Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"
Оценка 4.8

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
25.10.2019
Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"
Встреча в литературной гостиной Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания школьников. Это особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желание поделиться достижениями, сотворить праздник себе, ученикам, гостям. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное. Цели и задачи: Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к литературе, культуры общения и взаимодействия в ходе совместной деятельности; Формирование дружеских отношений между учащимися, навыков публичного выступления, умений грамотного и свободного владения устной речью.
1Литературная студия.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№11»       Приложение 6 Автор:  Плотникова Т.А. учитель начальных классов 1Литературная студия "Волшебные строчки" Введение В   соответствии   с   требованиями   образовательного   Стандарта   одной   из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно­ ориентированную   модель   взаимодействия,   развитие   личности   ребёнка,   его творческого   потенциала.   Процесс   глубоких   перемен,   происходящих   в современном   образовании,   выдвигает   в   качестве   приоритетной   проблему   способствующего   формированию развития   творчества,   мышления, разносторонне­развитой   личности,   отличающейся   неповторимостью, оригинальностью.  Речь является основой мышления. Если речь не развивается, ребенок отстает в   развитии.   Тот,   кто   умеет   оригинально   изъясняться,   проявит   большую оригинальность   в   мышлении.   Литература   –   это   искусство   слова. Словотворчество – это искусство свободного мышления.   Зародить в детских сердцах   любовь   к   слову   –   это   сверхзадача,   поэтому   на   начальной   стадии обучения   все   усилия   необходимо   направить   на   создание   атмосферы,   в которой   детям   захочется   читать,   сочинять,   говорить,   думать.   Программа литературной   студии   «Волшебные   строчки»   для   младших   школьников направлена не только на приобретение определенных писательских умений, но и на повышение читательской активности. Она позволит учащимся обогатить словарный   запас,   сделать   речь   детей   более   выразительной,   образной, складной.   От   успешности   развития   речи   зависит   качество   дальнейшего обучения и воспитания школьников.  Актуальность и педагогическая целесообразность выбранного направления очевидна.   Литературная   студия   “Волшебные   строчки”   необходима   в начальной   школе,   так   как   слово,   особенно   ритмованное   и   рифмованное, поддерживает, формирует, развивает маленького человека. Навыки, которые обучающие получат в литературной  студии   пригодятся им как в учебной деятельности,   так   и   во   внеурочной   работе   (при   участии   в   различных литературных   конкурсах).   Кроме   того,   эти   знания   и   навыки   дети   могут использовать   и   в   дальнейшей   жизни   (в   послешкольном   обучении, профессиональной   деятельности).   Программа   направлена   не   только   на приобретение   определенных   писательских   умений,   но   и   на   повышение читательской активности. Цель программы 1. Воспитание у учащихся интереса к художественному слову, к литературе, развитие грамотной связной речи, ознакомление с азами сценической речи. 2. Развитие   творческого   воображения   и   литературно­творческих способностей. 3. Формирование   у   воспитанников   литературной   студии   коммуникативной компетентности для успешной жизненной самореализации Задачи Для реализации поставленной цели, ставятся следующие задачи: 1. Привить учащимся интерес к художественному слову. 2. В   процессе   словесных,   речевых,   логических,   психологических     и литературных игр научить навыкам  литературной деятельности. 3. Познакомить   с   произведениями   известных   русских   и   зарубежных мастеров слова. 4. Обучить первичным навыкам сценической речи, умению декламировать художественные произведения. 5. Активизировать   внеурочную   творческую   деятельность   школьников: участие в конкурсах сочинений, декламации и др. Программа составлена  с учетом требований  ФГОС второго поколения и   соответствует   основной   образовательной   программе   «Школа   Росси»   по литературному чтению.   Обучение в литературной студии построено на двух принципах:  1. Развитие   речевых   навыков   учащихся,   писательских   и   читательских основ.  2. Практическое применение полученных знаний, умений и навыков. Занятия   студии   являются   комплексными   –   на   них   используются различные   виды   деятельности   как   теоретического,   так   и   практического характера: чтение по ролям, сочинение литературных зарисовок, подвижные и интеллектуальные игры, работа с текстом. Важную роль играют посещения школьной и городской библиотек, встречи с местными поэтами.     На   занятиях   используется   индивидуальная   работа   с   учащимися, организуется   слушание   монозаписей   художественных   текстов   как   образца художественного   слова,   с   целью   познать   поэтичность   и   образность художественного слова, понять необходимость в совершенствовании навыков общей культуры.            Основные формы проведения занятий: литературные игры, конкурсы, инсценировки, творческая мастерская, литературная гостиная. Режим занятий Занятия с детьми  проводятся один раз  в неделю по 30­40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на четыре года обучения для детей младшего школьного возраста.  Курс программы, в общей сложности, рассчитан на 135 часов Реализация программы  4 класс – 35 ч рассчитана на 4 года: 1 класс – 33 ч 2 класс – 34 ч 3 класс – 34 ч Занятия один раз в неделю: 1 класс – 30 мин 2 класс – 40 мин 3 класс – 40 мин 4 класс – 40 мин Прогнозируемые результаты и способы их проверки В   итоге   обучения   учащиеся   должны   овладеть   следующими   знаниями   и навыками: ­   уметь   уместно   употреблять   различные   слова,   подбирать   синонимы, антонимы,   сравнения,   эпитеты,   метафоры,   различать   слова   разных   частей речи, определять лексическое значение однозначных и многозначных слов; ­ уметь составлять словосочетания и предложения разных конструкций;  ­ значительно сократить количество речевых ошибок в своей речи; ­ познакомиться с детскими художественными    произведениями  русской и мировой литературы; ­   в   течение   учебного   года   принимать   участие   в   различных   конкурсах   с литературным уклоном; ­ создать сборники лучших детских произведений.               В   результате   обучения   на   занятиях   кружка   учащиеся   становятся подготовленными к участию в школьных, в районном, в городском конкурсах чтецов,   в   городском   конкурсе   детского   литературного   творчества   «Проба пера», областном конкурсе «Свой голос»,  в других литературных конкурсах в очной и заочной форме; к публикации стихов собственного сочинения и к созданию и выпуску школьного литературного сборника. В результате занятий у   детей   должны   развиться   навыки   коммуникабельности,   творческая   и познавательная активность, эстетический вкус, интерес к художественному слову, русскому языку. Форма контроля промежуточных результатов:       Программа предполагает различные формы контроля промежуточных  результатов: тестирование; творческие задания;  литературные викторины; интеллектуальные игры; участие в различных литературных конкурсах разных уровней. № Тематический план 1 класс Название темы Слово. Предложение. Текст. (10ч) 1. Вводное занятие. Рассказ о богатстве и  многообразии русского языка. Количество часов практик теория а 2. Устаревшие слова. 3. Слова­пришельцы. 4. Крылатые слова. 5. Новые слова. 6. Экскурсии в природу (умение видеть слова в  природе). 7. Простое и сложное предложение, их особенности.  Составление предложений. 8. Что такое текст? 9. Работа с текстами. Выявление признаков текста. 10. Составление текстов из заданных слов. 11. Учимся отличать стихи от прозы. Словотворчество (11ч) 12. Изобразительные средства языка.                               Познакомить с понятиями «сравнение»,  «метафора».  13. Фольклор Сибири. Обучение сочинению считалки,  частушки.  14. Проба пера. Сочинение частушек, считалок. 15. Составление сборника частушек 16. Учимся восстанавливать ритм стихотворения.  Игра «Буриме». 17. Работа над стихотворением (умение сохранить   смысл стихотворения, ритм и размер). 18. Стихотворный ритм как средство передачи чувств  и настроений. 19. Составление словаря эпитетов  20. Проба пера. Учись подбирать рифмы. Игра  «Доскажи словечко» 21. Составление поэтического сборника 22. «Перевоплощение без тайн». Роль интонации в  Техника и развитие речи (10ч) речи. 23. Прослушивание записей в исполнении народных  артистов художественного слова. 24. Конкурс чтецов. 25. Ролевая игра  «Скажи о простом необычно». 26. Пересказ сказки от лица второстепенного героя.  (инсценировка) 27. Стилизация русской народной сказки по опорным  словам. Игра «Узнай героя сказки» 28. Поход в библиотеку. Бал литературных героев. 29. Ролевая игра «В гостях у литературного  персонажа». 30. Творческая мастерская Игра «Сочини сказку».  Сочинение волшебной сказки   31. Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция  «Праздник со слезами на глазах». Подводим итоги (2ч) 32. Составление и оформление сборника «Проба  пера» 33. Подведение итогов работы литературной студии. № 2 класс Название темы Количество часов Теория Практик а Слово. Предложение. Текст. (10ч) 1. Вводное занятие. Рассказ о богатстве и  многообразии русского языка. 2. Устаревшие слова. 3. Слова­пришельцы. 4. Крылатые слова. 5. Новые слова. 6. Экскурсии в природу (умение видеть слова в  природе). 7. Простое и сложное предложение, их особенности.  Составление предложений. 8. Что такое текст? 9. Работа с текстами. Выявление признаков текста. 10. Составление текстов из заданных слов. 11. Учимся отличать стихи от прозы. Словотворчество (12ч) 12. Изобразительные средства языка.                                       Познакомить с понятиями «сравнение», «метафора».  13. Фольклор Сибири. Обучение сочинению считалки,  частушки.  14. Проба пера. Сочинение частушек, считалок. 15. Составление сборника частушек 16. Учимся восстанавливать ритм стихотворения. Игра  «Буриме». 17. Работа над стихотворением (умение сохранить  смысл  стихотворения, ритм и размер). 18. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и  настроений. 19. Составление словаря эпитетов  20. Проба пера. Учись подбирать рифмы. Игра «Доскажи  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс Название темы Количество часов Теория Практика Слово. Предложение. Текст. (16ч) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Вводное занятие. Работа с текстами Придумывание текста по  первой и последней строчке. Игра «Придумай начало». Строение текста. Составление плана. Игра  «Воспроизведи события». Игра  «Перепутанные события».Составление  текстов по заданному плану. Работа с текстами. Игра «О чем?» Составить текст заданного жанра. Учимся читать художественные тексты. Экскурсии в природу (умение видеть слова в  природе). Сбор материала на заданную тему  (коллективная работа). Проба пера. Осенние сказки. Придумывание  сказки «Приключение осеннего листика» Фольклор Сибири. Обучение сочинению  потешки, небылицы Акция «Соберём слова наших бабушек» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9. 10. Проба пера. Сочинение потешки, небылицы 11. Составление шарад и литературных  головоломок. 12. Чудесные превращения слов. 13. «Возможность подумать обо всем на свете!»  (эссе или наука размышлять).  14. Проба пера. Рассуждаем на тему… 15. Придумывание шуточных поздравлений  (индивидуальные задания). 16. Составление и оформление сборника  «Наше творчество». Техника и развитие речи (6ч) 17. Ошибки в речи. 18. Говорение как вид речевой деятельности.  Речь говоримая и речь озвученная. 19. Качества хорошей речи: уместность,  20. доступность, выразительность.  Роль интонации в речи. Ролевая игра  «Произнеси, как…»Чтение предложений с  разными интонациями. 21. Беседа о мастерах художественного слова.  Прослушивание записей в исполнении  народных артистов художественного слова. 22. Конкурс чтецов. Словотворчество (9ч) 23. Углубление знаний об основах  стихосложения. Языковые и стилистические  средства, используемые писателями и  поэтами. 24. Час поэзии. Стихотворный ритм как средство 25. 26. передачи чувств и настроений. Роль пейзажа в литературном произведении  Составление словаря эпитетов Работа над стихотворением (умение  сохранить  смысл стихотворения, ритм и  размер). 27. Проба пера. Сочинение стихотворений 28. Басни И.А.Крылова. Составление партитуры. 29. Игра «Наведи порядок в баснях» 30. Проба пера. Сочинение басни 31. Веселые истории. Придумывание истории с  «крякающими», «мяукающими»,  «блеющими»…Игра «Рассказ на одну букву». Подводим итоги (4ч) 32. Поход в библиотеку. Литературная   викторина «Годы, опаленные войной» (встреча с интересными людьми, написание  сочинений, рассказов, стихов) 33. 34. Составление и оформление сборника  «Проба пера» 35. Подведение итогов работы литературной  студии.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № Название темы Количество часов Теория Практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Слово. Предложение. Текст. (14ч) Вводное занятие. «Великий и могучий  русский язык». Пословицы и поговорки.  Игра «Закончи пословицу». Сходные пословицы и поговорки. Знакомство  с иностранными пословицами. Проба пера. Сочини пословицу. Шутки,  прибаутки. Как рождаются новые слова?  Какие слова стареют и кто такие «архаизмы». Слова, обозначающие признак действия. Игра  «Найди пропущенные слова». Игра «Как? Где? Когда? Почему? Зачем?» Игра «Замени слово». Игра «Как сказать по­ другому?» Составление предложений со  словами синонимического ряда. Аукцион «Замени слово». Синонимы в речи. 9. 10. Словообразование. Шутки­ каламбуры.              Учимся пользоваться словарем.  11. Каламбур. Игры со словами. Литературная гостиная. 12. Составление рассказа из набора слов. 13. Разделители и выделители. Раз словечко, два словечко – будет .... Что можно строить из абзацев. Где поставить точку?  Восклицательный,  вопросительный. Хитрая пунктуация 14. Техника и развитие речи (5) 15. Повествование. Как рассказать сказку или  историю? 16. Что можешь сделать ты? 10 заповедей мастера художественного слова. 17. Практикум по сценической речи. 18. Инсценирование сказки. 19. Распределение ролей. Творческая ошибка. Анализ детских ошибок  Представление своих стихотворений. 20. Читаем со сцены поэзию и прозу  (итог – участие в конкурсе чтецов )  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Словотворчество (12ч) 21. Пофантазируем.  «Я начну, а ты продолжи…» 22. Проба пера. Рассказ. Сочинение внутреннего  монолога вещи или животного. 23. Проба пера. Рассказ (легенда) о  происхождении чего­либо (места, вещи). 24. Сравнения в предложении. Составление  предложений со словами «как», «словно»,  «точно» и др. «Метафоры» - от греческого перенесение. Метафоры в поэзии. «Круглый стол» вопросов и ответов. Расскажи, что ты теперь знаешь о… 25. 26. 27. Жили – были, или зачем отправляться в  тридевятое царство. Знакомство со сказками  народов. Расскажи свою любимую сказку. 28. Старая сказка на новый лад. Можно ли  сочинить свою сказку? 29. Проба пера. Путешествие в волшебство.  Сочинение сказки 30. Наше словотворчество. Сегодня я учитель. Вижу, знаю, исправлю, нет – мне помогут.  «Удивительное вокруг нас»  (интервью с интересными людьми) 31. 32. Проба пера. Статья в газету. 33. Литературная композиция «Память  солдатского сердца». Подводим итоги (2ч) 34. Составление и оформление сборника  стихов и рассказов «Проба пера». 35. Подведение итогов работы литературной  студии.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание программы Содержание   углубления знаний, умений и представлено в 3 общих разделах:   программы   подчинено   единому   принципу   расширения   и 1. Слово. Предложение. Текст. 2. Техника речи 3. Словотворчество Кроме   этих   разделов   курс   начинается   введением   и   заканчивается подведением   итогов,   которое     носит   характер   практической   реализации полученных в течение года сведений и сформированных умений.  Ознакомление с содержанием и организацией кружковой работы.  Рассказ о  богатстве и многообразии русского языка. Введение Слово. Предложение. Текст. Уточняется и углубляется представление о словосочетании, его назначении в языке   и   речи,   о   предложении     простом   и   сложном.   Ведется   работа   над совершенствованием   речеведческих   знаний   и   умений:   распознавать   текст, типы   текстов,   определять   тему,   главную   мысль,   части   текста,   составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст по заданной теме и личному   опыту   либо   творческому   воображению.   Формируются   умения различать   книжный   и   разговорный   стили   текстов,   создавать   текст определенного типа и стиля. Техника и развитие речи Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей   посредством   языковых   конструкций,   создаваемых   на   основе определенных   правил   ораторского   искусства,   связанные   с   силой,   высотой, благозвучностью, тоном голоса и дикцией. Раздел «Техника и развитие речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого   аппарата,   правильной   артикуляции,   четкой   дикции,   логики   и орфоэпии.  Словотворчество В разделе  «Словотворчество» учащиеся знакомятся с такими понятиями, как стопа,   двусложный   и   трехсложный   размер;   строфа,   рифма,   виды   рифм   и способы   рифмовки.   разнообразные   средства художественной   выразительности:   олицетворение,   сравнение,   эпитет, звукопись.   В   раздел   включены   игры   со   словом,   развивающие   связную образную   речь,   умение   сочинять   небольшие   рассказы   и   сказки,   подбирать рифмы.    Рассматриваются Рекомендуемая литература для учителя Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.: Мысль, 1999г. Брагина А.А. Русское слово в языках мира.­ М.:1986г. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Учитель, 1980г. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – М.: Учитель, 1990г. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М.: Мысль, 2003г. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Волгоград, 1997г. Н.Р.   Бертадская,   В.З.   Халимова   «Литературное   творчество   учащихся   в школе», М., «Просвещение», 1986 г. (основная книга).. Использование   журналов   и   газет:   «Учительская   газета»,   «1   сентября   ­ литература», «Русский язык в школе», «Литература в школе» и др.   Рекомендуемая литература для учащихся Этимологический словарь. М., 2005.  Словарь фразеологизмов. М., 2009.

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"

Сценарий внеурочного занятия "Встреча в литературной гостиной"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2019