Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
doc
русский язык
2 кл
05.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Сценарий урока.doc
МОУ Шацкая средняя общеобразовательная школа Русский язык, 2 класс по учебнику « К тайнам нашего языка», 2 часть М.С.Соловейчик)                                  Урок по теме ««Общее знакомство с понятием  «окончание». Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). Учитель начальных классов  Сидорова Анна Ивановна 1 Цели: 1) сформировать понятие «окончание»;             2) формировать умение находить окончание в изменениях слов;             3) тренировать способность к умению учиться;             4) тренировать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения. Демонстрационный материал:  1) изображение страны «Состав слова» (Д­1)        Страна «Состав слова»  корень                                                                       2) эталон «Корень слова » (Д ­2) 3) эталон «Как найти корень в слове» (Д­3) 4) эталон «Родственные слова» (Д­4) 5) план проекта (Д­5) План 1. Какая это часть: одинаковая или изменяемая? 2. Для чего служит эта часть слова? 3. Каким значком  обозначается эта часть слова? 6) эталон «Окончание» (Д­6) 7) образец для самопроверки  на этапе 6 (Д­7) Пришёл в школу, дошёл до школы;  встретил  в лесу, выбежал из  леса. 8) образец для самопроверки на этапе 7 (Д­8) Суп из грибов, собирали грибы;  лежал на диване, нашёл под диваном;  вырос у  дерева, живёт на  дереве. 2 Раздаточный материал:  1) карточки для групповой работы на этапе 5 (Р ­1) 1.Допишите  пропущенные части слов (окончания) . У норы сидит рыжая лис…    Хвост у лис…  пушистый. К лис…  подполз колючий ёжик. Он не боится лис…  . 2. Подчеркните  в  словах ту часть, которую вы вставили. 2) лист для оформления ответов на этапе 5(половина листа А4) (Р­2)   Окончание – это ………………………….часть слова,  которая служит …………………………………….          3) эталон «Окончание» (Р­3); 4) карточка с заданием для работы в паре на этапе 6( Р­ 4) Найди изменения слов. Выдели в них окончания.  Пришёл в школу, дошёл до школы;   встретил  в лесу, выбежал из  леса. 5) карточка с заданием для самостоятельной работы на этапе 7(Р­5) Найди изменения слов. Выдели в них окончания. Суп из грибов, собирали грибы;  лежал на диване, нашёл под диваном; вырос у  дерева, живёт на  дереве. 6) индивидуальные планшеты; 7) сигнальные кружки зелёного, жёлтого и красного цветов для этапа рефлексии. Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. − Ребята, сегодня вы продолжите путешествие по очень интересной стране, которая называется «Состав слова». − Вспомните и назовите, с каким жителем этой страны вы познакомились на прошлых уроках? (Корень слова.) − А почему в волшебной стране есть пустые домики? (Наверное, в них живут ещё другие части слова, о которых мы пока не знаем.) − Скажите, чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Составу слова.) −Да, и  вы сегодня познакомитесь ещё с одной частью слова. − А как будете открывать новое на уроке? (Поймём, что мы ещё не знаем, а потом постараемся сами открыть новое знание.) − Как вы намерены сделать «открытие»? (Сами.) − А какие роли буду выполнять я? (Роль помощника и организатора.) − Тогда пожелайте друг другу удачи − и в путь. − Чтобы узнать что­то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам  понадобятся на уроке для «открытия».) 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На доске  даны слова: Снег, снежная, сн . жок, сн . говик. 3 − Что это за слова? ( Это родственные слова.) ­ Докажите это. (У них общее значение, они связаны со словом «снег». Есть общая часть – снег­) Учитель вывешивает на доску эталон (Д­4). ­ Как же эта часть называется? (Корень.) Выделите в этих словах корень. (Выделяют.) − Какой эталон помог вам выполнить это задание? (Эталон нахождения корня в слове.) Учитель вывешивает его на доску (Д­3).  − Что же такое корень слова? ( Корень ­ это общая часть родственных слов.) На доску вывешивается эталон (Д­2). − Корень ­ это изменяемая или неизменяемая часть слова? (Неизменяемая.)  − Давайте обобщим, что же мы повторили. (Мы повторили то, что слова состоят из частей;  определения родственных слов и корня слова; понятия «изменяемая ­ неизменяемая часть слова»;  правило нахождения корня в слове.) − А есть ли в этих словах другие части? (Да.) − Одна из таких частей называется окончанием. (На слайде появляется название этой части.) − А теперь предлагаю  задание на пробное действие. − Для чего оно нужно? (Чтобы мы поняли, что мы ещё не знаем.) − Попробуйте сами сформулировать определение окончания. Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках. − Кто не смог выполнить это задание? Что показало вам  пробное действие? (Я не могу  сформулировать определение  окончания.) − Те, кто записал, можете назвать, каким эталоном воспользовались? (Не можем.) − Что вы не смогли сделать? (Мы  не смогли обосновать свой ответ.) − Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать). 3. Выявление места и причины затруднения. − Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были  сформулировать определение   окончания.) − Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы ещё не знакомы с этой частью слова.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. − Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое окончание.) − Какова же тема нашего  урока? (Окончание.) Учитель записывает или открывает слайд с названием темы. ­ Мы определили тему урока. Что будем делать дальше? (Составим план действий.) − Вспомним, как мы «открывали» понятие «корень слова». ­ Я вам помогу. Учитель открывает план на доске (Д­5) или на сладе. 5. Реализация построенного проекта. – Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе. ( В  группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит,  другие слушают. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.) −  Выполните задание на карточках и, пользуясь планом открытия, сформулируйте   определение окончания. Зафиксируйте свои результаты в листе для оформления ответов. Ответственный от каждой группы получает карточку с заданиями для работы в группах и лист для оформления ответов (Р­1 и Р­2). − Представьте свои результаты. Объясните свои действия. У   доски   отвечают   по   одному   представителю   от   группы,   остальные   дополняют   при необходимости. Вариант защиты: 4 Мы вставили пропущенные части слов, подчеркнули их и увидели, что эти части разные, то есть они изменяются. Поэтому сделали вывод: окончание – это изменяемая часть слова. Она служит для того, чтобы слова были связаны друг с другом. Если дети затрудняются и не называют, для чего служит окончание, учитель организует подводящий диалог: ­ Понятен ли был смысл предложений, когда в словах пропущены окончания? ( Нет.) ­ Что же делает окончание со словами? ( Оно связывает их.) ­ Скажите теперь, для чего же служит окончание? (Служит для связи слов.) − Как проверите свое открытие? (Посмотрим  в учебнике.) − Откройте учебники на странице 16. Проверьте себя, прочитав вывод  в упр. 302. Учащиеся читают правило на странице 16, упр. 302. ­ Что скажете? (Мы всё «открыли правильно».) − Как дополните последний пункт плана? (Окончание выделяют значком:   ) − Что вы сейчас составили? (Эталон «Окончание».) − Можно ли сказать, что  вы справились с  затруднением? (Да, можно.) − Со временем вы откроете способ выделения окончания в словах, а пока мы будем находить окончания лишь в изменениях слов. Учитель вывешивает эталон на доске (Д­6). Такие же эталоны раздаёт детям (Р­3). Физкультминутка.  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. − Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое знание.) − Как будете тренироваться? (Сначала все вместе, потом в парах и затем самостоятельно.) − Измените слова большой  стол, используя предлоги на,  к, под. − Запишите в тетрадях эти изменения слов. Не забывайте использовать «окошки», чтобы не  допустить ошибок. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.) − Произнесите части слов, которые изменялись. Как называются эти части? (Окончания.) Выделите  их значком   . Дети выделяют окончания. − А теперь поработайте в парах. Выполните задание на карточках. Учитель раздаёт карточки с заданием (Р­4). Выполнение задания проверяется по образцу на доске (Д­7) или на слайде. Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают   свои действия вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. − Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.) − С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятно ли  нам, что такое окончание, и как его найти в изменении слова.) Учитель раздаёт карточки с заданием (Р­5). Самопроверка проводится по эталону   на доске (Д­ 8)или на слайде. − У кого возникли затруднения при выполнении задания? Поставьте «?» − Какие слова у вас вызвали затруднение? (..) − Каким правилом вы должны были воспользоваться? (Определением окончания.) − Исправьте ошибки. − Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в нахождении окончаний в изменениях слов.) − У кого задание не вызвало затруднения? Поставьте себе «+». − Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое знание.) 5 8. Включение в систему знаний и повторение. − Где вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При выполнении упражнений.) − Выполните упр. 303 на стр. 16 учебника. − Какие  же гласные звуки вы слышите в окончаниях слов? (Звуки ы, а.) − Какими буквами они обозначены в словах новым и годом. (Буквами  ы, о.) − Дополните значками звуков и буквами схему. Отметьте их как орфограммы. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. − Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать, что такое окончание .) − Удалось ли достичь цели? (Да.) − Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите. (Мы выполняли пробное действие сами, сами нашли место и причину нашего затруднения, сами с ним справились.) − Кто встретил трудности? В чем? Почему? − Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посигнальте кружками зелёного, жёлтого или красного цвета: если всё получилось на уроке и вы можете поделиться своим открытие с кем­то ­ поднимите зелёный кружок; если всё было понятно, но были ошибки ­жёлтым; если вообще ничего не поняли на уроке ­красным. − Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся в применении правила.) Домашнее задание: Упр.304 ☺  Выучить правило на с. 16 6
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: