Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"
Оценка 4.7

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
09.08.2019
Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"
Данная разработка внеклассного мероприятия предназначена для детей, обучающихся в детской школе искусств. В ней раскрывается вопрос тесной взаимосвязи творчества великого русского поэта А.С.Пушкина и музыки. Сценарий подготовлен в связи с юбилеем со дня рождения поэта. В процессе занятия дети знакомятся с музыкальными произведениями, написанными на основе произведений Пушкина.
Пушкин в музыке сценарий.docx
Краевое государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования «Корякская школа искусств им. Д.Б.Кабалевского» Сценарий внеклассного мероприятия «Пушкин в музыке»                                                  Разработала преподаватель по классу фортепиано                       Шараева Динара Хатиповна Камчатский край, пгт Палана                                      И мысли в голове волнуются в отваге,                                      И рифмы легкие навстречу им бегут,                                      И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,                                      Минута — и стихи свободно потекут. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского поэта   –   Александре   Сергеевиче   Пушкине.   И   постараемся   понять,   что   связывает   его   с музыкой. Какие произведения Пушкина вы знаете? Имя   А.С.Пушкина   —   первое   среди   имен,   сохранивших   свою   значимость   в   эпоху быстрой   смены     социальных,   нравственных   и   эстетических   ориентиров   и   обновления литературных   приемов,   в   эпоху   одновременного   существования   разных,   порой противоборствующих эстетических систем. Художественный мир Пушкина — явление многомерное, стабильное, но не статичное. А в стихах Пушкина не только мудрость, но и гармония. Они звучат, как музыка, которую пересказать невозможно. Музыкальность   пушкинского   стиха   была   отмечена   и   высоко   оценена   его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку: «Роза» М.И.Глинки, «Пробуждение»(«Мечты, мечты») А. А.Алябьева, «Веселый пир» К.П.Вильбоа. И с тех пор этот процесс не прекращается. Романс – (испанское romance от позднелатинского romanice). Камерное музыкально­ поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты… Мир этих строк идеален. Знаменитый гимн высокому и светлому чувству – любви! Две   жемчужины   музыкальные,   вызванные   двумя   жемчужинами   поэтическими,   два вдохновенных  романса Глинки, вызванные вдохновенными стихами Пушкина: «В крови горит огонь желаний...»  и  «Я помню чудное мгновенье...». Пушкин посвятил стихи Анне Петровне Керн, а Глинка посвятил музыку ее дочери Екатерине. Пушкин…  Он  необычайно  многогранен.  Стихотворение  « Я  вас  любил…»  считают жемчужиной пушкинской лирики. И это так. Строки его стихотворений привлекают своей неподкупной искренностью, мудрой простотой. М.И. Глинка на стихи А.С. Пушкина сочинил девять романсов, а один в соавторстве  С Александром Сергеевичем Грибоедовым. Грибоедов,   по   отзыву   Глинки,   был   очень   «хорошим   музыкантом»:   играл   на фортепиано, органе, флейте, изучал теорию музыки, сочинял пьесы. Легко и естественно уложились пушкинский текст и грибоедовский мотив в мягкий вальсообразный ритм, а Глинка написал простое, прозрачное сопровождение к романсу: «Не пой, волшебница(красавица), при мне». Всего на текст Пушкина «Не пой, красавица, при мне» написано около 50­ти романсов. Романс   «Я   помню   чудное   мгновенье»   мы   послушаем   в   исполнении   известного российского оперного певца тенора Дмитрия Хворостовского. Слушание романса «Я помню чудное мгновенье» Но не только стихи поэта стали основой музыкальных произведений. Всем известная повесть «Метель» стала основой кинофильма, а музыку к нему написал советский композитор Георгий Свиридов. На   протяжении   всей   творческой   жизни   композитор   обращался   к   поэзии   Пушкина. Цельность,   гармоничность   музы   Пушкина,   его   гениальный   пророческий   дар,   преклонение перед   красотой,   упоение   радостью   жизни   –   все   это   близко   Свиридову.   Напомним,   что   с поэзией Пушкина был связан первый творческий успех в студенческие годы. Позднее, в 50­е годы, Свиридов работал над ораторией «Декабристы», где использовал текст стихотворения «Во   глубине   сибирских   руд».   Спустя   два   десятилетия   появляется   самое   известное   его произведение   –   «Музыкальные   иллюстрации»   к   повести   Пушкина   «Метель»,   в   которых композитор использовал сочиненную им ранее музыку к одноименному кинофильму. Поэзия,   проза   и   драматургия   поэта   неслучайно   стали   литературной   основой   для Видеофрагмент из к/ф «Метель» создания не менее гениальных опер и балетов. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813­1869)­ опера «Русалка». Модест  Петрович  Мусоргский   (1839­1881)  –  великий   русский   композитор  –  опера «Борис Годунов». Николай Андреевич Римский­Корсаков (1844­1908) – оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». Петр   Ильич   Чайковский   (1840­1893)   ­   оперы   «Евгений   Онегин»,   «Пиковая   дама», «Руслан и Людмила», «Мазепа». Цезарь   Антонович   Кюи   (1835­1918)   –   опера   «Капитанская   дочка»,   «Пир   во   время чумы». Среди романсов популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» и др. Сергей Сергеевич Рахманинов (18) – оперы «Скупой рыцарь», «Алеко». Борис Асафьев – балеты «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». Все перечисленные композиторы в своем творчестве обращались к Пушкину. Это не мало известные имена, а знаменитые на всю Россию музыканты. Они стоят в музыке на том же уровне, что и Пушкин в литературе. Как   мы   знаем,   у   Пушкина   можно   встретить   в   творчестве   и   сказку,   и   трагедию,   и фантастику, и лирические сцены. Пушкин­сказочник   отозвался   в   оперном   творчестве   М.   И.   Глинки   («Руслан   и Людмила») и вдохновил замечательного колориста музыкального сказочника Н. А. Римского­ Корсакова Еще при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила» (1837 г.). Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении   плана   будущей   оперы.   Однако   трагическая   гибель   Пушкина   прервала наметившееся содружество. В   конце   30­х   годов   Глинка   был   в   расцвете   творческих   сил   и   увлеченно   создавал «Руслана и Людмилу». Композитору принадлежат сценарный план оперы и главная ее идея – идея мощи Руси, ее несокрушимости в борьбе с любыми врагами. Музыка   увертюры   –   солнечная,   ликующе­победная   –   вводит   слушателей   в   мир национальной   русской   поэзии,   создает   самый   образ   Руси,   ее   буйной   стихийной   силы   и величавости. Первая же тема увертюры – вступительная – сочетает в себе мужественную решимость   и   легкую   полетность   мелодии.   Настроение   радостной   приподнятости,   все нарастая, приводит к яростно­ликующей кульминации.   Вслед за тем звучит главная тема увертюры; в своем стремительном наступательном порыве она «летит на всех парусах», по выражению Глинки. Безудержная радость властно захватывает и подчиняет себе все. А на смену   ей   приходит   певучая   лирическая   тема   –   ее   выпевает   своими   сочными   голосами виолончели. Все эти темы прозвучат в дальнейшем в опере: две первые – в Эпилоге, в хоре народа; лирическая – в арии Руслана; это – тема его любви к Людмиле. Опера   выходит   в   1842   г.   в   Петербурге.   Текст   оперы   существенно   изменен   по сравнению с первоисточником. Сюжетная линия такова. Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и славного витязя Руслана. Среди гостей — неудачливые соперники Руслана ­хазарский князь Ратмир и варяжский витязь Фарлаф. Вещий певец Боян поет о героическом   прошлом.   Внезапно   слышатся   раскаты   грома,   наступает   тьма.   Когда   она рассеивается,   юной   княжны   нет   среди   пирующих.   Светозар   призывает   рыцарей   найти исчезнувшую дочь и обещает отдать ее в жены спасителю. Витязи отправляются в путь. На север ведет дорога Руслана. Он приходит к пещере Финна, тот открывает имя похитителя. Это   злой   волшебник,   карлик   Черномор,   во   владения   которого   еще   никому   не   удавалось проникнуть.  Руслан сражается с Головой, находит меч и вызывает похитителя Людмилы на смертный бой. Чудесный меч отсекает бороду Черномора, в которой таится его сила. Ратмир   сопровождает   Руслана   со   спящей   княжной   в   Киев   и   ночью   похищает   ее. Догнавши похитителя лишь в Киеве Руслан с помощью волшебного перстня Финна разрушает злые чары. Жанр   «Руслана   и   Людмилы»   можно   определить   как   народно­эпическую,   сказочно­ фантастическую оперу, воспевшую героические странствия, верную любовь, победу добра над злом. Слушание «Марш Черномора» Великий музыкальный сказочник Н.А.Римский­Корсаков написал 15 опер, и почти все они созданы на сказочные сюжеты. Сегодня мы вспомним его оперу «Сказка о царе Салтане». (содержание сказки). Послушаем и посмотрим видеофрагмент из оперы «Три чуда». Мы сегодня много говорили о творчестве великих русских композиторов XIX века, решивших раскрыть мир чувств и переживаний вместе со стихами великого русского поэта А.С. Пушкина. Это и М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский ­Корсаков и , конечно, П.И. Чайковский. Не забыты  и  Модест  Петрович   Мусоргский,  создавший  в  1872 году  оперу  «Борис Годунов»   и   Эдуард   Францевич   Направник   с   оперой   «Дубровский»,   и   уже   упомянутый Александр Сергеевич Даргомыжский с оперой «Русалка» и многие, многие другие. Ведь музыка имеет свой язык. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей настроений, переживаний,   может   помочь   вызвать   к   жизни   сокровенные   помыслы,   увести   в   далекое прошлое и заглянуть в будущее. Недаром   во   все   времена   люди   стремились   приблизиться   к   музыке­   этому неиссякаемому источнику мудрости, красоты и познания. Список использованной литературы. Кенигсберг А.К., Михеева Л.В., «Сто одиннадцать опер», С­Пб, Культ­информ­пресс, 2000 г. 1999 г. Домрина Е.Н. «Беседы о музыке», М., Просвещение, 2002 г. Григорович В.Б., Андреева З.М., «Слово о музыке», М., Просвещение, 2007 г. «Онегинские чтения», «Бессарабская весна», Кишинев, 2003 г. Керн А.П. «Воспоминания о Пушкине», 3­е изд., доп.,С­Пб, Академический проект, «Предания и песни Болдинской стороны», М., 1989 г. Берлянд­Черная Е.С. «Пушкин и Чайковский» 3­е изд. доп., Киев., 1998 г.

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"

Сценарий внеклассного мероприятия "Пушкин в музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2019