Статья "О чтении с листа"
Оценка 4.6

Статья "О чтении с листа"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
04.07.2019
Статья "О чтении с листа"
Большинство учащихся ДМШ ‒ это дети, которые учатся для себя. И, чтобы воспитать в них любовь к музыке, нужно научить их музицировать. Поэтому первые шаги в этом направлении должны приносить ребёнку радость. Это время, когда удовлетворяется естественное желание ребёнка играть, когда в непроизвольной, ненавязчивой форме происходит знакомство с элементами музыкальной речи. Недооценка донотного периода может негативно повлиять на развитие маленького музыканта. Активизация слуховых представлений, мышления, развитие памяти, координации движений, ритмической составляющей на данном этапе будет способствовать осознанному овладению музыкальной грамотностью и возможно позволит юному музыканту в дальнейшем самостоятельно «погружаться» в мир музыки.
Чтение с листа_Алексеевой.docx
О ЧТЕНИИ С ЛИСТА Автор – преподаватель по классу фортепиано КГКП «Детская музыкальная школа  №1» акимата города Усть­Каменогорска Алексеева Елена Витальевна (педагогический стаж  36 лет) Чтение   нот   с   листа   является   важным   навыком,   которым   должен   обладать   любой музыкант, начиная со школьной скамьи и заканчивая дипломированным специалистом. На практике   же   мы   видим,   что   не   только   наши   выпускники   выказывают   беспомощность, оказываясь один на один с нотным текстом, но и некоторые коллеги сетуют на плохую читку с листа. Мне думается, проблема кроется в том, что обучая детей нотной грамоте, мы даём им лишь знание музыкального алфавита, то бишь нот. Но мало уделяем внимание тому, чтобы научить   детей   складывать   из   них   «слоги»   (мотивы),   «слова»   (фразы),   «предложения» (периоды). Ведь знание букв иностранного языка не означает умения на нём разговаривать. Выработке   навыка   чтения   с   листа   должен   предшествовать   длительный   донотный период,   во   время   которого   происходит   организация   игрового   аппарата,   осваивается фортепианная  клавиатура, нарабатывается умение  записывать и прочитывать ритмический рисунок, исполняя его на предлагаемых педагогом клавишах.  Обычно   педагогом   подбирается   небольшая   рифмованная   фраза,  которую   можно  Например:   «испугались воспроизвести,   используя   различный   ритмический   рисунок. медвежонка ёж с ежихой и с ежонком»:  ∏ ∏ ∏ ∏ ∏ ∏ ∏ ∏ или ∏ | | ∏ | | ∏ | | ∏ | | или | | ∏ ∏ | | | | ∏ ∏ | | или ∏ | | ∏ | | ∏ | | и т.д.  Эту   фразу   ученик   может   сыграть   в   самых   различных   вариантах:   как   мелодию   (в качестве мелодии предлагаются два звука, отстоящих друг от друга на секунду или терцию или   последовательность   из   трёх   нот).   Или   как   сопровождение   к   песенке   (квинта   для медвежонка,   секунда   для   ёжиков),   при   этом   педагог   играет   мелодию,   а   ребёнок аккомпанирует. При игре обеими руками как мелодию с аккомпанементом (квинта, терция, секунда).   Также   будет   полезно   поиграть   эту   мелодическую   фразу   с   секвенционным перемещением,   которое   может   быть   как   диатоническим   (в   одной   тональности),   так   и модулирующем. В донотный период происходит узнавание и освоение таких элементов музыкального языка как: ‒ повторность звука;  ‒ поступенное движение – подряд по ступеням лада;  ‒ плавное движение – на интервал не шире терции;  ‒ скачки – ходы на интервалы кварты и более широкие;  ‒ опевание, то есть взятие звука после исполнения двух окружающих его звуков;  ‒ движение по звукам аккордов; ‒ точная повторность построения; ‒ варьированная повторность – повторение построения с небольшими изменениями ‒ секвенция. Это   время,   когда   ребёнок   пробует   импровизировать,   учится   подбирать   мелодии   и сопровождение. Он слушает музыку, рисует её, двигается под неё, воспроизводит различные ритмические рисунки. Только после того как ученик научится немного «говорить» на «новом» музыкальном языке, его следует приучать к чтению нот и их письму, начиная с отдельных нотных знаков и заканчивая более длительными построениями. Таким образом, уроки «нотного периода» в первый год обучения будут посвящены:   ‒ чтению ритмических рисунков на одном звуке; мелодий из двух звуков;  ‒ чтению мелодий в пределах одной аппликатурной позиции; мелодий с различным направлением движения звуков; ‒ чтению   гаммообразных   и   арпеджиоообразных   последовательностей   звуков   в мелодии; ‒ чтению на двух нотных станах; ‒ знакомству с артикуляционными обозначениями; ‒ чтению нот на добавочных линейках; ‒ случайным знакам альтерации и знакам альтерации при ключе; ‒ умению   распознавать   квартовые   скачки   в   мелодии   с   постепенным   расширением диапазона мелодии до октавы, ‒ чтению нот и умению определять знаки альтерации в басовом ключе; ‒ осмыслению разнообразия штрихов и длительностей, ‒ строению фраз  ‒ умению исполнять мелодии с остинатным сопровождением; ‒ видеть и исполнять пьесы с параллельным и зеркальным движением голосов. Игра   по   нотам   обязательно   сопровождается   письмом   нотных   знаков.   Для   большей наглядности   предложите   ученику   записывать   ноты   на   линейках   и   между   линеек   двумя разными цветами. Изучение нот в басовом ключе происходит гораздо быстрее, если ребёнок переписывают одноголосные пьески, написанные в скрипичном ключе нотами басового ключа и наоборот, а затем исполняют их на инструменте по собственноручной записи, подбирая соответствующую аппликатуру, как для правой, так и для левой руки. Работа над развитием навыка чтения с листа должна носить планомерный характер. Только серьёзное отношение к подбору репертуара, отслеживание сильных и слабых сторон ученика   будут   способствовать   выполнению   нашей   главной   задачи;   научить   ЧИТАТЬ, ПОНИМАТЬ и ИГРАТЬ. Литература: 1. Баренбойм   Л.,   Перунова   Н.   Путь   к   музыке:   Книжка   с   нотами   для   начинающих обучаться игре на фортепиано. – Л.: Советский композитор, 1988.  ‒  168 с. 3. Беркман Т. Обучение музыке в школе. [Текст] / Т.Л. Беркман ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин­т худож. воспитания.  ‒ ‒  М.: Изд­во Акад. Пед. наук РСФСР, 1958.   65 с. 4. Брянская Ф.Д. Навык игры с листа, его структура и принципы развития.  // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. / под общ. ред. В. Натансона – М.: Музыка, 1976. – 272 с.  5. Забурдяева   Е.,   Перунова   Н.   Посвящение   Карлу   Орфу:   учебное   пособие   по элементарному музицированию на фортепиано:   Выпуск IV. –   «Тетрадь учителя». – С­Пб.: Невская нота, 2012. – 62 с. 6. Лерман   М.   О   некоторых   задачах   обучения   будущего   пианиста   //   Вопросы фортепианной педагогики. – Вып. 3 – М.: Музыка, 1971. – 331 стр.  7. Мейлих   Е.   У   истоков   музицирования   //   Музыка   детям.   Вопросы   музыкально­ эстетического воспитания. – Вып. 3/ сост. Л. В. Михеева. – Л.: «Музыка», 1976. – 158 с.  8. Шахов   Г.И.   Игра   по   слуху,   чтение   с   листа,   транспонирование   в   классе   баяна: учебное пособие. – М.: Музыка, 1987. – 190 с.

Статья "О чтении с листа"

Статья "О чтении с листа"

Статья "О чтении с листа"

Статья "О чтении с листа"

Статья "О чтении с листа"

Статья "О чтении с листа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2019