МОУ Шацкая средняя общеобразовательная школа
Русский язык, 2 класс по учебнику « К тайнам нашего языка», 2 часть М.С.Соловейчик)
Урок по теме ««Общее знакомство с понятием «окончание».
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Учитель начальных классов Сидорова Анна Ивановна
1 Цели: 1) сформировать понятие «окончание»;
2) формировать умение находить окончание в изменениях слов;
3) тренировать способность к умению учиться;
4) тренировать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.
Демонстрационный материал:
1) изображение страны «Состав слова» (Д1)
Страна «Состав слова»
корень
2) эталон «Корень слова » (Д 2)
3) эталон «Как найти корень в слове» (Д3)
4) эталон «Родственные слова» (Д4)
5) план проекта (Д5)
План
1. Какая это часть: одинаковая или изменяемая?
2. Для чего служит эта часть слова?
3. Каким значком обозначается эта часть слова?
6) эталон «Окончание» (Д6)
7) образец для самопроверки на этапе 6 (Д7)
Пришёл в школу, дошёл до школы;
встретил в лесу, выбежал из леса.
8) образец для самопроверки на этапе 7 (Д8)
Суп из грибов, собирали грибы;
лежал на диване, нашёл под диваном;
вырос у дерева, живёт на дереве.
2 Раздаточный материал:
1) карточки для групповой работы на этапе 5 (Р 1)
1.Допишите пропущенные части слов (окончания) .
У норы сидит рыжая лис…
Хвост у лис… пушистый.
К лис… подполз колючий ёжик.
Он не боится лис… .
2. Подчеркните в словах ту часть, которую вы вставили.
2) лист для оформления ответов на этапе 5(половина листа А4) (Р2)
Окончание – это ………………………….часть слова,
которая служит …………………………………….
3) эталон «Окончание» (Р3);
4) карточка с заданием для работы в паре на этапе 6( Р 4)
Найди изменения слов. Выдели в них окончания.
Пришёл в школу, дошёл до школы;
встретил в лесу, выбежал из леса.
5) карточка с заданием для самостоятельной работы на этапе 7(Р5)
Найди изменения слов. Выдели в них окончания.
Суп из грибов, собирали грибы;
лежал на диване, нашёл под диваном;
вырос у дерева, живёт на дереве.
6) индивидуальные планшеты;
7) сигнальные кружки зелёного, жёлтого и красного цветов для этапа рефлексии.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Ребята, сегодня вы продолжите путешествие по очень интересной стране, которая называется
«Состав слова».
− Вспомните и назовите, с каким жителем этой страны вы познакомились на прошлых уроках?
(Корень слова.)
− А почему в волшебной стране есть пустые домики? (Наверное, в них живут ещё другие части
слова, о которых мы пока не знаем.)
− Скажите, чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Составу слова.)
−Да, и вы сегодня познакомитесь ещё с одной частью слова.
− А как будете открывать новое на уроке? (Поймём, что мы ещё не знаем, а потом постараемся сами
открыть новое знание.)
− Как вы намерены сделать «открытие»? (Сами.)
− А какие роли буду выполнять я? (Роль помощника и организатора.)
− Тогда пожелайте друг другу удачи − и в путь.
− Чтобы узнать чтото новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам
понадобятся на уроке для «открытия».)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На доске даны слова:
Снег, снежная, сн . жок, сн . говик.
3 − Что это за слова? ( Это родственные слова.)
Докажите это. (У них общее значение, они связаны со словом «снег». Есть общая часть – снег)
Учитель вывешивает на доску эталон (Д4).
Как же эта часть называется? (Корень.) Выделите в этих словах корень. (Выделяют.)
− Какой эталон помог вам выполнить это задание? (Эталон нахождения корня в слове.)
Учитель вывешивает его на доску (Д3).
− Что же такое корень слова? ( Корень это общая часть родственных слов.)
На доску вывешивается эталон (Д2).
− Корень это изменяемая или неизменяемая часть слова? (Неизменяемая.)
− Давайте обобщим, что же мы повторили. (Мы повторили то, что слова состоят из частей;
определения родственных слов и корня слова; понятия «изменяемая неизменяемая часть слова»;
правило нахождения корня в слове.)
− А есть ли в этих словах другие части? (Да.)
− Одна из таких частей называется окончанием. (На слайде появляется название этой части.)
− А теперь предлагаю задание на пробное действие.
− Для чего оно нужно? (Чтобы мы поняли, что мы ещё не знаем.)
− Попробуйте сами сформулировать определение окончания.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.
− Кто не смог выполнить это задание? Что показало вам пробное действие? (Я не могу
сформулировать определение окончания.)
− Те, кто записал, можете назвать, каким эталоном воспользовались? (Не можем.)
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли обосновать свой ответ.)
− Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были сформулировать определение
окончания.)
− Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы ещё не знакомы с этой частью слова.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, что такое окончание.)
− Какова же тема нашего урока? (Окончание.)
Учитель записывает или открывает слайд с названием темы.
Мы определили тему урока. Что будем делать дальше? (Составим план действий.)
− Вспомним, как мы «открывали» понятие «корень слова».
Я вам помогу.
Учитель открывает план на доске (Д5) или на сладе.
5. Реализация построенного проекта.
– Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе. ( В
группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит,
другие слушают. Если не понял, переспроси. Своё несогласие высказывай вежливо.)
− Выполните задание на карточках и, пользуясь планом открытия, сформулируйте определение
окончания. Зафиксируйте свои результаты в листе для оформления ответов.
Ответственный от каждой группы получает карточку с заданиями для работы в группах
и лист для оформления ответов (Р1 и Р2).
− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.
У доски отвечают по одному представителю от группы, остальные дополняют при
необходимости. Вариант защиты:
4 Мы вставили пропущенные части слов, подчеркнули их и увидели, что эти части разные, то
есть они изменяются. Поэтому сделали вывод: окончание – это изменяемая часть слова. Она
служит для того, чтобы слова были связаны друг с другом.
Если дети затрудняются и не называют, для чего служит окончание, учитель организует
подводящий диалог:
Понятен ли был смысл предложений, когда в словах пропущены окончания? ( Нет.)
Что же делает окончание со словами? ( Оно связывает их.)
Скажите теперь, для чего же служит окончание? (Служит для связи слов.)
− Как проверите свое открытие? (Посмотрим в учебнике.)
− Откройте учебники на странице 16. Проверьте себя, прочитав вывод в упр. 302.
Учащиеся читают правило на странице 16, упр. 302.
Что скажете? (Мы всё «открыли правильно».)
− Как дополните последний пункт плана? (Окончание выделяют значком:
)
− Что вы сейчас составили? (Эталон «Окончание».)
− Можно ли сказать, что вы справились с затруднением? (Да, можно.)
− Со временем вы откроете способ выделения окончания в словах, а пока мы будем находить
окончания лишь в изменениях слов.
Учитель вывешивает эталон на доске (Д6). Такие же эталоны раздаёт детям (Р3).
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое знание.)
− Как будете тренироваться? (Сначала все вместе, потом в парах и затем самостоятельно.)
− Измените слова большой стол, используя предлоги на, к, под.
− Запишите в тетрадях эти изменения слов. Не забывайте использовать «окошки», чтобы не
допустить ошибок. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
− Произнесите части слов, которые изменялись. Как называются эти части? (Окончания.) Выделите
их значком
.
Дети выделяют окончания.
− А теперь поработайте в парах. Выполните задание на карточках.
Учитель раздаёт карточки с заданием (Р4).
Выполнение задания проверяется по образцу на доске (Д7) или на слайде.
Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают свои действия вслух, находят
место ошибки, анализируют её и исправляют.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)
− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятно ли
нам, что такое окончание, и как его найти в изменении слова.)
Учитель раздаёт карточки с заданием (Р5). Самопроверка проводится по эталону на
доске (Д 8)или на слайде.
− У кого возникли затруднения при выполнении задания? Поставьте «?»
− Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)
− Каким правилом вы должны были воспользоваться? (Определением окончания.)
− Исправьте ошибки.
− Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в нахождении окончаний в изменениях слов.)
− У кого задание не вызвало затруднения? Поставьте себе «+».
− Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое знание.)
5 8. Включение в систему знаний и повторение.
− Где вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При выполнении упражнений.)
− Выполните упр. 303 на стр. 16 учебника.
− Какие же гласные звуки вы слышите в окончаниях слов? (Звуки ы, а.)
− Какими буквами они обозначены в словах новым и годом. (Буквами ы, о.)
− Дополните значками звуков и буквами схему. Отметьте их как орфограммы.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать, что такое окончание .)
− Удалось ли достичь цели? (Да.)
− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите. (Мы выполняли пробное действие сами,
сами нашли место и причину нашего затруднения, сами с ним справились.)
− Кто встретил трудности? В чем? Почему?
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посигнальте кружками зелёного, жёлтого
или красного цвета: если всё получилось на уроке и вы можете поделиться своим открытие с кемто
поднимите зелёный кружок; если всё было понятно, но были ошибки жёлтым; если вообще ничего
не поняли на уроке красным.
− Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся в
применении правила.)
Домашнее задание:
Упр.304
☺
Выучить правило на с. 16
6
Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)
Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)
Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)
Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)
Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)
Сценарий урока русского языка с презентацией на тему "Общее знакомство с понятием "окончание" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.