Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка
Оценка 4.6

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
30.10.2019
Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка
В статье подробно описано как можно и нужно организовывать работу детского музыкально-театрального кружка на начальном этапе работы в условиях общеобразовательной школы и что для этого необходимо сделать. Описаны этапы работы, приведены конкретные примеры деятельности педагога и учащихся. Учтены возрастные особенности детей и их начальные знания в области музыкального и театрального искусства.
Статья по организации и содержанию д-ти музыкально-театрального кружка.docx
И.В. Кошенкова ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО­ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ В решении общих задач всестороннего развития личности огромная роль принадлежит   искусству.   Рассмотрим   в   этом   отношении   ее   компонент   ­ музыкально­театральную деятельность, которая активизирует у ее участников личностный   рост,   творческую   активность,   повышение   общей   художественной культуры. Изучая театр, можно сформировать мировоззрение, положительные нравственные   качества,   развивать   творческие   способности,   интеллект,   речь, пластику, умение работать в коллективе.  Формирование   творческой   личности   ребенка   начинается   еще   в   школе. Отсюда   следует,   что   занятия   театральной   деятельностью   целесообразнее начинать   в   период   школьного   обучения.   Деятельность   школьного   театра содействует   воспитанию   детей,   их   всестороннему   развитию,   развитию творческих   способностей,   активности,   повышению   общей   художественной культуры   и   духовности.   Попробуем   разобраться,   что   же   мы   понимаем   под словосочетанием «школьный театр».  А.Б. Никитина в своем методическом пособии «Театр, где играют дети» дает   следующую   трактовку   данному   понятию:   ««Школьный»  – ориентированный   прежде   всего   на   нужды   и   возможности общеобразовательной школы.  Такой коллектив, как правило, собирается для осуществления   конкретной   работы.   Это   может   быть   поэтический   вечер, школьный праздник, спектакль или какое­то другое представление, необходимое школе или классу в данный момент. Руководит таким коллективом чаще всего учитель или организатор. В основном он работает один. Постоянного детского коллектива, как правило, нет. Для создания каждого представления собираются дети одного класса или одной параллели.         А если театральные программы прижились   в   школе,   то   вокруг   педагога   может   образоваться   небольшое постоянное ядро любителей театра.  Школьный театр, как правило, ограничен в средствах: не имеет специально оборудованной   сценической   площадки,   световой   или   звуковой   аппаратуры, подсобных   помещений   и   много   другого,   без   чего   обходиться   очень   трудно. Основная   задача   такого   коллектива   –   сделать   интереснее,   содержательнее, веселее   и   уютнее   школьную   жизнь.   Работает   такой   театр   в   самых   трудных условиях» [7, с. 4]. Мнение А.Б. Никитиной в общих чертах перекликается с позицией Н.Н. Елисовой,   этот   автор   более   точно   указывает   цели   и   задачи   школьной музыкально­театральной деятельности. В своем УМК «Школьный музыкальный театр» Н. Н. Елисова говорит о том, что в общем образовании не ставят цель подготовить   профессиональных   актеров,   а  целью   театральной   работы   со школьниками   является   развитие   личности   через   изучение   театра,   как системы. Соответственно этому ставятся задачи: подтолкнуть, помочь ребенку развить способности, раскрепостить, научить вести себя в обществе, выступать перед публикой. Кроме того, она дополняет, что уроки театра предполагают, определенную систему знаний и включают воспитательные моменты [4, с. 37]. Рассмотрим   далее   следующие   вопросы: «Как   организовать   музыкально­ театральный коллектив в школе?», «Как и с чего начинать деятельность этого коллектива?».   Для того чтоб ответить на это вопросы, снова обратимся к труду А.Б. Никитиной. Автор советует, что перед тем, как создать творческий коллектив, человеку,   решившему   заниматься   этим   делом,   следует   ответить   на   вопрос: «Чего   я   хочу?».  Вариантов   ответа   может   быть   великое   множество,   главное, точно   определиться.   Как   только   ответ   будет   найден,   сразу   же   необходимо задуматься о том, как этого сделать, ведь в общеобразовательной школе дети не имеют специальной подготовки. Кроме желания «играть в театре» у детей пока ничего нет [7, с. 16]. Ответив на этот вопрос и определив для себя конкретный алгоритм действий можно приступать к организации музыкально­театрального коллектива.  Автор   советует,   что   педагогу,   организующему   музыкально­театральную деятельность   в   школе,  не   стоит   изолироваться   от   других   педагогов,   а попробовать найти единомышленников, например среди учителей технологии, ИЗО или труда, утверждая, что работать в одиночку очень трудно [7, с. 18]. Первым   этапом   работы,   по   словам   Л.Г.   Филипповой,   должна   стать подготовительная деятельность педагога к встрече с детьми. Она включает в себя самоподготовку руководителя, куда входят  теоретические и практические знания и методики руководства музыкально­театральным коллективом. Наряду с этим педагог должен иметь знания в области истории и теории театра, уметь подобрать сюжет, составить сценарий, определить актерский состав – в общем, это должен быть театрально образованный педагог [8, с. 10]. Чтобы   устроить   первую   встречу   с   детьми,   необходимо   заранее определить день, время и место   первого занятия. Привлечь детей можно с помощью словестной агитации, например в конкретных классах, или расклеить по   школе   объявления   о   наборе   в   театральный   кружок,   или   же   нарисовать красочные афиши об открытии музыкально­театрального кружка. При этом  не стоит устраивать конкурсный отбор  в коллектив по каким­либо признакам. Л.Г.   Дмитриева   и   Н.М.   Черноиваненко   пишут:   «В   театр   можно   привлечь широкий круг школьников, имеющих различные интересы, так для постановки спектакля необходимы солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители и так далее» [3, с. 200]. Каждый из участников   может   заниматься   своей   любимой   деятельностью,   или   пробовать себя   в   совершенно   другом   направлении,   тем   самым   открывая   в   себе   новые способности   одновременно   с   этим   приобщаясь   к   музыкальной   культуре. Аналогичной   позиции   придерживаются   и   многие   педагоги,   а   именно   Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева и В.Н. Чепуров. Последний из них пишет: «Кроме исполнителей,   спектакль   создают   помощники   режиссера,   костюмеры, ответственные   за   реквизит,   рабочие   сцены.   Все   эти   обязанности   ложатся   на плечи  ребят,  и  они  относятся  к  ним  так  же  ответственно  и  с  любовью,  как исполнители   к   своим   ролям»   [9,   с.   31].   Исходя   из   этого,   следует,   что   в школьный   музыкально­театральный   кружок   следует   брать   всех   желающих. Главное   –   помочь   определиться   каждому   ребенку   с   выбором   желаемой деятельности, и в дальнейшем правильно распределить участников по ролям. Чтобы добиться большего результата от занятий, нужно, прежде всего, считает А.Б. Никитина, отделить школьные уроки от занятий «театром». Это найдет свое отражение в атмосфере самого занятия.  Стоит отказаться от традиционного   урока  и   позиции:   учитель   –   ученик.   Это   коллективное творчество, а значит, все делаем вместе. Если ребенок, независимо от возраста, сможет   почувствовать   себя   творцами,   авторами   и   исполнителями   будущего действия, то руководитель сможет получить целый поток выдумок и фантазий, на которые только способны дети. Если весь этот поток направить в нужное русло,  то  проблем  с дисциплиной   будет  гораздо  меньше,  ведь  сами  ученики будут стремиться к тому, чтоб поскорее увидеть результат своих выдумок и стараний [7, с. 19].  Важную   роль   при   этом,  полагает   Н.Н.  Елисова,  играет   и   пространство помещения.  Лучше   объединить   всех   участников.   Мизансцены   урока   можно строить по ­ разному: ученики могут сидеть полукругом  спиной к доске,  сидеть за партами спиной к окну, располагаться небольшими группами по всему классу, или   собираться   в   середине   класса.   Важно   чтоб   в   помещении,   где   проходят занятия,   было   свободное   пространство   для   передвижения.   Если   есть возможность   –   занятия   стоит   проводить   в   актовом   зале,   для   более   полного погружения в деятельность и ухода от традиционных форм занятий [4, с. 40].  Вместе с тем, отмечает А.Б. Никитина, руководитель на первом занятии должен  определить   свод   неких   правил,   которые   как   он   полагает,   следует соблюдать   всем   участникам   творческого   объединения.   Это   те   правила,   без выполнения   которых   занятие   не   может   состояться,   а   также   те,   которые обеспечивают   технику   безопасности.   Например,   приходить   на   репетиции   в удобной,   не   сковывающей   движения   одежде,   не   опаздывать.   Очень   важно приучить ребят к тому, что театр – искусство коллективное, и если кто­то не приходит на занятие, то на следующий раз всему составу придется «топтаться» на месте, вместо того, чтоб осваивать новый материал. Ну, или, наверное, самый важный момент – не прийти на спектакль нельзя!!! Конечно, все эти правила преподносятся детям в тактичной форме,  а лучше в виде игры или мозгового штурма, чтоб ребенок сам осознал важность этих принципов  [7,   с. 21]. Если занятия для детей будут увлекательными и интересными, то многие вопросы дисциплины   отпадут   сами   собой.   Вокруг   руководителя   соберется   «костяк» музыкально­театрального кружка, добровольно подчиняющийся этим правилам. И   если   все   это   получится,   то   сложившийся   коллектив   до   окончания   школы будет радовать множеством спектаклей, концертов и других театральных затей.  В.В. Комелева и И.С. Басова, в результате педагогических наблюдений, анкетирования   и   диагностики   выделяют   три   группы   детей,   которые   могут заниматься в музыкально­театральном коллективе это:    дети с нормальным возрастным художественным развитием,   творческие активные дети с развитыми художественными способностями,  одаренные дети. Для   каждой   группы   детей   педагогу   следует   подобрать   направление   с целью   активизации   творческой   деятельности   и   развития   художественного восприятия [6, с. 2]. Работая над постановкой спектакля, целесообразно будет придерживаться   данной   классификации,   и  разделить   коллектив   на «артистов» и «группу обеспечения», как условно назвала их А.Б. Никитина. Спектакль   не   может   состояться   без   «группы   обеспечения»,   поэтому   они являются   такими   же   уважаемыми   участниками,   как   и   актеры   –   помогают изготовить   бутафорию,   реквизит,   костюмы   и   декорации;   рисуют   афиши   и пригласительные   билеты;   проверяют   готовность   площадки   к   репетициям, меняют   декорации   во   время   спектакля,   помогают   артистам   переодеться   и гримироваться; они вовремя включают звук и свет и делают многое другое для создания спектакля. Ясное распределение обязанностей снимает лишние обиды. «Если не распределить таким образом обязанности, рано или поздно произойдет срыв. Вместо печки придется ставить на сцену стул, а вместо избушки на курьих ножках –  обыкновенную  скамью. Страшно,  если этот  срыв  будет  заметен  не только   на   сцене.   Он   даст   отзвук   и   в   жизни.   У   ребят   притупится   чувство ответственности за порученное дело, появится расхлябанность, легкомысленное отношение   к   театру»   –   пишет   В.   Н.   Чепуров   [9,   с.   67].   Со   временем распределение ролей может меняться. Тот, кто сегодня не хотел выходить на сцену,   завтра   может   проявить   небывалую   активность,   и   наоборот,   тот,   кто устанет   публично   выступать,   может   немного   отдохнуть   и   сменить   вид деятельности.   Вместе   с   тем,   участие   детей   в   постановке   музыкального спектакля   способствует   формированию   у   них   музыкально­слушательской культуры. Они начинают по­новому слушать и понимать музыку [1, с. 269]. Приходя на первое занятие, педагог, в дополнении к вышеперечисленному, должен точно знать, что он может предложить ребятам. Его идея должна быть   ясна   и   понятна.   Это   не   должен   быть   сценарий   уже   готовой   пьесы,   но небольшие театральные экспромты должны быть подготовлены. Так на первом занятии,   считает   А.Б.   Никитина,   ребятам   можно   предложить   придумать   и сыграть   историю,   пусть   даже   самую   простую   из   жизни   самих   участников. Например, разыграть действие на перемене, передать на уроке шпаргалку или поведение на уроке, один и тот же ученик сначала может выполнять функции создателя   истории,   затем   его   непосредственным   участником   и   оценить происходящее   действие   со   стороны,   быть   активным   наблюдателем. Относительная свобода импровизационно­игровой деятельности приводит детей к   пониманию   многомерности   театрального   действия.   При   этом   сохраняется обязательная   смена   позиций   каждого   ученика   на   протяжении   всего   занятия (позиции   режиссера   —   исполнителя   —   зрителя).   На   последующих   занятиях такие сценки­этюды и упражнения следует постоянно усложнять, ставить новые цели и задачи [7, с. 24]. С первого года обучения дети должны понимать для чего они учатся. По мнению   Н.Н.   Елисовой,  основную   часть   обучения   первого   года   должны занимать развивающие игры, артикуляционные и двигательные упражнения. Они входят в состав каждого занятия. Также большое внимание следует уделять развитию   воображения.   Предлагаются   игры   в   ассоциации,   составление предложений, рассказов на заданную тему, по картинке или с определенными условиями, коллективные сказки, воображаемые путешествия, самостоятельные этюды,   театрализация   песен   и   как   итог   может   быть   постановка   небольшой музыкальной   сказки   [4,   с.   37].   В   последующие   годы   обучения,   пишет   В.И. Викторов,   учащиеся   могут   проявлять   себя   в   более   сложных   сценических музыкальных   жанрах,   таких   как   мюзикл,   водевиль,   рок­опера,   детская музыкальная сказка, игра­драматизация, «зримая песня», хоровой театр, детская опера [2, с. 42]. При этом детям стоит предоставлять больше самостоятельности и творчества.  Важно   понимать,  что   школьный   театр  –  это   самобытное   явление,  и   не стоит стремиться к тому, чтобы все было по четким правилам, как у взрослых. Лучше   поискать   возможности,   присущие   самим   детям,   их   природе   и увлечениям. Наряду с этим цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. Как   правило,   в   школьном   театральном   коллективе   нет   времени   и возможности регулярно проводить тренинги, обучать детей всем необходимым театральным дисциплинам, таким как: актерское мастерство, движение, речь и т.д. Но, все же, выходить на сцену неподготовленными невозможно. Поэтому педагогу   следует   подумать   и   найти   самые   короткие   пути   решения   этой проблемы. Здесь на помощь педагогу приходят упражнения и игры, которыми педагог может варьировать по своему усмотрению. Включать их нужно в каждое занятие.   Большинство   игр   и   упражнений   выполняются   коллективно.   А.   Б. Никитина выделяет несколько принципов, согласно которым строятся игры:  игрового самочувствия,  от простого к сложному,  от элементарного фантазирования к созданию образа [7,  с. 30]. Так же автор рекомендует в каждом упражнении выделять и фиксировать трехчастную   структуру. По ее словам: «Это поможет лучше освоить детям основы композиции : начало – середина – конец. На языке драматургии это: завязка  –   кульминация  –   развязка.   На   языке   движения:   фиксация   –  откат  – посыл. На языке актерского мастерства: увидел – оценил – действую» [7, с. 30]. Это   триединство,   в   идеале,   должна   войти   в   привычку   школьника, зафиксироваться на уровне подсознания и мышечных реакций.  Начинать лучше с «игр на знакомство». Даже если ребята хорошо знают друг друга, не стоит этим пренебрегать, ведь на сцене – всегда все по­новому, и мы в этой роли новые и обстановка, и мир вокруг нас тоже начинает меняться. Не   стоит   отказываться   и   от   упражнений­разминок,   они   задают   тонус   всего занятия, активизируют деятельность учащихся. Следует в арсенал руководителя взять упражнения на развитие внимания, чувства ритма, образа и воображения [7, с. 30].   Приведем примеры возможных игр:   игра на знакомство – «Знакомство­ дразнилка»;   упражнения   для   разминок   –   «Просыпаемся»,   «Физический разогрев»,   «Электрический   ток»,   «Стена»,   «Хлопнуть   вместе»;   игры   на внимание   –   «Крэо   –   Кроу»,   «Поводырь»,   «Зеркало»,   «Кривочки»,   «Описать партнера»;   упражнения   на   развитие   чувства   ритма   –   «Ноги,   руки,   голос», «Печатная   машинка»,   «Первый   –   третий»;   игры   на   образное   развитие   – «Скульптуры», «Передать образ», «Зеркало души» и другие [5, с. 24]. Не нужно стремимся к единственно­правильному пониманию смысла в театрально­игровых действиях, а радоваться открытому поиску в интерпретации любого   театрального   задания,   считает   Н.Н   Елисова.   Практически   нет результата   с   завершенным   действием:   в     действиях   всегда   может   быть продолжение,   всегда   можно,   с   точки   зрения   детей,   что­то   убрать,   что­то уточнить. В этом и состоит принципиальное отношение к любому материалу занятия,   будь   то   текст   или   какое­либо   театрально­игровое   решение,   как   к открытому источнику: скороговорки, этюды, басни, сказки, любой предмет — все становится поводом для создания детьми внутреннего текста, который они и реализуют в своих импровизациях­играх [4, с. 39]. Наряду   с   играми   и   упражнениями   в   занятия   музыкально­театрального коллектива   на   начальном   этапе  следует   включать   следующие   виды деятельности:  совместное   сочинение   музыкального   спектакля,   одновременное   её исполнение хором и солистами;  театрализация исполняемой музыки;  сценическая импровизация;  мелодекламация. Таким   образом,   в   методической   литературе   доказана   возможность принимать в самодеятельные школьные театры всех желающих, независимо от их музыкальных данных. При этом одним детям будет доступно исполнение сольных вокальных партий, другие будет петь в хоре, третьи – участвовать в создании декораций, костюмов, в разработке общего сценарного плана и т.д. Суть   работы   педагога­музыканта   заключается   в   освоении   детьми выразительности   речи,   «театрального»   исполнения   вокальных   партий, музыкально­сценической   интерпретации   музыки.   Для   этого   ему   необходимо руководствоваться   определенными   принципами,   осознавать   всю   сложность   и многокомпонентность музыкально­постановочной деятельности, иметь нужные ориентиры работы над музыкальным спектаклем, представлять ее содержание и этапы.   При   этом   давать   детям   свободу   творчества,   направляя   их   в   нужную сторону.  _______________________ 1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Музыка, 2006. – 336 с. 2. Викторов, В.И. Наталия Сац и детский музыкальный театр / В.И.  Викторов. – М.: Советский Композитор, 1993. – 63 с. 3. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб.  для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3­е изд.,стереотип / Л.Г. Дмитриева, Н.М.  Черноиваненко. – М.: Академия, 2000. – 240 с.  4. Елисова, Н.Н. УМК дисциплины ФДТ. Школьный музыкальный  театр / Н.Н. Елисова. – Мурманск: МГГУ, 2015. – 42 с.  5. Зайцев,   А.С.   Развитие   подростка   в   школьном   театре:   учебно­ методическое пособие / А.С. Зайцев. – М.: МАО, 2016. – 148 с.  6. Комелева,   В.В.   Музыкальный   театр   как   действенный   метод художественного   образования   дошкольников   и   младших   школьников [Электронный   ресурс]   /   В.В.   Комелева   //   Педагогика   искусства:   сетевой электронный   научный   журнал.     –  2017.   ­   №2.   –  С.   21­29  –   Режим   доступа: http://www.art­education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komleva_21­28_.pdf  (дата обращения: 12.11.2018). 7. Театр, где играют дети: учеб.­метод. пособие для руководителей  детских театральных коллективов / А.Б. Никитина [и др].; под ред. А.Б.  Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с. 8. Филиппова,   Л.Г.   Детские   музыкальные   спектакли:   учебно­ методическое пособие / Л.Г. Филиппова. – Саратов: СГУ, 2014. – 32с.  9. Чепуров, В.Н. Музыка в школе: из опыта работы. кн. для учителя – 2­е изд., перераб. и доп. / В.Н. Чепуров. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка

Научная статья по организации и содержанию деятельности детского музыкально-театрального кружка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019