Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"
Оценка 5

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Оценка 5
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
07.01.2017
Необходимость данного мероприятия возникла в результате назревшего конфликта между школой и верующей семьёй. Родители были категорически против участия ребёнка во внеурочной деятельности. Классный руководитель и социальная служба школы провели большую работу с семьёй. Было достигнуто взаимопонимание. Надеюсь, опыт поможет коллегам.Файл содержит текстовый материал и копии слайдов.
Мастер-класс Решение школьных конфликтов.doc

Пояснительная записка к Мастер-классу

 

Тема: «Формула решения школьных конфликтов»

Цель: нахождение оптимального пути решения конфликтов во взаимодействии семьи и школы.

Задачи: показать технологию  решения конфликта путём достижения консенсуса.

Категория участников.  Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог, психолог,

заместитель директора по воспитательной работе, родительский комитет класса.

Форма работы. Интерактивный тренинг.

Методическое обеспечение: анкеты для родителей и учащихся, рисуночные тесты,

интервьюирование, психологические упражнения, слайдовая презинтация.

Тема Мастер-класса актуальна, так как толерантность должна быть одной из главных черт

современного человека. От умения не конфликтовать или выйти из конфликта, пойти на

компромисс или достигнуть консенсуса, принять конструктивное решение зависит не только

результат как достижение цели, но и нравственное здоровье. А в педагогике к вопросу

урегулирования конфликтов необходимо подходить особенно серьёзно. Коммуникативные

навыки нужны нам каждый день, как в общении с детьми, так и в работе с родителями.

Суть конфликтной ситуации, рассматриваемой на данном Мастер-классе  заключается в том, что

верующие родители запрещают ребёнку принимать участие в школьных культурно

развлекательных мероприятиях.

В результате работы Мастер-класса предполагается урегулирование конфликта между семьёй и

школой.

Разрешение конфликтной ситуации, или предотвращение её возможно при тесном

сотрудничестве классного руководителя, родительской общественности, администрации школы,

психологической службы. Психолог помогает оценить ту или иную ситуацию общения, найти

выход, в том числе и на уровне речи. Ролевая игра, моделирование ситуаций максимально

приближают к жизни теорию общения помогают  разрешить проблемную ситуацию.

В ходе мастер-класса используются  технологии сотрудничества, взаимодействия, КТД,

тьюторства, игровая технология.

Для достижения цели были использование следующие методы: педагогический консилиум,

беседа, ролевая игра, анкетирование, психологические упражнения, исследование, проблемный

метод.

Использованные технологии Мастер-класса помогли разрешить конфликт в стадии назревания.

Сценарий мастер-класса

«Формула решения школьных конфликтов»

 

       Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего Мастер-класса «Формула решения школьных конфликтов». Сегодня мы постараемся найти оптимальные способы решения конфликтов во взаимодействии семьи и школы путём использования технологий ненасильственного урегулирования конфликтной ситуации.

       Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка – основная тенденция современной школы.  Школа работает в условиях непрерывности и преемственности образовательного и воспитательного процессов через особую организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь. (Приложение 1,слайд №1)

      Только системный подход может стать эффективным средством обновления повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя. Построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью, в которой заинтересована не только школа, но и семья. Поэтому воспитательная система класса разрабатывалась в тесном сотрудничестве с родителями. Тема воспитательной системы «Дом, в котором мы живём» направлена на укрепление понятий «дом», «семья», «добро», «сопереживание», «долг». Цель воспитательной системы: создание развивающей среды, способствующей социализации, самоутверждению и самореализации каждого ребёнка. (Приложение 1,слайд №2)

         Достижение цели предполагается путём решения задач: организация необходимых педагогических воздействий для создания благоприятной среды, способствующей развитию интеллектуальных способностей и творческих возможностей детей; воспитание гражданственности, уважения прав личности, патриотизма; формирование нравственных принципов (трудолюбия, милосердия, ведения здорового образа жизни). (Приложение1,слайд №3)

        Основана воспитательная система на принципах социализации, индивидуализации и гуманизации. (Приложение 1,слайд №4)

        Школа прилагает немало усилий для того, чтобы решить поставленные задачи, используя различные формы и методы работы с детьми. Часто бывает непросто наладить диалог с родителями, да и с самим ребёнком.

      Сегодня всё больше и больше мы сталкиваемся с тем, что в школу приходят дети из верующих семей, в которых уже есть свои установки на жизнь. Зачастую на этом фоне возникает конфликт. Что же такое конфликт и каковы пути его разрешения? Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт, который мы сегодня рассмотрим, носит социальный характер. Социальный конфликт – это столкновение интересов различных социальных групп по поводу распределения ценностей. (Приложение1,слайд №5).

       Суть нашего конфликта состоит в том, что верующие родители не пускают ребёнка на культурно-развлекательные мероприятия. Конфликт назревает между семьёй и школой, заложником ситуации может стать ребёнок. У ребёнка уже назрел внутренний конфликт, который выявился в результате наблюдений. (Приложение1,слайд №6).

       Ко мне в класс пришла новенькая девочка Таня. Обычная девочка: скромная, тихая, воспитанная, неконфликтная. Наблюдая за Таней, я заметила, что девочка держится обособленно, не участвует в играх. При попытке вовлечь её в игру она тихонько убирала свою руку и отходила в сторонку. Во время подготовки к утреннику, когда все дети наперебой просили дать им выучить стихотворение, Таня отказалась и от стихотворения, и от участия в праздничном чаепитии. Так же отказывается выполнять иллюстрации к русским народным сказкам. (Приложение1,слайд №7).

      Со своими опасениями я обратилась к психологу. Психолог побеседовал с девочкой и выяснилось, что запрет идёт из семьи. Совместно с психологом мы решили провести анкетирование среди родителей и детей целью которого было выявление причины обособленности ребёнка

       Анализируя результаты анкетирования, можно заметить, что основная группа детей, отвечая на вопрос: «С кем ты поделишься радостью?», ответили: «С мамой». В числе большинства оказалась и Таня. Это указывает на то, что отношения в семье достаточно благополучные. Однако, на вопрос: «К кому обратишься с проблемой?» Таня неожиданно отвечает: «К Богу».

      Посоветовавшись с психологом, мы решили, что у девочки назревает внутренний конфликт: с одной стороны – авторитет матери, с другой – некоторая неуверенность, что она может помочь. (Приложение1,слайд №8).

       Сравнивая результаты анкетирования Тани и её мамы, выяснилось, что ответы на вопросы анкеты очень похожи. Ярко прослеживается отсутствие эмоционально-волевой сферы, отсутствуют личностные качества. Заветное желание девочки – играть с детьми. (Приложение1,слайд №9).

      С целью выявления внутриличностного состояния ребёнка был проведён рисуночный тест «Я в школе» и «Я дома». Анализируя рисунки, психолог отметил, что в школе девочка видит себя в детском коллективе, в игре, а дома прослеживается замкнутость и даже одиночество. Сделан вывод о том, что эмоциональное состояние ребёнка сдерживается родителями очень сильно, у девочки нет возможности для самовыражения. Приглашаю маму для беседы.

   Кл. рук. – Добрый день, Наталья Петровна!

   Н. П.     – Добрый день! Вы просили, чтобы я пришла в школу.

   Кл. рук.- Да, я хотела с Вами встретиться. У Вас хорошая девочка, такая внимательная, старательная. Она у нас в классе совсем недавно, но даже ребята заметили, что она очень старательная. Она рассказывает Вам о школе?

    Н. П. – Да, она хвалится своими оценками.

    Кл. рук. – А о своих новых друзьях рассказывает?

    Н. П. – Да нет, она больше дружит со своими братьями. Они вместе играют.

    Кл. рук. – Наталья Петровна, Таня почему-то отказалась участвовать в утреннике, не захотела учить стихотворение. Вы не можете сказать, почему?

     Н. П. – Лидия Алексеевна, мы люди верующие, и вера нам не позволяет светские развлечения.

    Пытаюсь убедить, что ребёнку необходимо развивать эмоционально-волевую сферу. Мама терпеливо выслушивает, в чём-то соглашается, но, не смотря на внешнее согласие мамы с классным руководителем, ситуация с ребёнком остаётся на том же уровне. (Приложение1, слайд№10).

Совместно с психологом решаем собрать консилиум с участием социального педагога, зам. директора по ВВР, психолога, классного руководителя и родительской общественности.

(проходит заседание консилиума)

    Кл. рук. – Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались вместе для того, чтобы обсудить ситуацию, сложившуюся в моём классе и решить проблему предупреждения конфликта.

    Ко мне в класс пришла девочка из верующей семьи. Проблема в том, что мама не разрешает ей участвовать во внеклассных мероприятиях. С мамой проводилась беседа, но ситуация не изменилась. Я прошу Вашей помощи.

    Соц. педагог – Я знакома с этой семьёй. Вместе с классным руководителем мы обследовали условия проживания. В доме чисто, дети получают достаточно внимания от родителей, но практически не общаются со сверстниками на улице, во дворе. В семье действительно устоявшийся взгляд на воспитание детей. Родители принимают только воспитанием трудом. (Приложение1,слайд №11).

Зам. директора по ВР – Прежде всего, в данном случае идет нарушение прав ребенка. В конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок имеет право на вероисповедание, на организацию свободного времени, посещение кружков и секций, занятия по интересам. Нужно постараться убедить в этом родителей. Но, мы не имеем права подрывать авторитет родителей и семьи. Нужно обязательно учитывать семейные традиции и устои, уважать культуру семьи. Не будет это оскорблением веры? Интересно бы узнать, что по этому поводу говорит церковь.

   Кл. рук. – Я встречалась со служителем Арсеньевской церкви. Задала вопрос о том, как церковь относится к участию детей во внеклассных мероприятиях. Церковь не запрещает этого, а напротив – приветствует. (Приложение1,слайд №12). Сам протеирей отец Михаил тоже говорит о всестороннем развитии личности. (Приложение1,слайд №13).

   Психолог – Изучив суть данного конфликта, я предлагаю использовать технологию тьюторства для этой семьи, разработать индивидуальную маршрутную карту. Необходимо вовлечь родителей  в жизнь класса.

  Соц. педагог – Возможно, мама сможет вести какой-нибудь кружок. У них в доме много вязаных вещей, наверное, мама хорошо вяжет.

  Первый родитель–  Я заметила, что и на девочке вещи ручной работы. Давайте, я поговорю с Натальей Петровной, что бы она научила наших девочек рукоделию.

  Второй родитель – Можно попросить испечь пироги для чаепития. Я сама могу попросить об этом.

   В результате работы консилиума было решено составить индивидуальную маршрутную карту работы в рамках программы тьюторства.

    В ходе работы по индивидуальной маршрутной карте была проведена серия мероприятий под руководством классного руководителя, психолога, социального педагога. Это родительские лектории, индивидуальные беседы, вовлечение родителей в жизнь класса, совместный отдых и другие. (Приложение1,слайд №14)

   В детском коллективе проводятся различные психологические упражнения, цель которых -  помочь ребёнку почувствовать себя частью коллектива, способной не только получать радость, но и дарить другим. Одним из таких упражнений является упражнение «Искорка счастья». (Дети становятся в круг, взявшись за руки. Один из участников («Искорка счастья») одновременно двумя руками посылает импульс лёгким пожатием рук. Другие участники передают импульс следующему. Тот участник, на котором замкнётся пожатие, является «искоркой счастья». Своими ощущениями ребёнок обязательно делится на следующий день, выражая готовность поделиться своим счастьем с другими.). С восторгом делилась своими впечатлениями Таня.

   На родительской аудитории проведено психологическое упражнение «Марионетки». Цель этого упражнения – показать родителям, как трудно приходится детям, если взрослые лишают их права на самостоятельный выбор, и как трудно бывает договориться школе и семье, если действовать в одиночку.

   Все эти упражнения помогли убедить родителей Тани в необходимости общения со сверстниками. (Приложение1,слайд №15)

    Классный руководитель и родительский комитет сумели привлечь маму в работу класса. Оказалось, что у мамы «золотые» руки, она согласилась вести кружок рукоделия, куда с большим удовольствием и гордостью ходила Таня.

  На завершающем этапе работы вновь проведён рисуночный тест Я в классе» и «Я дома». По результатам тестирования видно, что Таня комфортно чувствует себя среди сверстников. Она с удовольствием рисует себя и папу во время соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья». Изменилась ситуация и в семье. Таня так комментирует свой рисунок: «Мы с мамой печём пироги на День именинника». (Приложение1,слайд №16)

    А особенно порадовала девочка своим сочинением по впечатлениям прогулки. (Приложение1,слайд №17)

    В результате достижения консенсуса конфликт был урегулирован в стадии назревания. Именно такая форма урегулирования конфликтов наиболее приемлема в данном случае. (Приложение1, слайд №18)

  Участники конфликта пришли к согласию при полном удовлетворении сторон. (Приложение1,слайд №19)

   И вот теперь наша Таня выглядит жизнерадостной и счастливой! Она легко находит общий язык с ребятами, она эмоциональна! Наконец-то сбылась её мечта – родители разрешили ей записаться в танцевальный кружок! (Приложение1,слайд №20)

В конце Мастер-класса демонстрируется в/ролик «Ты особенный» (Приложение1,слайд №20, гиперссылка), участники делятся своими впечатлениями, обмениваются мнениями. Такая форма способствует созданию эмоционального настроя, самоутверждению.

 


Пояснительная записка к Мастер-классу

Пояснительная записка к Мастер-классу

Сценарий мастер-класса «Формула решения школьных конфликтов»

Сценарий мастер-класса «Формула решения школьных конфликтов»

Школа прилагает немало усилий для того, чтобы решить поставленные задачи, используя различные формы и методы работы с детьми

Школа прилагает немало усилий для того, чтобы решить поставленные задачи, используя различные формы и методы работы с детьми

Заветное желание девочки – играть с детьми

Заветное желание девочки – играть с детьми

В семье действительно устоявшийся взгляд на воспитание детей

В семье действительно устоявшийся взгляд на воспитание детей

Своими ощущениями ребёнок обязательно делится на следующий день, выражая готовность поделиться своим счастьем с другими

Своими ощущениями ребёнок обязательно делится на следующий день, выражая готовность поделиться своим счастьем с другими

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий внеклассного мероприятия Мастер-класс "Формула решения школьных конфликтов"
Скачать файл