Сценарий урока "Икона" 4 класс «Школа России»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок первичного изучения нового материала. Место урока в системе уроков по данной системе: урок № 15 Цель урока: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре; освоение понятий икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий. Задачи. Обучающие: познакомить с особенностями иконы и ее отличиями от картины; помочь осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню. Развивающие: развитие речи учащихся, развитие сравнительного анализа, развитие умения выделять существенные признаки из прочитанного. Воспитательные: способствовать уважительному отношению к иконе как к святыне.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Сценарий урока по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Учебно­методический комплекс  «Школа России»  Тема: Икона 1УМК: «Школа России» Автор: А.В. Кураев Класс: 4 Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: «Икона» Тип урока: урок первичного изучения нового материала. Место урока в системе уроков по данной системе: урок № 15 Цель урока: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре; освоение понятий икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий. Задачи. Обучающие:  познакомить   с   особенностями   иконы   и   ее   отличиями   от картины;   помочь   осмыслить,   почему   христианин   каждого   человека воспринимает как святыню. Развивающие:  развитие   речи   учащихся,   развитие   сравнительного   анализа, развитие умения выделять существенные признаки из прочитанного. Воспитательные:  способствовать уважительному отношению к иконе как к святыне. Планируемые результаты. Личностные:  готовность   ученика   использовать   знания   в   учении   повседневной   жизни;   способность   характеризовать   собственные   знания   по предмету;   познавательный   интерес   к   основам   православной   культуры,   в настроенность на доброжелательное отношение к окружающим людям. 2Предметные:  каждого христианина как  святыни.   понимание   традиций   иконописи,   осознание   восприятия Метапредметные:  развитие   познавательной   деятельности   учащихся, расширение словарного запаса, устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью;   строить   алгоритм   поиска   необходимой   информации;   умения моделировать   и   решать   учебные   задачи,   развитие   эстетических   чувств   и творческих способностей учащихся. Основные термины и понятия урока:  икона, фреска, чудотворная икона, иконостас,   образ   Божий,   иконописец, церковнославянский язык.   молитва,   мозаика,   нимб, Метапредметные  связи:  Русский   язык   «Правописание   слов   с   безударной   гласной»,   «Лексическое значение слов» Изобразительное искусство: Рисование на тему « Материнская любовь» Литературное чтение «Поэтическая тетрадь» Этапы урока. 1. Оргмомент. 1мин. 2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного материала. 5 мин. 3. Введение в тему урока. 2 мин. 4. Объяснение нового материала. 17 мин. 5. Самостоятельная работа в тетради. 5 мин. 36. Физминутка.1 мин. 7. Икона в жизни православных христиан. 7 мин. 8. Закрепление изученного. 4 мин. 9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся. 2 мин. 10.  Домашнее задание. 1 мин. 1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. 2.   Проверка   домашнего   задания.   Повторение   изученного   ранее материала. ­ Ответы на вопросы учебника с. 51. (Урок №14. Храм). ­   Сварная   работа.   Вставьте,   пропущенные   буквы   и   убедитесь,   что   все   выполнено правильно. Тетрадь с.57 задание 2. ­ Объясните значение написанных слов. ­   Выставка   рисунков   на   тему   «Храм»,   подготовленных   дома.   (Творческая   работа учащихся по предыдущей теме урока). 3. Введение в тему урока. 4­ Вы видели иконы в храме на экскурсии. Какие иконы вы запомнили? Кто  изображается на иконах? ­ Есть ли иконы у вас дома? Где они находятся дома? ­ Иконы есть в православных храмах и в домах православных христиан. Как  вы думаете, для чего нужны иконы? 4. Объяснение нового материала. ­   Слово   «икона»   в   переводе   с   греческого   языка   означает   «образ, изображение». ­ Библия говорит, что каждый человек — это образ Божий. Именно поэтому христианин   каждого   человека   воспринимает   как   святыню.   Поэтому   люди кланяются друг другу. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и стоящим рядом людям. ­ Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попробуйте разделить изображения на две группы. ­ Почему разделили именно так? ­   Попробуйте   найти   отличия   иконы   от   картины.   Обратите   внимание   на общность   и   различия   изображений   на   картинах   с   иконописными изображениями.  ­   Попробуйте,   опираясь   на   свои   знания   согласиться   или   не   согласиться   с данными утверждениями. В первой колонке поставьте плюс, если согласны с высказыванием, минус – если не согласны. Задача иконы, показать сокровенный мир человека. В иконе свет идет от солнца. 5Нимб – знак Божией благодати. Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. В ликах проступают мудрость и любовь. ­ Сравним Икону  Божьей Матери "Одигитрия"  и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа". Мы видим один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках   Богородицы.  Если   мы   посмотрим   на  картину   Леонардо  "Мадонна   с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец   на   её   руках   обычный   пухленький   малыш,   который   заигрался   с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь   мы   видим   нечто   иное.   Передано   какое­то   неземное   спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики ­ изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд   Младенца   совсем   не   детский,   а   очень   мудрый,   серьёзный,   так   как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. ­ Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  Может, а значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона ­ это не картина, икона ­ это святой образ. ­ Как вы думаете, любой человек может писать иконы? 6­ Совершенно верно. Иконы может писать православный христианин, который чист душой и помыслами. Как правило, это монахи, которые посвятили себя служению Богу. Пишутся иконы по определенным правилам. Называются они канонами.  ­ Давайте проверим свои предположения и посмотрим видео. https://www.youtube.com/watch?v=lewfjWNlvHM ­ Обратимся к учебнику. С. 52 ­54. Пояснительное чтение учебного текста. ­ Как называется человек, который пишет иконы? ­ Есть ли тени на иконе? ­ Что такое Свет в Евангелии? ­ Что такое нимб? ­ Через что передает иконописец внутреннюю гармонию святого? ­ Чем отличается перспектива в иконе от обычной перспективы в живописи? ­ Зачем так надо? Работа в тетради.  С.57 задание 3. На основе прочитанного и рассказанного выполните задание № 3 (кроме последнего). У кого возникнут сложности, обратитесь к учебнику. Взаимопроверка в паре. Вернемся к нашим табличкам. Задача иконы, показать сокровенный мир человека. В иконе свет идет от солнца. 7Нимб – знак Божией благодати. Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. В ликах проступают мудрость и любовь. ­ Теперь, опираясь на полученные знания, выполните еще раз то же задание в последнем столбике. ­ Отличаются ли ваши ответы от первой попытки? 5. Физминутка.  Вот мы руки развели Словно удивились И друг другу до земли  В пояс поклонились Наклонились, выпрямились Наклонились, выпрямились Ниже, ниже не ленись Поклонись и улыбнись. 7. Икона в жизни православных христиан. ­ Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться) ­ Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым) ­ Какое значение имеют иконы для православных христиан? (святыня,  ценность) (Икона – изображение Бога и святых, что является особенно  дорогим, любовно хранимым и чтимым для православных). ­ Является ли икона ценностью? Какой? (культурной, исторической) 8­   Икона   приглашает   людей   к   молитве,   а   главное   –   к   подражанию   жизни святых. То есть к такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям. Работа с учебником с. 54­55. Объяснительное чтение. ­ Запишем в тетрадь в задании 3 последний ответ. Кто скажет, что мы должны написать? 8. Закрепление изученного. Задание на карточках. Отметь те характеристики, которые подходят к иконе: 1. 2. 3. 4. 5. 6. реалистичность изображения подчёркивает духовность  проработаны детали фона показаны человеческие качества напоминает о долге младенец похож на маленького взрослого  9. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся.  ­ Что на уроке показалось интересным? ­ Что вызвало затруднения? ­ На какие вопросы не получили ответа? ­ Что расскажете дома своим близким? ­ Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы? 9­ Как оцените работу на уроке? Нарисуйте на маркерной доске смайлик. 10.  Домашнее задание.  Перечитать текст в учебнике  и ответить на вопросы на с.54, выполнить  задание 4, 5 в тетради на с.58­59. 10Приложения Карточка 1 Задача иконы, показать сокровенный мир человека. В иконе свет идет от солнца. Нимб – знак Божией благодати. Задний план и горизонт на иконе такие же как на картинах. В ликах проступают мудрость и любовь. Карточка 2. Отметь те характеристики, которые подходят к иконе: 1. реалистичность изображения подчёркивает духовность  проработаны детали фона показаны человеческие качества напоминает о долге младенец похож на маленького взрослого  2. 3. 4. 5. 6. 11Информационно­образовательная среда:  1. А. В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4­5 классы. — М.: Просвещение, 2012. 2. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   православной   культуры   (рабочая   тетрадь).   4   класс.   —   М.: Просвещение, 2016. 3. Г. А. Обернихина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы   православной   культуры.   Методическое   пособие.   4   класс.   –   М.: Просвещение, 2014. 4.   Сайт   духовно­просветительских   программ   Детского   семейного образовательного   телеканала   «Радость   моя».   Электронный   ресурс: http://www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/O_svJatyh_Ik onah/ 5. Интернет­ресурс: http://wiki.iteach.ru/index.php/Урок_15._Икона 1213