнено
правильно. Тетрадь с.57 задание 2.
Объясните значение написанных слов.
Выставка рисунков на тему «Храм», подготовленных дома. (Творческая работа
учащихся по предыдущей теме урока).
3. Введение в тему урока.
4 Вы видели иконы в храме на экскурсии. Какие иконы вы запомнили? Кто
изображается на иконах?
Есть ли иконы у вас дома? Где они находятся дома?
Иконы есть в православных храмах и в домах православных христиан. Как
вы думаете, для чего нужны иконы?
4. Объяснение нового материала.
Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ,
изображение».
Библия говорит, что каждый человек — это образ Божий. Именно поэтому
христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди
кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение
не только иконам на стенах, но и стоящим рядом людям.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте разделить изображения на
две группы.
Почему разделили именно так?
Попробуйте найти отличия иконы от картины. Обратите внимание на
общность и различия изображений на картинах с иконописными
изображениями.
Попробуйте, опираясь на свои знания согласиться или не согласиться с
данными утверждениями. В первой колонке поставьте плюс, если согласны с
высказыванием, минус – если не согласны.
Задача иконы, показать сокровенный мир человека.
В иконе свет идет от солнца.
5Нимб – знак Божией благодати.
Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах.
В ликах проступают мудрость и любовь.
Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи
"Мадонна Бенуа". Мы видим один и тот же сюжет. Младенец Христос на
руках Богородицы. Если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с
цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную
молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху
Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали.
Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с
цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая
семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается
так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери.
Здесь мы видим нечто иное. Передано какоето неземное спокойствие,
огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики изменённые
и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина.
Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как
перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир,
чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на
Младенца, как на истинный Путь ко спасению.
Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на
картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ.
Можно ли сказать, что икона это образ? Икона это не картина, икона это
святой образ.
Как вы думаете, любой человек может писать иконы?
6 Совершенно верно. Иконы может писать православный христианин, который
чист душой и помыслами. Как правило, это монахи, которые посвятили себя
служению Богу. Пишутся иконы по определенным правилам. Называются они
канонами.
Давайте проверим свои предположения и посмотрим видео.
https://www.youtube.com/watch?v=lewfjWNlvHM
Обратимся к учебнику. С. 52 54. Пояснительное чтение учебного текста.
Как называется человек, который пишет иконы?
Есть ли тени на иконе?
Что такое Свет в Евангелии?
Что такое нимб?
Через что передает иконописец внутреннюю гармонию святого?
Чем отличается перспектива в иконе от обычной перспективы в живописи?
Зачем так надо?
Работа в тетради. С.57 задание 3. На основе прочитанного и рассказанного
выполните задание № 3 (кроме последнего). У кого возникнут сложности,
обратитесь к учебнику.
Взаимопроверка в паре.
Вернемся к нашим табличкам.
Задача иконы, показать сокровенный мир человека.
В иконе свет идет от солнца.
7Нимб – знак Божией благодати.
Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах.
В ликах проступают мудрость и любовь.
Теперь, опираясь на полученные знания, выполните еще раз то же задание в
последнем столбике.
Отличаются ли ваши ответы от первой попытки?
5. Физминутка.
Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись.
7. Икона в жизни православных христиан.
Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)
Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)
Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня,
ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно
дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных).
Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической)
8 Икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни
святых. То есть к такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь
к людям.
Работа с учебником с. 5455. Объяснительное чтение.
Запишем в тетрадь в задании 3 последний ответ. Кто скажет, что мы должны
написать?
8. Закрепление изученного.
Задание на карточках.
Отметь те характеристики, которые подходят к иконе:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
реалистичность изображения
подчёркивает духовность
проработаны детали фона
показаны человеческие качества
напоминает о долге
младенец похож на маленького взрослого
9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся.
Что на уроке показалось интересным?
Что вызвало затруднения?
На какие вопросы не получили ответа?
Что расскажете дома своим близким?
Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы?
9 Как оцените работу на уроке? Нарисуйте на маркерной доске смайлик.
10. Домашнее задание.
Перечитать текст в учебнике и ответить на вопросы на с.54, выполнить
задание 4, 5 в тетради на с.5859.
10Приложения
Карточка 1
Задача иконы, показать сокровенный мир человека.
В иконе свет идет от солнца.
Нимб – знак Божией благодати.
Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах.
В ликах проступают мудрость и любовь.
Карточка 2.
Отметь те характеристики, которые подходят к иконе:
1. реалистичность изображения
подчёркивает духовность
проработаны детали фона
показаны человеческие качества
напоминает о долге
младенец похож на маленького взрослого
2.
3.
4.
5.
6.
11Информационнообразовательная среда:
1. А. В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. 45 классы. — М.: Просвещение, 2012.
2. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры (рабочая тетрадь). 4 класс. — М.:
Просвещение, 2016.
3. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс. – М.:
Просвещение, 2014.
4. Сайт духовнопросветительских программ Детского семейного
образовательного телеканала «Радость моя». Электронный ресурс:
http://www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/O_svJatyh_Ik
onah/
5. Интернетресурс: http://wiki.iteach.ru/index.php/Урок_15._Икона
1213